Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Гимнастические упражнения как средство лечебной физкультуры

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

Гимнастические упражнения являются основным средством лечебной физкультуры. Отличительная особенность этих упражнений — возможность подбора и применения их с дозированным влиянием как на весь организм человека в целом, так и на отдельные мышцы, суставы, внутренние органы и системы при специальной тренировке. С помощью гимнастических упражнений достигается: развитие основных групп мышц, совершенствование общей координации движений, приобретение двигательных навыков, развитие ловкости, решительности, смелости и пр.

Гимнастические упражнения способствуют развитию общей силы при большом количестве участвующих в сокращении мышц и оказывать местное влияние на отдельные органы, мышцы при включении в работу небольшой группы мышц. Эти упражнения преимущественно используются для изолированного воздействия на отдельные суставы и мышцы, в особенности при травмах, с целью непосредственного воздействия на область повреждения или для восстановления функций больного органа. К гимнастическим упражнениям, воспитывающим силу, относятся, кроме силовых упражнений, и упражнения на растягивание, применяемые при ограничении подвижности в суставах, упражнения в ловкости, применяемые при лечении больных с нарушенной координацией движений.

Кроме того, имеется большое количество гимнастических упражнений на расслабление, способствующих уменьшению мышечной напряженности. Эти специальные упражнения выполняются в лечебной физкультуре с целью сознательного выключения больными напряжения отдельных мышечных групп, особенно после упражнений, выполняемых с сильным напряжением.

Упражнения на расслабление ставят своей задачей улучшить питание и обмен веществ в больных тканях, которые успешнее обеспечиваются в расслабленной мышце. Поэтому рекомендуется чередование в уроке лечебной физкультуры динамических и статических напряжений с упражнениями на расслабление.

Наиболее распространенными формами упражнений на расслабление являются: упражнения с использованием веса отдельных частей тела больного (например, пассивное падение поднятой кверху руки под влиянием силы тяжести); пассивное раскачивание какой-либо расслабленной части тела за счет активных перемещений туловища; упражнения на расслабление без движений (например, расслабление мышц в положении лежа).

Такое разнообразное влияние гимнастических упражнений, способствующих и общему физическому развитию и овладению движениями, которые человек совершает в труде, определяет оздоровительную и воспитательную сущность гимнастики. Ее ведущее значение в лечебной физкультуре определяется не числом общих и специальных упражнений, а широкими методическими возможностями, вследствие чего руководитель лечебной физкультуры может использовать гимнастические упражнения в любой обстановке и в любом врачебном учреждении.

Ведущее значение гимнастики в лечебной физкультуре определяется еще и тем, что гимнастические упражнения, предъявляя значительные требования к центральной нервной системе, вестибулярному аппарату, проприоцентивной, тактильной и зрительной афферентным системам, улучшают их функциональное состояние, совершенствуют кинестетическую и вестибулярную чувствительность.

В лечебной физкультуре чаще всего применяются следующие упражнения:

  1. Порядковые и строевые упражнения, которые позволяют организовать для занятий больных, дисциплинируют их, прививают им соответствующие навыки. Основным элементом этих упражнений является ходьба.
  2. Упражнения с отягощением и без отягощения. Для отягощения используются палки, булавы, гантели, набивные мячи. Упражнения без отягощения включают упражнения на растягивание, на расслабление мышц, на улучшение осанки. Эти упражнения служат задачам ускорения регенеративных процессов, заживления мягких и костных тканей, развития силы в атрофированных мышцах, восстановления функции в травмированных суставах, коррекции позвоночника, тренировки сердечно-сосудистой системы и легких.
  3. Упражнения в сопротивлении, способствующие восстановлению функции в поврежденных суставах, укреплению работающей мышцы, воздействуют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения в сопротивлении чередуют с упражнениями на расслабление.

4.           Упражнения на снарядах разного типа.

5.           Корригирующие упражнения, задачей которых является исправление деформации отдельных частей тела главным образом путем растягивания укороченных мышц, когда деформация зависит от нарушения тонуса отдельных мышечных групп.


Детские сады в Пионерском Детский сад в Пионерском -район -частный.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.