Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Закаливание детей плаванием

Рубрика: Родителям и детям

Плавание, начиная с самого раннего возраста,— одна из сильных форм воздействия на развивающийся организм. Плавание — это сочетанное воздействие воды, воздуха, темпе­ратуры и двигательной активности ребенка.

Плавание — не только закаливающая процедура, но и обучение способности держаться на воде и перемещаться по ее поверхности.

Плавание детей дошкольного возраста (5—7 лет) издавна использовали как меру закаливания. В последние годы плава­нию начали обучать в детских садах начиная с 3 лет (г. Волго­донск) и детей первого года жизни в водолечебницах детских поликлиник различных городов.

В настоящее время выявлены особенности влияния плава­ния на характер деятельности различных функциональных систем, на физическое развитие и заболеваемость детей. По­казано, что систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие у 93,5 % детей. При этом увеличились по сравнению с незакаливающимися детьми линейные и весовые показатели, жизненная емкость легких, силовые характери­стики скелетных мышц [Осокина Т. И., 1961, 1978].

Это позволило обоснованно рекомендовать плавание для детей с 5 лет в бассейнах детских садов [Спирина В. П., 1978; Осокина Т. И., 1978].

В настоящее время имеется лишь несколько научных иссле­дований по вопросам физиологии и клиники адаптации детей первого года жизни и закаливания плаванием [Празников В. П., 1978—1987; Александрович Н. Ж., Родниченко Н, Н., 1982].

Ранее было показано, что дети первых месяцев жизни при поддержке взрослых могут удерживаться на поверхности воды [Фирсов 3. П., 1978; Нагсои! Р., 1963].

В настоящее время еще отсутствует единая научно обосно­ванная точка зрения на методику использования плавания для закаливания детей первого года жизни. Так, методические ре­комендации «Плавание грудных детей» (1978) предлагают проведение плавания детей в домашней ванне или в водоле­чебнице детских поликлиник, начиная с 14—17 мин в возрасте 1 мес и до 1 часа 17 мин ежедневно в возрасте 12 мес.

Столь большая длительность ежедневного плавания (на­пример, более часа) оказалась чрезмерной, в связи с чем вре­мя пребывания ребенка в воде в настоящее время уменьшено. Периодичность его составляет 3 раза в неделю не более 15 мин для детей 12 мес жизни.

Для правильного, научно обоснованного решения вопроса о методике применения плавания детей первого года жизни с целью закаливания необходимо по возможности всесторонне изучить вопросы краткосрочной и долгосрочной адаптации в этом возрасте к условиям водной’иммерсии, физическое раз­витие, структуру заболеваемости, особенности деятельности различных функциональных систем при систематическом пла­вании.

В настоящем разделе приводятся в сжатом виде сведения об адаптации детей первого года жизни к условиям водной иммерсии.

В гл. 1 было показано, что двигательное поведение детей первых месяцев жизни характеризуется наличием главным об­разом двигательных реакций типа вздрагиваний, толчкообраз­ных обобщенных реакций.

Данные двигательные реакции осуществляются естествен­но, спонтанно, как во время сна, так и во время бодрствования.

Наши исследования показали, что характер осуществления двигательного поведения детей раннего возраста в условиях водной иммерсии соответствует тому, что имеет место и на суше во время бодрствования. Отличия заключаются в частоте двигательных реакций и их интенсивности.

Установлено, что в воде в положении на спине частота дви­гательных реакций у детей первых 3 мес жизни увеличивается в 2 раза по сравнению с таковой на суше. В положении на гру­ди частота движений не изменяется.

В условиях водной иммерсии в положении на спине у детей этого же возраста происходит увеличение частоты не только спонтанных двигательных реакций, но и вызванных движений типа вздрагиваний и их компонентов — рефлексов Моро и Ба­бинского. В положении на груди вызванные реакции либо не осуществляются, либо реализуются редуцированно.

Возрастание частоты естественных, спонтанных двигатель­ных реакций в условиях водной иммерсии в сочетании с влия­нием температуры воды является существенным фактором воздействия на организм развивающегося ребенка раннего возраста. Массаж и гимнастика, несмотря на то, что приводят к увеличению активности скелетной мускулатуры, все же не вызывают ее интенсификации столь выраженно и, главное, столь активно самим малышом, как в условиях «плавания» в воде.

Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая является тем вязким элементом, где реализует­ся двигательное поведение, формируются вестибулярные реак­ции и другие физиологические отправления плода. Помимо поддержек головы ребенка непосредственно рука­ми, допускается поддержка ребенка с помощью специального реквизита — шапочки с нашитыми на ней пенопластовыми поплавками. К шапочке пришиваются две длинные лямки, за которые методист (или родители) удерживает голову ребенка строго в горизонтальном положении. Использование для под­держки шапочки с поплавками допускается с 3—4 мес жизни ребенка.

После освоения поддержек необходимо перейти к «провод­ке» ребенка вдоль ванны, поворотам, перемене положения — из положения на спине в положение на груди.

Дети увереннее, лучше себя чувствуют в положении на жи­воте. Вот почему необходимо преимущественно пользоваться этим положением. В особенности важно переводить ребенка в положение на животе при крике, плаче малыша, возникнове­нии состояния напряжения. Это связано с тем, что в состоянии гидроневесомости в положении на спине у ребенка возникают лабиринтные рефлексы, направленные на изменение положе­ния тела ребенка, что сопровождается негативной эмоцио­нальной реакцией — криком, плачем.

Показано, что плавание по оптимальной методике повы­шает резистентность организма, снижает частоту острых рес­пираторных заболеваний. ОРВИ имеют более легкое течение и минимальную продолжительность, реже осложняются острым бронхитом, пневмонией [Александрович Н. Ж., Родниченко Н. Н., 1982; Фомина В. Г. и др., 1983]. У детей, занимаю­щихся плаванием, при меньшей частоте и тяжести острых рес­пираторных заболеваний обнаружено более высокое содержа­ние иммуноглобулина М в сывороточной крови, чем у детей контрольной группы [Клиорин А. И. и др., 1983]. В наших исследованиях [Фомина В. Г., Давыдова Т. В., Празников В. П., 1983] показано, что у детей, занимающихся плава­нием, повышается активность бактерицидных систем нейтро­филов по показателям содержания миелопероксидазы и катионных белков в нейтрофилах крови. Так, у детей, занима­ющихся плаванием в возрасте 12 мес, уровень катионных белков составляет 61,8 ± 10 уел. ед., в контрольной группе — 41,0±6 уел. ед. (р<0,05).

Проведение занятий плаванием с детьми первых месяцев жизни допускается не только в водолечебнице детских поли­клиник, ко и в домашней ванне (после прохождения инструктажа родителей и освоения навыков поддержек и про­водки детей), в воде бассейна в детской поликлинике. Это оформляется соответствующими документами. Температура воды не должна превышать температуру тела и не снижаться правило, начинается с двигательной активности (типа вздрагиваний) — со «спонтанного» рефлекса Моро, который пор г ходит в реакцию «кручения педалей». Как показали исследования, приведенная реакция осуществляется так же, как и прочие двигательные реакции, в результате возникновения со стояния гипоксемии, образующегося при урежении периодического дыхания. Помимо этого, в ванне, заполненной водой на Уз, ребенок ползает. При этом он опирается руками и ногами о пол ванны. В вертикальном положении при-наклоне тела ре­бенка вперед (для смещения центра тяжести) у детей возникает походка — реакция опоры и переноса ноги. Все перечис­ленные движения реализуются в условиях водной иммерсии более интенсивно, чем на суше.

Таким образом, в условиях водной иммерсии у детей пер­вого года жизни происходит существенное увеличение частоты «спонтанных» двигательных реакций. Для осуществления движений в воде в условиях вязкой среды требуется значи- тельно больше усилий, чем на суше. Ни массаж, ни гимнастика в этом возрасте не приводят к столь существенному увеличе­нию активности скелетной мускулатуры, как пребывание в воде. Вместе с тем водная среда способствует расслаблению скелетной мускулатуры. Все это необходимо учитывать в комп­лексной оценке краткосрочной и долгосрочной адаптации к условиям водной иммерсии не только здоровых детей, но и де­тей с проявлениями рахита, который также приводит к сниже­нию тонуса скелетной мускулатуры.

Методика проведения занятий плаванием. Перед занятием плаванием с детьми проводят массаж и гимнастику по методи­ке, соответствующей возрасту. Далее методист опускает ре­бенка в воду, налитую в ванну. Наиболее важная часть мето­дики относится к осуществлению поддержек ребенка в воде. В положении ребенка на спине две руки методиста распола­гаются под затылком головы ребенка, одновременно слегка обхватывая шею и верхнюю часть спины. Четыре пальца на­ходятся под спиной, шеей и головой, а большие пальцы обеих рук лежат на груди (рис. 17). Можно пользоваться ме­тодом одноручной поддержки. При этом большой и указатель­ный пальцы обхватывают шею ребенка снизу. При плавании ребенка на спине уши должны быть погружены в воду.

При плавании ребенка на груди наиболее целесообразна поддержка двумя руками головы за щеки и подбородок (рис. 18). Помимо этого, существует одноручная поддержка. При этом ладонь руки располагается под подбородком ребен­ка. Большой палец и четыре остальных пальца обхватывают его щеки. Вторая рука поддерживает голову за затылок.

форсированно на протяжении года. В возрасте до 1 мес темпе­ратура воды составляет 36,0—36,3 °С; в 2—3 мес — 35,5— 35,8 °С; в 4—5 мес — 34,5—35 °С. Температура воды в бассей­не, где плавают дети старше 3 мес, не должна быть ниже 33—34 °С.

Противопоказания к плаванию детей пер­вого года жизни: острые инфекционные заболевания, заболевания центральной нервной системы, постгипоксическая энцефалопатия. В особенности противопоказанием яв­ляется повышенная судорожная готовность при гипертензионном синдроме постгипоксической энцефалопатии.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.