Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Рубрика: Упражнения для всех

Акробатические упражнения — это преимущественно вращатель­ные движения вокруг различных осей (кувырки, перекаты, перево­роты, сальто и др.), а также упражнения в равновесии, которые вы­полняются в необычных условиях опоры (индивидуальные, парные или групповые). Применяются на занятиях с различными контингентами для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ори­ентировки в пространстве, для тренировки вестибулярного аппарата.

Изучение акробатических упражнений начинается с простейших упражнений, служащих одновременно подготовительными к более сложным. Учащиеся должны знать основы техники упражнений учеб­ной программы и научиться правильно выполнять их, а также помо­гать товарищам при обучении, т. е. умело применять помощь и стра­ховку.

Перекаты и кувырки. Предварительно учащиеся должны овладеть группировкой — подготовительным упражнением для выполнения перекатов, кувырков и сальто.

Перекат — вращательное движение с последовательным касани­ем опоры отдельными частями тела без переворачивания через голову. Учащиеся овладевают этим приемом в такой последовательности: пе­рекаты в группировке из исходного положения на получетвереньках вправо, влево; из упора присев — перекат назад; из стойки на коле­нях — перекат вперед.

Кувырок — вращательное движение тела с переворачиванием через голову и последовательным касанием опоры. Кувырок вперед легче усваивается из стойки ноги врозь с опорой на руки: наклоняясь вперед, опереться затылком (удерживая тяжесть тела на руках) и перекатом прийти в сед, затем — в упор присев. Усвоив это, можно выполнять кувырок из упора присев (рис. 5).

05-08

Страховка: стоя сбоку на колене, одной рукой поддерживать под плечо, а другой, подталкивая под колени, способствовать выполне­нию вращения (первой фазы кувырка).

Кувырок назад значительно легче осваивать из седа на наклонной плоскости (например, трамплин, покрытый гимнастическим матом), сгибая тело и опираясь кистями (ладони вниз) за плечами. Освоив кувырок под уклон, учащиеся переходят к выполнению его на акробатической дорожке или матах (рис. 6).

Страховка: стоя на колене сбоку, подталкивая под плечо, содей­ствовать успешному выполнению вращательного движения. При вы­полнении этого кувырка согнувшись, следует начинать его из седа с наклоном вперед, выполняя перекат назад с опорой кистями около плеч с последующим опусканием ног за голову на опору. Перевора­чиваясь через голову, энергично разгибая руки, через упор согнув­шись (т. е. с прямыми ногами) встать в основную стойку.

Кувырок с прыжка (вперед) сначала нужно научиться выполнять с места. Из полуприседа с полунаклоном вперед, руки на­зад: одновременно с движением руками (махом) вперед-кверху энер­гично оттолкнуться ногами, а после фазы полета, опираясь на руки, выполнить кувырок вперед (рис. 7).

Страховка: стоя на колене сбоку у места опоры одной рукой под­держать под плечо, а другой снизу под бедра у колен содействовать завершению кувырка вперед.

Кувырок назад через плечо (прогнувшись). Учащиеся выполняют это упражнение из седа с наклоном вперед движением назад с перекатом в упор на лопатках; затем, разгибаясь в стойку на плече (с опорой руками по сторонам), перекатом через грудь завершают его упором лежа на бедрах. При выполнении в стойку на голове или на руках необходимо после переката назад полностью разогнуться в тазобедренных суставах и поставить руки для опоры, а при выполнении в стойку на руках важно одновременно с разгиба­нием тела разогнуть и руки (рис. 8).

Страховка: стоя сбоку, за ноги помочь выйти в конечное положение.

Перевороты — упражнения с полным вращательным движением через голову и с промежуточной опорой. Наиболее доступны для уча­щихся перевороты в сторону (влево или вправо) и с головы. Пред­варительно рекомендуется овладеть темповым подскоком, связующим элементом при переворотах. Выполняется на маховой ноге с продви­жением вперед и незначительным наклоном туловища вперед; толчко­вая нога сгибается вперед, а руки поднимаются вперед-кверху (рис. 9).

09-011

Переворот влево (вправо) выполняется с места и с разбега. Влево выполняется из стойки на правой, левую вперед, руки вверх: с широким шагом левой быстро наклониться вперед, сгибая левую ногу, опереться левой рукой вперед на одной линии с левой ногой, пальцами влево и взмахом правой и толчком левой, последовательно опираясь руками выйти в стойку ноги врозь с поворотом налево. Продолжая движение (правым боком), поочередно отталкиваясь ру­ками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь (рис. 10). При овла­дении этим переворотом учащиеся должны добиваться сочетания маха и толчка ногами, вытянутого положения (во всех звеньях) тела в стой­ке на руках ноги врозь и последовательного опускания ног из стойки на руках в стойку ноги врозь (не сводя их).

Страховка и помощь: стоять со стороны спины исполнителя и, захватив скрестно за поясницу, сопровождать движение до конеч­ного положения. При выполнении переворота с разбега добиваться сочетания скорости разбега и темпового подскока с самим переворотом. Овладев переворотом влево, рекомендуется разучить переворот в дру­гую сторону. После этого упражнение можно выполнять слитно: два переворота по одной линии (влево и вправо), соединяя их поворо­том кругом.

Переворот с головы. Из полуприседа руки вперед-книзу выйти в стойку на голове согнувшись и резко разгибаясь в тазобед­ренных суставах и отталкиваясь руками (с фазой полета), призем­литься на носки, подавая вперед таз, завершить движение (рис. 11). Учащиеся легче овладевают этим переворотом, если готовятся к нему сначала из положения упора, согнувшись на лопатках (взяв за руки партнеров, стоящих по сторонам), резким разгибанием в направлении вперед-вверх встать на ноги; затем овладеть переворотом с головы с горки матов (4—6 шт.), постепенно уменьшая высоту и, наконец,— на акробатической дорожке (или матах).

Страховка и помощь: стоя сбоку, одной рукой поддержать под плечо, другой — под таз, направляя движение вперед-кверху и со­провождать исполнителя до приземления.

Стойки — статические положения (вертикальные) ногами вверх.

Выполнение стоек способствует формированию нормальной осанки учащихся и развитию силы.

Стойка на лопатках. После переката назад опереться ладонями в спину и разогнуть тело так, чтобы туловище и ноги были на одной линии. Более сложный вариант — руки на полу. Овладев основным вариантом стойки, можно выполнять ее с разведением ног врозь; то же вперед и назад, а также выполнять наклонную стойку на лопатках (под углом 45°).

 012-013

Рис, 12. Стойка на голове из упора                                 Рис.  13,  Стойка  на руках присев

Стойка на голове. Из упора присев опереться головой так, чтобы голова и кисти рук составили равносторонний треугольник, и толчком ног поднять таз (в группировке). Затем, разгибая ноги, выйти в стойку, сохраняя равновесие тела в вертикальном положении. Стойку можно выполнять из упора присев на одной ноге, другая сзади на носке, махом одной и толчком другой ногой. В этом случае при не­обходимости оказывается помощь: одной рукой под плечо, а другой снизу за маховую ногу (до выхода в стойку). Из упора присев или из седа на пятках силой более сложный вариант выполнения (рис. 12). Предварительно учащиеся должны овладеть стойкой на лопатках и висом прогнувшись на гимнастической стенке.

Стойка на руках. Выполняется из стойки руки вперед- вверх: шагом вперед с одновременной опорой руками о пол, махом дру­гой ногой выйти в стойку на руках, соединяя ноги выпрямиться и сох­ранить равновесие (рис. 13).

Страховка и помощь: стоять со стороны маховой ноги и одной ру­кой поддержать под плечо, а другой снизу под маховую ногу чуть выше колена способствовать правильному выходу в стойку. Стойку можно выполнять из упора присев и из других положений силой. Овладев основным вариантом, стойку можно усложнять разведением, сгибанием ног, а также выполнять разновидности стойки: узкую, сомкнутую, широкую и др.

Упражнения на гимнастических снарядах, включенные в програм­му по физическому воспитанию учащихся ПТУ, разделяют на ста­тические и динамические. Первые включают в себя статические упражнения и силовые перемещения.

Статические упражнения — это неподвижные позы, т. е. висы или упоры, выполняемые учащимися на том или ином сна­ряде.

Силовые перемещения — это медленные переходы из одного статического положения в другое, например: подтягивание, опускание в вис, из виса силой вис согнувшись, из виса сзади вис согнувшись, подъем силой в упор и др.

Динамические — маховые упражнения представляют собой перемещения тела учащегося по кругу (обороты) или по его частям (размахивания, подъемы, соскоки). Учебный материал программы по гимнастике для учащихся ПТУ состоит из трех основных подгрупп этих упражнений:

движений махом вперед (поворот кругом, вис согнув­шись или прогнувшись, соскок и др.);

движений махом назад (поворот кругом, сгибание рук, подъем или соскок и др.);

движения разгибом (подъем разгибом, подъем одной в упор ноги врозь, подъем двумя в упор сзади и др.).


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.