Гребля на байдарках и каноэ
Рубрика: Виды спортаСлово «каноэ» пришло из язы- ка аборигенов Центральной и Южной Америки. Оно означает «деревянный ствол» или «деревянный челн». Эскимосские лодки-каяки стали прообразом современной байдарки, а индейские пироги-каноэ.
Продвижение на лодках этих типов обеспечивается с помощью безуключинного весла. В неразборной и в разборной байдарках гребут 2-лопастным веслом, в каноэ-1-лопастным.
Историческое развитие. Прототипы современных байдарок и каноэ встречаются у первобытных народов, например, в Северной Америке, в Африке, Гренландии. В лодках аборигенов одновременно могло разместиться до 60 гребцов. В 60-х гг. прошлого столетия шотландец Й. Мак-Грегор сконструировал деревянную байдарку по образцу эскимосской и предпринял на ней путешествие через Швецию, Финляндию, Германию и Великобританию. В 1866 г. он основал первый клуб байдарочников в Англии и в 1869 г.-первую регату.
В Германии первая гренландская байдарка появилась в Лейпциге в 1851 г. В 1884 г. там же состоялась первая регата.
В 1934 г. в Австрии на Дунае состоялось первое опробование байдарочного слалома (сегодняшнее название-«водный слалом»), В 1936 г. приверженцами этого вида спорта были организованы первые соревнования на реке Мульде близ Цвикау.
Водный слалом быстро завоевал популярность в мире. В 1924 г. была создана, а в 1946 г. возрождена Международная федерация гребли на байдарках и каноэ (ИКФ). В настоящее время в ее состав входит более 40 стран. С 1938 г. проводятся чемпионаты мира по гребле на байдарках и каноэ (гонки), с 1949 г.-по водному слалому, с 1959 г. каждые 2 года-по скоростному спуску. Чемпионаты Европы по гребле на байдарках и каноэ проводятся с 1933 г. каждые 2 года, с 1939 г. гребля на байдарках и каноэ является олимпийской дисциплиной. Водный слалом был включен в олимпийскую программу впервые в 1972 г. С 1974 г. соревнования на Кубок Европы по водному слалому проводятся каждые 2 года в чередовании с чемпионатами мира.
Гребля на байдарках и каноэ пользуется популярностью почти во всех европейских и во многих заокеанских странах.
Гребля на байдарках и каноэ. Сооружения для проведения соревнований. В противоположность искусственным каналам с бурным течением или горным речкам, пригодным для проведения соревнований по водному слалому, идеальными трассами для организации соревнований по гонкам являются водоемы со стоячей водой, спокойные, лучше всего защищенные озера или водохранилища. Регаты, проводимые в водоемах с сильным течением, зачастую дают необъективные результаты, поскольку спортсмены, находящиеся в середине потока, оказываются в преимущественном положении. Возрастающая плотность результатов в регате требует создания абсолютно одинаковых условий для всех участников соревнований, этого, к примеру, невозможно добиться при использовании для соревнований незащищенных озер из-за действия ветра, образования волн и более быстрого движения судов.
Образцовым водным сооружением для проведения регаты является гребной канал, состоящий из 9 дорожек шириной 9 м, отделенных друг от друга рядами буйков. Минимальная глубина канала 3 м, при наличии ровного дна-2 м.
Необходима судейская вышка на финише, на которой находятся судейская коллегия, диктор, бюро, занимающееся проведением соревнований, и судейская группа на финише. Оттуда осуществляется руководство ходом соревнований и дается их оценка.
Трибуны находятся преимущественно вблизи финиша; современные водные сооружения для проведения регаты позволяют с помощью автомобилей, идущих по берегу, следить за гонкой на протяжении всей дистанции. Во время гонок моторные лодки предназначены для судьи на дистанции и спасательной команды.
На месте проведения соревнований должны быть эллинг и медицинский пункт.
Лодки отчаливают от пристани, где они готовятся к соревнованиям.
Типы лодок. Для гребли на байдарках и каноэ лодки изготовляются почти исключительно чашеобразной конструкции с использованием клееной фанеры из ценных пород древесины и искусственного материала. Постепенно в конкуренцию с ними вступают лодки из полиэфирных смол с добавлением стекловолокна. В принципе может использоваться любой материал.
На байдарках выступают мужчины и женщины, на каноэ-только мужчины. Соревнования на разборных байдарках проводятся только на уровне туризма.
Классы судов и их габариты. Различают следующие классы судов: байдарка-одиночка (KI, максимальная длина 520 см, минимальная ширина 51 см, минимальный вес 12 кг); байдарка-двойка (KII, 650 см (55 см) 18 кг); байдарка-четверка (KIV, 1100 см (60 см) 30 кг); каноэ-одиночка (CI, 520 см (75 см) 16 кг); каноэ-двойка (СИ, 650 см (75 см) 20 кг) и командное каноэ (CVII, 1 1100 см (85 см) 50 кг).
Корпус лодки должен быть выпуклым. На байдарках разрешено использовать рулевое устройство, на каноэ оно не используется. Конструкция каноэ определена правилами соревнований. На международных регатах лодки взвешиваются и измеряются перед началом соревнований и после финальных заездов.
Техника гребли относительно проста, она представляет собой равномерное повторяющееся движение. Однако использование общепринятой техники осложняется рядом особенностей. Например, лабильность судов. В командной лодке решающую роль для придания максимального ускорения ходу лодки играет синхронность в приложении силы.
Техника гребли в гоночном каноэ. Каноист стоит в лодке на одном колене. Бедро и голень другой (опорной) ноги составляют при выпрямленном корпусе почти прямую линию, т. е. образуют по отношению друг к другу лишь небольшой угол. С начальной фазой гребка опорная нога может быть согнута в колене максимально до образования прямого угла между бедром и голенью. Гребущий с правого борта стоит на правом колене. Опорой для корпуса служит не только колено, но и большая берцовая кость. Путем перемещения подколенной подушки гребец может сбалансировать лодку и добиться ее максимальной устойчивости. Движениями ног и перемещением туловища гребец может добиться того, чтобы лодка получила благоприятную для управления осадку. Держа однолопастное весло в свободно вытянутых руках, гребец погружает его в воду. При этом плечо, обращенное к «рабочему борту», выдвигается далеко вперед. Противоположная рабочему борту сторона корпуса также «вытягивается» вперед. В фазе проводки гребец энергично тянет весло на неизменном расстоянии от продольной оси лодки до тех пор, пока лопасть не окажется против бедра. Одновременно выпрямляется корпус. Плечи занимают после заноса исходное положение (т. е. разворачиваются под углом 90° по отношению к направлению движения). Затем снова начинается захват.
Для управления каноист-одиночник применяет «рулевой гребок». Он заключается в том, что перед заносом, т. е. в конце проводки, гребец отворачивает внутреннюю кромку весла от лодки. Этим более или менее энергичным движением можно рулить на каноэ-одиночке.
В каноэ-двойке упирающаяся коленом нога загребного находится примерно на уровне опорной нош второго гребца. Действия гоночного экипажа должны быть настолько отлаженными, чтобы на прямой дистанции им не приходилось рулить и использовать всю силу для продвижения лодки вперед.
Темп гребли составляет 50-80 гребков в минуту. Длина весла не ограничивается, но, как правило, она достигает уровня лба гребца.
Техника гребли в гоночной байдарке. В соревновательной байдарке имеется соответствующее очертаниям тела сиденье. Однако даже просто занять место в лодке представляет собой трудность для начинающего. Лодка ставится против течения (если оно есть). Гребец берется находящейся ближе к воде рукой за то место деревянного канта кокпита байдарки, которое представляет собой острый угол. Ногу с нажимом ставит в середину лодки близко к сиденью. Затем он сгибает эту ногу и встает на колено. Ногу, находившуюся до сих пор на мостике, он в вытянутом состоянии также втягивает в лодку. Высоту сиденья можно считать правильной в том случае, если таз гребца находится примерно на том же уровне, что и деревянный кант кокпита. Байдарочник не должен сидеть слишком высоко, потому что это делает лодку неустойчивой и гребец чувствует себя в ней неуверенно. Прислоняться нецелесообразно; корпус гребца, наоборот, должен быть несколько наклонен вперед, чтобы можно было сделать максимально большой захват воды. Ноги свободно согнуты. Для того чтобы правильно взять 2-лопастное весло, нужно положить его. на голову и взять обеими руками. Если между плечом и предплечьем образуется прямой угол, то весло взято правильно. Чтобы быстрее выносить весло из воды, площади лопастей ограничены примерно до 90°. Это значительно облегчает также ведение весла на заносе, потому что такая лопасть режет воздух.
Во время цикла между заносом и новым захватом не должно быть заметной паузы. Рука ведет весло на уровне глаз. При этом локоть другой, тянущей, руки не должен быть прижат к корпусу.
При погружении в воду лопасть так же, как и в гребле на каноэ, должна ставиться параллельно продольной оси лодки. Погружение, так же как и занос, должно выполняться по возможности без брызг.
Во время старта гребец выполняет после 3 длинных до 20 коротких сильных гребков, которые приводят лодку в движение и защищают ее от действия волн, оставляемых байдаркой соперника. Если выполнять только длинные гребки, то при медленном движении лодка может уклониться от курса. На коротких дистанциях частота гребков у байдарочника составляет до 140 гребков в минуту, на длинных темп гребли равен примерно 100 гребкам в минуту.
В отличие от каноиста в распоряжении байдарочника имеется рулевое управление, с помощью которого он может легко регулировать направление лодки.
Перемещением тела можно регулировать осадку лодки и таким образом придавать лодке наиболее эффективную форму и облегчать управление ею. Тактика. В гребле на байдарках и каноэ имеется много тактических особенностей, из которых здесь будут упомянуты лишь некоторые. Еще до старта должен быть составлен точный план гонки. Особенно это относится к гонкам на длинные дистанции. В этом плане должны быть учтены не только собственные возможности, но и особенности соперника. Чем большими сведениями о выносливости и особенностях спур га соперника располагаешь, тем лучше можно разработать тактический план гонки. Особенно важна тактика на поворотах, и прежде всего в таких гонках, где участвует несколько экипажей одной команды, способных оказать взаимную поддержку. Разрешается в рамках правил освобождать дорогу для лодки своей команды. Это относится также и к гребле в кильватерной струе. Опытные гонщики-стайеры умеют прямо со старта так использовать кормовую волну лодки конкурента, что тянущий при этом сильно изматывается, а сами они гребут в значительно облегченных условиях.
Правила соревнований многочисленны и иногда даже сложны. Ниже приводятся наиболее важные из них.
Соревнования. Типы лодок-одиночка, ‘двойка, четверка. В программу соревнований входят мужские и женские гонки. В каноэ выступают только мужчины, заезды проводятся на двойках. На олимпийских регатах байдарочники и каноисты соревнуются на дистанциях 500 и 1000 м. В программу соревнований включены гонки и на 10000 м.
Если в одной дисциплине участвует более 9 человек, то на дистанциях 500 и 1000 м проводятся предварительные, промежуточные и утешительные заезды. Соревнования на длинных дистанциях проводятся в аналогичном случае с большим количеством поворотов. Все дистанции размечены маркировочными буйками. На коротких и средних дистанциях имеются ограниченные дорожки (так называемая система Альбано, по названию озера Альбано, на котором в 1960 г. впервые было применено ограничение дорожек).
Если у одного из участников на старте ломается весло, старт объявляется недействительным. На этот случай гребец или другие члены его команды должны иметь запасное весло. Во время гонки на всех лодках должны быть черно-желтые таблички величиной приблизительно 18×20 см с указанием номера дорожки, что облегчает определение последовательности пересечения линии финиша.
В гонках на дистанции 1000 м участники соревнований должны строго придерживаться своей дорожки, гребцы не должны подходить к соседней лодке ближе чем на 5 м для того, чтобы они не могли использовать преимущества течения воды. Оценка. Соревнования по гребле на байдарках и каноэ являются состязаниями на скорость, т. е. места между участниками распределяются по мере пересечения ими финишной прямой, а также на основе полученных результатов.
Судейство. Судья наблюдает за соревнованиями, находясь в моторной лодке. Он дает указания через мегафон. Судья имеет право запретить участие в соревнованиях нарушающим правила экипажам. Только после того как он даст сведения о ходе гонки на дистанции, судьи на финише могут принять окончательное решение о конечных результатах соревнований. Если судья-информатор поднимает красный флаг, это значит, что он выражает протест. Если он поднимает белый флаг-это значит, что гонка прошла в соответствии с правилами. Обучение и тренировка. Обучение новичков часто начинается с выполнения упражнений на причальном мостике или на скамье. Однако многие тренеры отказываются от этого метода и после соответствующей демонстрации и объяснений сразу же приступают к работе в лодке.
Для каноистов идеальной лодкой для обучения является командное каноэ, в котором вместе с гребцами может находиться тренер в качестве рулевого. Лодка устойчива и поэтому хорошо приспособлена для изучения основ гребка.
Байдарочники в качестве тренировочной лодки используют пластмассовую гоночную байдарку. Поскольку сейчас к тренировкам приступают в гораздо более раннем возрасте, чем раньше, начинающим в связи с недостаточным весом некоторое время бывает трудно добиться равновесия лодки, предназначенной для взрослого спортсмена.
Содержание тренировки состоит не только в отработке техники. Методы тренировки направлены на отработку специфической соревновательной выносливости. Тренировка на выносливость должна быть содержательной и разнообразной. Программу тренировки можно сделать интересной за счет включения в нее отработки стартов, гонок с повышением интенсивности нагрузки, гонок с преследованием, гонок на время.
Как правило, проводится круглогодичная тренировка, по возможности на воде. Поэтому задачей тренировки вне лодки является оптимальное развитие и укрепление системы органов, чтобы создать базу для достижения максимальных результатов на соревнованиях. Общая физическая подготовка дает возможность разнообразить тренировочный процесс за счет спортивных игр, кроссов, плавания, гимнастики, настольного тенниса, бега на лыжах и проч.
Водный слалом. Эта разновидность гребли на байдарках и каноэ возникла в связи со стремлением придать соревновательную форму пользующимся большой популярностью гонкам по бурному потоку. Гребец-слаломист должен уметь пройти на своей лодке по бурной воде в максимально трудных условиях. Водный слалом требует от спортсмена во всех дисциплинах много мужества, ловкости, техничности, способности к тактическому мышлению и максимальной активности на тренировках.
Материальное обеспечение. Максимальная длина соревновательной дистанции — 800 м. На дистанции имеется от 25 до 30 ворот, где гребцам начисляются очки. Наиболее популярными дистанциями у гребцов высшего класса являются «Бодеталь» в Гарце ниже «Хексенкесселя» («Котел ведьм»), р. Лизер близ Шпаитталя в Австрии, также оз. Липно в Чехословакии. В качестве замены естественных дистанций служат искусственные дистанции, сооружаемые на плотинах и плотоспусках. Дистанция оборудована таким образом, что различные комбинации искусственных препятствий (ворот) заставляют гребца идти определенным курсом, преодолевая трудные течения и пороги.
Типы лодок. Водный слалом проводится на байдарках и каноэ. Лодки, как правило, изготавливаются из пластмассы. Гребец располагается в прорезанном в деке отверстии. Для слалома требуются легко управляемые и скоростные лодки. Эти два в принципе противоречащие друг другу качества должны быть учтены в конструкции лодок. Ведущее место в области создания слаломных лодок занимает ГЕРМАНИИ.
Классы и габариты лодок. К I (байдарка-одиночка): минимальная длина-400 см, минимальная ширина-60 см; СI (каноэ-одиночка): мин. длина-400 см, мин. ширина-70 см; СИ (каноэ-двойка): мин. длина-458 см, мин. ширина-80 см. Ограничений в весе лодок нет.
Техника водного слалома на прямых участках дистанции строится на базе техники гребли в гонках. Техника непосредственно слалома намного разнообразнее и поэтому труднее поддается изучению, чем техника гонки. Лодка управляется только с помощью весла. Любой другой вид управления запрещается.
Техника слалома в каноэ. Гребец встает в лодке на оба колена и садится на поперечную планку, плотно прилегающую к его икрам. Для управления лодок при проходе ворот он применяет два основных технических приема: тягу и нажим. Тяга производится путем притягивания весла к лодке, нажим- путем отталкивания весла от лодки. Весло при этом действует подобно лому. Комбинации этих 2-х приемов вместе с гребками вперед и назад создают многочисленные варианты техники слалома на каноэ. В случае необходимости, например при переходе из бурной воды на спокойную воду, разрешается «перебрасывание» на другую сторону, не отпуская рукояток. Управление каноэ на спокойных участках осуществляется путем приближения весла к борту и последующего гребка. В двухместном каноэ на прямом отрезке дистанции управлением занимается, в первую очередь, гребец, находящийся сзади. Сидящий впереди выполняет гребок. Если оба гребца будут одновременно подтягивать весла или выполнять гребок, лодка начнет вертеться на месте.
Техника слалома в байдарке. В слаломной байдарке «ящик для сиденья» и опора для колен так тесно связывают гребца с лодкой, что последняя реагирует на каждое движение спортсмена. Гребец управляет слаломной байдаркой путем подтягивания и нажима на весло. Однако нажим производится не как в каноэ, а путем одностороннего перемещения веса тела на весло, одновременно толкаемое по направлению к носу лодки.
Техника гребли в бурной воде. Для преодоления плотоспусков и других порожистых дистанций важен следующий принцип: скорость лодки должна быть больше скорости потока, иначе лодка не будет реагировать на управление. При пересечении бурного потока или преодолении особенно больших порогов лодка ставится таким образом, чтобы поперечно направленный поток воды проходил под лодкой, а не через палубу. В противном случае лодка может перевернуться.
Плоско поставленное весло способствует созданию положения «треугольника», образуемого концами лодки и лопастью. Благодаря перемещению веса тела гребца в середину этого треугольника разрушить его чрезвычайно трудно. При переходе из быстрого течения в стоячую воду или на медленное течение любые маневры управления будут более эффективными, если будут начаты в стоячей воде, т.е., например, подтягивание весла должно быть начато в обратной воде (обратная вода- это поток, направленный в сторону, противоположную главному течению). Если начать маневр управления в обратном потоке, лодку отнесет слишком далеко.
«Эскимосская» техника. «Эскимосский переворот» имеет в слаломе особое значение, т.к. не рассматривается правилами как опрокидывание лодки. После того как лодка перевернулась, гребец остается в ней благодаря тому, что плотно зажат в лодке подколенными подушками и сиденьем, в положении головой вниз. Для того чтобы выпрямиться с помощью оригинальной техники, гребец должен взяться левой рукой за середину весла, а правой-за конец, продвинуть весло вплотную к лодке максимально вперед, затем провести весло близко к поверхности воды, описывая им дугу до того момента, пока оно не образует прямой угол с продольной осью лодки. Сразу же вслед за этим гребец подтягивает левой рукой весло к себе и нажимает правой рукой вверх. Это возвращает лодку в нормальное положение. Техника «винта» годится только для байдарочников и отличается от оригинальной техники тем, что гребец держит весло обычным способом. Хороший слаломист должен владеть этой техникой в самой бурной воде, чтобы избежать опрокидывания и связанного с ним ущерба для себя и лодки. Владение техникой переворота имеет большое значение и в процессе тренировки в бурной воде, т.к. опрокидывания наносят большой ущерб как людям, так и инвентарю и могут решать исход соревнований.
Тактика. Важным тактическим моментом во всех видах спорта является правильное расходование сил на дистанции во время соревнований. В зависимости от того, насколько успешно уровень мастерства и общая физическая подготовка позволяют спортсмену проходить ворота, он должен заранее рассчитать, с какой скоростью ему следует передвигаться на отдельных отрезках дистанции. Кроме того, он должен учитывать длину всей дистанции, чтобы из-за недостатка сил не пришлось пропускать или касаться последних ворот. Все тактические соображения направлены на то, чтобы быстро и без ошибок пройти дистанцию. Перед стартом полезно всей команде пройти дистанцию, обменяться индивидуальным опытом ее прохождения и уточнить детали стиля.
Правила. Соревнования проводятся в каноэ-одиноч- ках и двойках среди мужчин, в байдарках-одиночках среди женщин, в каноэ-двойках «микс» (мужчина и женщина). В каждой дисциплине проводится командный и личный зачет. С 1972 г. олимпийскими дисциплинами являются все перечисленные выше, за исключением каноэ-двойки «микс». В командных соревнованиях стартуют сразу 3 лодки. Фиксируется время последней лодки, прибывшей на финиш. Раньше в командных соревнованиях разрешалось после опрокидывания снова занимать место в лодке. В настоящее время в связи с возросшей популярностью «эскимосского переворота» это не разрешается. На каждой дистанции для слалома должны иметься командные ворота, которые должны быть пройдены тремя лодками за 15 сек. Оценка производится у каждых отдельных ворот (минимальная ширина-1,2 м, максимальная ширина 3,50 м), и дополнительно выставляется суммарная оценка за прохождение отрезков. Оценки выставляются судьями у ворот и судьями на дистанции. Судьи ведут протокол и сообщают о своих решениях счетному бюро по телефону. Окрашенными в различный цвет табличками судьи сообщают зрителям и судьям на дистанции, какую оценку они дали спортсмену.
Ворота подвешиваются над поверхностью воды. Они могут быть поперечные, продольные и косые. На каждой слаломной дистанции должны быть установлены ворота, которые преодолеваются кормой вперед (обратные ворота). Минимальная длина штанги ворот составляет 2 м, диаметр-3,5-5 см.
Гребцы должны учитывать окраску штанг. Зеленая штанга при проезде через ворота остается справа, красная-слева.
Оценка ошибок. За касание штанги ворот изнутри прибавляются 10 штрафных секунд; за касание препятствия снаружи лодкой с последующим прохождением препятствия -20 сек; прохождение ворот без учета окраски-50 сек; явное отбрасывание штанги в сторону-50 сек; пропуск препятствия-50 сек; касание препятствия корпусом или веслом или и корпусом и веслом без его последующего прохождения — 50 сек.
Чтобы определить результат соревнования отдельного спортсмена, количество штрафных секунд складывают с временем прохождения всей дистанции и выводят сумму в очках, из 2 проводимых в каждой дисциплине заездов учитывается лучший. Опрокидывание дисквалифицирует гребца на данный заезд. «Эскимосский переворот» не рассматривается как опрокидывание.
Тренировка. С 1966 г. разрешается ограниченная тренировка на оборудованной дистанции перед международными соревнованиями. Наиболее популярными формами являются командная тренировка на воротах и различные виды гонки с преследованием. Гонки с фиксированием времени позволяют тренеру осуществлять контроль на тренировочной дистанции.
Тренировочный процесс представляет собой комбинацию тренировки на развитие техники и выносливости. Тренер может сделать тренировку более интересной путем изменения дистанции и форм упражнений. В связи с ограниченными возможностями тренировки в бурной воде занятия в основном проводятся в водоемах со стоячей водой или при наличии спокойного течения.
Материальное обеспечение. Соревновательные дистанции. Для проведения соревнований по скоростному спуску используются специально предназначенные пороги при наличии достаточного уровня воды. Неуправляемые искусственно горные речки все реже и реже используются для занятий этим видом спорта.
Международные соревнования проводятся ежегодно на реках Лизер в Австрии, Изер во Франции, в верховьях Влтавы в ЧССР, Пассарио (выше Меряно) в Италии, Арканзас в США.
Организация соревнований на многих дистанциях зависит от уровня воды, поступающей из расположенного выше водохранилища, поскольку для созданий необходимых условий состязания объем и скорость воды должны составлять 25-35 м3/сек. в зависимости от ширины реки.
Типы лодок. Лодки для скоростного спуска могут быть длиннее, чем слаломные. Они изготовляются исключительно из пластмассы (полиэфирные смолы с добавкой стекловолокна). В отличие от применявшихся ранее разнообразных лодок новые лодки обладают повышенной прочностью и лучшими скоростными качествами.
Классы судов и их габариты. Различают следующие классы судов: байдарка-одиночка (KI; максимальная длина 450 см; минимальная ширина 60 см); каноэ-одиночка (С I; максимальная длина 430 см; минимальная ширина 80 см) и каноэ-двойка (СИ; максимальная длина 500 см; минимальная ширина 80 см). Ограничений в весе лодок нет.
Снаряжение. В комплект одежды в обязательном порядке входит спасательный жилет, выдерживающий нагрузку, достаточную для того, чтобы держать на поверхности воды находящегося без сознания спортсмена, и защитный шлем.
Техника. В основе своей техника скоростного спуска соответствует технике гонок и водного слалома. Однако она содержит и целый ряд специфических особенностей, о которых здесь будет лишь упомянуто. Так, например, чередование гребков зависит от высоты волн; гребок делают, по возможности, не на гребне волны, а стараются попасть веслом между волн. Если выполнять гребок на верхушке волны, то это может изменить курс лодки и снизить скорость.
Важным техническим моментом является нахождение наиболее экономичного пути. В большинстве случаев, например, он находится не среди самых больших волн, а рядом с ними или на внутренней части изгиба реки.
Добиться высоких результатов в скоростном спу ске могут только волевые, мужественные и выносливые спортсмены. Необходимо обладать чрезвычайно высокой моральной силой, чтобы в течение 30 мин с предельным вниманием, ловкостью, максимальной интенсивностью и в максимальном темпе преодолевать опасности, которыми изобилует бурный поток. В результате малейшей оплошности лодка может опрокинуться, что может привести к тяжелым и небезопасным последствиям.
Правила. Соревнования по скоростному спуску проводятся в отличие от водного слалома на дистанциях без искусственных препятствий. Длина дистанций для международных соревнований-от 4 до 10 км. Оценивается только время, затраченное на прохождение всей дистанции от старта до финиша. Очень важным правилом является то, что каждый гребец даже при возможной потере шанса на победу должен помочь другому гребцу, попавшему в трудное положение. За нарушение этого правила спортсмен может быть дисквалифицирован на всю жизнь.
Интервалы между стартами в личных соревнованиях обычно составляют 1 мин, в командных-3 мин.
Однако зачастую они несколько сокращаются организаторами. Это делается с той целью, чтобы на дистанции одновременно находилось по возможности больше лодок на тот случай, если понадобится оказать помощь находящемуся в бедственном положении гребцу. Тренеры, руководители, зрители могут судить о распределении мест в ходе гонки по расстоянию между проплывающими мимо них лодками. Руководители посредством радио могут переговариваться и сообщать спортсменам сведения об общей картине гонки.
Важным моментом в соревнованиях по скоростному спуску является обеспечение безопасности участников. Организаторы должны обеспечить наличие пловцов-спасателей, имеющих специальную подготовку, которые устанавливают дежурство в особо опасных местах. Снаряжение пловцов состоит из скафандра и ласт. Пловец соединяется с берегом 50-метровым канатом.
Подготовка и тренировка. Для гребца высшего класса очень важно иметь возможность тренироваться на бурной воде. Из-за непостоянных условий воды спортсмены вынуждены большую часть тренировки проводить в водоемах со стоячей водой или со слабым течением. Поскольку почти все «скоростники» участвуют также в соревнованиях по водному слалому, большую часть их тренировочной программы составляет тренировка в слаломе.
Вводные упражнения в программе тренировки по скоростному спуску используются также в водном туризме на разборных лодках и путешествиях на каноэ. Особенно благоприятные условия созданы для этого в ГЕРМАНИИ в верховьях реки Эльстер, на реках Заале, Мульде, Шпрее и Унструт во время половодья.