Гребля академическая
Рубрика: Виды спортаЭто вид гребного спорта на специальных спортивных судах. Во время гребли в работу вовлекаются мускулы почти всех частей тела. Подбирая подходящие типы лодок и соответствующий объем нагрузки, греблей можно заниматься в любом возрасте. Являясь соревновательным видом спорта, академическая гребля относится к числу общеразвивающих упражнений и одновременно может служить отличным средством активного отдыха для спортсменов, занимающихся другими видами спорта. В то же время это массовый вид спорта, которым занимаются в оздоровительных целях. Академическая гребля очень популярна, особенно в форме водного туризма. Будучи преимущественно командным видом спорта, академическая гребля имеет большое воспитательное значение, благодаря чему занимает важное место в социалистическом физвоспитании. Историческое развитие. Современная академическая гребля имеет богатую традициями предысторию. Находки, обнаруженные в древних захоронениях, и другие культурные памятники древних инков, египтян, греков, римлян и германцев свидетельствуют о том, что весло использовалось в хозяйстве и во время военных междоусобиц в качестве средства, приводящего лодку в движение, задолго до появления парусов. В римских «триерах», например, гребцы сидели в три ряда, прикованные цепями друг к другу, спиной относительно направления движения и с помощью весел обеспечивали движение судна вперед. Особый вариант представляет собой гребля стоя, лицом по направлению движения. Такие соревнования еще сегодня проводятся в Бирме, Кампучии, Италии и на альпийских озерах.
Родина спортивной гребли-Англия. Современный вариант возник на основе способа гребли парными веслами профессиональных моряков и перевозчиков. С 1715 г. в Англии регулярно проводились соревнования на одиночках. Университеты стали опорными пунктами развития академической гребли. В 1811 г. в Итоне состоялась первая регата на восьмерках. С 1829 г., с некоторыми перерывами, ежегодно проводятся соревнования среди восьмерок Оксфордского и Кембриджского университетов. В 1839 г. была впервые проведена популярная еще и сегодня Хенлейская регата.
Международная федерация академической гребли (ФИСА) была основана в 1892 г. В настоящее время в нее входит более 50 стран.
Материальное обеспечение. Соревновательные комплексы. Материальной базой для правильного проведения тренировок и соревнований по академической гребле является гребная дистанция в комплексе с различными постройками на суше, где осуществляется уход за гребным инвентарем. Сюда же относятся кабины для переодевания, медицинские пункты всех видов, общественные подсобные помещения.
Эллинг (лодочный сарай) должен иметь удобный доступ как с воды, так и с суши. Он предназначен для хранения и ремонта лодок. Размеры помещения для хранения лодок (восьмерок): ширина-6 м, длина-25 м, высота-4 м, размеры ворот-2,5 х2,75 м. Габариты мастерской: ширина-4 м, длина-20 м, высота-2,5 м. Лодки хранятся на выдвижных стеллажах, полки которых располагаются в специальных полозках на стене и могут быть приспособлены для любой длины лодки.
Гребная дистанция, лодочная площадка, причальные мостки. Достаточно большая площадка для лодок облегчает доставку лодок к воде и их чистку. Вплотную к берегу устанавливаются причальные мостки. Порядок их расположения и размеры определяются в зависимости от местных условий и особенностей акватории. В правилах соревнований имеются точные указания относительно гребной дистанции: минимальное расстояние между стартом и финишем на водоемах без течения равно 1800 м, на международных соревнованиях — 2000 м; число стартовых мест-от 3 до 6; ширина всех до- рожек-от 12,5 до 15 м; минимальная глубина-3 м, при наличии ровного грунта-2 м.
Перед международными соревнованиями размеры дистанции должны быть проверены специалистами. В настоящее время при проведении международных соревнований искусственные каналы все больше вытесняют естественные водоемы, поскольку при этом имеются благоприятные предпосылки для создания одинаковых условий на всех стартовых дорожках, которые еще дополнительно оснащены так называемой системой Альбано (отграничение отдельных дорожек друг от друга рядами буйков, расположенных на расстоянии 20 м). При проведении международных соревнований гребная дистанция должна отвечать следующим требованиям: наличие передвижных стартовых мест, чтобы, несмотря на различие в длине корпусов, лодки проходили одинаковое расстояние (на старте лодки устанавливаются таким образом, чтобы их носы находились строго на одной линии); четкое функционирование оборудования на финише, электрический хронометраж и киносъемка на финише. Типы и классы лодок. Существуют учебные лодки, или «гички» (от англ. «гиг»-легкая лодка), и гоночные лодки. В основном конструкция тех и других лодок одинакова, но отличительным признаком учебных лодок является внешний киль, а гоночных — внутренний киль и меньшие габариты. Лодки различаются по числу гребцов: одиночка, двойка, четверка, восьмерка. При обозначении лодки обязательно указание-с рулевым или без рулевого. Нумерация мест в лодке начинается с носа лодки и заканчивается у кормы. Загребной всегда является № 1. Левая сторона лодки, если смотреть по направлению ее движения, называется «баковым» бортом; правая-бортом управления («загребным» бортом). Лодка приводится в движение посредством гребли с одной стороны распашными веслами или с двух сторон — парными веслами. Способ гребли отражается в специальных названиях лодок: двойка, парная двойка, четверка, парная четверка и т.д. Лодки, приводимые в движение посредством гребли распашными веслами, бывают следующих видов: двойка распашная без рулевого, четверка распашная без рулевого, четверка распашная с рулевым, восьмерка распашная. Различаются следующие классы лодок, приводимых в движение посредством гребли парными веслами: одиночка, двойка парная, четверка парная без рулевого и четверка парная с рулевым.
За исключением четверки парной без рулевого и четверки распашной без рулевого, эти лодки имеют конструкцию, подобную учебным лодкам. Среди учебных лодок двойка парная может управляться, так же как и одиночка с рулевым, с помощью рулевого устройства, расположенного в кормовом отсеке; в результате этого можно обеспечить прямолинейное продвижение лодки вперед, особенно при бурном течении воды. Для обучения детей в возрасте от 8 до 12 лет была сконструирована специальная лодка-одиночка для детей, корпус которой изготовлен из пластмассы. Она рассчитана на вес в 35-50 кг.
Конструкция гоночных лодок. В международном масштабе ограничений относительно габаритов или конструкции этих лодок нет, они являются лодками «свободной» конструкции. Однако стремление достичь максимальной скорости при минимальном весе лодки привело к определенной унификации их размеров. Опыты показали, что уменьшение той площади поверхности лодки, которая покрыта водой, способствует повышению скорости лодки.
Начатый в 1935 г. эксперимент по созданию лодок с пониженным сопротивлением путем укорачивания корпуса (у восьмерки до 15,25 м) не принес достаточно удовлетворительных результатов. В последние годы сделана попытка идти как раз в обратном направлении (которая, кстати, увенчалась успехом): при одновременном сужении лодки и соответствующем ее углублении корпус лодки удлиняется (у восьмерки до 19,30 м). Такие лодки предъявляют более высокие требования к технической подготовленности экипажа. На гоночных лодках нос и корма закрыты водонепроницаемой декой. В целях безопасности на носу лодки должен находиться упругий шар, диаметр которого составляет минимум 40 мм, поскольку нос лодки имеет заостренную форму. Все гоночные лодки изготовляются «скорлупо- или чашеобразной» конструкции. В ходе развития наблюдались существенные изменения в отношении используемого для изготовления лодок материала. Красное дерево и кедр, использование которых для постройки являлось традиционным, были вначале вытеснены клееной фанерой (начиная приблизительно с 1955 г.), благоприятные условия для применения которой были созданы с возникновением водостойкой клейковины. Ножевой (строганой) фанерой проклеивается шаблон, в точности напоминающий форму лодки. При этом лодке придается легкая стабильная форма скорлупы. Обшивка лодки цветная, абсолютно гладкая. Только внутренняя отделка этих так называемых композитных судов осуществляется с помощью древесины (киль, шпангоут, полозки). Использование электронных вычислительных машин для произведения расчета на прочность, применение новых материалов, использование опыта аэродинамических исследований, определенных рецептур и прочие факторы создают условия для дальнейшего совершенствования конструкции лодок. Взвешиваются лодки с выносными уключинами, готовые к спуску на воду.
Габариты гоночных лодок (обобщение международного опыта)
Класс лодки |
Длина, м |
Ширина, м |
Осадка, м |
Вес, кг |
Д 1 |
8,0 |
0,3 |
0,09 |
15-17 |
Д 2 |
10,0 |
0,4 |
0,12 |
30-36 |
Д 2 |
10,5 |
0,4 |
0,12 |
32-36 |
2 |
10,5 |
0,4 |
0,135 |
34-38 |
4 |
12,0 |
0,5 |
0,15 |
55-61 |
Д 4 |
12,0 |
0,5 |
0,15 |
58-64 |
4 |
13,5 |
0,5 |
0,16 |
60-66 |
Д 4 |
13,5 |
0,5 |
0,16 |
63-69 |
8 |
17,5 |
0,6 |
0,185 |
105-115 |
Конструкция учебных лодок. Размеры учебных лодок, в отличие от гоночных, строго определены. В зависимости от цели применения и географиче TOC \o «1-5» \h \z ских условий существуют различные типы учебных лодок: гички типа А, Б, В, Г и морские шлюпки, Гички типа Б и В, ширина которых составляет 78 см, используются как в качестве учебных лодок так и в качестве лодок, предназначенных для занятий водным туризмом; начинающие спортсмены могут использовать их в качестве гоночных лодок. В морских шлюпках вследствие их ширины и конструкции, обеспечивающей плавание по морю, на привальных брусах установлены вертлюги. Этим объясняется расположение гребцов в лодке с распашными веслами в направлении от средней линии лодки с целью обеспечения необходимого соотношения между внешним и внутренним рычагом.
Древесина, являвшаяся традиционным материалом для изготовления учебных лодок, все больше и больше вытесняется стеклопластиком повышенной прочности. В результате установки элементов, обеспечивающих плавучесть судов в открытом море, суда становятся непотопляемыми, несмотря на то что плотность используемого для их изготовления материала более высокая, чем плотность древесины.
В отличие от гоночных лодок на гичках устанавливается сплошной привальный брус. Лодки оборудованы парными уключинами, что целесообразно и экономично, так как на таких лодках можно грести как распашным, так и парным веслом. Гребной отсек. Сюда входят полозки с банкой, отсек для ног с подножкой и выносная уключина.
Ширина полозков в скифе составляет 18 см, в гоночной лодке-23 см, в учебной лодке-28 см. В гоночной лодке длина полозков составляет 72 см, в учебных лодках-65 см. В направлении к носу по лозки поднимаются на 15 мм. Мостик для посадки в лодку облегчает гребцам занятие мест в лодке.
Отсек для ног гребца. Подножка служит опорой для ног. Длину подножки можно регулировать; как правило, длина рассчитана на семь вариантов.
Стандартные габариты учебных лодок
Класс лодки |
Тип лодки |
Длина (максимальный размер), м |
Максимальная ширина, м |
Вес (минимальный), кг |
Д 1 |
в |
6,5 |
0,60 |
27 |
Д 2 |
Б |
8,5 |
0,78 |
78 |
2 |
в |
8,5 |
0,78 |
60 |
Д 4 |
Б |
11,0 |
0,78 |
103 |
4 |
в |
11,0 |
0,78 |
80 |
8 |
Б |
17,5 |
0,85 |
150 |
В |
17,5 |
0,85 |
150 |
|
морская |
1,15 |
150 |
||
шлюпка 14,5 1 |
1,15 |
150 |
В гребле на гоночных лодках хорошо зарекомендовали себя специальные ботинки, которые накрепко привинчены к подножке. При этом гребец может принимать оптимальный угол отталкивания в соответствии с особенностями телосложения и добиться увеличения силы отталкивания. В гоночных лодках угол наклона равен 38-40°, в гичках-42-45°. Длина ножного отсека в среднем составляет 65 см. Таким образом, один гребец занимает отсек длиною примерно 130 см.
Выносная уключина-это кронштейн, как правило представляющий собой стальную или выполненную из легкого металла трубку, на которой вокруг стержня располагается вращающийся вертлюг. Такая конструкция позволяет выбирать расстояние, измеряемое от середины стержня уключины до середины лодки независимо от ширины лодки и в соответствии с оптимальной длиной рычага. В гоночных лодках оно равняется 780-830 мм, в учебных лодках оно определено точно и составляет 800 мм. Высота точки опоры весла составляет для распашных весел 160 мм, для парных- 135 мм. Вертлюги могут быть изготовлены из бронзы, легкого металла или пластмассы (преимущественно). Выносные уключины на распашных лодках устанавливаются, как правило, поочередно с одной и другой стороны. Неравномерное расположение уключин, «итальянское» на четверках и восьмерках, в различных вариантах способствует сохранению правильного курса.
Весло. Для гребли с одной стороны используются распашные весла, для гребли с двух сторон- парные. Они отличаются друг от друга длиной, но конструкция их одинакова. Длина распашного весла равна 385 см (для мужчин) и 360 см (для женщин); длина парного весла-300 см (для мужчин) и 295 см (для женщин). Определена минимальная площадь лопасти: у распашных весел она составляет 1060 см2 (мужчины), 900 см2 (женщины и молодежь); у парных весел-710 см2 (мужчины и женщины); 640 см2 (молодежь); 590 (школьники). Допустимо отклонение от нормы, составляющее ±5 см2. Для детей в возрасте от 8 до 12 лет предназначены специальные парные весла, лопасти которых меньше.
Только особо ценные сорта древесины, особенно канадская пихта, сосна и ясень, могут обеспечить такие качества весла, как легкость, эластичность и прочность. Внутри весло полое. Оно склеено из нескольких планок с желобообразными выемками таким образом, чтобы внутрь не попала вода. Манжета из синтетических материалов предохраняет ту часть весла, которая находится в вертлюге, от сильного износа. Передвижной каблук направляет движение весла в вертлюге и фиксирует длину внутреннего рычага. Вес распашного весла равен 4,1-4,3 кг; вес парного весла должен быть равен 2,0-2,2 кг. Лопасть, изготавливаемая из вспененной пластмассы с целью придания ей более высокой прочности, смещена относительно «спинки» на 4°. Площадь опоры в вертлюге относительно вертикально стоящего стержня уключины также имеет наклон 4°. Таким образом, наклон всей системы равен 8°. Он обеспечивает надежное ведение лопасти в воде.
Лопасть
Внешнее плечо (рычаг)
Каблук
Внутреннее плечо (рычаг)
а) распашное и парное весло; б) сечение полого весла.
Наладка. Перед соревнованиями габариты и другие специальные детали гребного отсека должны быть приведены в соответствие с весом и уровнем мастерства каждого отдельного члена экипажа. Наряду с изменением длины полозков, правильной установкой подножки большое значение имеет также выбор наиболее удачного соотношения рычагов (длины внешнего и внутреннего рычага), особенно при неблагоприятном воздействии ветра.
Техника. Гребок представляет собой циклическое движение. В процессе гребка происходит ритмичное чередование напряжения и расслабления. У хороших гребцов соотношение между толчком (фазой напряжения) и «холостым ходом» (фазой расслабления) составляет 1:1,2-1:1,6.
Совершенное исполнение полного гребка требует многолетней тренировки. В то же время основные технические приемы довольно легки для изучения. Способы парной и распашной гребли мало отличаются друг от друга. Как звенья одной цепи, непрерывно следует один гребок за другим; между ними не должно возникать паузы. Рабочая фаза гребка начинается с захвата. Во время проводки лодка под давлением лопасти продвигается вперед. Лопасть движется по направлению к корме, гребец отъезжает на банке (подвижное сиденье) по направлению к носу лодки. С выносом лопасти из воды и началом ее движения в обратном направлении начинается фаза отдыха — подъезд. Гребец, расслабляясь, отъезжает по направлению к корме и занимает исходное положение. Плавные переходы имеют большое значение для того, чтобы процесс выполнения гребков был ровным, гармоничным. Они существенно влияют на скорость лодки, которая неизбежно подвергается колебаниям в пределах цикла гребка в зависимости от возникающей в процессе гребли тяги. Решающим для эффективности гребка является длина пути и сила давления лопасти на воду. Во время проводки лопасть движется в естественном положении параллельно поверхности воды. Следует уделять большое внимание положению внутреннего рычага в целях избежания выхода лопасти весла из воды в фазе гребка, возникающего в результате преждевременного опускания. Это идентично исчезновению силы, оказывающей влияние на продвижение вперед. Внутренний рычаг не следует слишком высоко поднимать или слишком низко опускать. На заносе лопасть, так же как и при погружении, должна находиться в вертикальном положении. Чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не касаться поверхности воды, на подъезде лопасть поворачивают.
Физической работе гребца должно быть уделено большое внимание. Однако не существует каких-либо строго определенных поз гребца, все его движения должны быть абсолютно естественны. В первой фазе гребка корпус, ноги и руки гребца готовятся к началу выполнения цикла. В средней части, когда весла находятся в поперечном положении (вертикально по отношению к лодке), в гребок должна быть вложена максимальная сила. В заключительной части проводки корпус гребца несколько отклоняется от вертикальной оси, все внимание сосредоточивается на правильном и «чистом» выносе весла. Эта фаза называется концом проводки, или финишем. Следует обратить внимание на то, чтобы гребок до конца выполнялся плавно с постепенным увеличением давления. Техника такого гребка характеризуется устойчивым возрастанием давления и длины гребка. Выполнение следующего непосредственно вслед за этим мягкого и расслабленного обратного движения лопасти требует самой тщательной тренировки.
Частота гребков. Оптимальная частота гребков во время гонки зависит от класса лодки, экипажа и условий погоды. Сильные команды предпочитают относительно низкую частоту гребков, для восьмерки-примерно 31-44 удара, для распашных четверок-34-40, для распашных и парных двоек-30-36, для одиночек-28-34 удара в минуту.
Тактика. Цель тактических мероприятий состоит в том, чтобы, равномерно расходуя силы при существующих условиях (особенности гребной дистанции и погодные условия, спортивное мастерство противника, оценка собственных возможностей, вид соревнования, предварительный заезд, финальный заезд и др.), преодолеть дистанцию за кратчайший промежуток времени. Наиболее рациональным является определение уровня специфической соревновательной выносливости спортсмена во время тренировки. С помощью промежуточного времени, которое фиксируется по крайней мере через каждые 500 м (в оптимальном случае через каждые 250 м для мужчин и через каждые 100 м для женщин), можно в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена выявить наиболее приемлемые для него способы гребли на отдельных участках дистанции. Это очень важно с точки зрения специфических особенностей проведения соревнований по академической гребле; лодки находятся на большом расстоянии друг от друга по ширине дистанции, что затрудняет наблюдение за соперником. Этим объясняется то особое значение, которое придается старту. При использовании высокой частоты гребков спортсмен делает попытку оторваться от соперника с целью оказаться в более благоприятном положении. Для своевременного начала промежуточного и финишного спурта большое значение имеют наблюдения рулевого и загребного. Сильные команды стараются избегать промежуточного спурта, они пытаются преодолеть отрезки дистанции с максимально равномерной скоростью.
К тактическим мероприятиям относится общая подготовка гонки, которая включает в себя изучение особенностей дистанции, анализ данных о времени прохождения отдельных отрезков дистанции в ходе предварительных соревнований, подготовку лодки к соревнованиям (наладка), определение оптимального положения уключин в соответствии с условиями воды, изменением длины рычага, в зависимости от влияния ветра и пр. Правила. Разделение на возрастные категории. В соответствии с Международной классификацией гребцы обоих полов на соревнованиях делятся на возрастные категории: юниоры до 18 лет. Те спортсмены, которым к началу регаты исполнилось 18 лет, относятся к возрастной категории сениоров.
Возрастная категория сениоров подразделяется на следующие группы: сениоры группы А (все сениоры); сениоры группы Б (спортсмены в возрасте от 19 до 21 года) и сениоры группы В (сюда не входят спортсмены, относящиеся к спортивным клу- 1 бам). Юные гребцы делятся на 5 возрастных категорий и на две группы в соответствии со спортив- ! ной квалификацией. Существуют следующие воз- ! растные категории: 11/12, 13, 14, 15/16 и 17/18 лет. В рамках возрастных категорий 15/16 и 17/18 лет наблюдается дополнительное разделение на две группы в соответствии со спортивной квалификацией: группа 1 (все спортсмены) и группа 2 (сюда не входят спортсмены, объединенные спортивными клубами). Год регаты совпадает с календарным годом. Рулевые являются членами команд, это означает, что, к примеру, лодка гребцов-мужчин может управляться только рулевым мужского пола. В гонках среди взрослых команд не устанавливается никаких возрастных или квалификационных ограничений. Лодки гребцов-юношей, напротив, могут управляться только рулевыми-представителями юношеской категории (минимальный возраст 12 лет). Перед каждой гонкой рулевым необходимо подать сведения о своем минимальном весе. Вес ру- левых-мужчин должен составлять 50 кг, вес ру- левых-женщин-45 кг; вес в 5 кг разрешается компенсировать с помощью балласта. Вес рулевого 17/18 лет независимо от пола должен составлять 45 кг (при максимальном весе балласта 5 кг). Балласт должен находиться неподалеку от рулевого. У школьников не требуется определения минимального веса для рулевого.
Соревновательные дистанции. Для сениоров (мужчин) группы А и группы Б длина гребной дистанции составляет 2000 м; для гребцов-мужчин возрастной категории 17/18 лет квалификационной группы 1 она составляет 1500 м. Все другие спортсмены (мужчины и женщины) преодолевают дистанцию в 1000 м. Для спортсменов возрастной категории 11/12 лет длина гребной дистанции составляет 750 м (как для мужчин, так и для женщин). Наряду с этими обычными дистанциями проводятся гонки на короткие дистанции (максимальная протяженность 500 м) и соревнования в гребле на длинные дистанции (минимальная длина 8000 м).
Соревнования. Система проведения соревнований, принятая, например, Немецкой федерацией академической гребли ГЕРМАНИИ, гарантирует широкое участие в соревнованиях представителей всех возрастных категорий и групп, определенных в соответствии со спортивной квалификацией. В издаваемом ежегодно календаре гребли дано расписание проведения приблизительно 120 регат. Сезон проведения соревнований по академической гребле < начинается в апреле с гонки на длинные дистанции и заканчивается в октябре проведением осенней регаты на длинные дистанции, а также командных первенств.
Сравнение результатов (соотношение времени). В связи с различной глубиной водоемов, на которых проводятся соревнования, особенностями гребных дистанций, а также в связи с влиянием конкретных условий погоды в академической гребле не бывает абсолютных рекордов времени. Однако на наиболее известных дистанциях все же фиксируются установленные рекорды.
Сравнение результатов (времени) отдельных категорий между собой осуществляется путем так называемого «соотношения времени». Исходным моментом при этом является время, показанное восьмеркой на данных соревнованиях. Если остальные команды находятся примерно на том же уровне, то время, показанное ими (при относительно одинаковых условиях погоды), будет превышать время восьмерки на число секунд, указанное ниже:
Класс лодки Добавочное число секунд
Мужчины (дистанция 2000 м) +0
Восьмерка + 28
Четверка б/р +39
Четверка с/р + 43
Двойка парная + 63
Двойка б/р +75
Одиночка + 94
Двойка с/р
Женщины (дистанция 1000 м)
Восьмерка + 0
Четверка парная +13
Четверка с/р +22
Двойка парная + 25
Одиночка +41
Наряду с хронометражем времени специалисты для определения расстояния между лодками на финише пользуются понятием «длина корпуса лодки». Судьи. Каждая гонка оценивается судейской коллегией, в состав которой входят судья-арбитр, стартер, судья стартовой зоны и ответственный судья на финише. Обязанности судьи состоят в том, чтобы обеспечить одинаковые условия для всех участвующих в соревнованиях команд, штрафовать спортсменов за нарушение ими правил соревнований, а также предотвращать несчастные случаи. Стартер использует красный флаг, судья-арбитр- красный и белый флаги. При прерывании гонки дают отмашку красным флагом и подают акустический сигнал (звонок). При предупреждениях выбрасывается белый флаг. Как правило, судья-арбитр сопровождает гонку, находясь на моторной лодке. Существуют особые правила подготовки и повышения квалификации судей, а также их классификации. Условиями, позволяющими судье участвовать в судействе международных соревнований, являются: владение французским языком, знание международных правил проведения соревнований, а также успешная сдача экзамена судейской комиссии ФИСА. С 1974 г. женщинам разрешено выступать в качестве судей-арбитров.
Подготовка и тренировка. Метод подготовки должен учитывать местные возможности работы на воде и наличие инвентаря. На начальной ступени обучения гребцы занимаются преимущественно в парных лодках. Тренировке в лодке и развитию ловкости уделяется наибольшее внимание. Упражнения на равновесие помогают новичку приобрести чувство уверенности в лодке. К таким упражнениям относятся следующие: поднимание и опускание внутренних рычагов весла (раскачивание лодки), одновременный нажим вниз на внутренние рычаги (балансирование лодки). Особенно тщательно следует отрабатывать правильную свободную постановку рук. При вертикально поставленной лопасти тыльная сторона ладони должна являться как бы продолжением предплечья; большой палец слегка нажимает (снизу с внешней стороны) на рукоятку и, таким образом, на вертлюг. От естественной и удачной постановки рук зависит положение лопасти в воде и построение всего гребка.
Даже самые первые короткие гребки, выполняемые сначала с одного борта при неподвижной банке, должны выполняться безупречно с точки зрения техники. Частая смена бортов развивает сноровку и хорошую реакцию у спортсменов.
Начинающий может при этом хорошо наблюдать за работой внутренних рычагов и лопастей. Одновременное движение вместе с банкой вырабатывает у него на этой стадии обучения ритмичность движений; кроме того, оно предотвращает излишнее расходование силы.
Овладение техникой поворотных маневров на ранней стадии обучения помогает гребцу свободнее управлять лодкой.
Начальное обучение может считаться законченным, если достигнута координация движений, т. е. элементы движений, которые до сих пор отрабатывались отдельно, выполняются одновременно. Далее следует тренировка в лодках больших размеров. Однако критерием овладения техникой является работа в лодке-одиночке. Если спортсмену удастся преодолеть в одиночке дистанцию 200 м за положенный промежуток времени, не отклоняясь в сторону от прямой линии и не касаясь воды лопастями весел при отводе их назад после гребка, то можно повысить требования к выполнению упражнений на равновесие и перейти к изучению техники старта. Минимальным требованием при построении долгосрочного процесса роста результатов является овладение основами техники и техникой выполнения чистого старта с частотой гребков, составляющей приблизительно 38 гребков в минуту.
После прохождения периода начальной подготовки начинается процесс систематической, планомерной тренировки. В академической гребле требуется промежуток времени, равный 10 годам, для того, чтобы достичь мирового уровня. Несмотря на то что гребля по своей специфике является командным видом спорта, цели, поставленные в ходе тренировки, должны быть определены в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов. Специальная тренировка в воде осуществляется круглый год в зависимости от местных условий и имеющихся материальных предпосылок. В зимние месяцы для этого используется гребной бассейн (бетонированный бассейн с 4 или 8 местами для гребцов, а также гребной бассейн из пластмассы с 4 местами для гребцов). В процессе тренировки на открытых водоемах тренер сопровождает спортсменов своей команды в моторной лодке. Тренировка в малых лодках, а также одновременная тренировка нескольких лодок имеет преимущество, которое выражается в том, что при разном уровне мастерства гребцов обстановка тренировки приближается к соревновательной. Наряду с постоянным совершенствованием техники цель тренировки на воде состоит в развитии общей выносливости. Благодаря использованию современных методов измерения могут быть подвергнуты анализу факторы, определяющие результат и то влияние, которое они оказывают. На этой основе были получены точные данные для отдельных тренировочных периодов и годовых циклов. Так, например, к концу подготовительного периода от тренировки общей выносливости переходят к выполнению требований, определенных спецификой соревнований при осуществлении регулярного контроля результатов, показанных при прохождении соревновательной дистанции. В ходе занятий систематически повышается объем тренировки на выносливость. Наряду с физическим развитием и совершенствованием техники развивается «чувство» определения оптимальной частоты гребков и способность варьировать ее в соответствии с поставленной в ходе соревнований тактической задачей. В целях осуществления контроля тренер использует специальные часы-так называемый счетчик числа гребков, деление циферблата которых составляет 10 сек, дополнительно по краю циферблата расположена шкала частоты. Для тех- нико-тактического обучения используются кинокамеры и видеомагнитофоны. Наряду с этим программа тренировки предусматривает ознакомление спортсменов с биомеханическими закономерностями протекания сложных процессов движений, а также ознакомление с правилами соревнований.
Развитие физической силы гребцов осуществляется в течение всего года преимущественно в форме скоростно-силовой тренировки. При этом осуществляется целенаправленный процесс развития мускулатуры рук и ног путем выполнения специальных упражнений. Осуществляется регулярный контроль достигнутых результатов в целях оценки уровня спортивной подготовки в данный момент и определение новых целей в рамках тренировочного процесса. Только силы и выносливости недостаточно для обеспечения полной работоспособности организма; дополнительно выполняется относительно обширная программа вспомогательных упражнений на развитие подвижности, ловкости и координации движений. Предпочтение отдается различным формам гимнастики, бега, лыжам, плаванию и играм.