Дневной сон детей на свежем воздухе
Рубрика: Работа с дошкольникамиДневной сон на воздухе в течение всего года имеет большое значение для закаливания организма ребенка, для укрепления нервной системы. Сон на воздухе позволяет увеличить фактическое .время пребывания детей на свежем воздухе. Если дети спят в душной, плохо проветренной спальне, отмечается, как правило, медленное и трудное засыпание, беспокойный и неглубокий сон и связанное с этим беспокойное пробуждение. В помещении с чистым, прохладным воздухом засыпание проходит быстро, глубина и длительность сна увеличиваются.
Работа по эффективной организации дневного сна детей при сниженной температуре ведется в Норильске давно. С этой целью на участках вначале строили неутепленные веранды. Но практически эксплуатация их зимой не осуществлялась, так как температура на таких верандах была равна температуре воздуха на улице. Затем попробовали утеплять веранды, но и это не дало хороших результатов — из-за морозов выходили из строя батареи отопления.
Пробовали найти другие пути организации сна на открытом воздухе, например укладывали детей спать в помещении в спальных мешках при открытых форточках, что не оправдало себя. Наконец, остановились на наиболее удобной и приемлемой в наших условиях форме организации дневного сна в стационарных помещениях — при открытых фрамугах. Если имеются только форточки, их соответственно приспосабливают (см. ниже). Спальня до сна детей хорошо проветривается. Во время обеда, за 20—30 мин до прихода детей в спальню, фрамугу закрывают, и воздух в помещении нагревается до 20—22° С. За это время успевают нагреться и постели. В игровой комнате детей переодевают: снимают платья, рубашки, штанишки, на майки и трусы надевают пижамы, на голову — фланелевые шапочки в виде шлема, на ноги — простые носки, туфли. Шерстяные носки и шапочки дети берут с собой в спальню.
По мере того как дети ложатся в постели, воспитатель и няня надевают им шапочки, теплые шерстяные носки, хорошо укрывают одеялами (с пододеяльниками). Туфли из спальни выносят в группу, чтобы к моменту подъема детей обувь их была теплая.
Все дети спокойно засыпают в среднем через 3—7 мин после укладывания. Открывают фрамугу, и температура воздуха в спальне в течение 5—10 мин снижается до +12°. Если температура в спальне снижается до +10°, фрамугу закрывают на несколько минут и потом снова открывают, стараясь все время поддерживать температуру +12°.
Для контроля во время сна за температурой воздуха надо иметь в спальне не менее двух термометров, которые подвешиваются в разных местах на уровне детских кроватей. Чтобы на детей не попадала во время сна резкая струя холодного воздуха, кроватки от форточек надо сдвигать несколько в сторону. Воспитатель весь период сна детей находится в спальне и соответственно одет.
В особо ветреные дни форточки можно прикрывать плотной шторой, конец которой опускается в форточку между окнами. Это нехитрое приспособление сдерживает силу ветра, равномерно направляет струю воздуха. Однако при ветре большой силы штора не выдерживает напора, тогда следует вставлять в форточки фанерки наискось между двумя рамами по типу фрамуги при этом холодный воздух направляется вверх.
За 15—20 мин до подъема детей, обозначенного в режиме фрамугу закрывают, за это время воздух в спальне нагревается до +20°. Подъем детей проводится по мере их пробуждения. Период пробуждения длится 20—30 мин.
После сна проводится обливание ног, а также комплекс физических упражнений. Сон на воздухе благотворно влияет на детей: они просыпаются всегда в хорошем настроении, во время игр живые, бодрые, хорошо поправляются, снижается общая и простудная заболеваемость детей.
Практика организации дневного сна детей в спальне при сниженной температуре воздуха показала реальность этого мероприятия в условиях суровой заполярной зимы и большую пользу для оздоровления организма детей. Дошкольные учреждения, работающие в суровых климатических условиях, вполне могут использовать наш опыт.
Организация сна при открытых фрамугах требует большого внимания. Воспитатель должен быть внимательным к детям, строго следить за температурным режимом в спальне, хорошо знать состояние здоровья каждого ребенка. Обязателен строгий контроль со стороны медицинских работников, добросовестное отношение всего коллектива детского учреждения к организации этого мероприятия.