ГИМНАСТИКА КАК РАЗДЕЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рубрика: Виды спортаВ программе по физическому воспитанию гимнастике отводится значительное место. Учащиеся должны получить теоретические сведения по гимнастике, овладеть техникой ряда прикладных и спортив- пых. гимнастических упражнений, направленных на развитие физических, волевых и других психических качеств.
Содержание практического раздела составляет основная и гигиеническая гимнастика, а также профессионально-прикладная и производственная гимнастика. Секционные занятия в училище проводятся по спортивной гимнастике и акробатике для юношей и девушек, по художественной гимнастике — для девушек.
Зачетные требования. Успеваемость по гимнастике оценивается по степени усвоения учебного материала и результатам выполнения установленных программой требований и нормативов. К сдаче норм допускаются учащиеся, прошедшие подготовку и овладевшие техникой упражнений.
Знания и инструкторские навыки:
знать меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой, овладеть способами оказания физической помощи и страховки при выполнении упражнений;
уметь составлять и проводить комплекс упражнений гигиенической или производственной гимнастики в соответствии с требованиями комплекса ГТО;
иметь знания и навыки в объеме требований, предъявляемых к общественному инструктору гигиенической и производственной гимнастики или судье по спорту.
Зачетные упражнения:
Для юношей
выполнить подтягивание на перекладине и подъем переворотом, лазание по канату;
выполнить акробатические упражнения (кувырок с прыжка; кувырок назад; стойка на лопатках, на голове; переворот в сторону);
выполнить упражнения на брусьях, перекладине (в объеме программы);
выполнить прыжки ноги врозь, согнув ноги через козла в ширину, в длину и через коня в длину;
выполнить требования по преодолению полосы препятствий. Для девушек
выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке, лазание по канату;
выполнить акробатические упражнения (кувырки вперед, мост и поворот в упор присев, стойку на лопатках, вставание с моста, кувырок назад и переворот в сторону);
выполнить упражнения на гимнастическом бревне и брусьях разной высоты (в объеме программы);
выполнить прыжки согнув ноги через коня с ручками, ноги врозь и согнув ноги через козла в ширину;
выполнить комбинации упражнений художественной гимнастики без предмета и с предметами. Зачетные упражнения на 32 счета со скакалкой, мячом, обручем, лентой составляются преподавателем или самими учащимися по заданию преподавателя и выполняются под музыкальное сопровождение всей учебной группой.
Основные сведения о гимнастической терминологии
Гимнастическая терминология изучается учащимися одновременно с овладением упражнениями.
Гимнастическая терминология — система специальных обозначений (терминов), применяемых для краткого обозначения упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря. Роль терминологии в гимнастике очень велика. Она облегчает общение между преподавателем (тренером) и учащимися, помогает кратко обозначать упражнения при обучении и записи их.
В качестве терминов в гимнастике широко применяются корни слов: вис, упор, мах, сед и др. Статические положения обозначаются, исходя из условий опоры: стойки — на голове, на лопатках, на предплечьях, на руках; упор — на руках и др. А также исходя из положения отдельных частей и всего тела в пространстве: висы простые — вис согнувшись, вис прогнувшись, вис углом; висы смешанные — вис присев, вис стоя, вис лежа (рис. 1).
Термины для обозначения маховых упражнений образуются с учетом особенностей того или иного двигательного действия: подъем переворотом, подъем махом вперед или назад, подъем разгибом, подъем правой (левой) или двумя и др. Термины для обозначения прыжков и соскоков — в зависимости от положения тела в фазе полета: прыжок (соскок) ноги врозь, согнув ноги, углом, боком, переворот, сальто.
Различают термины общие, основные и дополнительные.
Общие термины применяются для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и др. Например, вольные, строевые, общеразвивающие, прикладные упражнения.
Основные (конкретные) термины позволяют точно определять смысловые признаки упражнения: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, прыжок, наклон, выпад, присед.
Дополнительные термины уточняют основные и указывают на направление движения, способ выполнения, условия опоры: подъем разгибом, дугой, переворотом, махом назад и др.
Название движения (упражнения), как правило, состоит из основного термина, выражающего суть выполняемого движения, и дополнительного, уточняющего характер или способ движения, его последовательность. Например, движения руками, ногами принято определять по отношению к туловищу независимо от его положения в пространстве. При этом различают движения руками: одновременные, поочередные и последовательные, а также одноименные, параллельные, симметричные и несимметричные. Круговое движение рукой, ногой, телом (на 360°) обозначается термином «круг», а движение менее 360°— термином «дуга».
Направление движений принято определять по их началу. Для определения акробатических упражнений и упражнений на гимнастических снарядах применяются своитергиины (см. с. 96 и 102).
Страховка и помощь в гимнастике
Безопасность занятий гимнастикой зависит от ряда мер, применяемых преподавателем и самими учащимися. Наряду с правильной подготовкой места занятий и снарядов, инвентаря должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы, требования к организации и методике обучения упражнениям, к поведению занимающихся в зале.
Для предупреждения травматизма и достижения лучших результатов в процессе занятий необходимо соблюдать следующие правила: бережно обращаться с оборудованием и инвентарем, правильно готовить их к занятиям и затем убирать;
аккуратно обращаться с магнезией, после каждого занятия убирать зал;
находиться в зале (на гимнастической площадке) только в гимнастических костюмах и тапочках;
во время занятий точно выполнять указания преподавателя, помогать товарищам;
изучить правила безопасности и приемы страховки, самострахов- ки, выполнять упражнения, заданные преподавателем;
входить в зал и уходить из него только с разрешения преподавателя;
при выполнении упражнений использовать подводящие упражнения, облегчающие освоение упражнений, разучиваемых на данном занятии.
Неуклонное выполнение указанных правил и систематическая воспитательная работа преподавателя способствуют улучшению учебного процесса и предупреждению травм. Важную роль в этом играет также физическая помощь при овладении упражнениями, страховка и самостраховка.
Физическая помощь в процессе обучения гимнастическим упражнениям способствует формированию у учащихся более четких представлений о движении, помогает быстрее и лучше овладевать разучиваемым упражнением. Физическая помощь может быть кратковременной: подталкивание в отдельных (наиболее ответственных) фазах движения и поддержка (чаще всего в статических положениях — исходных, промежуточных и конечных).
Страховка — это готовность преподавателя или партнера (учащегося) своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой- то его ошибке в технике движения, которая может привести к неудаче, падению.
Проводка (по движению) способствует точному выполнению упражнения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе с тем предохраняя при неудаче в технике выполнения упражнения.
Самостраховка — умение самого учащегося находить нужный выход из создавшейся ситуации (при ошибке в технике выполнения упражнения, возможном срыве со снаряда и т. д.) и избежать падения или травмы.
Страховку и помощь учащиеся осваивают одновременно с разучиванием гимнастических упражнений.
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Строевые упражнения — это совместные или одиночные действия учащихся в том или ином строю. К ним относятся строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи четкой организации занимающихся и управления ими в процессе всех занятий по физическому воспитанию, а также соревнований, гимнастических выступлений. Они являются хорошим средством воспитания чувства ритма и темпа, формирования навыков коллективных действий, способствуют формированию правильной осанки.
Большая часть строевых упражнений, применяемых в настоящее время на занятиях гимнастикой, взята из Строевого устава Вооруженных Сил, а часть создавалась в процессе занятий гимнастикой. Единообразие в применении команд и распоряжений облегчает задачу преподавателя (общественного инструктора), способствует лучшему управлению учебным процессом и укреплению дисциплины на занятиях.
Управление строем на занятиях гимнастикой в ПТУ осуществляется с помощью команд, распоряжений и сигналов. На занятиях гимнастикой в ПТУ для построения группы применяется команда «Становись!» (предварительно указывается строй: «В одну шеренгу», «В колонну по одному» и др.).
Построения — действия учащихся после команды преподавателя (или дежурного, общественного инструктора) для принятия того или иного строя. При построении указывается название строя, например: («В одну шеренгу — становись!»). Одновременное подачей команды преподаватель становится лицом к фронту в положение «Смирно». Слева от него выстраивается учебная группа (отделение).
Построение в колонну. По команде: «В колонну по одному (по два, по три и т. д.) становись!» группа выстраивается за преподавателем. Построение в шеренги, колонны, круги во время занятий гимнастикой может выполняться по распоряжению, например: «Встаньте в круг!» «Встаньте в две шеренги!» и др.
Перестроения — переходы из одного строя в другой. Эти строевые упражнения призваны облегчить и упорядочить наиболее рациональное размещение учащихся перед выполнением общеразвивающих или других упражнений. Во избежание шаблона, а следовательно, снижения интереса к занятиям, перестроения периодически чередуют. Существует несколько разновидностей перестроений.
Перестроение из одной шеренги в две. После расчета на 1-й и 2-й по команде: «В две шеренги — стройся!» вторые номера делают шаг левой назад, а правой в сторону и встают в затылок первым, приставляя левую ногу (на счет «три»).
Перестроение из одной шеренги в три. После расчета по три подается команда: «В три шеренги — стройся!». Первые номера делают шаг правой назад, затем — левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым. Третьи номера — соответственно: шаг левой вперед, а правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся перед вторыми. Для обратного перестроения по команде: «В одну шеренгу — стройся!» действия выполняются в обратной последовательности.
Перестроение из шеренги уступом. После предварительного расчета на шесть, три, на месте (варианты: на девять, шесть, три, на месте и др.) подается команда: «По расчету шагом — марш!». По этой команде учащиеся (номера шестые и третьи) выходят на указанное число шагов и приставляют ноги. Для обратного перестроения по команде: «На свои места шагом — марш!» все выходившие из строя (шеренги) делают поворот кругом и идут на свои места. Приставив ногу, поворачиваются кругом. Преподаватель (или проводящий учащийся) ведет подсчет: «Раз, два … и т. д.» до тех пор, пока вошедшие в строй не выполнят поворот кругом.
Перестроение из одной колонны в три уступ о м. После расчета по три подается команда: «Первые номера два (три, четыре и т. д.) шага вправо, третьи — два (три, четыре и т.д.) шага влево— шагом—марш!». Перестроение выполняется приставными шагахми. Для обратного перестроения подается тманда: «На свои места шагом —• марш! ».
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три, четыре и т. д.) поворотом в движении. При движении группы (отделения) налево в обход подается команда: «В колонну по два (три, четыре и др.) налево —марш!». Первые двое выполняют поворот налево (одновременно); следующие выполняют поворот (дойдя до места первого) по команде своего замыкающего. Для быстроты перестроения при этом указываются интервал и дистанция, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально.
Для обратного перестроения подается команда: «В колонну по одному, налево (или направо) в обход шагом — марш!». По этой команде производится смыкание строя вперед и учащиеся, принимая установленные дистанции, в один шаг идут в колонну по одному.
Передвижения — различные способы, применяющиеся во время занятий гимнастикой: разновидности ходьбы, бега, подскоков, шаг галопа, польки, переменные и пр.
Строевой шаг — шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15—20 см от пола и ставить ее твердо на всю стопу; движения рукахми — вперед на высоту пояса, назад — прямую до отказа. Команда: «Строевым шагом — марш!». Походный (обычный) шаг отличается от указанного большей свободой движений. Команда: «Шагом— марш!»или (обычно после бега или выполнения упражнений во время ходьбы) — «Обычным шагом —- марш!». Исполнительная команда подается под левую ногу.
Движение на месте выполняется по командам: «На месте шагом марш!» или «На месте бегом — марш!», «Направляющий на месте!», которые подаются для смыкания на дистанцию в один шаг передвигающейся группы (отделения) в разомкнутом строю.
Передвижение с места (с шага на месте) по команде: «Прямо!» (подается под левую ногу) — выполняется шаг правой на месте и с левой ноги начинается движение вперед. Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, в стороны) также выполняются по команде: «Столько-то шагов (указывается направление), шагом — марш!» .
Для прекращения движения команда: «Группа (отделение) — стой!», после указанной команды выполняется шаг правой и приставляется левая нога. Для изменения характера передвижения подаются команды: «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!». Во втором случае ведется подсчет до выполнения команды всей группой (отделением).
Для изменения длины шага и скорости движения подаются команды: «Шире — шаг!» , «Короче — шаг!» , «Чаще — шаг!», «Ре-же!», «Полный — шаг!» , «Пол-шага!»
Повороты в движении шагом выполняются по командам: «Направо!», «Нале-во!», «Кругом — марш!». При повороте направо исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю (пол) правой ноги. По этой команде делается еще один шаг левой ногой, правая выносится вперед одновременно с поворотом и продолжается движение в новом направлении. При повороте налево те же действия выполняются в другую сторону. Для поворота кругом исполнительная команда (марш!) подается под правую ногу, после чего делается еще один шаг левой, правая выносится вперед на полшага и, резко повернувшись в сторону левой руки (на носках), учащиеся продолжают движение с левой ноги в новом направлении.
Повороты при шаге на месте выполняются по тем же командам, что и в движении (после поворота продолжать шаг на месте).
Для выполнения передвижения бегом подается команда: «Бегом — марш!». При переходе с движения бегом на шаг подается команда: «Шагом — марш!». Повороты при беге выполняются по тем же командам, поворотом на месте, на два счета в такт бега, а кругом — на четыре счета.
Движение в обход начинается по команде: «Налево (направо) в обход шагом — марш!», а движение по диагонали по команде: «По диагонали — марш!».
Движение противоходом и змейкой выполняется по команде: «Налево противоходом — марш!» или «Змейкой — марш!».
Движение по кругу. Команда: «По кругу — марш!» подается у середины одной из границ зала (площадки), затем указывается дистанция. Для движения по дуге (полукругу) подается команда: «По дуге к центру — марш!».
Размыкания — действия с целью увеличения интервалов и дистанций строя. Смыкания —действия противоположные (для уплотнения разомкнутого строя). Размыкания и смыкания могут выполняться по строевому уставу, по команде: «Вправо (влево) — разомкнись!».
Размыкание приставными шагами (производится по фронту). Команды: «От середины (вправо, влево) на два (три и т. д.) шага приставными шагами разом-кнись!». Начинают размыкание крайние, затем последовательно, через два счета, остальные. Для смыкания подается команда: «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом-кнись!». Преподаватель (общественный инструктор или учащийся) ведет подсчет до окончания размыкания или смыкания. При размыкании по распоряжению — указывается действие, например: «Встаньте на три шага друг от друга» или «Разомкнитесь на вытянутые руки».
Команды, как правило, разделяются на п р е д в а р шт е л ь н ы е и исполнительные. К первым относятся такие, которые указывают на смысл предстоящего действия (например, шагом, бегом и др.); ко вторым—«Марш!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Стой!» и др.
Предварительная команда должна подаваться отчетливо, громко и, несколько протяжно, чтобы учащиеся могли уяснить, что предстоит выполнить и приготовиться к действию. Исполнительная команда подается после небольшой паузы отрывисто и энергично. Голос при подаче команды и пауза между предварительной и исполнительной командами должны соразмеряться с величиной строя, а произношение соответствовать характеру последующего за командой действия. Например, для бега в быстром темпе — командовать громко и отрывисто, а для упражнений в более медленном темпе — громко и протяжно. Команда всегда подается повелительным тоном. Подавая команду, преподаватель (проводящий) должен находиться в основной стойке.