Значение лечебной физкультуры в педиатрии
Рубрика: Основы лечебной физической культурыМышечные движения являются мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма во все периоды детства. Всякое ограничение движений дети всегда весьма тяжело воспринимают, так как потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей их организма, его нормального формирования и развития. Болезнь дезорганизует нормальную жизнедеятельность организма и ограничивает обычную подвижность ребенка. Вынужденный покой или резкое органичение двигательной активности ребенка крайне неблагоприятно отражается как на его общем состоянии, так и на течении болезненного процесса. Одной из главных задач лечебной физкультуры у детей является восполнение дефицита движений при помощи физических упражнений. Установлено, что движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детского организма, всегда являются оздоровительным фактором.
Этим, по-видимому, можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик лечебной физкультуры, когда их основой является принцип общего воздействия на организм.
Специальные упражнения всегда следует применять на фоне общего воздействия физических упражнений, а у выздоравливающих детей — на фоне постепенно возрастающей тренировки.
Важнейшей физиологической особенностью детского организма является чрезвычайная пластичность его нервной системы. У детей особенно быстро развиваются новые условнорефлекторные связи, быстрее могут подавляться патологические рефлексы, восстанавливаться нервные регуляции, нарушенные патологическим процессом.
Г. Н. Сперанский подчеркивал, что применение физической культуры в детском возрасте, в период усиленного роста организма, когда все органы и ткани наиболее способны к развитию, и если нужно, к регенерации, является особенно ценным и эффективным.
Показания к применению лечебной физкультуры в детском возрасте особенно широки. Нет таких заболеваний у детей, при которых лечебная физкультура была бы противопоказана; речь может идти только о том, в каком объеме, в какой дозировке, по какой методике должны быть применены физические упражнения и другие средства лечебной физкультуры и на каком этапе течения болезненного процесса.
Лечебную физкультуру можно применять в самых разнообразных ее формах и методиках. При этом обычно преобладает игровой метод. Лечебную физкультуру в детском возрасте следует рассматривать прежде всего как широкий комплекс разнообразных средств физкультуры. К ним должны относиться не только физические упражнения, но и организация всего двигательного и гигиенического режима, использование методов закаливания, трудовые и педагогические процессы, а также массаж; последний в детском возрасте (особенно грудном) является органической частью профилактической и лечебной гимнастики.
Лечебная физкультура — фактор огромного воспитательного значения. Занятия физическими упражнениями способствуют организации детского коллектива, вносят элементы дисциплинированности в поведение детей, повышают их настроение, эмоциональный тонус.
В процессе занятий у детей увеличивается вера в выздоровление, что требует весьма внимательного отношения к оформлению занятий лечебной гимнастикой.
Лечебная гимнастика у детей — творческий педагогический процесс. К руководству занятиями привлекают лиц, специально подготовленных для работы с детьми, имеющих медицинские и педагогические знания и навыки. Каждое занятие физическими упражнениями должно быть так методически оформлено, чтобы ребенок занимался с охотой и интересом, а не по принуждению, так как иначе лечебный успех не будет достигнут.
Повышенная реактивность детского организма требует особо внимательного отношения к дозировке физических упражнений. Особо важно уметь регулировать эмоциональный фактор. Больные дети быстро утомляются. Во время занятий физическими упражнениями, особенно когда такие занятия проводят интересно, весело, утомление может наступить незаметно для ребенка. Это обстоятельство следует всегда учитывать. Накопленный к настоящему времени опыт позволяет широко внедрять лечебную физкультуру в детские лечебно-профилактические учреждения на всех этапах лечения.
В детских больницах лечебную физкультур у следует применять при гипотрофии, рахите, пневмонии, ревматизме, бронхиальной астме, плеврите, у реконвалес-центов после инфекционных болезней, при полиомиелите, травмах опорно-двигательного аппарата и ряде хирургических заболеваний.
В детских поликлиниках лечебная физкультура доказана при заболеваниях в раннем детском возрасте, указанных выше (если лечение проводят амбулаторно), хронических пневмониях, бронхиальной астме, хронических респираторных заболеваниях, последствиях плеврита, деформациях позвоночника II и III степени, последствиях полиомиелита, травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
В детских санаториях и учреждениях санаторного типа лечебная физкультура, как правило, показана всем больным. Особенно хороший лечебный эффект получают от сочетания лечебной физкультуры с климатическими, бальнеологическими и физическими лечебными средствами.
Особо следует подчеркнуть необходимость значительного расширения показаний к применению лечебной физкультуры в детских поликлиниках. Помимо корригирующей гимнастики, лечебную физкультуру следует применять при заболеваниях внутренних органов, в оториноларингологической, хирургической и ортопедоневрологической практике. Широкое внедрение лечебной физкультуры в детские лечебные стационары (больницы, санатории и т. д.) поможет полностью изжить явления так называемого госпитализма.