Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Игровые формы школьной работы

Рубрика: Родителям и детям

Посещая звеньевые и отрядные сборы, участвуя в походах и спортивных состязаниях, занимаясь в кружках, выпол­няя отдельные поручения, школьник духовно и физически развивается, приобретает практические навыки — организаторские, по­ходные, трудовые. Формируется его нравственный облик. Этому должна способствовать разносторонняя деятельность школы, направленная к тому, чтобы воспитывать у детей само­стоятельность, личную и общественную инициативу, настойчивость, пытливость, любознательность, любовь к труду, стремление трудиться на общую пользу. И чем интересней, увлекательней дела, которыми занимаются школьники в звеньях и на отрядных сборах, чем больше от­вечают эти дела потребностям и запросам самих ребят, тем успешнее они будут выполнены. Для воспитателя главное — заинтересовать, ув­лечь детей работой.

Но как заинтересовать? Чем увлечь?

Всякий раз эти вопросы возникают перед вожатым, и как трудно порой ответить на них, правильно решить.

Заглянем, однако, в копилку опыта, и мы увидим, что многие отрядные и звеньевые дела выполняются с боль­шей охотой и с повышенным интересом, когда они облечены в зани­мательную игровую форму. Возможности здесь поистине безграничны.

Попытаемся подтвердить это несколькими конкретными при­мерами.

1. Отряд готовит подарок школе — гербарий полевых и лесных цветов. С этой целью проводится загородная прогулка, во время кото­рой школьники будут собирать цветы. Разумеется, вожатый хочет, чтобы эта работа была возможно более плодотворной и чтобы она увлекла всех ребят — ведь речь идет об отрядном задании! Не поможет ли вожатому и здесь игра? И он устраивает конкурс на лучшего сбор­щика цветов, затевая игру в «цветочных чемпионов». Ими будут те, в чьих букетах окажется больше редких цветов, а редким по усло­виям игры считается цветок, которого не окажется в других букетах.

2. Вам, вероятно, знакомы комические игры-аттракционы, в кото­рых играющему предлагается поразить невидимую мишень. Предполо­жим, что мишенью служит футбольный мяч, положенный к ногам иг­рающего. Чтобы мишень стала невидимой, играющему завязывают глаза. Затем ему предлагают выполнить несколько простейших строевых упражнений: повернуться кругом, сделать пять-шесть шагов впе­ред, снова повернуться кругом и снова сделать столько же шагов в обратном направлении, после чего ударить ногой по мячу.

Казалось бы, задание очень простое, однако чаще всего играю­щий ударяет ногой мимо мяча. Почему так происходит? Да потому, что выполнить это в общем-то нехитрое задание удается лишь тому, кто делает точные повороты и одинаковые по длине шаги. Но иг­ра — это состязание, и каждый участник такой игры заинтересован в том, чтобы стать в этом состязании победителем, поэтому он ста­рается делать точные повороты и размеренные шаги.

А разве не к той же цели стремится вожатый, проводя со школьниками строевые занятия, обучая их делать правильные повороты?

3. Предположим, что звено должно заняться работой с картой и компасом. Близится весна, не за горами летние каникулы — пора лагерей и туристских походов. Надо исподволь к ним готовиться.

Несложные задачи по ориентированию выполняются сначала на карте, а потом на местности: определить, в каком направлении от наблюдателя находятся шкаф, дверь, окно. Из комнаты можно перейти на школьный двор и продолжить опыты, но все же эти однообразные упражнения скоро наскучат, и тогда интерес к занятию начнет осты­вать. Не пора ли позвать на помощь игру? Вожатый может подска­зать ее сюжетный стержень, например поиски спрятанного предмета.

Занятие продолжается, но оно приняло иную, игровую форму. Играя, школьники продолжают незаметно для себя отрабатывать прак­тический навык работы с компасом, навык ориентирования на мест­ности.

Едва ли не в каждом деле — и большом и малом — игру можно смело брать в попутчицы, она не подведет.

Долг школьника — прилежно учиться, овладевать знаниями. Отсюда возникает одна из практических задач отряда — способствовать повы­шению успеваемости школьников. Далеко не последнее место занимают познавательные игры. Они многочисленны и разнообразны: игры с до­гадками, игры-головоломки, игры-викторины, в том числе театрализо­ванные и настольные — географические, литературные, исторические и другие, участники которых не только упражняют свою смекалку, но и соревнуются друг с другом: кто больше знает, кто лучше помнит?

А какой простор для применения игры в физкультурных заня­тиях! Бег, прыжки, различные виды метания, различные способы вла­дения мячом, элементы лыжной и конькобежной техники — все это как составную часть мы найдем в большинстве подвижных игр.

Лозунг «Каждый школьник — физкультурник!» тем скорее будет полностью претворен в жизнь, чем больше будет в обиходе школьных отрядов разнообразных подвижных игр, в том числе и народных игр, многие из которых незаслуженно забыты, хотя игровые достоинства и воспитательная ценность их бесспорны.

Думается, что более широкому распространению подвижных игр очень помогло бы проведение по некоторым из них массовых сорев­нований — для начала хотя бы в масштабе школы, улицы или даже района. И конечно, с награждением команды-победительницы спе­циально учрежденным для каждой такой игры призом.

Особое место в школьных играх занимают игры на местности, игры нередко длительные, продолжительность которых измеряется не только днями или неделями, но иной раз и месяцами. Такова, напри­мер, ставшая уже традиционной военно-спортивная игра «Зарница», ежегодно проводимая во всех школьных дружинах. «Генеральное сра­жение», завершающее эту игру, ее финальная часть, разыгрывается на походе в течение нескольких часов, подготовка же к ней ведется не один месяц, но именно эта подготовительная фаза игры и является основным ее содержанием.

Одна из важных практических задач, стоящих перед школьным отрядом, — воспитание трудовых навыков, навыков самообслужива­ния. В походе, например, школьники все должны делать для себя сами, без помощи взрослых; Их надо научить ставить палатку и строить шалаш для ночлега, разжигать, костер в любую погоду, варить на по­ходном очаге несложные кушанья. Да и не только в походе понадо­бятся навыки самообслуживания. У школьника должны быть умелые, ловкие на работу руки, способные смастерить нужную в отрядном или домашнем обиходе вещь, умеющие обращаться с молотком, пи­лой, лопатой, ножницами, иголкой, клеем. И хорошо, если мы чаще будем заставать школьника за слесарными тисками, за столярным вер­стаком, за рабочим столом на занятиях кружка «Умелые руки».

Казалось бы, все это дела, далекие от игры. Но не будем делать поспешных выводов, а посмотрим, что собою представляют существую­щие в некоторых дружинах и домах творчества различные «производственные комбинаты» и «фабрики». Здесь все устроено, как на солидном предприятии: есть и «директор фабрики», и «главный инженер», и «начальники цехов», и даже свой «ОТК» — Отдел технического контроля. У каждого «рабочего» свой табель, ко­торый он снимает, являясь на работу.

Что это — игра в фабрику или же серьезное дело?

И то и другое. Да, это увлекательная, продолжающаяся многие месяцы игра, органически слившаяся с настоящим, очень нужным и очень полезным делом: обучением труду. Больше того: речь идет здесь не только о трудовых навыках, но и о форме применения их—об об­щественно полезном значении выполняемой школьниками работы.

В соответствии с заказами составляется производственный план такой «фабрики», работы выполняются к установленному сроку, а от­сюда и требования производственной дисциплины. Работая в своих «цехах» над выполнением заказов, школьники получают те же трудовые навыки, которые они получали бы, занимаясь в обыкновенном кружке, но работать на «фабрике» куда интереснее!

Хороший опыт заслуживает широкого распространения. Нужно, чтобы «школьная промышленность» неуклонно росла и развивалась, спрос на ее продукцию по-прежнему велик. Не секрет, что в значи­тельной части школ, в детских лагерях, в детских клубах и по сей день нет игротек, недостаточен игровой инвентарь, нет многих необ­ходимых принадлежностей для проведения подвижных игр. Изготов­ление же такого рода вещей в большинстве своем не настолько сложно, чтобы это было не по силам хорошо организованному производствен­ному коллективу «детской фабрики».

Детская организация — организация самодеятельная. Дети сами намечают для себя дела, которыми они хотят заняться, дела, отвечающие их интересам. Так возникает план работы отряда, опре­деляющий деятельность всех звеньев на ближайшие месяцы.

Помогая детям выработать такой план, вожатый принимает его в основу своей работы с отрядом, но для него этот план недоста­точен. В плане работы, составленном ребятами, сказано, что нужно сделать; вожатый — руководитель отряда, воспитатель, и он обязан подумать о том, как все это лучше сделать. Поэтому у него должен быть и свой план, вытекающий из плана работы отряда, но методиче­ски переработанный им.

Для примера возьмем одно из таких запланированных отрядом дел: «Организовать в отряде волейбольную команду». Что же надо предпринять для этого самому вожатому?

В команду должны войти лучшие игроки, но, чтобы выявить луч­ших, надо испытать, проверить способности всех. А это значит, что всех детей в отряде надо хоть немного, на уровне начинающих, но научить играть в волейбол. И конечно, начинать надо не с комплек­тования команд, не с состязаний между ними, а с тренировочных занятий. Проводить их лучше всего по звеньям.

Игр с мячом очень много, в том числе несложных, рассчитанных на небольшую группу играющих. Вожатый выберет те, в которых отрабатывается техника волейболиста: удар по мячу одной рукой {по­надобится при подаче), отбивка мяча двумя руками, перебрасывание мяча друг другу (понадобятся при разыгрывании комбинаций) и т. д. В каждой такой тренировочной игре будут выявляться победители. Это возможные кандидаты в состав будущей отрядной команды.

А после этого уже нетрудно определить {и пусть  это сделает совет отряда) шестерку лучших игроков, которым и будет предостав­лено почетное право защищать спортивную честь отряда в волейболь­ных встречах с другими отрядами дружины.

Итак, названный выше пункт отрядного плана выполнен: общими усилиями всего отряда.

Точно так же вожатый постарается «расшифровать», то есть ме­тодически осмыслить для себя, и все другие разделы отрядного плана. И если не каждое из намеченных дел, то, во всяком слу­чае, многие из них он сможет оживить, используя игровой метод и почти неисчерпаемый запас тренировочных игр-упражнений. Так, на вооружение вожатого встанут игры, тренирующие навыки походной жизни, спортивные и трудовые навыки, игры, развивающие ловкость, меткость, глазомер, тренирующие наблюдательность, память, внима­ние, находчивость.

Как всякое упражнение, тренировочные игры должны проводить­ся не эпизодически, а регулярно. Это и понятно, ведь любой навык приобретается не сразу, а в результате систематической тренировки. Поэтому игры-упражнения полезно вводить в программу каждого звеньевого сбора, организуя личные соревнования между детьми.

Личные соревнования могут проводиться не только по каждой игре Б отдельности, но и по целому ряду игр, объединенных в целый игро­вой комплекс, проводимый по звеньям в течение нескольких дней с завершающим итоговым соревнованием на отрядном сборе. Приме­ром такого комплекса тренировочных игр может служить отрядное многоборье.

В программу отрядного многоборья (она составляется советом отряда) рекомендуется включать не более четырех игр-упражнений, чтобы не затягивать соревнований на слишком долгий срок. Предпо­ложим, что намечены соревнования по следующим видам: 1) состяза­ния в глазомере; 2) состязания в зрительной памяти; 3) состязания в прицельном метании; 4) состязания в наблюдательности.

Розыгрыш многоборья проходит в два круга. В первом круге каждое звено проводит все игры на своих звеньевых сборах. Цель этих состязаний — выявить двух победителей по каждому виду, то есть игроков, занявших первое и второе места. Таким образом, в первом круге разыгрывается личное первенство, сравниваются инди­видуальные показатели; кто более меткий, у кого лучше чувство гла­зомера и т. д.

Второй круг, являясь финалом этих соревнований, состоится на отрядном сборе. Здесь разыгрывается уже командное первенство: звенья, выступающие как команды, ведут борьбу за первое, второе и третье места. В программе соревнований те же игры, но в любой из них участвуют только по два представителя от каждого звена — лучшие игроки в этом виде соревнований. Существует правило, по которому представлять свое звено в состязаниях второго круга всякий школьник может только в одной игре, хотя бы он и отличился в не­скольких играх, проведенных в первом круге. Правило это следует соблюдать, так Kai-г оно позволяет участвовать почти всем школьникам отряда в заключительных состязаниях второго круга.

Учет командных результатов ведется по очкам. Вот, допустим, проводится финал состязаний по стрельбе из лука. Собрались луч­шие стрелки из всех звеньев, по два от каждого. А вот и результаты: занявший в этих состязаниях первое место выигрывает в пользу сво­его звена 3 очка; за второе место насчитывается 2 очка, за третье — 1 очко И так по каждому виду. Звено, которое по сумме очков, полу­ченных им во всех играх, выйдет на первое место, объявляется побе­дителем отрядного многоборья.

Такие соревнования отряду следует проводить более или менее регулярно — три-четыре раза в год, а результаты отрядных сорев­нований полезно заносить в специальную таблицу, для которой най­дется место в школьной комнате дружины.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.