Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Биллиард

Рубрика: Виды спорта

Биллиард в систематике спортивных игр отно­сится к играм с шарами или набивными (литыми) мячами. Эта целевая игра требует физической гиб­кости и концентрированного мышления.

Как спортивные виды сформировались следую­щие дисциплины игры: биллиард, карамболь и кег­ли на биллиарде.

Историческое развитие. Предшественником игры в биллиард является культивировавшаяся в Англии в XIII в. игра в шары на травяной площадке. В преобразованной форме она стала позже на­стольной игрой (игра в кегли на биллиарде), кото­рая была особенно распространена во Франции. С середины XVIII в. во Франции вошла в моду игра «карамболь», которая быстро распространи­лась и вытеснила кегли на биллиарде. Когда в США были изобретены резиновые борта, игровые результаты значительно возросли. Это привело к введению новых манер игры: игре в один борт, игре в три борта и артистическому удару. Европей­ская конфедерация игры в биллиард была основана в 1926 г., в нее входят в настоящее время более 20 национальных союзов. Всемирный союз игры в биллиард включает 5 континентальных союзов. Мировые и европейские чемпионаты проводятся с конца XIX в.

С основанием демократического спортивного движения в ГЕРМАНИИ биллиардный спорт также нашел соответствующую поддержку. Уже в 1949 г. была образована секция биллиарда. В 1958 г. был учреж­ден Немецкий союз биллиардного спорта ГЕРМАНИИ, в который входит в настоящее время около 8000 спортсменов.

В биллиард-карамболь играют 3 шарами на столе без луз. Суть игры заключается в том, чтобы своим шаром возможно большее число раз коснуться двух других шаров. Здесь может быть практически неограниченное количество решений. Игрок до тех пор имеет право на удар, пока осуществляет карам­боли. Если он ошибается, право удара переходит к сопернику. Каждая серия ударов протоколирует­ся. Выигрывает тот игрок, который первым осуще­ствил установленное количество карамболей. Материальное обеспечение. Помещения для трени­ровки и для соревнований должны быть свободны от шумов, мешающих игре, и хорошо защищены от влияния атмосферных условий. Влажный воздух вреден как для биллиарда, так и для другого инвен­таря. Биллиардные столы должны стоять на ви- броустойчивом полу, на таком расстоянии друг от друга, чтобы обеспечивать свободу действий игрока во время удара.

Биллиард-похожий по внешнему виду на стол- прямоугольный снаряд с соотношением сторон 1:2. На стабильной деревянной подставке с 6 или 4 ножками покоится отшлифованная аспидная пли­та толщиной по меньшей мере в 40 мм, которая ту­го обтянута специальным зеленым сукном. Укреп­ленные на деревянной рамке резиновые борта высотой от 3,6 до 3,7 см обрамляют игровую по­верхность. Высота биллиарда от пола до верхнего края борта составляет 78 — 80 см. Современные бил­лиарды имеют встроенные в подставку электриче­ские обогревательные установки, которые обогре­вают игровую площадку. Игровое поле освещается люминесцентными лампами, которые находятся на высоте примерно 80 см над игровой площадкой. На официальных международных соревнованиях разре­шен большой биллиардный стол с размерами игро­вого поля 2,845 х 1,4225 м.

Шары. Для игры в карамболь необходимы 1 красный и 2 белых шара, диаметр которых уни­фицирован и может составлять 61 -61,5 см. Один из белых шаров для лучшего различения помечен черной точкой. Шары изготавливаются из высоко­качественных синтетических материалов. Для раз­личных манер игры Европейская конфедерация игры в биллиард признает и допускает опреде­ленные шары; так, для манеры игры «артистиче­ский удар» предписаны шары из слоновой кости. Кий. Конструкция, длина и вес биллиардного кия подбираются индивидуально.

Биллиард

По своему целевому предназначению наиболее оправдали себя кии из хорошо выдержанной древе­сины ясеня, граба или палисандра. В основном предпочитаются кии длиной 140-150 см и весом от 460 до 520 г. Кий должен быть абсолютно прямым. Центр тяжести находится примерно в 40 см от кон­ца нижней части. На кончике верхней части он имеет диаметр от 10 до 13 мм, на конце нижней части-30 мм. Кожаная наклейка, находящаяся на кончике верхней части и предназначенная для удара по шару, во время игры после проведения несколь­ких ударов обмазывается специальным мелом, чтобы избежать скольжения по шару. Она наклеи­вается на пистон, который сделан из слоновой ко­сти, из пластмассы и имеет длину 15 — 20 мм. Форма одежды. Игроки носят черные игровые жи­леты или свитера с длинными рукавами, белую спортивную рубашку с открытым воротом, черные брюки, черные носки, черные ботинки.

Правила игры. Основной формой во всех манерах игры (кроме артистического удара) является пар­тия, т. е. поединок с соперником. Перед началом каждой партии определяется, кто начинает партию. При этом оба игрока одновременно бьют по шару в направлении дальнего короткого борта. Игрок, чей шар окажется ближе к другому короткому бор­ту, может определять, кто начинает партию. Игрок, начинающий игру, всегда играет шаром, поме­ченным точкой. Шаром соперника является немар­кированный белый шар. Если игрок ошибается, право на игру переходит к сопернику. Если игрок, начавший игру, первым набирает необходимое ко­личество очков, то соперник имеет право на так на­зываемый ответный удар, чтобы иметь возмож­ность выравнять счет. При этом шары устанавли­ваются так же, как и при начальном ударе. Европейские и мировые чемпионаты проводятся как личные первенства только на большом биллиарде по меньшей мере среди 8 участников. Манеры игры. По степени трудности различаются следующие манеры игры: свободная партия с угловыми линиями, рамочные партии, игра в один борт, игра в три борта, артистический удар. Свободная партия. Особенностями ее являются на­черченные мелом угловые линии (заградительные поля). На них игрок имеет право делать только 1 карамболя друг за другом, включая карамболь при вступлении в игру обоих игровых шаров. Затем один из игровых шаров-по меньшей мере времен­но-должен быть выведен из начерченного тре­угольника. Если это не удается, то право удара переходит к сопернику. Последний карамболь в та­ком случае не засчитывается.

Рамочные партии. Игровая площадка разделена при помощи меловых линий на заградительные поля. Числа 47 и 71 перед косой линией означают, на ка­ком расстоянии в см следует проводить линии на большом биллиарде. Число 2 после косой линии означает, что внутри одного заградительного поля может быть осуществлен только один карамболь и что при втором ударе по меньшей мере один игровой шар должен быть выбит. Число 1 после косой линии означает, что один из игровых шаров должен быть выбит тотчас при первом ударе. По­этому обе манеры игры обозначаются как двух­ударная рамка и одноударная рамка. Кроме того, обозначены квадратные заградительные поля, длина сторон которых составляет 17,8 см, для ко­торых действуют те же ограничения, что и для по­лей рамки.

Если рамочные партии играются на турнирном биллиарде, то разделение игрового поля устанавли­вается точно в соотношении к большому биллиар­ду; рамка 35/2 и 35/1 соответствуют рамке 47/2 и 47/1, рамка 52/2 и 52/1 соответствуют рамке 71/2 и 71/1. Линии проходят тогда в 35 или 52,5 см от линии борта.

Игра в один борт и игра в три борта. При игре в один борт полагается, чтобы ударный шар вошел в соприкосновение по меньшей мере с одним бор­том прежде, чем будет выполнен карамболь. При игре в три борта ударный шар должен коснуться борта 3 раза прежде, чем последует карамболь. На биллиарде при этом нет никакой маркировки.

Ошибками, в результате которых в игру вступает соперник, считаются: свой шар вылетает со стола; карамболь не выполняется; игра ведется шаром со­перника; во время удара нога бьющего не касается пола; шары при ударе остаются неподвижными; нарушаются правила, обязательные для рамочных партий и бортовых партий.

В особых правилах установлено, как игрок дол­жен себя вести при прессинговой остановке своего ударного шара и каким образом он должен дей­ствовать в таком случае. Так, например, в свобод­ной партии существует «принудительная» останов­ка, в то время как в других манерах игры предо­ставляется право выбора. Кроме того, имеются особые правила для расстановки шаров при трех­бортной манере игры. Строгие правила существуют также для манеры поведения во время партии и во время соревнований, зачастую многодневных. Так, например, игрок, в то время как соперник находит­ся в игре, должен находиться на соответствующем удалении, на своем, предназначенном ему месте, и воздерживаться от всяких мешающих сопернику вы­сказываний. Нарушения могут привести к проигры­шу партии и при известных условиях к исключе­нию провинившегося из общих соревнований руко­водителем турнира. Во время партии действует аб­солютный запрет на алкоголь и наркотики. Судейство. Каждой партией руководит квалифици­рованный арбитр. Ему помогает составитель про­токола. Арбитр должен громко считать каждый правильно осуществленный карамболь и громким голосом объявлять игроку (если это необходимо) положение шаров. Кроме того, он должен объявить игроку 5 последних карамболей, которые нужно сыграть до окончания партии. Дальнейшие задачи состоят в том, чтобы констатировать принудитель­ную остановку ударного шара игровым шаром и (при необходимости) вновь расставить шары. Оценка. По аналогии с другими спортивными игра­ми каждая выигранная партия оценивается 2 очка­ми, ничейная-1 очком. Если после окончания личных соревнований (состоящих из нескольких партий) у обоих лучших игроков оказывается рав­новесие по очкам, то назначается дополнительная игра. При ничейном исходе решающим является общий средний результат, лучший отдельный сред­ний результат, максимальная серия, достигнутая в этих соревнованиях. Если имеется 3 или более игроков с одинаковыми очками, то в этом случае решает лучший средний результат, а при равнове­сии привлекаются вышеназванные критерии. Луч­ший отдельный средний результат-это лучший средний результат, которого игрок добился в выи­гранной или ничейной партии. Максимальная се­рия-это самая высокая серия карамболей. В ко­мандных соревнованиях таким же способом-по аналогии для каждой победы одной команды над другой-засчитывается 2 или 1 очко. При равном количестве очков в каждом случае решающим оказывается наибольшее количество очков в пар­тиях в течение всего соревнования. Если и здесь на­блюдается равновесие, то решает тогда лучший средний командный результат. Подсчет происходит таким же способом, как и в одиночном соревнова­нии.

Техника. В основе игры лежат законы физики, ко­торые игрок должен хорошо знать. Кроме того, не­обходимо наиболее точное попадание по ударному шару и (как следствие этого) по игровым шарам. Удар имеет первостепенное значение, так как он определяет заранее задуманное передвижение ша­ров. Признаками хорошего удара являются его прямизна и при этом точно согласованный контакт кия с ударным шаром. Не последнюю роль играет подготовка к удару. Удачное осуществление удара зависит от правильного положения тела по отноше­нию к шару, абсолютной свободы всех конечностей (кроме предплечья с кистью и запястьем), струк­туры так называемой упорной руки и точно вы­бранного ритма отмашки.

Тактика. Основой свободной партии и различных манер рамочной игры является объединение шаров на тех местах игровой поверхности, где шансы для достижения большой серии являются наилучшими. Кроме того, решение о наступательной или оборо­нительной манере игры является важным тактиче­ским средством. Сильные игроки предпочитают на­ступательную манеру игры. Только в очень сложных ситуациях они переходят к оборонитель­ной манере.

Обучение и тренировка. Тренировка организуется различными способами. Разработанные планы обу­чения и тренировки предусматривают поэтапное обучение тренеров и игроков. Особое внимание уде­ляется обучению основам. Сильные игроки трени­руются главным образом индивидуально. Они стремятся стабилизировать «свой» удар и автома­тизировать его, для того чтобы сохранить силы в партии, так как она длится около 2 час, и один игрок проводит в соревновании по 10-16 час. Тре­нировка игрока высшего международного класса в подготовительный период к важному турниру продолжается по нескольку часов ежедневно.

Основной вариант размещения кеглей (1) и запасные варианты размещения кеглей (2-8) в биллиарде-кеглях.

Биллиард

В качестве спорта для отдыха игра в биллиард «карамболь» не очень популярна. Во многих домах отдыха и других культурных учреждениях стоят биллиарды для общественного пользования. Одна­ко нередко отсутствует надлежащая забота об ин­вентаре и необходимые инструкции для игры.

Кегли на биллиарде являются комбинацией из ка­рамболя и игры в кегли. По сравнению с карамбо­лем эта игра технически проще и поэтому легче для освоения. Поскольку материальное обеспечение не такое дорогостоящее, то игра в кегли на биллиарде получила в последние десятилетия большое распро­странение, в частности, в ГЕРМАНИИ. Формой соревнова­ний является партия. За 100 обязательных ударов нужно набрать как можно больше очков. Партия начинается с расстановки кеглей и шаров в началь­ную позицию. Все дальнейшие удары проводятся из позиции шаров, получившейся при этом, причем каждый раз должны быть поставлены все 5 кеглей. Материальное обеспечение. В значительной степени требуются такие же условия, как и в игре «карам­боль». Необходимо учитывать следующие отклоне­ния и особенности: игровое поле биллиарда имеет размеры 0,90 мх 1,80 м, аспидная доска-толщину минимально 22 мм, кий-вес от 520 до 550 г. Ке­гли, изготавливаемые из граба, стоят посередине игрового поля на круглых подставках для кеглей, Длина кеглей-10,5 см, их диаметр составляет у ос­нования 13 мм, в центре тяжести продольной оси-15 мм, а у головки-14 мм. В качестве формы одежды на соревнованиях обязательны белая спор­тивная рубашка и черные или темно-синие брюки. Правила. Командные чемпионаты проводятся в игровых классах от команд высшей лиги до ни­зовых команд; кроме того, проводятся командные кубковые чемпионаты и личные первенства. Так на­зываемые обычные команды состоят из 6 человек, женские, юношеские и школьные команды-из 4 игроков каждая.

Очки. Их получают в том случае, когда ударным шаром (красный) попадают в игровые шары (белые) таким образом, что последние сбивают как можно больше кеглей. Сбивание кеглей может про­исходить, однако, только при помощи косвенных шаров: а) игровой шар I, прежде чем кегля упала, коснулся по меньшей мере одного борта; б) ударный шар перед тем, как коснуться игро­вого шара I, коснулся борта; в) ударный шар по­сле соприкосновения с игровым шаром I подтал­кивает игровой шар II к кегле. Дальнейших оч­ков добиваются при помощи истинного или фаль­шивого карамболя, далее путем прохода игрового шара через полностью расставленные кегли (не уронив ни одной кегли). К сбитым кеглям от­носятся следующие: лежащая кегля, кегля, кото­рая потеряла равновесие и в следующем слу­чае будет сбита, а также кегля, которая пол­ностью сошла со своей отметки (или со своего места к началу удара).

Оценка. За каждую сбитук» кеглю засчитывается 1 очко, за истинный или фальшивый карамболь или проход игрового шара — дополнительно по 1 очку. За сбитую среднюю кеглю с полного кегельного поля-2 очка. Очки засчитываются только в том случае, если после удара все шары находятся в со­стоянии покоя. После каждого удара все 5 кеглей должны быть вновь поставлены на свои места, по­меченные маркировкой. Если максимально 2 из этих точек заняты шарами, то тогда входят в силу запасные отметки для кеглей, при наличии которых подвергающуюся опасности кеглю нужно поме­стить точно посередине между двумя другими мар­кированными точками. Если запасные отметки для кеглей установить нельзя, то игоа продолжается с начальной позиции.

Ошибки. Наказание влекут за собой следующие на­иболее важные ошибки после проведения или под­готовки удара: а) результат прямого удара дает минус; б) ударный шар не касается игрового- минус; за случайно упавшие кегли в соответствии с оценкой дополнительно засчитывается минус; в) если после удара, прежде чем шары вновь окажутся в состоянии покоя, они будут каким-либо образом задеты, то общий результат удара будет считаться минусовым; если не упала ни одна кегля-минус; [) если ударный шар опрокидывает (даже одну) кег­лю, то результат удара считается минусовым; д) если шар падает с биллиарда, результат засчиты­вается как минус; е) если удар проводится прежде, чем все шары окажутся в состоянии покоя, резуль­тат засчитывается как минус; если не падает ни од­на кегля -минус; ж) если при подготовке удара за­девается шар (исключая тот случай, если это делается кончиком кия) или при этом будет уроне­на кегля, то это оценивается как пустой удар и ста­вится нуль.

Судейство. Выдержки из судейских правил: а) ар­битр руководит партией самостоятельно, исключая других лиц; б) если игрок сомневается в правильно­сти решения арбитра, он имеет право просить ею проверить свое решение. Арбитр обязан удовлетво­рить требование; в) решение арбитра неоспоримо, если речь идет о констатации фактов; г) арбитру запрещено указывать игроку на ошибку, которую тог хочет совершить.

Техника. Виды удара и их действие похожи на виды удара и их действие в карамболе. При помощи уда­ров с или реже без эффё один из двух игровых ша­ров направляется ударным шаром после прохода и касания одного или нескольких бортов к расста­вленным кеглям. После столкновения с игровым шаром ударный шар должен быть приторможен или отведен при помощи эффё. Только опти­мальный удар по кеглям позволяет получить хоро­шие результаты.

Тактика. Простейшими и одновременно самыми выгодными ударами являются поперечные и длинные удары. При этом можно достаточно лег­ко провести игровой шар несколько раз через ке­гельное поле и сбить все кегли. Так как число уда­ров в одной партии ограничено, а результат по очкам предусмотрен как 100 очков за 100 ударов, то целью каждого игрока является создание как можно большего числа благоприятных позиций и их реализации.

Специальные виды и формы применения. Инте­ресным видом игры в кегли на биллиарде является игра в кегли-шары. Эта игра хорошо подходит для занятий этим спортом во время отдыха. Она ис­пользуется также для тренировки в кегли на бил­лиарде. В одной партии может принимать участие . любое количество игроков. После жеребьевки порядка старта первый игрок начинает с исходной позиции и продолжает свою игру до тех пор, пока он правильно сбивает кегли. После карамболя без па­дения кегли, холостого удара или ошибки он дол­жен прекратить свою серию, а следующий игрок может начать игру. Суммированные положи­тельные очки его серии записываются на счет игро­ка плюсом, а ошибочные очки последнего удара- минусом. Игроки, которые превысили количество очков, о котором было договорено, считаются по­бедителями. Набравший наименьшее количество очков игрок является проигравшим партию. Под­счет очков-прогрессивный: за 1 карамболь 4 оч­ка; за 1 упавшую кеглю-2 очка (без карамболя) или 6 очков (с карамболем); за 2 упавшие кегли 4 или 12 очков; за 3 упавшие кегли 6 или 16 очков; за 4 -12 или 20 очков; за 5 — 36 или 40 очков; за од­ну только центральную кеглю-10 или 14 очков; за 4 кегли без центральной кегли — 30 или 34 очка.

« --|||-- »

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.