Гандбол: зонные системы защиты 5:1, 4:2 и организация нападения против них
Рубрика: Упражнения и игры для детейЗонная защита состоит из индивидуальных действий каждого игрока. Независимо от системы защиты «противнику» нельзя давать возможность свободно бросить мяч в ворота. Между воротами и нападающим должен находиться защитник, который блокирует нападающего с мячом или без fiero туловищем или руками.
Зонная система заключается в том, что каждый игрок охраняет определенное место (зону) площадки, на протяжении всей игры опекая любого из «противников», находящегося в зоне. Отсюда и происходит название системы.
Участок площадки, заключенный между шести- и девятиметровой линиями, условно разделяют на шесть зон.
Каждую зону охраняет один защитник. При зоне 6 : О игроки располагаются по дуге, каждый в своей зоне (рис. 16).
При зоне 5 : 1 пять защитников остаются в зонах, а шестому отводится зона (место) у девятиметровой линии (рис. 17). Задачей шестого защитника является срыв атаки с более далекого расстояния. Действия впереди стоящего игрока сильно затрудняют розыгрыш мяча нападающим и препятствуют организации атаки по центру.
При зоне 4 : 2 остаются в зонах четыре игрока и создают плотный заслон у линии, а два других занимают зоны впереди, у девятиметровой линии, готовые предотвратить атаки через центр и с полусредних позиций.
При зонах 5 : 1 и 4 : 2 фланги защищающейся команды остаются открытыми, а это позволяет нападающим вести атаки через фланги. Поэтому игроки защиты должны быть очень подвижными и быстро ориентироваться, где назревает опасность.
В ходе игры нападающие часто меняются местами. Такая смена мест приводит в заблуждение защитников.
Поэтому защитники должны перемещаться в сторону игрока с мячом, создавая плотный заслон и одновременно контролируя действия игроков нападения.
В случае угрозы взятия ворот с дальних позиций защитник обязан выйти вперед до девятиметровой линии и блокировать нападающего, а затем вновь занять свое место.
При зоне 5 : 1 по игровым функциям игроки защиты делятся на двух крайних защитников, двух полусредних, центрального и впереди стоящего. При зоне 4 : 2 делятся на двух крайних защитников, двух центральных и двух полусредних, действующих впереди.
Обучение. Начинают с ознакомления учащихся с тактическими действиями и выполнения их в облегченных условиях, но приближенных к игровым. Обучение обязательно проводят с 2—3 нападающими, чтобы защитники видели своих подопечных и перемещались в том же направлении, что и нападающие с мячом.
Сначала нападающие передают мяч друг другу медленно, а защитники перемещаются в сторону игрока с мячом. Это же перемещение происходит в более быстром темпе и при быстрых передачах без смены мест, включая в игру всех нападающих. Постепенно включают перемещения сначала крайних нападающих, а затем и всех игроков. Только после усвоения учащимися перемещений можно переходить к обучению блокировке, которая изучается в упражнениях ІХІ, 2X2, 3X3, а затем на одни ворота.
Нападение при защите 5:1 и 4 : 2 может быть позиционное и комбинированное. При позиционном нападении активно должны участвовать в игре все игроки. В этом случае они подразделяются на игроков у линии вратарской площадки, которые обладают хорошими бросками в падении, и игроков второй линии — разыгрывающих, которые выводят игроков передней линии на бросок или сами атакуют с дальних дистанций.
В тех случаях, когда противник своевременно организует защиту, игроки строят нападение путем продуманных передач, для этого применяют перемещения без мяча, с мячом, отвлекающие движения. Наиболее распространено нападение системами 4 : 2, 3 : 3. Расположение игроков при этих системах показано на рисунках 18 и 19.
При системе 4 : 2 игроки располагаются как бы двумя треугольниками и, перемещаясь, меняясь местами, создавая численное преимущество у линий, выводят игрока на бросок. При этой системе создается положение атаки ворот «противника» по всему фронту. При системе 3 : 3 центральный игрок (линейный) у шестиметровой линии должен держать всю защиту в постоянном напряжении. Он почти не уходит с линии и выходит только для того, чтобы получить мяч или освободить
партнера при помощи заслона. Ему помогают игроки на флангах. Все это дает возможность второй линии выполнять броски с дальних позиций.
Обучение. Обучение нападению начинают на месте с рассказа и показа. Расставив игроков по избранной системе, учат быстро передавать мяч друг другу без смены мест с угла на угол через всех игроков, а затем с замахом для броска с последующей передачей, с замахом и выполнением трех шагов и, наконец, при встречном передвижении с передачей после замаха. Обучение проводят в специальных упражнениях и игре.
Смотрите описание утилизация отходов утилизация отходов на нашем сайте.