Игровые формы школьной работы
Рубрика: Родителям и детямПосещая звеньевые и отрядные сборы, участвуя в походах и спортивных состязаниях, занимаясь в кружках, выполняя отдельные поручения, школьник духовно и физически развивается, приобретает практические навыки — организаторские, походные, трудовые. Формируется его нравственный облик. Этому должна способствовать разносторонняя деятельность школы, направленная к тому, чтобы воспитывать у детей самостоятельность, личную и общественную инициативу, настойчивость, пытливость, любознательность, любовь к труду, стремление трудиться на общую пользу. И чем интересней, увлекательней дела, которыми занимаются школьники в звеньях и на отрядных сборах, чем больше отвечают эти дела потребностям и запросам самих ребят, тем успешнее они будут выполнены. Для воспитателя главное — заинтересовать, увлечь детей работой.
Но как заинтересовать? Чем увлечь?
Всякий раз эти вопросы возникают перед вожатым, и как трудно порой ответить на них, правильно решить.
Заглянем, однако, в копилку опыта, и мы увидим, что многие отрядные и звеньевые дела выполняются с большей охотой и с повышенным интересом, когда они облечены в занимательную игровую форму. Возможности здесь поистине безграничны.
Попытаемся подтвердить это несколькими конкретными примерами.
1. Отряд готовит подарок школе — гербарий полевых и лесных цветов. С этой целью проводится загородная прогулка, во время которой школьники будут собирать цветы. Разумеется, вожатый хочет, чтобы эта работа была возможно более плодотворной и чтобы она увлекла всех ребят — ведь речь идет об отрядном задании! Не поможет ли вожатому и здесь игра? И он устраивает конкурс на лучшего сборщика цветов, затевая игру в «цветочных чемпионов». Ими будут те, в чьих букетах окажется больше редких цветов, а редким по условиям игры считается цветок, которого не окажется в других букетах.
2. Вам, вероятно, знакомы комические игры-аттракционы, в которых играющему предлагается поразить невидимую мишень. Предположим, что мишенью служит футбольный мяч, положенный к ногам играющего. Чтобы мишень стала невидимой, играющему завязывают глаза. Затем ему предлагают выполнить несколько простейших строевых упражнений: повернуться кругом, сделать пять-шесть шагов вперед, снова повернуться кругом и снова сделать столько же шагов в обратном направлении, после чего ударить ногой по мячу.
Казалось бы, задание очень простое, однако чаще всего играющий ударяет ногой мимо мяча. Почему так происходит? Да потому, что выполнить это в общем-то нехитрое задание удается лишь тому, кто делает точные повороты и одинаковые по длине шаги. Но игра — это состязание, и каждый участник такой игры заинтересован в том, чтобы стать в этом состязании победителем, поэтому он старается делать точные повороты и размеренные шаги.
А разве не к той же цели стремится вожатый, проводя со школьниками строевые занятия, обучая их делать правильные повороты?
3. Предположим, что звено должно заняться работой с картой и компасом. Близится весна, не за горами летние каникулы — пора лагерей и туристских походов. Надо исподволь к ним готовиться.
Несложные задачи по ориентированию выполняются сначала на карте, а потом на местности: определить, в каком направлении от наблюдателя находятся шкаф, дверь, окно. Из комнаты можно перейти на школьный двор и продолжить опыты, но все же эти однообразные упражнения скоро наскучат, и тогда интерес к занятию начнет остывать. Не пора ли позвать на помощь игру? Вожатый может подсказать ее сюжетный стержень, например поиски спрятанного предмета.
Занятие продолжается, но оно приняло иную, игровую форму. Играя, школьники продолжают незаметно для себя отрабатывать практический навык работы с компасом, навык ориентирования на местности.
Едва ли не в каждом деле — и большом и малом — игру можно смело брать в попутчицы, она не подведет.
Долг школьника — прилежно учиться, овладевать знаниями. Отсюда возникает одна из практических задач отряда — способствовать повышению успеваемости школьников. Далеко не последнее место занимают познавательные игры. Они многочисленны и разнообразны: игры с догадками, игры-головоломки, игры-викторины, в том числе театрализованные и настольные — географические, литературные, исторические и другие, участники которых не только упражняют свою смекалку, но и соревнуются друг с другом: кто больше знает, кто лучше помнит?
А какой простор для применения игры в физкультурных занятиях! Бег, прыжки, различные виды метания, различные способы владения мячом, элементы лыжной и конькобежной техники — все это как составную часть мы найдем в большинстве подвижных игр.
Лозунг «Каждый школьник — физкультурник!» тем скорее будет полностью претворен в жизнь, чем больше будет в обиходе школьных отрядов разнообразных подвижных игр, в том числе и народных игр, многие из которых незаслуженно забыты, хотя игровые достоинства и воспитательная ценность их бесспорны.
Думается, что более широкому распространению подвижных игр очень помогло бы проведение по некоторым из них массовых соревнований — для начала хотя бы в масштабе школы, улицы или даже района. И конечно, с награждением команды-победительницы специально учрежденным для каждой такой игры призом.
Особое место в школьных играх занимают игры на местности, игры нередко длительные, продолжительность которых измеряется не только днями или неделями, но иной раз и месяцами. Такова, например, ставшая уже традиционной военно-спортивная игра «Зарница», ежегодно проводимая во всех школьных дружинах. «Генеральное сражение», завершающее эту игру, ее финальная часть, разыгрывается на походе в течение нескольких часов, подготовка же к ней ведется не один месяц, но именно эта подготовительная фаза игры и является основным ее содержанием.
Одна из важных практических задач, стоящих перед школьным отрядом, — воспитание трудовых навыков, навыков самообслуживания. В походе, например, школьники все должны делать для себя сами, без помощи взрослых; Их надо научить ставить палатку и строить шалаш для ночлега, разжигать, костер в любую погоду, варить на походном очаге несложные кушанья. Да и не только в походе понадобятся навыки самообслуживания. У школьника должны быть умелые, ловкие на работу руки, способные смастерить нужную в отрядном или домашнем обиходе вещь, умеющие обращаться с молотком, пилой, лопатой, ножницами, иголкой, клеем. И хорошо, если мы чаще будем заставать школьника за слесарными тисками, за столярным верстаком, за рабочим столом на занятиях кружка «Умелые руки».
Казалось бы, все это дела, далекие от игры. Но не будем делать поспешных выводов, а посмотрим, что собою представляют существующие в некоторых дружинах и домах творчества различные «производственные комбинаты» и «фабрики». Здесь все устроено, как на солидном предприятии: есть и «директор фабрики», и «главный инженер», и «начальники цехов», и даже свой «ОТК» — Отдел технического контроля. У каждого «рабочего» свой табель, который он снимает, являясь на работу.
Что это — игра в фабрику или же серьезное дело?
И то и другое. Да, это увлекательная, продолжающаяся многие месяцы игра, органически слившаяся с настоящим, очень нужным и очень полезным делом: обучением труду. Больше того: речь идет здесь не только о трудовых навыках, но и о форме применения их—об общественно полезном значении выполняемой школьниками работы.
В соответствии с заказами составляется производственный план такой «фабрики», работы выполняются к установленному сроку, а отсюда и требования производственной дисциплины. Работая в своих «цехах» над выполнением заказов, школьники получают те же трудовые навыки, которые они получали бы, занимаясь в обыкновенном кружке, но работать на «фабрике» куда интереснее!
Хороший опыт заслуживает широкого распространения. Нужно, чтобы «школьная промышленность» неуклонно росла и развивалась, спрос на ее продукцию по-прежнему велик. Не секрет, что в значительной части школ, в детских лагерях, в детских клубах и по сей день нет игротек, недостаточен игровой инвентарь, нет многих необходимых принадлежностей для проведения подвижных игр. Изготовление же такого рода вещей в большинстве своем не настолько сложно, чтобы это было не по силам хорошо организованному производственному коллективу «детской фабрики».
Детская организация — организация самодеятельная. Дети сами намечают для себя дела, которыми они хотят заняться, дела, отвечающие их интересам. Так возникает план работы отряда, определяющий деятельность всех звеньев на ближайшие месяцы.
Помогая детям выработать такой план, вожатый принимает его в основу своей работы с отрядом, но для него этот план недостаточен. В плане работы, составленном ребятами, сказано, что нужно сделать; вожатый — руководитель отряда, воспитатель, и он обязан подумать о том, как все это лучше сделать. Поэтому у него должен быть и свой план, вытекающий из плана работы отряда, но методически переработанный им.
Для примера возьмем одно из таких запланированных отрядом дел: «Организовать в отряде волейбольную команду». Что же надо предпринять для этого самому вожатому?
В команду должны войти лучшие игроки, но, чтобы выявить лучших, надо испытать, проверить способности всех. А это значит, что всех детей в отряде надо хоть немного, на уровне начинающих, но научить играть в волейбол. И конечно, начинать надо не с комплектования команд, не с состязаний между ними, а с тренировочных занятий. Проводить их лучше всего по звеньям.
Игр с мячом очень много, в том числе несложных, рассчитанных на небольшую группу играющих. Вожатый выберет те, в которых отрабатывается техника волейболиста: удар по мячу одной рукой {понадобится при подаче), отбивка мяча двумя руками, перебрасывание мяча друг другу (понадобятся при разыгрывании комбинаций) и т. д. В каждой такой тренировочной игре будут выявляться победители. Это возможные кандидаты в состав будущей отрядной команды.
А после этого уже нетрудно определить {и пусть это сделает совет отряда) шестерку лучших игроков, которым и будет предоставлено почетное право защищать спортивную честь отряда в волейбольных встречах с другими отрядами дружины.
Итак, названный выше пункт отрядного плана выполнен: общими усилиями всего отряда.
Точно так же вожатый постарается «расшифровать», то есть методически осмыслить для себя, и все другие разделы отрядного плана. И если не каждое из намеченных дел, то, во всяком случае, многие из них он сможет оживить, используя игровой метод и почти неисчерпаемый запас тренировочных игр-упражнений. Так, на вооружение вожатого встанут игры, тренирующие навыки походной жизни, спортивные и трудовые навыки, игры, развивающие ловкость, меткость, глазомер, тренирующие наблюдательность, память, внимание, находчивость.
Как всякое упражнение, тренировочные игры должны проводиться не эпизодически, а регулярно. Это и понятно, ведь любой навык приобретается не сразу, а в результате систематической тренировки. Поэтому игры-упражнения полезно вводить в программу каждого звеньевого сбора, организуя личные соревнования между детьми.
Личные соревнования могут проводиться не только по каждой игре Б отдельности, но и по целому ряду игр, объединенных в целый игровой комплекс, проводимый по звеньям в течение нескольких дней с завершающим итоговым соревнованием на отрядном сборе. Примером такого комплекса тренировочных игр может служить отрядное многоборье.
В программу отрядного многоборья (она составляется советом отряда) рекомендуется включать не более четырех игр-упражнений, чтобы не затягивать соревнований на слишком долгий срок. Предположим, что намечены соревнования по следующим видам: 1) состязания в глазомере; 2) состязания в зрительной памяти; 3) состязания в прицельном метании; 4) состязания в наблюдательности.
Розыгрыш многоборья проходит в два круга. В первом круге каждое звено проводит все игры на своих звеньевых сборах. Цель этих состязаний — выявить двух победителей по каждому виду, то есть игроков, занявших первое и второе места. Таким образом, в первом круге разыгрывается личное первенство, сравниваются индивидуальные показатели; кто более меткий, у кого лучше чувство глазомера и т. д.
Второй круг, являясь финалом этих соревнований, состоится на отрядном сборе. Здесь разыгрывается уже командное первенство: звенья, выступающие как команды, ведут борьбу за первое, второе и третье места. В программе соревнований те же игры, но в любой из них участвуют только по два представителя от каждого звена — лучшие игроки в этом виде соревнований. Существует правило, по которому представлять свое звено в состязаниях второго круга всякий школьник может только в одной игре, хотя бы он и отличился в нескольких играх, проведенных в первом круге. Правило это следует соблюдать, так Kai-г оно позволяет участвовать почти всем школьникам отряда в заключительных состязаниях второго круга.
Учет командных результатов ведется по очкам. Вот, допустим, проводится финал состязаний по стрельбе из лука. Собрались лучшие стрелки из всех звеньев, по два от каждого. А вот и результаты: занявший в этих состязаниях первое место выигрывает в пользу своего звена 3 очка; за второе место насчитывается 2 очка, за третье — 1 очко И так по каждому виду. Звено, которое по сумме очков, полученных им во всех играх, выйдет на первое место, объявляется победителем отрядного многоборья.
Такие соревнования отряду следует проводить более или менее регулярно — три-четыре раза в год, а результаты отрядных соревнований полезно заносить в специальную таблицу, для которой найдется место в школьной комнате дружины.