ВОСПИТАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
Рубрика: Физкультура в обществеПод психологическими чертами личности понимаются такие черты, которые выражаются во всем поведении человека, в его отношении к общественным явлениям, в отношении к другим людям, к труду. Эти особенности отличают одного человека от другого. Они выражаются в интересах личности, во взглядах на жизнь и убеждениях, в чертах характера, скромности или самомнении, в общительности или замкнутости, в склонностях и способностях человека. Психологические черты личности развиваются и изменяются в процессе жизни, профессиональной деятельности. Развиваются и формируются они и в процессе занятий физическими упражнениями, спортом. Особенно ярко это выражается в поведении человека во время спортивных соревнований: одни участники горячо заинтересованы в победе своей команды, другие больше думают о собственной спортивной славе; одни в спортивном состязании проявляют большую волю к победе, не боятся трудностей, другие же при первой неудаче избегают трудностей .
В профессионально-технических училищах физическая культура и спорт используются как важные средства всестороннего развития и подготовки молодого человека к труду и защите Родины, формирования нравственных качеств личности активного строителя общества, способного преодолевать любые трудности на пути к поставленной цели.
Условия коллективной деятельности обучающихся в ПТУ как на учебных занятиях по физическому воспитанию, так и во время участия в спортивных мероприятиях и подготовки к ним имеют существенное воспитательное значение. Это прежде всего формирование и развитие такого важного нравственного качества, как коллективизм. Именно в коллективе формируется у человека стремление отдавать все свои силы на пользу общества, развивается сознание долга и ответственности за выполнение своих обязанностей.
Находясь в коллективе, молодой человек вместе с тем сам должен проявлять общественную активность, приучаться работать совместно с другими людьми, оказывать взаимопомощь, стараться коллективными усилиями достигать общей полезной цели.
Только в коллективе могут развиваться такие нравственные черты личности, как уважение к другим людям, чуткое к ним отношение, требовательность к себе.
Формирование мотивов и целей, а также интересов у учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, проходит сложный путь изменений и развития.
Мотивом называется то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается, а целью — то, к чему он стремится.
Например, у юноши возникает мотив стать сильным и для этого заниматься борьбой. На ближайший период он ставит цель — добиться III спортивного разряда.
В эмоциональном удовлетворении этими занятиями и устойчивом желании продолжать совершенствоваться именно в борьбе выражается интерес к данному виду спорта.
Содержание мотивов и интересов к занятиям физическими упражнениями, спортом очень многообразно. Это может быть удовлетворение выполненной мышечной работой, удовольствие от общения с другими учащимися во время тренировки или соревнования, желание проверить свои силы в преодолении трудностей и др.
В процессе систематических занятий подобные первоначальные мотивы сменяются более сложными и глубокими. Развитие мотивов и интересов к избранному виду спорта обычно проходит с усвоением техники и тактики этого вида, овладением специальными знаниями, с растущими спортивными достижениями.
На стадии спортивного мастерства возникают и форхмируются новые мотивы — стремление достигнуть высоких результатов, добиться новых рекордов и своими успехами содействовать развитию советского спорта.
Однако успеха в физическом воспитании можно добиться только при систематических занятиях, постоянной работе над собой и устойчивых интересах к физической культуре, спорту, связанных с общественно полезными целями и задачами.
В процессе физического воспитания постепенно формируются и закрепляются многие ценные психологические черты личности. Особое влияние оно оказывает на развитие воли человека. Это объясняется тем, что любое физическое упражнение всегда связано с преодолением определенной трудности: взять высоту в прыжке, пробежать дистанцию и выполнить временной норматив и пр. Такое условие содействует развитию способности к волевым действиям, волевым усилиям.
Трудности, встречающиеся при волевых действиях, могут быть разнообразными. Например, трудности преодоления больших физических напряжений и утомления, трудности неожиданно возникшей ситуации и пр. Преодоление их требует разных качественных особенностей воли, которые называют волевыми качествами. В одних случаях необходимо проявление смелости, в других — упорства и настойчивости, в третьих — инициативности или решительности.
В жизни каждый способен проявлять какие-то волевые качества. Однако только в том случае, когда они становятся типичными проявлениями в поведении данного человека, их можно считать чертами характера.
Чтобы успешно воспитывать у себя такое волевое качество, как целенаправленность, необходимо всякий раз, приступая к какому- либо действию, отчетливо осознать, какую задачу предстоит решать, и ясно представить, как это надо делать. Целенаправленность действий организует поведение и поступки учащихся, делает их осмысленными.
Дисциплинированность как волевое качество личности заключается не только в выполнении требуемых действий, но и в сознательном воздержании от определенного действия или поступка. Дисциплинированный человек поступает всегда в интересах коллектива, общества. Он умеет подчинять свои действия, поведение установленным правилам или требованиям.
Уроки физического воспитания требуют от учащихся ПТУ сознательного исполнения указаний, команд, распоряжений преподавателя, сознательной дисциплины.
Выполнение многих физических упражнений связано с некоторым риском и проявлением смелости для достижения успеха. Это упражнения с высокими скоростями перемещения в пространстве в мото- и велогонках; прыжки в воду, легкоатлетические прыжки в высоту, которые могут вызывать боязнь, неуверенность. Такие неблагоприятные чувства порой возникают и при необычных безопорных положениях тела в пространстве, например при упражнениях на гимнастических снарядах. Тренируясь в подобных условиях и овладевая спортивной техникой обучающийся учится подавлять отрицательные эмоции, если они возникают, укрепляет у себя чувство уверенности, развивает смелость.
Известно, что страх знаком даже самым смелым людям, но в отличие от трусливых они умеют подавлять это чувство и действовать уверенно и расчетливо в самых сложных условиях. Уверенно идя навстречу риску и возможной опасности человек проявляет смелость, которая закрепляется при многократных повторных действиях.
В процессе занятий физическими упражнениями укрепляются и развиваются такие важные в жизни и труде волевые черты личности, как настойчивость и упорство. Они выражаются в том, что человек длительно и повторно направляет свои усилия на достижение сознательно поставленной цели.
Чтобы добиться хороших результатов в любом деле, в том числе и в физическом воспитании, требуется длительная и систематическая работа над совершенствованием своих знаний, умений и навыков. Спортсменам приходится годами тренироваться, чтобы повысить результаты, мастерство. Эти качества нужны и в овладении избранной профессией.
Поведение человека, его работоспособность, особенно когда перед ним возникают какие-либо трудности, во многом зависят от такого качества личности, как эмоциональная устойчивость.
Эмоциональная устойчивость — это способность человека, действуя в напряженных или особо сложных условиях, противостоять отрицательным влияниям переживаемых при этом чувств.
Выполнение физических упражнений, особенно в условиях соревнований, всегда вызывает сильные и яркие переживания: предсорев- новательное волнение, тревога за исход соперничества, торжество победы, огорчение при поражении и пр.
Переживая большие эмоциональные напряжения, учащиеся должны научиться сохранять сознательный контроль над своим поведением, действовать расчетливо, не терять самообладания в трудных условиях.
Эмоциональная устойчивость помогает человеку успешно справляться с трудностями в жизни, труде, спорте. Это качество особенно необходимо рабочим таких профессий, как строитель, монтажник- высотник, шахтер, водитель, электросварщик и др.
Для воспитания эмоциональной устойчивости нужно прежде всего научиться контролировать свое поведение, наблюдать за проявлением своих переживаний, добиваться целесообразности и расчетливости действий. Регулярный самоконтроль должен сочетаться с умением управлять своим поведением, своевременным исправлением допускаемых неточностей.
Для формирования эмоциональной устойчивости у людей ряда профессий, а также у спортсменов различной специализации в современной психологии рекомендуется применение специальных приемов саморегуляции эмоциональных состояний.
Чтобы избавиться от излишнего волнения или перенапряжения и вызвать состояние эмоциональной устойчивости к сильнодействующим неблагоприятным раздражителям, используют упражнения так называемой аутогенной тренировки: последовательное и постепенное расслабление разных групп мышц (рук, плечевого пояса, ног, спины, лицевых мышц); активизацию мышечных напряжений. Эти упражнения сочетаются с дыхательными (успокаивающими или возбуждающими — в зависимости от состояния), а также с приемами самомассажа.
Наряду с этим применяют психологические приемы саморегуляции. Например, отвлечение спортсменов от шума зрителей на соревнованиях, от мысли о сильном сопернике, возможной неудаче и других неблагоприятных условий.
К психологическим приемам относятся также приемы сосредоточения внимания на предстоящем действии: взятии быстрого старта, выполнении сложного гимнастического упражнения, перед прыжком и высоту или длину, перед взятием штанги и др.
Можно использовать и другие приемы, укрепляющие уверенность в своих силах, в успехе, связанные с умением переключать мысли, вызывающие положительные эмоции, например мысли о хорошей технической подготовленности, тренированности, об удаче на предшествующих тренировках или соревнованиях.
Важная роль в любой деятельности человека принадлежит качеству внимания.
Вниманием называется такая особенность сознания личности человека, которая заключается в избирательной направленности и сосредоточенности его сознания на каком-либо определенном предмете или действии. Благодаря вниманию можно ясно и отчетливо выделить из множества окружающих явлений наиболее важные для успешного выполнения стоящей перед нами задачи. Внимательно слушая объяснение преподавателя или мастера на уроке учащийся может правильно воспринять и запомнить полученную информацию, чтобы затем ее использовать.
Неослабное внимание требуется во время уроков физического воспитания, на которых учащиеся получают разнообразную информацию, организующую их активное поведение. Это и объяснения преподавателя, и показ различных физических упражнений, указания по их выполнению, команды, требующие быстрых и точных ответных действий занимающихся, и необходимость согласовать свои действия с действиями всей группы или своими партнерами в игре (например, при построениях, передвижениях во время игр).
Ослабление внимания может быть связано с утомлением, а может быть и следствием неумения сознательно управлять им. Способность владеть своим вниманием, управлять им характеризует так называемое «произвольное внимание». Это один из существенных факторов хорошей работоспособности учащегося, а также работников многих специальностей — водителей, счетных работников, сборщиков различной аппаратуры и др.
Произвольное внимание, как и многие другие способности человека, воспитывается в процессе деятельности. Оно развивается, когда мы систематически соблюдаем условие — берясь за работу или определенное дело каждый раз с самого начала стараемся выполнять его с полным вниманием, ни на что не отвлекаясь. В этом отношении выполнение различных физических упражнений содействует воспитанию такого внимания, они требуют полного внимания обучающихся.
Физические упражнения оказывают влияние на развитие таких особенностей внимания, как распределение и концентрация, устойчивость, быстрое переключение.
Так, спортивные игры развивают способность к хорошему распределению внимания и его быстрому переключению. Гимнастические упражнения, а также легкоатлетические прыжки и метания вырабатывают способность быстро и интенсивно сосредоточиваться.
Устойчивость внимания развивается в процессе учебных занятий по физическому воспитанию.