Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

В семье должно быть спокойно

Рубрика: При заболеваниях сердечно-сосудистой системы

— Дорогой Александр Алексеевич, что случилось? Два дня уже, как вы не выполняете намеченное.. Ольга Петровна говорит, что вы не гуляете, не занимаетесь и поздно обедаете.

— Приходили с работы. Настаивают на одном, а я хотел бы другое. И дома тяжело, три поколения в семье. Многое волнует и сердит. Вот и раздумался, как рабо­тать, как жить.

— Вы расстроились. Были основания. Жизнь сложна, и без этого не обойтись. Но не забывайте о здоровье. Здоровье — первое богатство. Поэтому мы не устанем говорить о порядке в нашей жизни. Надо так органи­зовать жизнь, чтобы хорошо было и на работе и в семье.

Работу оставьте ту, что вам интересна и посильна; по здоровью и по вашему складу характера.

Дома воспитайте в себе терпение и терпимость. Ма­ленькая или большая семья, в ней всегда много трудно­стей. Постарайтесь их сделать меньше. Начать прихо­дится с самого себя. Лечение еще продолжается.

Вы раздражаетесь по мелочам. У вас плохое на­строение. Это болезнь. Но это и распущенность и не­знание. Состояние раздражения вредно вам. Кроме то­го, оно вызывает ответное раздражение окружающих. С возрастом при болезни растет раздражительность, у молодых — скука. И то и другое вредно, и то и другое необходимо исключить.

Не позволяйте себе остро реагировать на слова, зву­ки, на шалости детей. Измените обстановку. Отвлеки­тесь, занявшись делом. Уходите, но не раздражайтесь.

Идите па воздух, гуляйте, дышите. Но уходите не на улицу, а в сад, в парк, на стадион.

Необходимо взаимное понимание; окружающие так­же могут устать и болеть. Главное — терпимость, ува­жение к другим, как к себе. Займитесь делом, и все бу­дет хорошо. И молодому, и старому посильная работа— первое лекарство. Но главнее — смотреть на младших по возрасту, как на равных.

— Вы думаете, что это возможно?

— Это необходимо и только тогда будет спокойно в семье и вы сможете быстрее поправиться. И отноше­ние к детям должно быть как к равным.

Не унижайте ребят, и если вы, например, ошиблись — извинитесь перед ними, как перед равными. Они все понимают. Будет спокойно в семье. У всех есть свое место, свое дело, свое время.

Понимание и уважение! Терпимость и требователь­ность! К себе в первую очередь.

Вы не должны волноваться и раздражаться по вся­кому поводу. Вам это вредно. Человек эмоционален, чув­ствителен. Но когда сильные эмоции не имеют выхода в деятельности, в вашей активности, когда есть ответ высшей нервной деятельности на раздражения, они при­носят вред. Сердце, так хорошо приспособленное к фи­зической деятельности, весьма плохо переносит волнения.

Используем этот факт. Всем известны ощущения, когда стучит в висках, сжимает сердце, холодеют ру­ки и ноги, шумит в голове. Вы не должны допускать такого возбуждения в сосудах.

— Что же я должен делать?

— Обратимся к труду лечебного значения, и по­сильному физическому труду. С его помощью вы вста­ли с постели, и теперь мы к нему обратимся.

Прежде всего выполняйте режим. Тогда и дел у вас будет много, а для сомнений и колебаний останется ма­ло времени. Это уже есть сохранение нервной системы. Вы можете заменить одно занятие другим, но делайте что-нибудь, когда волнение овладеет вами, и в действии успокоитесь.

Наблюдения показывают, что переживания, эмоции, изменяя состав крови, вызывают усиленную деятель­ность внутренних органов, как при большом физическом труде, получается иногда огромное возбуждение. Вы можете исполнить большую работу за счет этого воз­буждения. Например, ваш коллега по работе все делает сам. Он говорит, что после трудового дня самому расчи­стить снег — одно наслаждение. Ваша помощница, при­дя с работы, с удовольствием протирает полы.

Физический труд после умственного — лечебный труд и к нему нужна привычка, любовь, сноровка. Надо сохранить ее на всю жизнь, а если ее не было, то раз­вить.

— Как же быть, если человек лежит или только что встал. Ведь приходится и полежать?

— Вы лежите, делая постельную гимнастику, вы знаете ее, а когда встали, продолжайте познавать раз­личные виды и формы движений и ручного труда.

Расширяйте часы ручного труда, и вы будете здоро­вы. Нужна привычка. У вас она была и мы восстановим ее. Помните, вы часто ходили на охоту. Начнем с пась­янса, а потом вы вновь будете ходить на охоту. Но вернемся к нашим делам. Сегодня мы проходим послед­ний комплекс сердечно-сосудистой гимнастики.

Мы дошли до наибольшего повторения упражнений в лечебных сердечно-сосудистых комплексах. Мы нача­ли с 9 упражнений, с повторением их по 3—5 раз в ком­плексе режима покоя лежа. Сейчас в нашем комплек­се 21 упражнение, и в среднем мы повторяем их по 8 раз, лежа, сидя и стоя. Получается за одно занятие до 200 повторений и до 400—500 повторений за день.

Теперь, когда может и должен вырасти объем ва­шего труда дома, и вы вернетесь на работу, лечебная гимнастика, сделав свое дело, будет сокращаться во времени и в повторениях. Постепенно она будет усту­пать место труду и гимнастике профилактической и тре­нировочной, будет короче, крупнее, разнообразнее.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЙ КОМПЛЕКС № 2, СТОЯ

Свободная ходьба на месте 1—2 минуты

Первая группа упражнений

Ступни поставить параллельно

Сгибание рук и пальцев к плечу, вместе 8—10 раз

Сгибание колен, приседая немного 10—12 раз

Пятки на месте (идем с лестницы)

Дыхательное упражнение, повернув ла­дони вперед, распрямляя грудь 3—5 раз

Вторая группа

Поднимание прямой руки перед собой, попеременно 8 —10 раз

Сгибание колена и стопы вверх, выше, к спинке стула, попеременно 10—12 раз

Дыхательное упражнение, положив ру­ки на пояс 3—5 раз

Третья группа

Пятки вместе, носки врозь.

Поглаживание живота, желудка и гру­ди по кругу по часовой стрелке дву­мя руками. Выше локти 5—8 раз

Разведение колен в стороны, делая по­луприседание и разгибание их. Под­нимаясь, сжать слегка колени и яго­дицы вместе 5—8 раз

Повторить упражнение, расставив ноги шире 5-8 раз

Дыхательное упражнение, поднимая руки к плечам 3—5 раз

Четвертая группа

Согнуться слегка вперед, доставая ру­ками до колен, и выпрямиться, отво- дя руки вниз, назад (рис. 73) 5-8 раз

Небольшое кружение таза вправо и влево, руки на поясе. Голова — на месте (рис. 74) 10—12 раз

Дыхательное упражнение, положив ру­ки на затылок 3—5 раз

Пятая группа

Ступни поставить параллельно.

Слегка согнуться влево, доставая ру­кой до колена. Правую руку под­нять до плеча, потом до затылка. По­вернуть голову в сторону наклона. Попеременно (рис. 75) 5—8 раз

Сесть и встать, сгибая позвоночник и выпрямляясь, каждый раз упираясь в колени (рис. 76) 5—8 раз

Повторить упражнение с прямой спи­ной, не касаясь руками колен. Только для бедер, оставляя позвоночник пассивным.

Дыхательное упражнение, сгибая и разгибая пальцы рук и на вдохе, и на выдохе, и на паузе 3—5 раз

Шестая группа

Отвести руку через сторону назад, с не­большим поворотом головы. Попере­менно (рис. 77) 5-10 раз

Отвести ногу в сторону. Попеременно. 8—10 раз

Дыхательное упражнение, поворачивая голову в разные стороны, руки опу­щены 3—5 раз

Седьмая группа

Погладить руку до плеча, до шеи.8-10 раз

Вверх, к сердцу посильнее, вниз — слабее

Ходьба на месте простая, на пятках, на носках и снова простая ходьба.

Немного быстрее, затем медленнее, заканчивая занятие.

Дыхательное упражнение, руки свобод­ны, как маятник, слегка покачивают­ся перед собой или по бокам.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЙ КОМПЛЕКС № 2, СТОЯ

Этот комплекс почти в точности повторяет прежние занятия, поэтому о форме упражнений можно не гово­рить. Новое в стиле выполнения — потягивание тела при движениях стоя — принимает еще большие воз­можности. Исходное положение стоя готовит вас к жиз­ни с более широкими возможностями. Это самостоя­тельность, работа, пользование транспортом, более дли­тельное сидение, стояние, ходьба. Чтобы все это было доступно и не утомляло больше нормального, нужны занятия по комплексам № 2 лежа, сидя и стоя. Каждое занятие выполняет свою функцию по укреплению и раз­витию организма.

— О подвижности позвоночника. Покажите, пожа­луйста, ваш позвоночник, повторим. Из скольких по­звонков он состоит и из каких?

Очень трудно ответить?

Покажите вашу шею, здесь семь шейных позвонков. Дальше идут 12 грудных. Найдите первый и последний на уровне последних ребер. Дальше пять поясничных и пять крестцовых. Вот между этими позвонками и долж­но быть движение. Берем основные направления вперед и назад, вправо и влево и по кругу.

Положите кулак на кулак. Вот так лежит позвонок на позвонке. Покажите основные направления движения их. Правильно. В центре позвоночника находится ствол центральной нервной системы, которая выходящими ветвями нервных волокон непосредственно обслуживает внутренние органы.

Потянитесь, выпрямитесь, расправьте тело, поможем выпрямиться и волокнам нервной сети.

Вначале движение получится правильно только в со­знании, и это залог того, чтр оно получится правильно и во внешнем движении и даст нужный результат.

— Учитесь и в течение дня пользоваться приемами комплексов.

— Как я понял, не надо сочетать каждое дыхание с каким-либо определенным движением; не надо за по­ложением закреплять определенный момент дыхания, не связывать движение с дыханием. Ведь не обязательно делать вдох, когда руки поднимаем вверх?

— Не обязательно. Почему? Ответьте сами.

— Приятно иногда поднимать руки вверх на выдохе и на паузе.

— Правильно. Потому что легкие — гибкий орган дыхания. Они любят разнообразные положения. В раз­личных позах они полнее развиваются, действуют. Раз­вития легочной системы мы лучше всего достигаем в гимнастике, в играх, в физическом труде.

Заниматься нужно три раза в день: утром, днем и вечером. Утром лежа и стоя по комплексам № 2, днем— сидя по комплексу № 2, вечером — лежа по комплек­су № 1 или № 2 по желанию или по самочувствию.

Эти комплексы всегда помогут вам отдохнуть, успо­коиться, наладить пищеварение или уснуть. Они не дадут ни усталости, ни возбуждения.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.