Двигательная активность в повседневной деятельности детей. Активизация движений детей раннего возраста
Рубрика: Упражнения и игры для детейВ условиях Заполярья общение детей, особенно раннего возраста, с окружающим миром в значительной мере ограничено и осуществляется в основном в кругу семьи и детском учреждении. Особенно мала у них возможность общения и взаимодействия с миром природы.
Для обеспечения оптимального двигательного режима прежде всего необходимо увеличить физическую нагрузку в процессе предметной деятельности, сохраняя при этом основную цель при ее организации: совершенствование чувственного опыта ребенка, обучение его действиям в соответствии с содержанием предмета, развитие устойчивого интереса, настойчивости, сосредоточенности в действиях.
Наиболее удачно все эти вопросы решаются в играх и занятиях с предметами, само содержание которых обеспечивает в процессе действий с ними двигательную активность ребенка. В дошкольных учреждениях нашего города практикуется ряд вариантов такого рода занятий с детьми раннего возраста.
Занятие 1. Катание цветных шаров.
Цель занятия: учить детей различать синий цвет, закрепить представление о. красном цвете; объяснить понятия «твердый», «мягкий», закрепить слово-понятие «далеко»; активизировать движения детей, воспитывать выдержку.
Оборудование: коробка с шарами синего и красного цвета, одинакового размера. Коробка с небольшими резиновыми двухцветными мячами (синее с красным). Три лотка.
Организация и ход занятия. Лотки ставятся на пол так, чтобы было место для прокатывания шаров, на низкий стол ставят ящики с шарами и мячами. Дети садятся на стулья, желательно в полукруге, чтобы им было видно все, что будет происходить, Одновременно в занятии могут участвовать 6—8 детей.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, как много в коробке шариков. Берет красный шар и спрашивает, какого он цвета. Предлагает всем взять из коробки по красному шарику. Дети рассматривают шарики, ощупывают их. «Какой твердый шарик»,— говорит воспитатель, наклоняется и стучит шариком по полу, предлагает сделать малышам то же. Обращает внимание на» то, как громко он стучит, Распрямляется, снова крепко сдавливает шарик пальцами. Дети повторяют движения. Затем вместе с ним опять стучат шариками по полу.
Затем воспитатель предлагает покатать шарик между ладошками: «Шарик круглый, он между ладошками катается». «Шарик может прокатиться с лоточка далеко-далеко!»—говорит он. Прокатывает шарик с лотка, догоняет его, кладет в коробку. Предлагает выйти троим детям, скатить красный шарик с лотка, догнать и положить в коробку. То же самое проделывают остальные. Потом воспитатель достает из коробки синий шарик, рассматривает его с детьми, называет, предлагает найти в коробке такой же и проделать с ним те же действия, что и с красным. Взяв коробку с мячами, предлагает определить, где у мячика красный бочок, где — синий. Подводит детей к тому, что мяч тоже круглый, но мягкий, он мнется, не стучит громко.
С мячами повторяют те же действия, что и е шарами. В заключение дети играют с мячами самостоятельно.
В течение занятия малыши ходят, бегают, наклоняются, их руки также деятельны. Вместе с тем им даются новые и закрепляются имеющиеся знания, умения и навыки.
Занятие 2. Катание шаров с горки.
Проводится занятие с детьми как первого, так и второго года жизни, с соответствующими усложнениями.
Цель занятия: уточнить понятия «маленький», «большой»; закрепить понятия о красном цвете; активизировать движения ребенка.
Оборудование: коробка е маленькими и большими шарами, горка для развития движений.
Организация и ход занятия. До начала занятия коробка с шарами ставится на низкий (детский) стол, так, чтобы всем хорошо было видно ее содержание.
Чтобы заинтересовать ребенка предстоящими действиями, особенно если такое занятие проводится впервые, воспитатель вначале сам проделывает все действия с игрушкой (мишкой, куклой). Например, подходит к коробке и говорит мишке: «Посмотри, мишка, как много у нас красных шариков! Покажи всем, как их много. И маленькие и большие шарики. Возьми, мишка, маленький шарик. Молодец! А теперь возьми большой. Правильно. А теперь пойди, мишка, покатай». (Мишка идет, катает, догоняет шарик и снова кладет его в коробку.)
Далее предлагается детям сделать так, как делал мишка. По заданию воспитателя дети берут в одну руку большой, в другую— маленький шарик. Называют его цвет, определяют размер, затем катают с горки, догоняют и снова скатывают. После этого кладут шары в коробку, но воспитатель ставит коробку на высокий стол, и ребенок должен приподняться на носочки, чтобы положить в нее шарик, проявить мышечное усилие. При этом ребенок может класть в коробку два шара одновременно двумя руками.
Детям нравятся подобные занятия, они с большим удовольствием катают шары с горки и во время самостоятельных игр. Малоподвижных, неинициативных детей нужно заинтересовать действиями о шарами, но делать это ненавязчиво, используя пример других детей, игровые приемы.
Мячи, шары — такие дидактические пособия, с помощью которых довольно легко обеспечить двигательную активность ребенка. Но необходимо расширять круг таких предметов. Например, активно проходит занятие с матрешками.
Перед занятием воспитатель расставляет матрешек на полу, подоконнике, столе и так далее (по количеству занимающихся детей) на такой высоте, чтобы ребенок мог ее достать, предварительно поднявшись на ящик, табурет (высотой 10—12 см). Вначале воспитатель показывает способ действий с матрешкой, затем, указывая на стоящих на полке матрешек, предлагает встать из-за стола, взять их и найти, где у них спряталась маленькая матрешка, и т. д.
Лучше, если матрешки расставляются на небольшом расстоянии друг от друга и на пол ставится не одна, а две табуретки, два ящика или длинная устойчивая скамейка. Это позволяет подойти и взять матрешек одновременно 2—3 детям. Дети садятся за столы и начинают рассматривать своих матрешек. В середине занятия воспитатель предлагает взять маленькую матрешку и, выйдя из-за стола, показать, какая она маленькая, присев на корточки (1—2 раза). Затем взять большую матрешку, поднять ее как можно выше. «Вот какая большая матрешка»,— говорит при этом воспитатель. Это упражнение повторяется 2—3 раза. Дети поочередно поднимают матрешку то левой, то правой рукой, после чего прячут маленькую в большую. Затем ставят матрешек на место.
С целью обогащения впечатлений детей, улучшения их двигательного режима воспитатели и методисты дошкольных учреждений вносят в практику оригинальные пособия по развитию предметных действий, обогащению сенсорного опыта детей. Рассмотрим некоторые из них.
Штырьки с кольцами — пособие для игр и занятий с детьми второго года жизни. Назначение пособия: учить ребенка в процессе нанизывания колец на стержни различать цвета, совершенствовать мелкие движения рук, развивать настойчивость в достижении цели.
Пособие состоит из укрепленной на стене подставки со штырьками и колец соответствующего штырькам цвета. Колец каждого цвета должно быть не менее 3—4. Чтобы дети не разбрасывали кольца, лучше подвешивать их к подставке на веревочке. Действия с данным пособием обеспечивают нагрузку на мышцы плечевого пояса, живота, спины и ног.
Для детей до 1 года 6—8 месяцев рекомендуется подставка с двумя штырьками, которая укрепляется на стене на уровне вытянутых рук ребенка, и 6—8 колец. Для более старшего возраста рекомендуется подставка с четырьмя штырьками четырех I основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и колец соответствующего штырькам цвета (всего 12—14 колец). Под ставка укрепляется на стене на уровне предельно вытянутых рук ребенка в положении на носках.
При использовании пособия необходимо следить, чтобы дети действовали поочередно левой и правой рукой. Это очень важно для воспитания у них правильной осанки.
Дугообразный стержень используется на занятиях j и во время игр детей второго года жизни с целью совершенствования движений рук и активизации мышц плечевого пояса, спины, живота.
На проволоку диаметром 3—5 мм (лучше стальную) надевают кольца. Стержень сгибают дугой, расплющенные концы его загибают в противоположные стороны и привинчивают шурупами к устойчивой подставке на расстоянии 25—30 см. Высота дужки устанавливается в зависимости от роста детей данной группы и высоты подставки (стола) с таким расчетом, чтобы, перекладывая предметы с одной стороны на другую в положении стоя, ребенок предельно вытягивал при этом руку вверх (30—50 см).
По мере того как интерес к пособию у детей ослабевает, колечки можно заменить шариками, а затем разноцветными лоскутками материи круглой или квадратной формы. Переклады-4 вание лоскутков требует от ребенка более точных, совершенных движений, и прежде всего пальцев рук. Поэтому эти действия предлагают ребенку после того, как он освоил перекладывание колец и шариков.
В этой игре у ребенка активизируются мышцы спины, живота, плечевого пояса, совершенствуются движения рук, пальцев. В то же время, действуя с данным пособием под руководством воспитателя, ребенок усваивает такие понятия, как «круглый», «большой», «маленький», «синий», «красный», понятия «шарик», «колечки» и т. д.
Наклонные стержни используются для игр-занятий с детьми в возрасте от 1 года 2—4 месяцев и старше. Пособие предназначается для упражнения в различении величины предмета, цвета, упражнения мелкой мускулатуры рук, для активизации движений ребенка, связанных с перемещением тела в пространстве.
Два стержня разного диаметра (1,5 и 3 см) укрепляются на устойчивой подставке, высота их соответствует расстоянию от пола до кисти вытянутой руки ребенка. На конце толстого стержня укрепляется небольшой тонкий стержень (диаметром 0,5 см). Диаметры отверстий колец для нанизывания должны быть трех размеров: 0,8, 1,5 и 3 см и более. Ребенок должен находить нужные кольца при нанизывании их на стержень. Во время игры стержни на подставке ставят на пол. Наклонное положение стержня облегчает нанизывание колец с маленьким диаметром.
Дети очень любят игры-занятия с этим пособием, но при условии, если в них вносятся элементы развлекательности. Например, воспитатель крутит кольца на тонкой палочке и поет при этом песню:
Ты, колечко, покружись, покружись,
Нашим деткам покажись, покажись.
Покрутись и так и сяк, и так и сяк,
Не Поймать тебя никак, никак, никак.
После этого сбрасывает с палки колечки на пол, и дети с веселыми возгласами бегут собирать их. Затем надевают колечки па стержни, подбирая их в соответствии с диаметром.
Стол-шароброс используется для игр и занятий с детьми до 1,5 лет с целью закрепления понятия о круглой форме и величине предмета (большой, маленький) и активизации движений.
Стол делается по принципу коробки-шароброса. В обычном столе вырезают на крышке отверстия соответствующей формы и укрепляют под ней деревянную полку, сетку или материю. Полку, куда падают предметы (шары, мячи), лучше укрепить наклонно по отношению к полу, так их легче доставать, или они сами скатываются на пол. Ребенок не только упражняется в различении величины, формы предмета, но и собирает шары с пола, т. е. двигается в разных положениях.
Следует отметить, что мы позволяем детям самостоятельно играть на столе-шаробросе только после того, как они усвоили па занятиях способы действия. Во время игр воспитатель следит, чтобы все правильно, в соответствии с размером шарика или мяча, находили «окошко» в столе, чтобы не оставляли шары на полу, а поднимали и складывали в ящик.
Вначале мы предложили столы-щаробросы, из которых шарики не выкатывались, а упав, оставались на горизонтально укрепленной полке. Дети быстро теряли интерес к действиям за таким столом. Когда укрепили полку наклонно, чтобы шары скатывались на пол, дети стали дольше задерживаться у стола-шароброса. Ребенок усердно извлекал закатившийся под горку шарик, приносил его и снова опускал в отверстие стола. Особенно радовал детей момент, когда шарик вдруг выскакивал Из стола, прыгал на пол и катился. Это, как правило, всегда сопровождалось радостными возгласами.
Наблюдая за этими играми, можно сказать, что организация предметной деятельности с разнообразными дидактическими пособиями и игрушками на фоне более интенсивной двигательной деятельности улучшает двигательный режим ребенка. Наряду с другими мероприятиями это обеспечивает ему в течение всего пребывания в детском саду хороший, устойчивый положительно-эмоциональный настрой, создает благоприятную почву для нормального физического и нервно-психического развития