Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Гребля академическая

Рубрика: Виды спорта

Это вид гребного спорта на специальных спортивных судах. Во время гребли в работу во­влекаются мускулы почти всех частей тела. Подбирая подходя­щие типы лодок и соответст­вующий объем нагрузки, греб­лей можно заниматься в любом возрасте. Являясь соревновательным видом спор­та, академическая гребля относится к числу общеразвивающих упражнений и одновременно может служить отличным средством активного отдыха для спортсменов, занимающихся други­ми видами спорта. В то же время это массовый вид спорта, которым занимаются в оздорови­тельных целях. Академическая гребля очень попу­лярна, особенно в форме водного туризма. Бу­дучи преимущественно командным видом спорта, академическая гребля имеет большое воспита­тельное значение, благодаря чему занимает важ­ное место в социалистическом физвоспитании. Историческое развитие. Современная академическая гребля имеет богатую традициями предысторию. Находки, обнаруженные в древних захоронениях, и другие культурные памятники древних инков, египтян, греков, римлян и германцев свидетель­ствуют о том, что весло использовалось в хозяй­стве и во время военных междоусобиц в качестве средства, приводящего лодку в движение, задолго до появления парусов. В римских «триерах», напри­мер, гребцы сидели в три ряда, прикованные цепя­ми друг к другу, спиной относительно направления движения и с помощью весел обеспечивали движе­ние судна вперед. Особый вариант представляет со­бой гребля стоя, лицом по направлению движения. Такие соревнования еще сегодня проводятся в Бир­ме, Кампучии, Италии и на альпийских озерах.

Родина спортивной гребли-Англия. Совре­менный вариант возник на основе способа гребли парными веслами профессиональных моряков и перевозчиков. С 1715 г. в Англии регулярно про­водились соревнования на одиночках. Универси­теты стали опорными пунктами развития академи­ческой гребли. В 1811 г. в Итоне состоялась первая регата на восьмерках. С 1829 г., с некоторыми перерывами, ежегодно проводятся соревнования среди восьмерок Оксфордского и Кембриджского университетов. В 1839 г. была впервые проведена популярная еще и сегодня Хенлейская регата.

Международная федерация академической гребли (ФИСА) была основана в 1892 г. В настоящее вре­мя в нее входит более 50 стран.

Материальное обеспечение. Соревновательные ком­плексы. Материальной базой для правильного про­ведения тренировок и соревнований по академиче­ской гребле является гребная дистанция в комплек­се с различными постройками на суше, где осуществляется уход за гребным инвентарем. Сюда же относятся кабины для переодевания, медицин­ские пункты всех видов, общественные подсобные помещения.

Эллинг (лодочный сарай) должен иметь удобный доступ как с воды, так и с суши. Он предназначен для хранения и ремонта лодок. Размеры помеще­ния для хранения лодок (восьмерок): ширина-6 м, длина-25 м, высота-4 м, размеры во­рот-2,5 х2,75 м. Габариты мастерской: шири­на-4 м, длина-20 м, высота-2,5 м. Лодки хра­нятся на выдвижных стеллажах, полки которых располагаются в специальных полозках на стене и могут быть приспособлены для любой длины лодки.

Гребная дистанция, лодочная площадка, причальные мостки. Достаточно большая площадка для лодок облегчает доставку лодок к воде и их чистку. Вплотную к берегу устанавливаются причальные мостки. Порядок их расположения и размеры опре­деляются в зависимости от местных условий и осо­бенностей акватории. В правилах соревнований имеются точные указания относительно гребной дистанции: минимальное расстояние между стар­том и финишем на водоемах без течения равно 1800 м, на международных соревнованиях — 2000 м; число стартовых мест-от 3 до 6; ширина всех до- рожек-от 12,5 до 15 м; минимальная глуби­на-3 м, при наличии ровного грунта-2 м.

Гребля академическая

Перед международными соревнованиями раз­меры дистанции должны быть проверены специали­стами. В настоящее время при проведении между­народных соревнований искусственные каналы все больше вытесняют естественные водоемы, посколь­ку при этом имеются благоприятные предпосылки для создания одинаковых условий на всех стар­товых дорожках, которые еще дополнительно осна­щены так называемой системой Альбано (отграни­чение отдельных дорожек друг от друга рядами буйков, расположенных на расстоянии 20 м). При проведении международных соревнований гребная дистанция должна отвечать следующим требова­ниям: наличие передвижных стартовых мест, чтобы, несмотря на различие в длине корпусов, лодки проходили одинаковое расстояние (на старте лодки устанавливаются таким образом, чтобы их носы находились строго на одной линии); четкое функционирование оборудования на финише, элек­трический хронометраж и киносъемка на финише. Типы и классы лодок. Существуют учебные лодки, или «гички» (от англ. «гиг»-легкая лодка), и го­ночные лодки. В основном конструкция тех и дру­гих лодок одинакова, но отличительным признаком учебных лодок является внешний киль, а гоночных — внутренний киль и меньшие габариты. Лодки раз­личаются по числу гребцов: одиночка, двойка, че­тверка, восьмерка. При обозначении лодки обяза­тельно указание-с рулевым или без рулевого. Нумерация мест в лодке начинается с носа лодки и заканчивается у кормы. Загребной всегда являет­ся № 1. Левая сторона лодки, если смотреть по на­правлению ее движения, называется «баковым» бортом; правая-бортом управления («загребным» бортом). Лодка приводится в движение посред­ством гребли с одной стороны распашными весла­ми или с двух сторон — парными веслами. Способ гребли отражается в специальных названиях лодок: двойка, парная двойка, четверка, парная четверка и т.д. Лодки, приводимые в движение посредством гребли распашными веслами, бывают следующих видов: двойка распашная без рулевого, четверка распашная без рулевого, четверка распашная с ру­левым, восьмерка распашная. Различаются следую­щие классы лодок, приводимых в движение посред­ством гребли парными веслами: одиночка, двойка парная, четверка парная без рулевого и четверка парная с рулевым.

За исключением четверки парной без рулевого и четверки распашной без рулевого, эти лодки имеют конструкцию, подобную учебным лодкам. Среди учебных лодок двойка парная может упра­вляться, так же как и одиночка с рулевым, с по­мощью рулевого устройства, расположенного в кормовом отсеке; в результате этого можно обес­печить прямолинейное продвижение лодки вперед, особенно при бурном течении воды. Для обучения детей в возрасте от 8 до 12 лет была сконструиро­вана специальная лодка-одиночка для детей, кор­пус которой изготовлен из пластмассы. Она рассчи­тана на вес в 35-50 кг.

Гребля академическая

Конструкция гоночных лодок. В международном масштабе ограничений относительно габаритов или конструкции этих лодок нет, они являются лодками «свободной» конструкции. Однако стремление до­стичь максимальной скорости при минимальном весе лодки привело к определенной унификации их размеров. Опыты показали, что уменьшение той площади поверхности лодки, которая покрыта во­дой, способствует повышению скорости лодки.

Начатый в 1935 г. эксперимент по созданию ло­док с пониженным сопротивлением путем укорачи­вания корпуса (у восьмерки до 15,25 м) не принес достаточно удовлетворительных результатов. В по­следние годы сделана попытка идти как раз в обратном направлении (которая, кстати, увенча­лась успехом): при одновременном сужении лодки и соответствующем ее углублении корпус лодки уд­линяется (у восьмерки до 19,30 м). Такие лодки предъявляют более высокие требования к техниче­ской подготовленности экипажа. На гоночных лод­ках нос и корма закрыты водонепроницаемой де­кой. В целях безопасности на носу лодки должен находиться упругий шар, диаметр которого состав­ляет минимум 40 мм, поскольку нос лодки имеет заостренную форму. Все гоночные лодки изготов­ляются «скорлупо- или чашеобразной» конструкции. В ходе развития наблюдались существенные изменения в отношении используемого для изготов­ления лодок материала. Красное дерево и кедр, использование которых для постройки явля­лось традиционным, были вначале вытеснены клее­ной фанерой (начиная приблизительно с 1955 г.), благоприятные условия для применения которой были созданы с возникновением водостойкой клей­ковины. Ножевой (строганой) фанерой проклеи­вается шаблон, в точности напоминающий форму лодки. При этом лодке придается легкая стабиль­ная форма скорлупы. Обшивка лодки цветная, аб­солютно гладкая. Только внутренняя отделка этих так называемых композитных судов осуществляет­ся с помощью древесины (киль, шпангоут, полоз­ки). Использование электронных вычислительных машин для произведения расчета на прочность, применение новых материалов, использование опы­та аэродинамических исследований, определенных рецептур и прочие факторы создают условия для дальнейшего совершенствования конструкции лодок. Взвешиваются лодки с выносными уключинами, го­товые к спуску на воду.

Габариты гоночных лодок (обобщение международного опыта)

Класс лодки

Длина, м

Ширина, м

Осадка, м

Вес, кг

Д 1

8,0

0,3

0,09

15-17

Д 2

10,0

0,4

0,12

30-36

Д 2

10,5

0,4

0,12

32-36

2

10,5

0,4

0,135

34-38

4

12,0

0,5

0,15

55-61

Д 4

12,0

0,5

0,15

58-64

4

13,5

0,5

0,16

60-66

Д 4

13,5

0,5

0,16

63-69

8

17,5

0,6

0,185

105-115

Конструкция учебных лодок. Размеры учебных лодок, в отличие от гоночных, строго определены. В зависимости от цели применения и географиче TOC \o «1-5» \h \z ских условий существуют различные типы учебных лодок: гички типа А, Б, В, Г и морские шлюпки, Гички типа Б и В, ширина которых составляет 78 см, используются как в качестве учебных лодок  так и в качестве лодок, предназначенных для занятий водным туризмом; начинающие спортсмены могут использовать их в качестве гоночных лодок. В морских шлюпках вследствие их ширины и конструкции, обеспечивающей плавание по морю, на привальных брусах установлены вертлюги. Этим объясняется расположение гребцов в лодке с распашными веслами в направлении от средней линии лодки с целью обеспечения необходимого соотношения между внешним и внутренним рычагом.

Древесина, являвшаяся традиционным материалом для изготовления учебных лодок, все больше и больше вытесняется стеклопластиком повышенной прочности. В результате установки элементов, обеспечивающих плавучесть судов в открытом море, суда становятся непотопляемыми, несмотря на то что плотность используемого для их изготовления материала более высокая, чем плотность древесины.

В отличие от гоночных лодок на гичках устанавливается сплошной привальный брус. Лодки оборудованы парными уключинами, что целесообразно и экономично, так как на таких лодках можно грести как распашным, так и парным веслом. Гребной отсек. Сюда входят полозки с банкой, отсек для ног с подножкой и выносная уключина.

Ширина полозков в скифе составляет 18 см, в гоночной лодке-23 см, в учебной лодке-28 см. В гоночной лодке длина полозков составляет 72 см, в учебных лодках-65 см. В направлении к носу по лозки поднимаются на 15 мм. Мостик для посадки в лодку облегчает гребцам занятие мест в лодке.

Отсек для ног гребца. Подножка служит опорой для ног. Длину подножки можно регулировать; как правило, длина рассчитана на семь вариантов.

Гребля академическая

Стандартные габариты учебных лодок

Класс лодки

Тип лодки

Длина (максималь­ный размер), м

Максималь­ная ширина, м

Вес (мини­мальный), кг

Д 1

в

6,5

0,60

27

Д 2

Б

8,5

0,78

78

2

в

8,5

0,78

60

Д 4

Б

11,0

0,78

103

4

в

11,0

0,78

80

8

Б

17,5

0,85

150

В

17,5

0,85

150

морская

1,15

150

шлюпка 14,5 1

1,15

150

В гребле на гоночных лодках хорошо зарекомендо­вали себя специальные ботинки, которые накрепко привинчены к подножке. При этом гребец может принимать оптимальный угол отталкивания в со­ответствии с особенностями телосложения и добиться увеличения силы отталкивания. В гоночных лодках угол наклона равен 38-40°, в гичках-42-45°. Длина ножного отсека в среднем составляет 65 см. Таким образом, один гребец занимает отсек дли­ною примерно 130 см.

Выносная уключина-это кронштейн, как правило представляющий собой стальную или выполненную из легкого металла трубку, на которой вокруг стержня располагается вращающийся вертлюг. Та­кая конструкция позволяет выбирать расстояние, измеряемое от середины стержня уключины до се­редины лодки независимо от ширины лодки и в со­ответствии с оптимальной длиной рычага. В го­ночных лодках оно равняется 780-830 мм, в учебных лодках оно определено точно и состав­ляет 800 мм. Высота точки опоры весла составляет для распашных весел 160 мм, для парных- 135 мм. Вертлюги могут быть изготовлены из бронзы, легкого металла или пластмассы (преиму­щественно). Выносные уключины на распашных лодках устанавливаются, как правило, поочередно с одной и другой стороны. Неравномерное распо­ложение уключин, «итальянское» на четверках и восьмерках, в различных вариантах способствует сохранению правильного курса.

Весло. Для гребли с одной стороны используются распашные весла, для гребли с двух сторон- парные. Они отличаются друг от друга длиной, но конструкция их одинакова. Длина распашного вес­ла равна 385 см (для мужчин) и 360 см (для жен­щин); длина парного весла-300 см (для мужчин) и 295 см (для женщин). Определена минимальная площадь лопасти: у распашных весел она состав­ляет 1060 см2 (мужчины), 900 см2 (женщины и мо­лодежь); у парных весел-710 см2 (мужчины и жен­щины); 640 см2 (молодежь); 590 (школьники). Допустимо отклонение от нормы, составляющее ±5 см2. Для детей в возрасте от 8 до 12 лет пред­назначены специальные парные весла, лопасти ко­торых меньше.

Только особо ценные сорта древесины, особенно канадская пихта, сосна и ясень, могут обеспечить такие качества весла, как легкость, эластичность и прочность. Внутри весло полое. Оно склеено из нескольких планок с желобообразными выемками таким образом, чтобы внутрь не попала вода. Ман­жета из синтетических материалов предохраняет ту часть весла, которая находится в вертлюге, от сильного износа. Передвижной каблук направляет движение весла в вертлюге и фиксирует длину внут­реннего рычага. Вес распашного весла равен 4,1-4,3 кг; вес парного весла должен быть равен 2,0-2,2 кг. Лопасть, изготавливаемая из вспененной пластмассы с целью придания ей более высокой прочности, смещена относительно «спинки» на 4°. Площадь опоры в вертлюге относительно верти­кально стоящего стержня уключины также имеет наклон 4°. Таким образом, наклон всей системы ра­вен 8°. Он обеспечивает надежное ведение лопасти в воде.

Лопасть

Внешнее плечо (рычаг)

Каблук

Внутреннее плечо (рычаг)

а) распашное и парное весло; б) сечение полого весла.

Гребля академическая

Наладка. Перед соревнованиями габариты и другие специальные детали гребного отсека должны быть приведены в соответствие с весом и уровнем мас­терства каждого отдельного члена экипажа. Наряду с изменением длины полозков, правильной установ­кой подножки большое значение имеет также вы­бор наиболее удачного соотношения рычагов (длины внешнего и внутреннего рычага), особенно при неблагоприятном воздействии ветра.

Техника. Гребок представляет собой циклическое движение. В процессе гребка происходит ритмичное чередование напряжения и расслабления. У хоро­ших гребцов соотношение между толчком (фазой напряжения) и «холостым ходом» (фазой расслаб­ления) составляет 1:1,2-1:1,6.

Совершенное исполнение полного гребка требует многолетней тренировки. В то же время основные технические приемы довольно легки для изучения. Способы парной и распашной гребли мало отли­чаются друг от друга. Как звенья одной цепи, не­прерывно следует один гребок за другим; между ними не должно возникать паузы. Рабочая фаза гребка начинается с захвата. Во время проводки лодка под давлением лопасти продвигается вперед. Лопасть движется по направлению к корме, гребец отъезжает на банке (подвижное сиденье) по направ­лению к носу лодки. С выносом лопасти из воды и началом ее движения в обратном направлении на­чинается фаза отдыха — подъезд. Гребец, расслаб­ляясь, отъезжает по направлению к корме и зани­мает исходное положение. Плавные переходы имеют большое значение для того, чтобы процесс выполнения гребков был ровным, гармоничным. Они существенно влияют на скорость лодки, кото­рая неизбежно подвергается колебаниям в пределах цикла гребка в зависимости от возникающей в про­цессе гребли тяги. Решающим для эффективности гребка является длина пути и сила давления лопас­ти на воду. Во время проводки лопасть движется в естественном положении параллельно поверхнос­ти воды. Следует уделять большое внимание поло­жению внутреннего рычага в целях избежания вы­хода лопасти весла из воды в фазе гребка, возникающего в результате преждевременного опу­скания. Это идентично исчезновению силы, оказы­вающей влияние на продвижение вперед. Внутрен­ний рычаг не следует слишком высоко поднимать или слишком низко опускать. На заносе лопасть, так же как и при погружении, должна находиться в вертикальном положении. Чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не касаться по­верхности воды, на подъезде лопасть поворачи­вают.

Физической работе гребца должно быть уделено большое внимание. Однако не существует каких-ли­бо строго определенных поз гребца, все его движе­ния должны быть абсолютно естественны. В первой фазе гребка корпус, ноги и руки гребца готовятся к началу выполнения цикла. В средней части, когда весла находятся в поперечном положении (верти­кально по отношению к лодке), в гребок должна быть вложена максимальная сила. В заключитель­ной части проводки корпус гребца несколько откло­няется от вертикальной оси, все внимание сосредо­точивается на правильном и «чистом» выносе весла. Эта фаза называется концом проводки, или финишем. Следует обратить внимание на то, чтобы гребок до конца выполнялся плавно с постепенным увеличением давления. Техника такого гребка ха­рактеризуется устойчивым возрастанием давления и длины гребка. Выполнение следующего непосред­ственно вслед за этим мягкого и расслабленного обратного движения лопасти требует самой тща­тельной тренировки.

Гребля академическая

Частота гребков. Оптимальная частота гребков во время гонки зависит от класса лодки, экипажа и ус­ловий погоды. Сильные команды предпочитают от­носительно низкую частоту гребков, для восьмер­ки-примерно 31-44 удара, для распашных четве­рок-34-40, для распашных и парных двоек-30-36, для одиночек-28-34 удара в минуту.

Тактика. Цель тактических мероприятий состоит в том, чтобы, равномерно расходуя силы при существующих условиях (особенности гребной ди­станции и погодные условия, спортивное мастер­ство противника, оценка собственных возможно­стей, вид соревнования, предварительный заезд, финальный заезд и др.), преодолеть дистанцию за кратчайший промежуток времени. Наиболее рацио­нальным является определение уровня специфиче­ской соревновательной выносливости спортсмена во время тренировки. С помощью промежуточного времени, которое фиксируется по крайней мере че­рез каждые 500 м (в оптимальном случае через каждые 250 м для мужчин и через каждые 100 м для женщин), можно в соответствии с индиви­дуальными особенностями спортсмена выявить наи­более приемлемые для него способы гребли на отдельных участках дистанции. Это очень важно с точки зрения специфических особенностей прове­дения соревнований по академической гребле; лод­ки находятся на большом расстоянии друг от друга по ширине дистанции, что затрудняет наблюдение за соперником. Этим объясняется то особое значе­ние, которое придается старту. При использовании высокой частоты гребков спортсмен делает попыт­ку оторваться от соперника с целью оказаться в бо­лее благоприятном положении. Для своевременно­го начала промежуточного и финишного спурта большое значение имеют наблюдения рулевого и загребного. Сильные команды стараются избе­гать промежуточного спурта, они пытаются пре­одолеть отрезки дистанции с максимально равно­мерной скоростью.

К тактическим мероприятиям относится общая подготовка гонки, которая включает в себя изуче­ние особенностей дистанции, анализ данных о времени прохождения отдельных отрезков дистанции в ходе предварительных соревнований, подготовку лодки к соревнованиям (наладка), опре­деление оптимального положения уключин в со­ответствии с условиями воды, изменением длины рычага, в зависимости от влияния ветра и пр. Правила. Разделение на возрастные категории. В со­ответствии с Международной классификацией гребцы обоих полов на соревнованиях делятся на возрастные категории: юниоры до 18 лет. Те спортсмены, которым к началу регаты исполнилось 18 лет, относятся к возрастной категории сениоров.

Возрастная категория сениоров подразделяется на следующие группы: сениоры группы А (все се­ниоры); сениоры группы Б (спортсмены в возрасте от 19 до 21 года) и сениоры группы В (сюда не вхо­дят спортсмены, относящиеся к спортивным клу- 1 бам). Юные гребцы делятся на 5 возрастных кате­горий и на две группы в соответствии со спортив- ! ной квалификацией. Существуют следующие воз- ! растные категории: 11/12, 13, 14, 15/16 и 17/18 лет. В рамках возрастных категорий 15/16 и 17/18 лет наблюдается дополнительное разделение на две группы в соответствии со спортивной квалифика­цией: группа 1 (все спортсмены) и группа 2 (сюда не входят спортсмены, объединенные спортивными клубами). Год регаты совпадает с календарным го­дом. Рулевые являются членами команд, это озна­чает, что, к примеру, лодка гребцов-мужчин может управляться только рулевым мужского пола. В гон­ках среди взрослых команд не устанавливается ни­каких возрастных или квалификационных ограниче­ний. Лодки гребцов-юношей, напротив, могут управляться только рулевыми-представителями юношеской категории (минимальный возраст 12 лет). Перед каждой гонкой рулевым необходимо подать сведения о своем минимальном весе. Вес ру- левых-мужчин должен составлять 50 кг, вес ру- левых-женщин-45 кг; вес в 5 кг разрешается ком­пенсировать с помощью балласта. Вес рулевого 17/18 лет независимо от пола должен составлять 45 кг (при максимальном весе балласта 5 кг). Бал­ласт должен находиться неподалеку от рулевого. У школьников не требуется определения минималь­ного веса для рулевого.

Соревновательные дистанции. Для сениоров (муж­чин) группы А и группы Б длина гребной дистан­ции составляет 2000 м; для гребцов-мужчин воз­растной категории 17/18 лет квалификационной группы 1 она составляет 1500 м. Все другие спорт­смены (мужчины и женщины) преодолевают ди­станцию в 1000 м. Для спортсменов возрастной ка­тегории 11/12 лет длина гребной дистанции соста­вляет 750 м (как для мужчин, так и для женщин). Наряду с этими обычными дистанциями прово­дятся гонки на короткие дистанции (максимальная протяженность 500 м) и соревнования в греб­ле на длинные дистанции (минимальная длина 8000 м).

Соревнования. Система проведения соревнований, принятая, например, Немецкой федерацией акаде­мической гребли ГЕРМАНИИ, гарантирует широкое учас­тие в соревнованиях представителей всех воз­растных категорий и групп, определенных в со­ответствии со спортивной квалификацией. В изда­ваемом ежегодно календаре гребли дано расписа­ние проведения приблизительно 120 регат. Сезон проведения соревнований по академической гребле < начинается в апреле с гонки на длинные дистанции и заканчивается в октябре проведением осенней ре­гаты на длинные дистанции, а также командных первенств.

Сравнение результатов (соотношение времени). В свя­зи с различной глубиной водоемов, на которых проводятся соревнования, особенностями гребных дистанций, а также в связи с влиянием конкретных условий погоды в академической гребле не бывает абсолютных рекордов времени. Однако на наибо­лее известных дистанциях все же фиксируются уста­новленные рекорды.

Сравнение результатов (времени) отдельных ка­тегорий между собой осуществляется путем так на­зываемого «соотношения времени». Исходным мо­ментом при этом является время, показанное восьмеркой на данных соревнованиях. Если остальные команды находятся примерно на том же уровне, то время, показанное ими (при относитель­но одинаковых условиях погоды), будет превышать время восьмерки на число секунд, указанное ниже:

Класс лодки Добавочное число секунд

Мужчины (дистанция 2000 м) +0

Восьмерка                               + 28

Четверка б/р                             +39

Четверка с/р                                     + 43

Двойка парная                        + 63

Двойка б/р                                +75

Одиночка            + 94

Двойка с/р

Женщины (дистанция      1000 м)

Восьмерка                                 + 0

Четверка парная                     +13

Четверка с/р                             +22

Двойка парная                        + 25

Одиночка                                 +41

Наряду с хронометражем времени специалисты для определения расстояния между лодками на фи­нише пользуются понятием «длина корпуса лодки». Судьи. Каждая гонка оценивается судейской колле­гией, в состав которой входят судья-арбитр, стар­тер, судья стартовой зоны и ответственный судья на финише. Обязанности судьи состоят в том, чтобы обеспечить одинаковые условия для всех уча­ствующих в соревнованиях команд, штрафовать спортсменов за нарушение ими правил соревнова­ний, а также предотвращать несчастные случаи. Стартер использует красный флаг, судья-арбитр- красный и белый флаги. При прерывании гонки дают отмашку красным флагом и подают акустиче­ский сигнал (звонок). При предупреждениях вы­брасывается белый флаг. Как правило, судья-ар­битр сопровождает гонку, находясь на моторной лодке. Существуют особые правила подготовки и повышения квалификации судей, а также их клас­сификации. Условиями, позволяющими судье уча­ствовать в судействе международных соревнований, являются: владение французским языком, знание международных правил проведения соревнований, а также успешная сдача экзамена судейской комис­сии ФИСА. С 1974 г. женщинам разрешено высту­пать в качестве судей-арбитров.

Подготовка и тренировка. Метод подготовки дол­жен учитывать местные возможности работы на воде и наличие инвентаря. На начальной ступени обу­чения гребцы занимаются преимущественно в парных лодках. Тренировке в лодке и развитию ловкости уделяется наибольшее внимание. Упраж­нения на равновесие помогают новичку приобрести чувство уверенности в лодке. К таким упражнениям относятся следующие: поднимание и опускание внутренних рычагов весла (раскачивание лодки), одновременный нажим вниз на внутренние рычаги (балансирование лодки). Особенно тщательно сле­дует отрабатывать правильную свободную поста­новку рук. При вертикально поставленной лопасти тыльная сторона ладони должна являться как бы продолжением предплечья; большой палец слегка нажимает (снизу с внешней стороны) на рукоятку и, таким образом, на вертлюг. От естественной и удачной постановки рук зависит положение лопа­сти в воде и построение всего гребка.

Даже самые первые короткие гребки, выпол­няемые сначала с одного борта при неподвижной банке, должны выполняться безупречно с точки зрения техники. Частая смена бортов развивает сноровку и хорошую реакцию у спортсменов.

Начинающий может при этом хорошо наблю­дать за работой внутренних рычагов и лопастей. Одновременное движение вместе с банкой выра­батывает у него на этой стадии обучения ритмич­ность движений; кроме того, оно предотвращает излишнее расходование силы.

Овладение техникой поворотных маневров на ранней стадии обучения помогает гребцу свободнее управлять лодкой.

Начальное обучение может считаться закон­ченным, если достигнута координация движений, т. е. элементы движений, которые до сих пор отра­батывались отдельно, выполняются одновременно. Далее следует тренировка в лодках больших разме­ров. Однако критерием овладения техникой являет­ся работа в лодке-одиночке. Если спортсмену удастся преодолеть в одиночке дистанцию 200 м за положенный промежуток времени, не отклоняясь в сторону от прямой линии и не касаясь воды лопа­стями весел при отводе их назад после гребка, то можно повысить требования к выполнению упраж­нений на равновесие и перейти к изучению техники старта. Минимальным требованием при построе­нии долгосрочного процесса роста результатов является овладение основами техники и техникой выполнения чистого старта с частотой гребков, со­ставляющей приблизительно 38 гребков в минуту.

После прохождения периода начальной подготов­ки начинается процесс систематической, планомер­ной тренировки. В академической гребле требуется промежуток времени, равный 10 годам, для того, чтобы достичь мирового уровня. Несмотря на то что гребля по своей специфике является командным видом спорта, цели, поставленные в ходе трениров­ки, должны быть определены в соответствии с ин­дивидуальными особенностями спортсменов. Специальная тренировка в воде осуществляется круглый год в зависимости от местных условий и имеющихся материальных предпосылок. В зим­ние месяцы для этого используется гребной бассейн (бетонированный бассейн с 4 или 8 местами для гребцов, а также гребной бассейн из пластмассы с 4 местами для гребцов). В процессе тренировки на открытых водоемах тренер сопровождает спортсме­нов своей команды в моторной лодке. Тренировка в малых лодках, а также одновременная трениров­ка нескольких лодок имеет преимущество, которое выражается в том, что при разном уровне мастер­ства гребцов обстановка тренировки приближается к соревновательной. Наряду с постоянным совер­шенствованием техники цель тренировки на воде состоит в развитии общей выносливости. Благода­ря использованию современных методов измерения могут быть подвергнуты анализу факторы, опреде­ляющие результат и то влияние, которое они оказывают. На этой основе были получены точные данные для отдельных тренировочных периодов и годовых циклов. Так, например, к концу подгото­вительного периода от тренировки общей выносли­вости переходят к выполнению требований, опреде­ленных спецификой соревнований при осуществле­нии регулярного контроля результатов, показанных при прохождении соревновательной дистанции. В ходе занятий систематически повышается объем тренировки на выносливость. Наряду с физическим развитием и совершенствованием техники разви­вается «чувство» определения оптимальной частоты гребков и способность варьировать ее в соответ­ствии с поставленной в ходе соревнований тактиче­ской задачей. В целях осуществления контроля тре­нер использует специальные часы-так называемый счетчик числа гребков, деление циферблата ко­торых составляет 10 сек, дополнительно по краю циферблата расположена шкала частоты. Для тех- нико-тактического обучения используются кинока­меры и видеомагнитофоны. Наряду с этим про­грамма тренировки предусматривает ознакомление спортсменов с биомеханическими закономерностя­ми протекания сложных процессов движений, а так­же ознакомление с правилами соревнований.

Развитие физической силы гребцов осуществляет­ся в течение всего года преимущественно в форме скоростно-силовой тренировки. При этом осущест­вляется целенаправленный процесс развития муску­латуры рук и ног путем выполнения специальных упражнений. Осуществляется регулярный контроль достигнутых результатов в целях оценки уровня спортивной подготовки в данный момент и опреде­ление новых целей в рамках тренировочного про­цесса. Только силы и выносливости недостаточно для обеспечения полной работоспособности орга­низма; дополнительно выполняется относительно обширная программа вспомогательных упражнений на развитие подвижности, ловкости и координации движений. Предпочтение отдается различным формам гимнастики, бега, лыжам, плаванию и играм.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.