ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Рубрика: Физкультура в обществеДеятельность человека на производстве, в быту, в спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Чем более развиты эти качества, тем выше работоспособность организма, производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Известно, что выносливость, сила, быстрота, гибкость и ловкость во многом определяют эффективность профессиональной деятельности человека, состояние его здоровья, долголетие активной жизни, высокую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и производственным вредностям.
Разносторонняя физическая подготовленность — необходимое условие подготовки высококвалифицированного рабочего в профессионально-технических училищах.
Основой общей физической подготовки к труду является Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. Физическое воспитание в ПТУ с учетом профессиональной направленности может успешно осуществляться только на основе достаточно высокого уровня развития основных физических качеств, который обеспечивается в процессе подготовки и сдачи норм комплекса ГТО.
На фоне повышения общей физической подготовленности совершенствуются физические качества и двигательные навыки, необходимые в будущей производственной деятельности. Физические качества человека, естественно, развиваются по мере перехода его из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Возрастное развитие качеств происходит сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением сдвигов роста.
В основе воспитания физических качеств лежит свойство организма не только не изнашиваться при выполнении упражнений, а отвечать на увеличивающиеся нагрузки повышением исходного уровня работоспособности. На физическую нагрузку организм реагирует мобилизацией имеющихся в нем резервов.
Во время упражнений расходуются энергетические ресурсы, постепенно развивается утомление. Это ведет к активизации восстановительных процессов, начинающихся при выполнении упражнений, но в полной мере развертывающихся во время отдыха. Вначале после утомительного занятия работоспособность остается сниженной, затем постепенно восстанавливается. Дойдя до первоначального уровня, работоспособность не прекращает своего роста, а продолжает увеличиваться, так как организм восстанавливает энергетические ресурсы в количествах, превышающих затраченные. В результате такого сверхвосстановления наступает фаза повышенной работоспособности, которая некоторое время удерживается, а затем снижается до исходного.
В состоянии организма после занятий физическими упражнениями можно отметить три фазы: утомление, восстановление до исходного уровня, увеличение работоспособности выше исходного уровня.
Если следующее занятие будет совпадать с фазой утомления, то довольно скоро в результате наслоения разовьется состояние переутомления. Тренировочное занятие, проведенное в фазе восстановления, повышает работоспособность незначительно. В фазе повышенной работоспособности организм находится в стадии наивысшей готовности к нагрузкам. Поэтому очередное занятие следует проводить на фоне повышенной работоспособности, тогда уровень тренированности будет постоянно расти.
Тренированность возрастает только при систематических занятиях и резко снижается при их прекращении. В процессе физического воспитания недопустимы перерывы, так как утрачивается положительный эффект занятий. При прекращении занятий достигнутые результаты быстро ухудшаются, работоспособность падает. Неблагоприятные изменения наблюдаются уже на 5—7-й день перерыва. Уменьшается сила мышц, понижается быстрота движений, ухудшается выносливость.
Непрерывность процесса физического воспитания создает оптимальные условия для физического совершенствования. Для укрепления организма и постоянного развития физических качеств необходимо систематически повышать нагрузки.
Тренировочную нагрузку характеризуют интенсивность и объем нагрузки. Увеличить тренировочную нагрузку можно, например, пробегая дистанцию быстрее (увеличение интенсивности) или удлиняя дистанцию (повышение объема). Если нагрузка стала привычной и не вызывает сверхвосстановления, она не может служить повышению уровня тренированности. Следовательно, нагрузка на занятии должна соответствовать достигнутому уровню функционального состояния организма, но в то же время и превышать примененную на предыдущих занятиях.
Очень важно в занятиях правильно сочетать работу и отдых. Нельзя использовать высокие тренировочные нагрузки без отдыха. О восстановлении сил организма можно судить по показаниям изменений пульса. Для воспитания силы, быстроты и других качеств нужно правильно выбирать нагрузку. Слишком высокая или слишком малая нагрузка не дают желаемого результата. Нагрузки с частотой сердцебиений 100—120 ударов в минуту малоэффективны, так как в должной мере не способствуют совершенствованию физических качеств, от уровня которых зависит подготовленность учащихся и сдача нормативов ГТО. Для развития общей и скоростной выносливости наиболее эффективны нагрузки с частотой сердцебиений от 130—180 ударов в минуту. Этот режим является основным на занятиях со здоровыми учащимися.
Занимаясь только на уроках учащиеся порой не овладевают техникой даже несложных движений. Подъем переворотом на перекладине не получается из-за слабого развития мышц рук, плечевого пояса, туловища. Поэтому только при систематической и настойчивой работе над собой можно достичь высокой физической подготовленности, работоспособности и успешно овладеть нормативами комплекса ГТО.
Приведем характеристику основных физических качеств.