Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Двигательная активность дошкольников в свободное от занятий время

Рубрика: Работа с дошкольниками

В условиях Севера возникает необходимость компенсировать недостаток двигательной активности на прогулках хорошо про­думанной организацией игровой деятельности детей в помеще­нии, особенно в свободное от занятий время.

Наблюдения показали, что дети заняты играми в среднем 6—7 ч. Обстановка в групповых комнатах не всегда способству­ет двигательной активности детей; столы в подготовительных группах занимают две трети площади, а в остальных группах одну треть площади комнаты.

Наиболее удобен для этого зал. В большинстве детских уч­реждений он используется по графику, а в свободное от физкуль­турных и музыкальных занятий время здесь играют дети второго и третьего года жизни. Игры проводятся при пониженной тем­пературе воздуха.

Для того чтобы дети всех групп могли играть в зале, мы пе­ресмотрели график его использования. Выяснилось, что допол­нительно к музыкальным занятиям и занятиям физической куль­турой каждая возрастная группа может заниматься в нем 2 ра­за в неделю по 25—30 мин в послеобеденное время. Для детей дошкольного возраста устраиваются игры (подвижные), спортив­ные самостоятельные упражнения, индивидуальные занятия, ос­новная цель которых — предоставить детям двигательную раз­рядку.

Форма самостоятельной деятельности (по желанию детей) привилась не сразу. Вначале свободные игры очень напомина­ли физкультурные занятия; детям давались определенные зада­ния, их деятельность целиком была подчинена слову воспитате­ля, не разрешалось шуметь и т. д. Постепенно игры становились более самостоятельными.

Организуя условия для самостоятельной деятельности в за­ле, мы обратили внимание и на одежду детей. По совету врача решили одевать их легко —в трусики, майки, а дети старших и подготовительных к школе групп стали приходить в зал разде­тыми до пояса. Таким образом, свободные игры стали сочетать­ся с воздушными ваннами. Ходьба, игры и упражнения проводи­лись босиком, для правильного формирования стопы.

Постепенно было продумано, с какими пособиями лучше за­ниматься детям разных возрастных групп, была уточнена роль воспитателя в руководстве свободными играми и т. д., определен перечень необходимых физкультурных пособий для каждой воз­растной группы. Далее, руководствуясь требованиями програм­мы, было уточнено, какими двигательными навыками и умения­ми должны овладеть дети, пользуясь ими. И наконец, были про­думаны приемы и методы руководства свободными играми в зависимости от возраста детей. Не меняясь по форме проведения, свободные игры усложнялись от одной возрастной группы к другой по содержанию.

Примерное содержание игр с детьми 4—5 лет следующее: де­ти входят в зал без построения, после чего воспитатель орга­низует и проводит со всей группой подвижную игру по их вы­бору.

Затем предлагаются физкультурные пособия, хорошо зна­комые детям и безопасные для самостоятельных упражнений: гимнастические скамейки, мостик, мячи, шары, дуги для пролезания и другие предметы.

С подгруппой в 4—5 человек воспитатель в течение 5—6 мин отрабатывает какой-либо заранее намеченный вид основных дви­жений (например, прыжки). Затем этой подгруппе, как и всем другим, предлагаются занятия играми по желанию (бросание мяча друг другу, в горизонтальные цели, прокатывание между кеглями и т. д.). Если есть необходимость, воспитатель подзывает еще нескольких детей и сам занимается с ними. Пребывание в за­ле заканчивается подвижной игрой.

Деятельность детей шестого и седьмого года жизни пример­но следующая. Дети организованно входят в зал, воспитатель предлагает небольшую разминку (ходьбу или бег с разнообраз­ными заданиями) или организует игру по их выбору. Затем так­же проводит с несколькими детьми работу по основным движениям, предоставив остальным в самостоятельное пользование пособия и снаряды.

Содержание деятельности в старших группах более разнооб­разно, чем в младших. Дети играют в волейбол, баскетбол, бад­минтон, кегли, занимаются борьбой и т. д. Большое удовольствие доставляют детям спортивные аттракционы: перетягивание ка­ната, всевозможные командные соревнования и т. д. Они часто организуются воспитателем в старшей и подготовительной к шко­ле группах вместо подвижной игры.

Пребывание старших детей в зале, как и младших, заканчива­ется подвижной игрой и ходьбой в разных вариантах (на носках, пятках, на наружной стороне стопы, приставным шагом в сторо­ну, спиной вперед, с закрытыми глазами, по шнуру, боком и т. д.). Упражнения в ходьбе помогают формировать красивую осанку и ритмичность движения.

Самостоятельная деятельность детей в зале может быть раз­нообразной лишь в том случае, если воспитатель умело руководит ею. Чем меньше ребенок, тем быстрее пропадает у него интерес к определенному движению, игрушке, предмету. В младших груп­пах особенно важно поддерживать бодрое настроение, актив­ность, интерес к той или иной игре. Поэтому воспитатель, заме­тив, что ребенку надоело катать мяч, предлагает использовать игрушку иначе, например прокатить мяч по наклонной доске, стараясь попасть в дугу. Одним детям воспитатель показывает, что и как делать, других поощряет, подбадривает.

В младших и средних группах дети менее самостоятельны, чаще стремятся повторять действия других: взяв для игры мяч, ребенок тут же его бросает, увидев, что рядом другие заняты подлезанием в ворота. В первое время у детей «глаза разбега­лись» от пособий, иногда возникали конфликты. Поэтому в младших и средних группах для одновременного пользования было решено ограничить виды пособий до 2—3 (например, мячи, во­рота, гимнастическая скамейка), по увеличить количество посо­бий каждого вида.

Хорошим стимулом к движениям оказались для младших и средних дошкольников мелкие атрибуты: шапочки зверей, рули, флажки, изображение транспорта. Желающим воспитатель пред­лагает шапочки зайцев (дети начинают бегать, прыгать), неко­торые надевают шапочку медведя и выполняют подражательные действия — ползают на четвереньках, идут вразвалку и т. д. Де­ти, получившие руль, катаются на автобусе, получившие флаж­ки— шагают на парад и т. д. Заметив, что предложенные посо­бия наскучили, воспитатель предлагает всем положить их на ме­сто и заменяет другими.

Во время каждого пребывания в зале дети с удовольствием отзываются на предложение воспитателя поиграть в подвижные, игры. Поэтому в младших и средних -группах подвижные игры занимают почти половину отведенного времени Для самостоя­тельной деятельности детей.

Руководство играми старших детей больше сводится к их контролю.

Воспитатели стремятся привлечь детей к организации усло­вий для игр. Конечно, сами они заранее продумывают, во что де­ти будут играть, где будет стоять то или иное пособие, с кем надо будет поупражняться в основном движении. Воспитатель посто­янно активизирует сознательное, инициативное отношение детей к предстоящей деятельности, советуется с ними, где удобнее по­ставить стойки для баскетбола, где натянуть волейболь­ную сетку, куда положить мат, предлагает распределиться на подгруппы для игр в мяч, классы и т. д. Активное участие детей в выборе материала, подготовке зала повышает чувство ответ­ственности за порядок, влияет на осмысленное выполнение от­дельных упражнений.

Игры в зале должны не только обеспечивать двигательную активность детей, но_ и способствовать их эмоциональному подъ­ему, вызывать хорошее настроение, а это тоже во многом зави­сит от воспитателя, его настроения, тона. Дети очень радуются, когда воспитатель включается в их игры не только как органи­затор и руководитель, а как участник игры, убегает от ловишки, охотника, играет в волейбол, в классы, болеет за команды и т. д.

Так как организовать свободные игры в зале для каждой группы можно только 2 раза в неделю, естественно, встает воп­рос о необходимости обеспечить двигательную активность детей в те дни, когда нет прогулки и зал занят, создать условия для двигательной активности в групповых помещениях. Площадь в них для этого достаточна, материала и физкультурных пособий, которые бы побуждали детей двигаться, хватает. Нужно только все распределить должным образом.

Испробовав ряд вариантов расстановки столов, мы пришли к выводу, что всего рациональнее после занятий ставить их вдоль стен. В каждой группе одну из игровых секций мы оборудовали физкультурными пособиями и игровым материалом для подвиж­ных игр. Физкультурные пособия подобраны с учетом возраста детей, их возможностей и интересов.

Во второй младшей и средней группах имеются дуги для подлезания и прокатывания мяча, гимнастические скамейки, пло­ские обручи, резиновые мячи, шнуры, кубы; для подвижных игр — рули, флажки, шапочки зверей, ленты, султанчики. В стар­ших и подготовительных группах, кроме того, есть скакалки, самокаты, булавы, маты, мешочки с песком, различные игры: серсо, бабки, бирюльки, метательные стрелы, настольный хок­кей, бильярд, волейбольные мячи, рапиры, ряд пособий, сделан­ных руками воспитателей и родителей.

В распоряжение детей поступает весь игровой материал, в том числе и физкультурные пособия, стимулирующие двигательную активность. Движения, переплетаясь с игрой, не только не мешают друг другу, но при умелом руководстве и помогают пол­нее удовлетворить детские потребности. Так, в ходе ролевых, строительных игр, не прерывая игровой замысел, воспитатель обеспечивает двигательную активность, смену деятельности. На­пример, моряки с парохода упражняются в ходьбе по канату, тянут его, сматывают, мамы с дочками водят хороводы, шоферы переезжают через мост, пожарники лезут по лестнице и т. д. Де­тям разрешается и просто поупражняться в каком-либо виде движения с предметом или без него: покрутить обруч, попры­гать через скакалку, побороться и покувыркаться на мате, поиг­рать с мячом и т. д.

Чтобы обеспечить разумное чередование активных движений и отдыха с учетом индивидуальных потребностей, воспитатель внимательно следит за деятельностью детей: не упускает воз­можности привлечь к подвижным играм засидевшихся за шашка­ми и книгами, а тех, кто длительное время занят борьбой или обручами, переключить на спокойные игры. С некоторыми вос­питатель занимается отработкой какого-либо вида движения. Таким образом он проводит индивидуальную работу с 10—15 детьми.

Хорошую двигательную разрядку получают дети во время подвижных игр, поэтому в течение дня воспитатель несколько раз организует их с подгруппой детей или со всей группой. Осо­бенно они оправдывают себя в младшей и средней группах, где у детей еще нет достаточных двигательных навыков, стойкого интереса к отдельным упражнениям с физкультурными пособия­ми. Воспитатель использует игровую ситуацию и привлекает ре­бят к отдельным упражнениям.

В старших группах большой интерес детей вызывает спортив­ный аттракцион. В него включаются разнообразные гимнастиче­ские упражнения, игры-соревнования, «борьба медвежат», спор­тивные аттракционы, перетягивание каната, фехтование, езда на велосипеде (кто скорее доедет до флажка), фокусы и т. д.

Очень любят дети «цирковые представления». Воспитатель объявляет программу: «Сегодня вы увидите выступления гим­настов, борцов, прыгунов и канатоходцев!» Дети распределяют­ся па соответствующие группы, и начинаются «выступления». Гимнасты выполняют упражнения только по словесному указа­нию воспитателя (без показа) под руководством одного из де­тей (капитана). Борцов бывает человек б—-8, они выходят на аре­ну по двое. Прыгуны (тоже 6—8 человек) прыгают в длину с места (кто дальше) или в высоту с разбега. Канатоходцы долж­ны пройти по канату, лежащему на полу, и не оступиться. Часто представление заканчивается фокусом, который показывает вос­питатель. Например, берет две или несколько бутылок с водой, закрытые пробками, внутренний конец их смазан цветной гу­ашью. Воспитатель предлагает сказать: «Сделайся, водица, красной» (или желтой, зеленой и т. д.), затем взбалтывает воду в бу­тылке, краска растворяется, и вода краснеет. Фокус предлагает­ся разгадать, бутылка дается детям, и они скоро находят разгад­ку. В таких представлениях участниками бывают почти все де­ти, проходят эти игры очень весело и интересно.

Организация деятельности детей в виде свободных игр с ак­тивными движениями требует от воспитателя изобретательности, известного опыта. Сначала воспитатели опасались, что большая подвижность дезорганизует коллектив, значительно осложнит работу. Действительно, в первые дни, получив возможность интенсивно двигаться, дети почти целиком переключились на спортивные игры, упражнения с пособиями (особенно в старших группах). Никто не хотел ждать или спокойно играть с игруш­ками. Но ощущение новизны скоро прошло, и под руководством воспитателя дети быстро усвоили основные правила: не созда­вать тесноты, с одинаковыми физкультурными пособиями зани­маться не более чем по трое (например, прыгать через скакал­ки), уметь подождать (даже занять очередь, если желающих много), не мешать играющим с игрушками, прислушиваться к советам воспитателя и просьбам товарищей. В результате дея­тельность детей стала разнообразнее, активнее, и воспитатели теперь значительно реже сталкиваются с детскими конфликта­ми, нарушениями норм поведения и т. д.

Чтобы свободная двигательная деятельность была полнее, целенаправленнее, помогала прочному усвоению двигательных навыков, ее надо планировать. В календарном плане записыва­ется использование физкультурных пособий и игрового материа­ла, указываются физические упражнения, игры, в которые вос­питатель намечает поиграть с детьми, намечается индивидуальная отработка двигательных навыков (табл. 2). Планируется эта работа в перспективе на две недели. В этот план входят подвиж­ные игры, новые и повторные упражнения со всей группой и под­группами детей, индивидуальные задания, спортивные развлече­ния, самостоятельное использование физкультурных пособий.

Запланированный материал можно перенести, а отчасти реа­лизовать на прогулке, если позволяет погода.

В перспективном плане в конце месяца дается анализ рабо­ты: знаком + отмечаются усвоенные задания, знаком — недо­статочно усвоенные.

child_health_22


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.