Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Дзю-до

Рубрика: Виды спорта

«Дзю-до» происходит от япон­ских слов «дзю» (что означает: уступить благородно, изыскан­но, мягко) и «до» (путь, прин­цип).

Наряду с боксом, фехтова- нием, борьбой дзю-до следует отнести к разряду видов спорта, в основе которых лежит единоборство. Почти вся терминология этого вида спорта японского про­исхождения (например: технические термины, специ­фические формы упражнений, команды, результаты схватки). Участник поединка, который проводит тех­нические приемы, называется «тори», а тот участник, над которым производятся броски и захваты, назы­вается «уке». Дзю-до требует наличия таких ценных качеств, как самостоятельность, сконцентрирован­ность, настойчивость, целеустремленность, твер­дость характера, мобилизационная способность и способность к совершенствованию результатов. В результате занятий развиваются не только специ­фические, но и ценные общие физические и коор­динационные навыки.

Смысл динамичного безоружного поединка со­стоит в том, чтобы в течение отведенного времени победить соперника с помощью бросков и захва­тов, одновременно используя все допустимые тех- нико-тактические возможности, собственные психи­ческие и физические качества и наличие слабых сторон соперника. При наступательных действиях осуществляется захват туловища соперника, в то время как в ходе защитных действий делается по­пытка уклониться от приемов соперника или обезо­пасить их. При этом ноги являются важным ору­дием нападения и защиты.

Историческое развитие. Дзю-до создана на основе джиу-джитсу. Приблизительно с конца XVI в. джиу-джитсу получило широкое распространение в Японии как система физической и боевой подго­товки самураев и содержалась в строжайшей тайне.

При переходе от феодализма к капитализму в Японии после незавершившейся буржуазной рево­люции 1868 г. каста самураев распалась. Поскольку джиу-джитсу утратила свое значение, молодой японский ученый Д. Кано разработал новую систе­му, в которую он включил подходящие для борьбы безопасные элементы нападения и защиты старой системы. Новую систему он назвал «дзю-до». Одновременно Кано стремился развить систему дзю-до до уровня педагогической концепции с силь­но выраженным буддийско-философским уклоном, соответствующей требованиям жизни буржуазного общества.

В 1882 г. Кано основал в Токио школу дзю-до, Кокодан. В течение длительного времени эта шко­ла была центральным институтом, определившим развитие дзю-до во всем мире. Однако постепенно она превратилась в чисто коммерческое предприя­тие. У школы появились сильные конкуренты, на­пример университет Тенри. Поскольку развивающая­ся промышленность Японии в целях эксплуатации нуждалась в целой армии физически дееспособных рабочих, началась популяризация физических упражнений среди всех слоев населения. Однако до­статочный спортивный опыт был накоплен только в области дзю-до. Так, до второй мировой войны борьба дзю-до стала обязательным предметом, преподававшимся в школах для мальчиков и дево­чек, и достигла небывалого расцвета.

На рубеже столетий японские спортсмены объез­жали многие большие города мира и привлекали зрителей на сторону этой почти всегда имевшей ус­пех техники борьбы, соперничая с превосходящими их физически профессиональными боксерами или борцами, организуя большей частью платные пока­зательные поединки или выступая в качестве учите­лей. Но только после второй мировой войны во многих странах произошло неожиданно бурное раз­витие борьбы дзю-до как вида единоборства.

В настоящее время в состав Международной фе­дерации дзю-до (МФД) входят более 110 стран. Каждая страна могла стать членом МФД, только войдя в состав своего континентального союза дзю-до. С 1956 г. проводятся чемпионаты мира; в настоящее время-один раз в 2 года. Ежегодно проводятся чемпионаты Европы, с 1956 г.-среди мужчин, с 1975 г.-среди женщин. В 1964 г. дзю-до включено в программу олимпийских игр. Материальное обеспечение. Тренировки обычно про­водятся в зале или в каком-либо другом простор­ном помещении. Тренировочное помещение назы­вается «дойо».

Дзю-до

Ковер. Схватки проводятся на ровном эластичном ковре, составленном из нескольких частей («тата­ми»).

Площадка для соревнований. Международные со­ревнования проводятся на площадке с упругой, эластичной поверхностью, минимальная площадь которой составляет 14×14 м, максималь­ная-16×16 м. Параллельно сторонам площадки проходит, как правило, красная линия, которая де­лит площадку на две зоны: собственно зону по­единка (минимальные размеры 9 х 9 м и макси­мальные -10 х 10 м) и обрамляющую ее зону безо­пасности (шириной от 2,5 до 3 м).

Форма одежды. Костюм для дзю-до («дзюдоги»)- белого цвета. Он состоит из рубашки («кимоно») и брюк («цубон»). Кимоно дважды плотно опоясы­вается поясом («оби») шириной 4 см. Концы пояса завязываются двойной петлей. Для более четкого отличия на соревнованиях дзюдоисты надевают красную или белую ленту, которая повязывается поверх пояса, предусмотренного правилами. От­дельные элементы одежды дзюдоистов должны со­ответствовать определенным нормам. Спортсмены проводят схватки на ковре босиком, разрешается носить бандаж. Однако из гигиенических целей, на­ходясь вне ковра, спортсмены должны быть обуты в спортивные тапочки, шлепанцы или специальные туфли («цори»).

Техника. Технические приемы делятся на две ос­новные группы: броски («наге-ваца») и захваты («катаме-ваца»).

Цель техники бросков состоит в том, чтобы вы­вести соперника из состояния равновесия при ис­пользовании различных приемов и с размаху бро­сить его на пол таким образом, чтобы он упал на спину.

Ходьба по ковру должна быть естественной и рас­слабленной. Подошвы ног почти скользят по ков­ру. Вес тела не должен надолго переноситься на од­ну ногу. Длина шага относительно небольшая, шаг по возможности не должен быть скрестным, ноги разведены не менее, чем на ширину плеч. При вы­полнении всех движений центр тяжести тела дол­жен находиться над площадью опоры.

При любых действиях, направленных на защиту или нападение в стойке, большое значение имеет «таи-сабаки». Это естественное, гибкое движение в любую сторону, выполняемое при сохранении равновесия с быстротой, соответствующей данной ситуации. Спортсмен должен находиться в состоя­нии постоянной психологической готовности к вы­полнению «таи-сабаки».

При выполнении броска большую роль играет то, в каком месте и каким образом осуществляется захват кимоно противника (отношение рычага, ограничение свободы движений противника). При выполнении нормального захвата («куми-ката») одной рукой берется воротник кимоно противника, одновременно другой рукой берется рукав кимоно противника с внешней стороны на высоте локтя. Техника падения. В целях предотвращения травм при выполнении бросков дзюдоист изучает техниче­ские приемы падения («укеми»), благодаря ко­торым он может без ущерба для себя переносить силу удара с головы на бок или спину. Различают упражнения на падение вперед («цемпо-укеми»), упражнения на падение назад («ма-укеми»), упраж­нения на падение на бок («йоко-укеми»).

Бросок. В стойке («тачи-ваца») выполняются брос­ки, во время которых бросающий («Тори») остается стоять, а также броски, во время которых «тори» в начале или в ходе выполнения броска теряет рав­новесие и переходит в положение лежа («зутеми-ва- ца»). Из положения «тачи-ваца» выполняются бро­ски с захватами плеч и кистей («тэ-ваца»), стоп и ног («ащи-ваца»), бедер («коши-ваца»). «Зутеми* ваца» называется «йоко-зутеми», если «тори» во время выполнения броска падает на бок, и «ма-зу- теми», если «тори» падает на спину. Всего суще­ствует около ста бросков и их вариантов, которые могут быть выполнены как в правую, так и в левую сторону.

Комбинация бросков. При выполнении неудачного броска, при котором «уке» ловко удалось перемес­тить массу своего тела, «тори» тут же может, ис­пользуя новое положение равновесия соперника, приступить к выполнению другого типа броска. Возможности комбинации бросков («рензоку-ваца») довольно разнообразны.

Финты. С помощью обманного движения (финта) соперник вводится в заблуждение относительно ха­рактера предстоящего броска. Применение финтов разнообразит нападение, вызывает у противника такую защитную реакцию, которая может быть вы­годно использована для осуществления в действи­тельности задуманного броска или даже провоци­рует его к нападению. Финты могут быть очень разнообразны и в основном состоят из обманных движений ног, рук, головы и корпуса.

Техника ответного броска («кеши-ваца»). Эти техни­ческие приемы позволяют отражать нападение со­перника. В подходящий момент нападающее дви­жение и положение равновесия соперника неожи­данно используются для выполнения контрброска. Защита в стойке. Техника защиты и здесь зависит от характера нападения. Существуют следующие варианты защиты: «уке» быстро переносит центр тяжести своего тела; сделав оборот на 180°, «уке» ускользает от «тори» по направлению вперед; напа­дение соперника отражается таким образом, что его бедра в фазе «цукури» захватываются рукой; ногой, производится захват ног соперника; «уке» со­храняет собственную свободу движений, утрируя навязываемую соперником ходьбу по ковру; «уке» избегает броска с захватом ноги («аши-ваца»), уклоняясь вперед, назад и в сторону.

Техника в положении лежа («катаме-ваца»). В поло­жении лежа борьба ведется тремя способами: за­хват с удержанием («осаэ-коми-ваца»), захват с уду­шением («шиме-ваца») и ручной рычаг («удэ-кван- сетсу-ваца»).

Переход одного вида захвата в другой называет­ся комбинацией захватов. При этом защитная реак­ция противника на первый захват используется «то­ри» для выполнения другого подходящего захвата. Технические приемы здесь дополняются также та­кими элементами, как гибкие движения параллель­но ковру и вокруг соперника; приведение в движе­ние или блокирование корпуса соперника преж­де всего путем умелой работы ног; многочислен­ные движения, противодействующие захватам, и движения, освобождающие от захвата с удер­жанием.

Захват с удержанием («осаэ-коми-ваца») фиксирует положение лежащего на спине соперника таким образом, что он не может освободиться и, несмо­тря на все усилия, не имеет возможности сам при­менить эффективный захват.

Захват с удушением («шиме-ваца»). В основном уду­шение производится ребром лучевой или локтевой кости или с помощью воротника соперника, выну­ждая последнего сдаться. Удушение состоит в том, что зажимается с обеих сторон сонная артерия под нижней челюстью (вызывается нарушение крово­обращения) или трахея между гортанью и груди­ной.

Ручной рычаг («удэ-квансетсу-ваца»)-это приемы, с помощью которых рука соперника в локтевом су­ставе сильно растягивается, при этом переходят границы нормальной подвижности сустава (пассив­ная граница подвижности) («удэ-хисхиги») или ру­ка, согнутая под прямым углом, с силой выворачи­вается («удэ-гарами»), предназначенные для того, чтобы вызвать сильнейшие болевые ощущения у соперника.

Переход из стойки в положение лежа. Имеются в ви­ду технические навыки, которыми должен обладать нападающий после неудачно выполненного броска, в результате которого соперник, однако, оказался лежащим на ковре, для того чтобы тут же перейти в положение лежа и успешно закончить нападение, используя соответствующую технику.

Тактика. Поведение современных дзюдоистов во время схватки можно назвать определяющим ха­рактер поединка. Это означает, что каждый из партнеров с самого начала схватки пытается навя­зать сопернику наиболее целесообразную в данной ситуации основную форму ведения поединка (напа­дение или активную защиту) и при этом избрать оптимальную для себя технико-тактическую линию поведения (борьба в стойке, в положении лежа, ис­ходная позиция, характер захвата, направление дви­жений, темп борьбы и т.д.).

Как для борьбы в стойке, так и в положении ле­жа (и для нападения и для защиты) существуют многочисленные принципиальные тактические пра­вила поведения, которые касаются позы, общего характера движений, участия отдельных частей те­ла, переноса центра тяжести, площади и точек опоры спортсмена.

Правила. Международные соревнования проводятся по правилам МФД. Правила начала поединков, ор­ганизационно-технические вопросы проведения со­ревнований и основы соревновательной деятельно­сти определяются спортивным и организационным кодексом МФД с учетом опыта национальных союзов.

Дзю-до

Классификация. Чтобы в поединках участвовали примерно равные по силе спортсмены, были уста­новлены возрастные и весовые категории, а также разряды, как показано в таблице. Продолжительность поединка различна как для дзю­доистов мужского и женского пола, так и для представителей различных возрастных категорий. Ча­стично время поединка увеличивается в полуфинале и финале.

Возрастная категория

Предвари­тельные сос­тязания

Полуфинал (время дано в мин)

Финал

Школьники

3

3

3

Школьницы

2,5

2,5

2,5

Молодежь (мужчины)

4

6

6

Молодежь (женщины)

3

4

4

Юниоры и сениоры

5

7

7

Женщины

4

5

5

Схватка проводится на площадке для соревнований и начинается, как правило, так же после каждого перерыва-в стойке («таши-аи»). К борьбе в поло­жении лежа («не-ваца») можно переходить только при наличии определенных предпосылок. Цель ка­ждого участника-с силой бросить («наге-ваца») со­перника на спину, в течение 30 сек фиксировать его с помощью приемов по удержанию («осаэ-коми-ва­ца»), соответствующих правилам, фиксировать его в этом положении на ковре, затем, применяя прием «ручной рычаг» («удэ-квансетсу-ваца») или удуше­ние («шиме-ваца»), вынудить его сдаться. Повер­женный дает знать о своей готовности сдаться сту­ком или возгласом «стой».

По истечении отведенного для поединка времени его окончание объявляют с помощью акустическо­го сигнала. Если, однако, один из соперников полу­чает очко («иппон»), то соревнование тут же закан­чивается.

Схватку («сиай») судят судья на ковре, находя­щийся на площадке для соревнований, и 2 судьи на 2 противоположных углах площадки за ковром. Судья подает команду, дает оценку поединка, фик­сирует нарушения, выносит решение. Кроме того, следует давать официальные знаки, которые ис­пользуются также судьями на ковре. Судьи за ков­ром имеют право поправлять решение судьи на ко­вре или присоединиться к принятому решению (правило большинства голосов).

Оценка поединка дается на основе технического ре­зультата и штрафных очков, которые фиксируются с помощью предназначенного для этого прибора. Эти данные должны быть наглядно изображены. Технические результаты. В качестве технических ре­зультатов рассматривают «иппон», «вадза-ари», «юко» и «кока». 2 «вадза-ари» дают «иппон». Одна­ко невозможно определенное количество «юко» преобразовать в «вадза-ари» или несколько «кока» в «юко».

Участник поединка получает «иппон», если ему удастся при использовании техники броска или от­разив нападение со стороны соперника с силой бро­сить соперника на спину; а затем, после того как было сказано «осаэкоми» (начало признания захва­та с удержанием), фиксирует соперника в положе­нии лежа на спине в течение 30 сек; если участник поединка с помощью техники рычага или «шими- вадза» (техника захвата с удушением) оказывает та­кое давление на соперника, что он вынужден сдать­ся, давая об этом знать возгласом («маита») или стуком. В целях избежания повреждений при нали­чии явно выраженного преимущества со стороны одного из соперников «иппон» присуждается еще до сигнала о том, что соперник сдается.

«Вадза-ари» (почти целое очко) дается тогда, ког­да имеются погрешности в выполнении техники броска по одному из трех критериев (сила, размах, приземление соперника на спину); если соперник фиксируется в положении лежа на спине 25 сек или дольше, но не 30 сек.

«Юко» (почти «вадза-ари») дается, если при осу­ществлении техники броска отсутствует сила, раз­мах или соперник приземляется не полностью на спину; если соперник фиксируется в положении ле­жа на спине 20 сек или дольше, но не в течение 25 сек.

«Кока» (почти «юко») присуждается тогда, когда противник приземляется на бок, на одно или оба бедра, на ягодицы или на живот, если побежденный фиксируется в положении лежа на спине 10 сек или дольше, но не 20 сек.

Штрафные очки. При нарушениях правил соревно­ваний, выражающихся в выполнении запрещенных действий и отсутствии активности, в зависимости от совершенного проступка участники поединка на­казываются штрафными очками, которые по своей значимости соответствуют определенным техниче­ским результатам: «сидо» (замечание) соответ­ствует «кока»; «тюи» (предупреждение) соответ­ствует «юко»; «кэйкоку» (официальное предупре­ждение) соответствует «вадза-ари», и «хансоку макэ» (дисквалификация) соответствует «иппону». Если участник поединка уже наказывался, то за ка­ждое последующее нарушение независимо от свер­шенного проступка ему присуждается по крайней мере последующее (более высокое) штрафное очко, При этом уже полученное штрафное очко снимает­ся. Если, к примеру, участник поединка уже был на­казан «тюи» и вновь нарушил правила, за что он должен получить «сидо», то судья на ковре должен наказать его «кэйкоку». При этом «тюи» снимается. По окончании поединка сопернику, нарушившему правила дзюдоиста, засчитывается штрафное очко как полученный технический результат (в данном случае «вадза-ари»).

Выявление победителя. В том случае, если ни один из обоих соперников за отведенное для поединка время не получил «иппон», победителем объявляет­ся тот участник поединка, который имеет самый высокий общий технический результат (включая прибавленные штрафные очки). Если общие техни­ческие результаты равны, то победителем считается тот дзюдоист, который имеет более низкое штраф­ное очко. Если равенство наблюдается и в этом случае, то судьи выявляют победителя на основа­нии поведения соперников во время поединка, а также по чистоте и опасности атак.

Форма проведения соревнований. На чемпионатах мира и олимпийских играх борьба ведется по систе­ме выбывания с утешительным кругом. По жеребь­евке участник проводит схватки в двух группах, в результате чего по системе с выбыванием опреде­ляются победители в каждой из групп. Затем все понесшие поражение дзюдоисты продолжают борь­бу по той же системе внутри своих групп за победу в утешительном круге. Последняя схватка внутри каждой группы утешительного круга является по­луфиналом. Победители обоих утешительных кру­гов делят III место. В финале (за I и II места) уча­ствуют победители каждой из групп.

В Европе с начала 1978 г. соревнования прово­дятся в соответствии с новыми правилами. Первым этапом являются групповые отборочные состяза­ния. В зависимости от числа участников в процессе жеребьевки создаются 4 или 8 групп, состоящие из 3, 4, 5 или 6 дзюдоистов. Внутри группы каждый дзюдоист вступает в схватку со всеми другими дзюдоистами группы. Оба участника, занявшие первое место внутри каждой из групп, подолжают борьбу в двух группах. Разделение их на группы происходит на основании определенного метода проведения жеребьевки. Далее борьба ведется по уже описанной системе с выбыванием и утеши­тельным кругом.

Градации технического мастерства. Существует 6 ученических степеней («киу») и 10 степеней масте­ра («дан»), которые различаются цветом пояса. От шестого до первого «киу» пояс имеет цвета: белый, желтый, оранжевый, зеленый, синий и коричневый.

Мастера от первой до пятой степени «дан» носят черные пояса, от шестой до восьмой-красно-белые и от девятой до десятой-красные. Во время схват­ки мастера всех степеней надевают пояс черного цвета.

Для получения последующей степени необходимо сдать экзамены. Существуют правила относительно задачи и условий экзаменов. Предпосылкой для до­пуска к экзамену является свидетельство о получе­нии определенных теоретических знаний и по­стоянный рост результатов.

В процессе подготовки дзюдоиста, способного успешно выступать на соревнованиях, осущест­вляется переход от технико-тактической подготов­ки, носящей разносторонний характер, к индиви­дуальной специализации. Подготовка на всех эта­пах обучения носит комплексный характер. Много внимания одновременно уделяется совершенствова­нию общей физической подготовки. Важнейшим с методической точки зрения средством системати­ческого и постепенного совершенствования специ­фических физических свойств, психических качеств и технико-тактических навыков путем акцентирова­ния внимания в ходе тренировочного процесса на­ряду со школой бросков и захватов и планомерным участием в соревнованиях являются различные формы «рандори» (свободная тренировка в паре с партнером).

Существует градация, стимулирующая дзюдои­стов к более близкому изучению менее любимых процессов движений. Она гарантирует одновремен­но уровень минимальной единой и разносторонней технической подготовки.

Способы и области применения. С самого детства и до старости упражнения по системе дзю-до могут быть ежедневными физическими упражнениями, чрезвычайно полезными для поддержания здоровья и развития ценных свойств характера. Кроме того, овладение техникой падения в любом возрасте по­могает в быту, на производстве, во время занятий спортом или в игре, чтобы избежать травм. Ис­пользование элементов борьбы дзю-до способ­ствует в значительной мере быстрому освоению приемов эффективной самозащиты.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.