Закаливание детей плаванием
Рубрика: Родителям и детямПлавание, начиная с самого раннего возраста,— одна из сильных форм воздействия на развивающийся организм. Плавание — это сочетанное воздействие воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка.
Плавание — не только закаливающая процедура, но и обучение способности держаться на воде и перемещаться по ее поверхности.
Плавание детей дошкольного возраста (5—7 лет) издавна использовали как меру закаливания. В последние годы плаванию начали обучать в детских садах начиная с 3 лет (г. Волгодонск) и детей первого года жизни в водолечебницах детских поликлиник различных городов.
В настоящее время выявлены особенности влияния плавания на характер деятельности различных функциональных систем, на физическое развитие и заболеваемость детей. Показано, что систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие у 93,5 % детей. При этом увеличились по сравнению с незакаливающимися детьми линейные и весовые показатели, жизненная емкость легких, силовые характеристики скелетных мышц [Осокина Т. И., 1961, 1978].
Это позволило обоснованно рекомендовать плавание для детей с 5 лет в бассейнах детских садов [Спирина В. П., 1978; Осокина Т. И., 1978].
В настоящее время имеется лишь несколько научных исследований по вопросам физиологии и клиники адаптации детей первого года жизни и закаливания плаванием [Празников В. П., 1978—1987; Александрович Н. Ж., Родниченко Н, Н., 1982].
Ранее было показано, что дети первых месяцев жизни при поддержке взрослых могут удерживаться на поверхности воды [Фирсов 3. П., 1978; Нагсои! Р., 1963].
В настоящее время еще отсутствует единая научно обоснованная точка зрения на методику использования плавания для закаливания детей первого года жизни. Так, методические рекомендации «Плавание грудных детей» (1978) предлагают проведение плавания детей в домашней ванне или в водолечебнице детских поликлиник, начиная с 14—17 мин в возрасте 1 мес и до 1 часа 17 мин ежедневно в возрасте 12 мес.
Столь большая длительность ежедневного плавания (например, более часа) оказалась чрезмерной, в связи с чем время пребывания ребенка в воде в настоящее время уменьшено. Периодичность его составляет 3 раза в неделю не более 15 мин для детей 12 мес жизни.
Для правильного, научно обоснованного решения вопроса о методике применения плавания детей первого года жизни с целью закаливания необходимо по возможности всесторонне изучить вопросы краткосрочной и долгосрочной адаптации в этом возрасте к условиям водной’иммерсии, физическое развитие, структуру заболеваемости, особенности деятельности различных функциональных систем при систематическом плавании.
В настоящем разделе приводятся в сжатом виде сведения об адаптации детей первого года жизни к условиям водной иммерсии.
В гл. 1 было показано, что двигательное поведение детей первых месяцев жизни характеризуется наличием главным образом двигательных реакций типа вздрагиваний, толчкообразных обобщенных реакций.
Данные двигательные реакции осуществляются естественно, спонтанно, как во время сна, так и во время бодрствования.
Наши исследования показали, что характер осуществления двигательного поведения детей раннего возраста в условиях водной иммерсии соответствует тому, что имеет место и на суше во время бодрствования. Отличия заключаются в частоте двигательных реакций и их интенсивности.
Установлено, что в воде в положении на спине частота двигательных реакций у детей первых 3 мес жизни увеличивается в 2 раза по сравнению с таковой на суше. В положении на груди частота движений не изменяется.
В условиях водной иммерсии в положении на спине у детей этого же возраста происходит увеличение частоты не только спонтанных двигательных реакций, но и вызванных движений типа вздрагиваний и их компонентов — рефлексов Моро и Бабинского. В положении на груди вызванные реакции либо не осуществляются, либо реализуются редуцированно.
Возрастание частоты естественных, спонтанных двигательных реакций в условиях водной иммерсии в сочетании с влиянием температуры воды является существенным фактором воздействия на организм развивающегося ребенка раннего возраста. Массаж и гимнастика, несмотря на то, что приводят к увеличению активности скелетной мускулатуры, все же не вызывают ее интенсификации столь выраженно и, главное, столь активно самим малышом, как в условиях «плавания» в воде.
Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая является тем вязким элементом, где реализуется двигательное поведение, формируются вестибулярные реакции и другие физиологические отправления плода. Помимо поддержек головы ребенка непосредственно руками, допускается поддержка ребенка с помощью специального реквизита — шапочки с нашитыми на ней пенопластовыми поплавками. К шапочке пришиваются две длинные лямки, за которые методист (или родители) удерживает голову ребенка строго в горизонтальном положении. Использование для поддержки шапочки с поплавками допускается с 3—4 мес жизни ребенка.
После освоения поддержек необходимо перейти к «проводке» ребенка вдоль ванны, поворотам, перемене положения — из положения на спине в положение на груди.
Дети увереннее, лучше себя чувствуют в положении на животе. Вот почему необходимо преимущественно пользоваться этим положением. В особенности важно переводить ребенка в положение на животе при крике, плаче малыша, возникновении состояния напряжения. Это связано с тем, что в состоянии гидроневесомости в положении на спине у ребенка возникают лабиринтные рефлексы, направленные на изменение положения тела ребенка, что сопровождается негативной эмоциональной реакцией — криком, плачем.
Показано, что плавание по оптимальной методике повышает резистентность организма, снижает частоту острых респираторных заболеваний. ОРВИ имеют более легкое течение и минимальную продолжительность, реже осложняются острым бронхитом, пневмонией [Александрович Н. Ж., Родниченко Н. Н., 1982; Фомина В. Г. и др., 1983]. У детей, занимающихся плаванием, при меньшей частоте и тяжести острых респираторных заболеваний обнаружено более высокое содержание иммуноглобулина М в сывороточной крови, чем у детей контрольной группы [Клиорин А. И. и др., 1983]. В наших исследованиях [Фомина В. Г., Давыдова Т. В., Празников В. П., 1983] показано, что у детей, занимающихся плаванием, повышается активность бактерицидных систем нейтрофилов по показателям содержания миелопероксидазы и катионных белков в нейтрофилах крови. Так, у детей, занимающихся плаванием в возрасте 12 мес, уровень катионных белков составляет 61,8 ± 10 уел. ед., в контрольной группе — 41,0±6 уел. ед. (р<0,05).
Проведение занятий плаванием с детьми первых месяцев жизни допускается не только в водолечебнице детских поликлиник, ко и в домашней ванне (после прохождения инструктажа родителей и освоения навыков поддержек и проводки детей), в воде бассейна в детской поликлинике. Это оформляется соответствующими документами. Температура воды не должна превышать температуру тела и не снижаться правило, начинается с двигательной активности (типа вздрагиваний) — со «спонтанного» рефлекса Моро, который пор г ходит в реакцию «кручения педалей». Как показали исследования, приведенная реакция осуществляется так же, как и прочие двигательные реакции, в результате возникновения со стояния гипоксемии, образующегося при урежении периодического дыхания. Помимо этого, в ванне, заполненной водой на Уз, ребенок ползает. При этом он опирается руками и ногами о пол ванны. В вертикальном положении при-наклоне тела ребенка вперед (для смещения центра тяжести) у детей возникает походка — реакция опоры и переноса ноги. Все перечисленные движения реализуются в условиях водной иммерсии более интенсивно, чем на суше.
Таким образом, в условиях водной иммерсии у детей первого года жизни происходит существенное увеличение частоты «спонтанных» двигательных реакций. Для осуществления движений в воде в условиях вязкой среды требуется значи- тельно больше усилий, чем на суше. Ни массаж, ни гимнастика в этом возрасте не приводят к столь существенному увеличению активности скелетной мускулатуры, как пребывание в воде. Вместе с тем водная среда способствует расслаблению скелетной мускулатуры. Все это необходимо учитывать в комплексной оценке краткосрочной и долгосрочной адаптации к условиям водной иммерсии не только здоровых детей, но и детей с проявлениями рахита, который также приводит к снижению тонуса скелетной мускулатуры.
Методика проведения занятий плаванием. Перед занятием плаванием с детьми проводят массаж и гимнастику по методике, соответствующей возрасту. Далее методист опускает ребенка в воду, налитую в ванну. Наиболее важная часть методики относится к осуществлению поддержек ребенка в воде. В положении ребенка на спине две руки методиста располагаются под затылком головы ребенка, одновременно слегка обхватывая шею и верхнюю часть спины. Четыре пальца находятся под спиной, шеей и головой, а большие пальцы обеих рук лежат на груди (рис. 17). Можно пользоваться методом одноручной поддержки. При этом большой и указательный пальцы обхватывают шею ребенка снизу. При плавании ребенка на спине уши должны быть погружены в воду.
При плавании ребенка на груди наиболее целесообразна поддержка двумя руками головы за щеки и подбородок (рис. 18). Помимо этого, существует одноручная поддержка. При этом ладонь руки располагается под подбородком ребенка. Большой палец и четыре остальных пальца обхватывают его щеки. Вторая рука поддерживает голову за затылок.
форсированно на протяжении года. В возрасте до 1 мес температура воды составляет 36,0—36,3 °С; в 2—3 мес — 35,5— 35,8 °С; в 4—5 мес — 34,5—35 °С. Температура воды в бассейне, где плавают дети старше 3 мес, не должна быть ниже 33—34 °С.
Противопоказания к плаванию детей первого года жизни: острые инфекционные заболевания, заболевания центральной нервной системы, постгипоксическая энцефалопатия. В особенности противопоказанием является повышенная судорожная готовность при гипертензионном синдроме постгипоксической энцефалопатии.