Двигательная активность дошкольников в свободное от занятий время
Рубрика: Работа с дошкольникамиВ условиях Севера возникает необходимость компенсировать недостаток двигательной активности на прогулках хорошо продуманной организацией игровой деятельности детей в помещении, особенно в свободное от занятий время.
Наблюдения показали, что дети заняты играми в среднем 6—7 ч. Обстановка в групповых комнатах не всегда способствует двигательной активности детей; столы в подготовительных группах занимают две трети площади, а в остальных группах одну треть площади комнаты.
Наиболее удобен для этого зал. В большинстве детских учреждений он используется по графику, а в свободное от физкультурных и музыкальных занятий время здесь играют дети второго и третьего года жизни. Игры проводятся при пониженной температуре воздуха.
Для того чтобы дети всех групп могли играть в зале, мы пересмотрели график его использования. Выяснилось, что дополнительно к музыкальным занятиям и занятиям физической культурой каждая возрастная группа может заниматься в нем 2 раза в неделю по 25—30 мин в послеобеденное время. Для детей дошкольного возраста устраиваются игры (подвижные), спортивные самостоятельные упражнения, индивидуальные занятия, основная цель которых — предоставить детям двигательную разрядку.
Форма самостоятельной деятельности (по желанию детей) привилась не сразу. Вначале свободные игры очень напоминали физкультурные занятия; детям давались определенные задания, их деятельность целиком была подчинена слову воспитателя, не разрешалось шуметь и т. д. Постепенно игры становились более самостоятельными.
Организуя условия для самостоятельной деятельности в зале, мы обратили внимание и на одежду детей. По совету врача решили одевать их легко —в трусики, майки, а дети старших и подготовительных к школе групп стали приходить в зал раздетыми до пояса. Таким образом, свободные игры стали сочетаться с воздушными ваннами. Ходьба, игры и упражнения проводились босиком, для правильного формирования стопы.
Постепенно было продумано, с какими пособиями лучше заниматься детям разных возрастных групп, была уточнена роль воспитателя в руководстве свободными играми и т. д., определен перечень необходимых физкультурных пособий для каждой возрастной группы. Далее, руководствуясь требованиями программы, было уточнено, какими двигательными навыками и умениями должны овладеть дети, пользуясь ими. И наконец, были продуманы приемы и методы руководства свободными играми в зависимости от возраста детей. Не меняясь по форме проведения, свободные игры усложнялись от одной возрастной группы к другой по содержанию.
Примерное содержание игр с детьми 4—5 лет следующее: дети входят в зал без построения, после чего воспитатель организует и проводит со всей группой подвижную игру по их выбору.
Затем предлагаются физкультурные пособия, хорошо знакомые детям и безопасные для самостоятельных упражнений: гимнастические скамейки, мостик, мячи, шары, дуги для пролезания и другие предметы.
С подгруппой в 4—5 человек воспитатель в течение 5—6 мин отрабатывает какой-либо заранее намеченный вид основных движений (например, прыжки). Затем этой подгруппе, как и всем другим, предлагаются занятия играми по желанию (бросание мяча друг другу, в горизонтальные цели, прокатывание между кеглями и т. д.). Если есть необходимость, воспитатель подзывает еще нескольких детей и сам занимается с ними. Пребывание в зале заканчивается подвижной игрой.
Деятельность детей шестого и седьмого года жизни примерно следующая. Дети организованно входят в зал, воспитатель предлагает небольшую разминку (ходьбу или бег с разнообразными заданиями) или организует игру по их выбору. Затем также проводит с несколькими детьми работу по основным движениям, предоставив остальным в самостоятельное пользование пособия и снаряды.
Содержание деятельности в старших группах более разнообразно, чем в младших. Дети играют в волейбол, баскетбол, бадминтон, кегли, занимаются борьбой и т. д. Большое удовольствие доставляют детям спортивные аттракционы: перетягивание каната, всевозможные командные соревнования и т. д. Они часто организуются воспитателем в старшей и подготовительной к школе группах вместо подвижной игры.
Пребывание старших детей в зале, как и младших, заканчивается подвижной игрой и ходьбой в разных вариантах (на носках, пятках, на наружной стороне стопы, приставным шагом в сторону, спиной вперед, с закрытыми глазами, по шнуру, боком и т. д.). Упражнения в ходьбе помогают формировать красивую осанку и ритмичность движения.
Самостоятельная деятельность детей в зале может быть разнообразной лишь в том случае, если воспитатель умело руководит ею. Чем меньше ребенок, тем быстрее пропадает у него интерес к определенному движению, игрушке, предмету. В младших группах особенно важно поддерживать бодрое настроение, активность, интерес к той или иной игре. Поэтому воспитатель, заметив, что ребенку надоело катать мяч, предлагает использовать игрушку иначе, например прокатить мяч по наклонной доске, стараясь попасть в дугу. Одним детям воспитатель показывает, что и как делать, других поощряет, подбадривает.
В младших и средних группах дети менее самостоятельны, чаще стремятся повторять действия других: взяв для игры мяч, ребенок тут же его бросает, увидев, что рядом другие заняты подлезанием в ворота. В первое время у детей «глаза разбегались» от пособий, иногда возникали конфликты. Поэтому в младших и средних группах для одновременного пользования было решено ограничить виды пособий до 2—3 (например, мячи, ворота, гимнастическая скамейка), по увеличить количество пособий каждого вида.
Хорошим стимулом к движениям оказались для младших и средних дошкольников мелкие атрибуты: шапочки зверей, рули, флажки, изображение транспорта. Желающим воспитатель предлагает шапочки зайцев (дети начинают бегать, прыгать), некоторые надевают шапочку медведя и выполняют подражательные действия — ползают на четвереньках, идут вразвалку и т. д. Дети, получившие руль, катаются на автобусе, получившие флажки— шагают на парад и т. д. Заметив, что предложенные пособия наскучили, воспитатель предлагает всем положить их на место и заменяет другими.
Во время каждого пребывания в зале дети с удовольствием отзываются на предложение воспитателя поиграть в подвижные, игры. Поэтому в младших и средних -группах подвижные игры занимают почти половину отведенного времени Для самостоятельной деятельности детей.
Руководство играми старших детей больше сводится к их контролю.
Воспитатели стремятся привлечь детей к организации условий для игр. Конечно, сами они заранее продумывают, во что дети будут играть, где будет стоять то или иное пособие, с кем надо будет поупражняться в основном движении. Воспитатель постоянно активизирует сознательное, инициативное отношение детей к предстоящей деятельности, советуется с ними, где удобнее поставить стойки для баскетбола, где натянуть волейбольную сетку, куда положить мат, предлагает распределиться на подгруппы для игр в мяч, классы и т. д. Активное участие детей в выборе материала, подготовке зала повышает чувство ответственности за порядок, влияет на осмысленное выполнение отдельных упражнений.
Игры в зале должны не только обеспечивать двигательную активность детей, но_ и способствовать их эмоциональному подъему, вызывать хорошее настроение, а это тоже во многом зависит от воспитателя, его настроения, тона. Дети очень радуются, когда воспитатель включается в их игры не только как организатор и руководитель, а как участник игры, убегает от ловишки, охотника, играет в волейбол, в классы, болеет за команды и т. д.
Так как организовать свободные игры в зале для каждой группы можно только 2 раза в неделю, естественно, встает вопрос о необходимости обеспечить двигательную активность детей в те дни, когда нет прогулки и зал занят, создать условия для двигательной активности в групповых помещениях. Площадь в них для этого достаточна, материала и физкультурных пособий, которые бы побуждали детей двигаться, хватает. Нужно только все распределить должным образом.
Испробовав ряд вариантов расстановки столов, мы пришли к выводу, что всего рациональнее после занятий ставить их вдоль стен. В каждой группе одну из игровых секций мы оборудовали физкультурными пособиями и игровым материалом для подвижных игр. Физкультурные пособия подобраны с учетом возраста детей, их возможностей и интересов.
Во второй младшей и средней группах имеются дуги для подлезания и прокатывания мяча, гимнастические скамейки, плоские обручи, резиновые мячи, шнуры, кубы; для подвижных игр — рули, флажки, шапочки зверей, ленты, султанчики. В старших и подготовительных группах, кроме того, есть скакалки, самокаты, булавы, маты, мешочки с песком, различные игры: серсо, бабки, бирюльки, метательные стрелы, настольный хоккей, бильярд, волейбольные мячи, рапиры, ряд пособий, сделанных руками воспитателей и родителей.
В распоряжение детей поступает весь игровой материал, в том числе и физкультурные пособия, стимулирующие двигательную активность. Движения, переплетаясь с игрой, не только не мешают друг другу, но при умелом руководстве и помогают полнее удовлетворить детские потребности. Так, в ходе ролевых, строительных игр, не прерывая игровой замысел, воспитатель обеспечивает двигательную активность, смену деятельности. Например, моряки с парохода упражняются в ходьбе по канату, тянут его, сматывают, мамы с дочками водят хороводы, шоферы переезжают через мост, пожарники лезут по лестнице и т. д. Детям разрешается и просто поупражняться в каком-либо виде движения с предметом или без него: покрутить обруч, попрыгать через скакалку, побороться и покувыркаться на мате, поиграть с мячом и т. д.
Чтобы обеспечить разумное чередование активных движений и отдыха с учетом индивидуальных потребностей, воспитатель внимательно следит за деятельностью детей: не упускает возможности привлечь к подвижным играм засидевшихся за шашками и книгами, а тех, кто длительное время занят борьбой или обручами, переключить на спокойные игры. С некоторыми воспитатель занимается отработкой какого-либо вида движения. Таким образом он проводит индивидуальную работу с 10—15 детьми.
Хорошую двигательную разрядку получают дети во время подвижных игр, поэтому в течение дня воспитатель несколько раз организует их с подгруппой детей или со всей группой. Особенно они оправдывают себя в младшей и средней группах, где у детей еще нет достаточных двигательных навыков, стойкого интереса к отдельным упражнениям с физкультурными пособиями. Воспитатель использует игровую ситуацию и привлекает ребят к отдельным упражнениям.
В старших группах большой интерес детей вызывает спортивный аттракцион. В него включаются разнообразные гимнастические упражнения, игры-соревнования, «борьба медвежат», спортивные аттракционы, перетягивание каната, фехтование, езда на велосипеде (кто скорее доедет до флажка), фокусы и т. д.
Очень любят дети «цирковые представления». Воспитатель объявляет программу: «Сегодня вы увидите выступления гимнастов, борцов, прыгунов и канатоходцев!» Дети распределяются па соответствующие группы, и начинаются «выступления». Гимнасты выполняют упражнения только по словесному указанию воспитателя (без показа) под руководством одного из детей (капитана). Борцов бывает человек б—-8, они выходят на арену по двое. Прыгуны (тоже 6—8 человек) прыгают в длину с места (кто дальше) или в высоту с разбега. Канатоходцы должны пройти по канату, лежащему на полу, и не оступиться. Часто представление заканчивается фокусом, который показывает воспитатель. Например, берет две или несколько бутылок с водой, закрытые пробками, внутренний конец их смазан цветной гуашью. Воспитатель предлагает сказать: «Сделайся, водица, красной» (или желтой, зеленой и т. д.), затем взбалтывает воду в бутылке, краска растворяется, и вода краснеет. Фокус предлагается разгадать, бутылка дается детям, и они скоро находят разгадку. В таких представлениях участниками бывают почти все дети, проходят эти игры очень весело и интересно.
Организация деятельности детей в виде свободных игр с активными движениями требует от воспитателя изобретательности, известного опыта. Сначала воспитатели опасались, что большая подвижность дезорганизует коллектив, значительно осложнит работу. Действительно, в первые дни, получив возможность интенсивно двигаться, дети почти целиком переключились на спортивные игры, упражнения с пособиями (особенно в старших группах). Никто не хотел ждать или спокойно играть с игрушками. Но ощущение новизны скоро прошло, и под руководством воспитателя дети быстро усвоили основные правила: не создавать тесноты, с одинаковыми физкультурными пособиями заниматься не более чем по трое (например, прыгать через скакалки), уметь подождать (даже занять очередь, если желающих много), не мешать играющим с игрушками, прислушиваться к советам воспитателя и просьбам товарищей. В результате деятельность детей стала разнообразнее, активнее, и воспитатели теперь значительно реже сталкиваются с детскими конфликтами, нарушениями норм поведения и т. д.
Чтобы свободная двигательная деятельность была полнее, целенаправленнее, помогала прочному усвоению двигательных навыков, ее надо планировать. В календарном плане записывается использование физкультурных пособий и игрового материала, указываются физические упражнения, игры, в которые воспитатель намечает поиграть с детьми, намечается индивидуальная отработка двигательных навыков (табл. 2). Планируется эта работа в перспективе на две недели. В этот план входят подвижные игры, новые и повторные упражнения со всей группой и подгруппами детей, индивидуальные задания, спортивные развлечения, самостоятельное использование физкультурных пособий.
Запланированный материал можно перенести, а отчасти реализовать на прогулке, если позволяет погода.
В перспективном плане в конце месяца дается анализ работы: знаком + отмечаются усвоенные задания, знаком — недостаточно усвоенные.