Закаливание детей
Рубрика: Родителям и детямЗакаливание — один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям температуры внешней среды, а следовательно, к простудным заболеваниям.
Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания независимо от возраста ребенка или от действующих факторов закаливания.
1. Систематичность применения закаливающих процедур во все сезоны года. При проведении закаливающих процедур происходит тренировка сосудов кожи, причем они приобретают способность суживаться до оптимальных пределов под воздействием холода и расширяться по окончании этого действия. Но особенностью этой реакции является ее быстрое угасание, если нет постоянного подкрепления. Даже у взрослого прекращение закаливающих процедур в течение 2—3 недель снижает адаптационные возможности к холоду, а у детей исчезновение эффекта адаптации к холоду происходит еще в более короткие сроки (5—7 дней). Поэтому перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к холодовым воздействиям. Вот почему, например, летом и в ненастную погоду не следует прекращать закаливающие процедуры. Их можно проводить в комнате, в закрытом помещении. По мере изменения условий, связанных с сезоном года, надо варьировать назначение процедур, не отменяя их полностью. Например, душ или общее обливание, проводимые летом, зимой можно заменить Обливанием ног.
2. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.
Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания — организм постепенно приспосабливается к необычным Условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору, не только не принесет пользы, а, наоборот, может способствовать заболеванию ребенка. Привычка к Холодовым воздействиям должна воспитываться последовательно и постепенно. Особенно важна эта постепенность для детей раннего возраста. Появление таких признаков, как дрожь, «гусиная кожа», свидетельствует о чрезмерной силе воздействия. Значит, температуру воды снизили слишком резки или преждевременно. В таких случаях надо растереть кожу до появления умеренной гиперемии и затем одеть малыша.
3. Учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка. Какие бы средства закаливания ни применялись, всегда надо учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья, условия жизни, среду и индивидуальные свойства организма. Имеют значение и особенности высшей нервной системы. Если ребенок легко возбудим, ему более полезны успокаивающие процедуры. Детям вялым, пассивным нужны бодрящие, возбуждающие процедуры.
Особенно важен индивидуальный подход при закаливании ослабленных1 ребят. Они больше, чем другие дети, нуждаются в закаливании, и для них приемлемы почти все виды процедур, но к их проведению надо подходить более осторожно. Любое закаливающее мероприятие следует проводить, создав ребенку предварительно хорошее настроение. Если во время проведения процедуры ребенок чем-то расстроен, то лучше перенести ее на другое время дня или отменить.
Не менее важен и оптимальный температурный режим. Если ребенок охлажден, у него уже имеется защитное сужение сосудов, поэтому выработать положительную реакцию на закаливание невозможно. Также вредно и перегревание. Повышающаяся при этом влажность изменяет теплопроводность кожи, и казалось бы, умеренные холодовые воздействия могут привести к значительному переохлаждению организма.
4. Большое значение имеет одежда ребенка в зависимости от температуры воздуха и отвечающая гигиеническим требованиям.
1 К ослабленным относятся дети, отстающие в физическом и психическом развитии, многократно болеющие, дети с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Таблица 4. Как одеть ребенка в помещении
Таблица 5. Как одеть ребенка-дошкольника на прогулку в зимнее время
Таблица 6. Одежда детей для физкультурных занятий на открытом воздухе
Родители должны быть знакомы с этими принципами, так как закаливающие процедуры проводятся и дома. Как закаливать детей в домашних условиях? Этому вопросу следует посвятить беседу на собрании родителей, пригласить врача, обслуживающего детей в данном учреждении, или участкового врача. Их рекомендации помогут родителям учесть особенности ребенка при проведении закаливающих процедур. Основными факторами закаливания являются воздух, вода и солнце.
Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, если при этом температура в помещении снижается более чем на 1о.
Одним из способов закаливания воздухом является прогулка, включающая и сон на воздухе для малышей. День, проводимый ребенком без прогулки,— потеря для его здоровья. Полезнее гулять в утренние часы, когда в воздухе много ультрафиолетовых лучей. В ; плохую погоду прогулку можно ‘ организовать на веранде. Собирая ребенка на прогулку, надо обращать внимание на одежду: она должна соответствовать сезону года и не стеснять движений, так как во время прогулки он должен активно двигаться. Следует помнить, что низкие температуры воздуха в течение года, особенно околонулевые в весенне-летне-осенний периоды, сопровождаемые сильным ветром, провоцируют частые переохлаждения детей, что способствует простудным заболеваниям.
Эффективное средство закаливания — воздушные ванны. Для детей первого года жизни воздушные ванны начинаются фактически с периода новорожденное — при пеленании малыша. Затем время воздушных ванн следует постепенно продлевать, причем уже с 1,5— 2 месяцев воздушную ванну надо сочетать с массажем, а с 3 месяцев — с гимнастикой. При этом температура воздуха в помещении должна быть не выше 20—22°. Воздушные ванны для детей старше года проводятся при температуре 18°. Ее можно постепенно снижать (проветриванием) до 15—16°. Во время воздушной ванны проводят с детьми гимнастику. В это время (и после воздушной ванны) ребенок чувствует себя бодрым, у него хорошее настроение, что определяет положительное отношение к проводимой процедуре.
Необходимо следить за признаками переохлаждения. При появлении «гусиной кожи» ребенка надо сразу же одеть. Напомним: у детей со склонностью к аллергическому диатезу переохлаждение наступает быстрее.