Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Занятия для детей на лыжах

Рубрика: Родителям и детям

Занятия на лыжах — хорошее средство организации досуга детей зимой на свежем воздухе.

Оздоровительное значение этих занятий заключается в их благотворном влиянии на внутренние органы, и прежде всего на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Смена деятельности, движение в условиях красивой зимней природы положительно влияют на нервную систему. Пребывание на свежем воздухе — хорошая форма закаливания детей. После лыжных прогулок повышается аппетит, сон становится глубоким и крепким.

Дети овладевают навыками передвижения на лыжах в различных условиях местности. Это требует от них проявления ловкости, быстроты, решительности и других качеств.

В процессе занятий дети учатся правильно пользоваться лыжами, сохранять их. Занятия на лыжах в младшем школьном возрасте способствуют лучшему овладению учениками лыжами как учебным предметом, который входит в школьную программу по физической культуре.

Для обучения детей ходьбе на лыжах необходимо правильно подобрать лыжи, палки, обувь и одежду. Лыжи должны соответствовать росту ребенка. Если поставить лыжу вертикально возле ноги, то он должен достать ладонью вытянутой вверх руки носок лыжи. Верхний край палки должен доходить до подмышечной впадины. Для младших школьников лыжи могут быть немного короче.

Ходить на лыжах маленьким детям лучше всего в легких валенках или специальных ботинках. Одежда должна быть легкой, теплой, не стесняющей движений во время ходьбы на лыжах и не способствующей перегреванию ребенка. Лучше всего для этого использовать лыжный костюм, поддевая в прохладную погоду шерстяной свитер. Младшим школьникам лыжи крепят к обуви при помощи мягкого носкового ремня.

После занятий лыжи чистят от снега и насухо вытирают тряпкой. Сохраняют лыжи в вертикальном положении, скользящими поверхностями одна к другой. Для этого носки и пятки лыж скрепляют специальными зажимами, а под грузовую площадку (место, где расположена нога на лыже) ставят распорку (размером 5×8 см), которая сохраняет грузовой прогиб.

При обучении ребенка ходьбе на лыжах соблюдают определенную последовательность: сначала показывают объясняют, как правильно крепить лыжи к ноге, как хаживать за лыжами и палками, как скреплять и переносить их. Потом ребят знакомят с передвижением на лыжах — лыжными ходами.

Чтобы стать на лыжи, их берут в левую руку, палки ставят на снег или кладут кольцами назад с правой стороны. Потом разъединяют лыжи и кладут грузовыми площадками возле ступней справа и слева, крепят лыжи, разъединяют палки, надевают на руки петли.

Чтобы снять лыжи, надо поставить или положить палки справа, отстегнуть лыжные крепления и сойти с лыж, сделав полшага влево.

Для удобства при переноске лыжи скрепляют: одну ставят под носковой ремень другой (скользящими поверхностями в одну сторону), и, вставив палки одна в одну, концы продевают в носковые ремни, а кольца надевают на носки лыж. Дети переносят лыжи на плече или под рукой. При переноске на плече они должны находиться скользящей поверхностью вперед (так, чтобы возле плеча были носковые ремни креплений и палки). Перенося лыжи под рукой, их кладут скользящей поверхностью кверху.

После овладения детьми правилами переноски лыж и правилами ухода за ними их обучают передвижению на лыжах без палок. Этот вид ходьбы развивает равновесие, ритм и одновременно готовит к усвоению более сложных способов передвижения. Во время ходьбы на лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, координировать движение рук и ног. Несвоевременное использование палок приучает детей «висеть» на палках. Прежде всего учат правильной стойке лыжника: лыжи стоят параллельно на ширине ступни (10— 15 см), ноги согнуты так, чтобы колени были над серединой ступни, туловище немного наклоняют вперед, руки свободно опущены, тяжесть тела распределяют равномерно на обе ноги.

Самым простым способом передвижения на лыжах является ступающий шаг, который применяют на пушистом снегу во время ходьбы по ровной местности или небольших подъемах на склоны. Обучение передвижению ступающим шагом начинают без палок с поднимания носков лыж, отрывая их от снега. Во время ступающего шага туловище наклонено немного вперед. Правую сгибают в коленном суставе, поднимают и выносят вперед. Это позволяет поднимать носковую часть лыжи, прижимать задний конец к снегу, делать шаг вперед с легким пристукиванием и переносить тяжесть на правую ногу. Так же делают шаг левой ногой, положения рук при этом координируются с движением как при обычной ходьбе. После этого овладевают скользящим шагом, который выполняют из положения стойки лыжника. Тяжесть тела переносят на правую лыжу и делают толчок правой ногой полного ее выпрямления. Одновременно с толчком правой ноги выдвигают на шаг вперед левую ногу, тяжесть а переносят на левую лыжу, и на ней производят скольжение. Закончив толчок, правую ногу расслабляют и, слегка сгибая в коленном суставе, по инерции продолжают движение назад — вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега, а потом маховым движением ее продвигают вперед. В момент, когда правая нога сравняется с левой, производят толчок левой ногой до полного ее выпрямления. Одновременно с толчком правую ногу выдвигают на шаг вперед, переносят тяжесть тела на правую лыжу и скользят на ней. Таким образом происходит скольжение то на одной, то на другой лыже. Не забывайте согласовывать движение ног и рук. С шагом левой ноги правую руку, согнутую в локтевом суставе, маховым движением выносят вперед до уровня плеча, а левую отводят назад до отказа, а с шагом правой ноги то же самое выполняют левой рукой.

В процессе обучения дети допускают такие ошибки: скользят на прямых ногах, слабо отталкиваются, сгибают ноги в коленях, недостаточно переносят тяжесть тела на выдвинутую вперед ногу.

Для усвоения широкого скользящего шага и переноса массы тела с одной ноги на другую можно предложить ребенку такие задания: передвигаться по лыжне, заложив руки за спину и наклоняясь в сторону опорной ноги; преодолеть расстояние за меньшее количество шагов; скользить до определенного предмета, увеличивая шаг при скольжении; скользить в медленном темпе, увеличивая и акцентируя перенос массы тела с одной ноги на другую.

Для выработки сильного толчка передвигаются на лыжах по небольшому склону, отталкиваясь под определенным углом к направлению движения (10—13°). При этом лыжа опирается на внутреннее ребро и толчок усиливается.

Когда ребенок хорошо усвоил скользящий шаг, можно переходить к обучению ходьбе на лыжах с палками. Прежде всего ему предлагают походить с палками, держа их за середину и не опираясь на них. Это упражнение помогает привыкнуть к палкам и приучит проносить их вперед и назад.

Надо научить ребенка пользоваться лыжными палками, которые имеют на верхних концах ременные петли для опоры руки во время отталкивания. Для правильного держания палки руку просовывают снизу в петлю и прижимают верхние концы петли ладонью к палке.

После этого обучают ходить ступающим шагом с палками, а потом скользящим. При этом обращают внимание на то, чтобы ребенок не выносил палки далеко вперед, не расставлял их широко, энергично отталкивался до полного выпрямления рук в локтевых суставах.

Овладев скользящим шагом, можно приступать к изучению основного лыжного хода — попеременного двухшажного, который характеризуется тем, что его цикл состоит из двух шагов двух попеременных отталкиваний палками (рис.). Для движения попеременному двухшажному ходу надо принять положение на полусогнутых ногах, ступни параллельно на расстоянии 10—15 см, колени над средней частью ступни, правую руку слегка согнуть в локтевом суставе вперед, локоть вниз, кисть на уровне глаз, ладонью внутрь, пальцы выпрямить. В положении ребенок имитирует работу рук при попеременном двухшажном ходе — делает маятникообразные движения. Туловище немного наклонено вперед, во время попеременного двухшажного хода скользят то на одной, то на другой лыже, перенося массу тела на выдвигаемую вперед ногу, применяя скользящие шаги. Нельзя скользить на прямых ногах или очень их сгибать, ребенка обучают также передвигаться на лыжах при помощи толчков палками, выполняемым одновременно обеими руками. Делают это так: полусогнутые руки выносят вперед, палки ставят в снег, ноги слегка сгибают, а наклоном туловище вперед массу тела переносят на носки. Затем выполняют толчок палками до полного выпрямления рук сзади, скользят на обеих лыжах. Постепенно выпрямляя туловище, вынося руки вперед, палки ставят на снег под острым углом около грузовых площадок, готовясь к следующему толчку. Бесшажный ход применяют при спусках с гор и ходьбе по ровной местности.

Занятия для детей на лыжах

Для удобства передвижения на лыжах ребенка обучают различным поворотам на месте и в движении. Поворот на месте можно выполнить вокруг пяток или носков, переступая в правую или левую сторону. Переступая вокруг пяток, нельзя отрывать от снега пятки лыж, а только поднимать носки и переставлять их в нужную сторону. Это же относится к переступанию вокруг носков лыжи, когда носки не надо отрывать от снега, а переставлять только пятки лыж. Поворот переступанием в движении выполняется на небольшой скорости, поочередно переставляя лыжи в направлении поворота.

Дети любят спускаться на лыжах с небольших склонов. Стойка при этом должна быть такой: туловище немного наклонено вперед, ноги полусогнуты (одна ступня немного выдвинута вперёд), руки полусогнуты и отведены назад. Сначала спускаются без палок, а затем можно дать им палки. При спуске с палками надо следить, чтобы они находились сзади, если же будет наоборот, то это может привести к несчастному случаю (ребенок может наткнуться лицом или другой частью тела на палку, которая застряла одним концом в снегу).

Одновременно с обучением ребенка спускам его знакомят с различными способами торможений и подъёмов. Одним из разновидностей торможений является падение, которое применяют для внезапной остановки. Падение надо выполнять на бок из низкой стойки (в глубоком приседе) с мягким приземлением.

Торможение можно произвести способом «плуг» или «полуплуг». При торможении «плугом» разводят пятки ж в стороны, ставят лыжи на внутренние ребра, носка вместе, колени сводят внутрь, массу тела переносят на тки, руки сгибают в локтях и. немного выносят вперед к, чтобы палки находились параллельно склону.

Для торможения «полуплугом» на внутреннее ребро ставится только одна лыжа под углом к направлению скольжения.

Подъем на склон можно выполнить ступающим шагом, котором уже шла речь, а также «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой». Подъем способом «елочка» называется к потому, что на снегу остается отпечаток, похожий на елочку. Этот способ применяют на склонах средней крутизны и выполняют так: носки лыж разводят в стороны, лыжи ставят на внутренние ребра, нажимая на них ногами. Пятки переносят одну через другую, опуская на склон около ботинка другой ноги, палки поочередно ставят сзади лыж, опираясь на них.

Занятия для детей на лыжах

Способ «полуелочка» применяют на небольших склонах, для подъемов наискось. При этом одну лыжу ставят ровно, а другую немного носком наружу.

Способом «лесенка» можно взойти на крутой склон. При этом способе поднимаются боком, переставляя попеременно лыжи (начиная с верхней на склоне) и палки. Обучение этому упражнению начинают на ровном месте и постепенно переходят к усвоению техники подъема на склоне.

Обучение ребенка передвижению на лыжах требует определенной системы. Во-первых, на каждой прогулке повторяют упражнения, которые ребенок выполнял на предыдущей прогулке. Во-вторых, придерживаются дидактических принципов обучения — доступности, последовательности, систематичности. В-третьих, широко применяют подвижные игры, придающие обучению эмоциональный характер и способствующие закреплению и совершенствованию необходимых навыков.

Прогулки на лыжах проводятся при температуре воздуха не ниже —12—15° в местах, находящихся недалеко от дома, в парке, саду или на пустыре. Длительность первых прогулок 30—45 мин, а в дальнейшем время увеличивается до 60—90 мин. В программе прогулок предусматривают отдых, развлечения. Примерное содержание прогулок для детей 7—10 лет: подготовка лыжного инвентаря, проверка одежды, выход к месту прогулки; ходьба попеременным двухшажным ходом (10 мин), спуски с небольших склонов (10 мин); ходьба по лыжне (10 мин); возвращение домой, вытирание лыж, постановка их в распорку. При возвращении домой пешком (или используя транспорт) лыжи предварительно очищают от снега.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.