ИЗУЧЕНИЕ ПОВОРОТОВ НА ЛЫЖАХ В ДВИЖЕНИИ
Рубрика: Методики спортивной деятельностиПовороты на лыжах в движении служат для изменения направления движения при спуске; делятся на три группы: переступанием, рулением, махом.
Повороты переступанием могут производиться с внутренней и внешней лыжи. Наиболее простой и доступный поворот— переступанием с внутренней лыжи. Выполняется следующим образом: спускаясь в основной стойке, лыжник переносит тяжесть тела на одну из лыж, загружает ее слегка, поднимает и, отталкиваясь загруженной лыжей, переставляет свободную лыжу носком в сторону и одновременно переносит на нее тяжесть тела. Затем сразу к ней приставляет толчковую лыжу, и так повторяет до нужного направления.
Изучение поворота переступанием производится на пологом склоне. В первую очередь надо научиться переносить тяжесть тела с лыжи на лыжу, своевременно подтягивать толчковую ногу и уверенно отталкиваться лыжей. Затем при выкате со спуска на равнину научиться выполнять коньковый ход вправо и влево. Совершенствование в технике поворота переступанием производится в упражнениях при большой скорости.
Толчок ногой выполняют быстро и мощно, туловище наклоняют вперед в сторону поворота. Перенос тяжести тела должен быть своевременным.
Повороты рулением (упором, ножницами, плугом, выпадом). Наиболее распространены повороты упором и плугом.
Поворот упором. Занимающийся переносит тяжесть тела на одну из лыж (как при торможении упором), другую выдвигает носком вперед на 10—15 см, ставя ее на внутреннее ребро под углом. Затем плавно увеличивает давление на внешнюю повороту лыжу (плужащую). Крутизна поворота зависит от угла постановки лыжи и величины давления на нее. Применяется этот способ при спусках наискось и на склонах средней крутизны.
Изучение поворота упором проводится на пологих спусках из косого спуска в косой. Сначала при спуске наискось надо научиться переносить тяжесть тела на внутреннюю (нижнюю) лыжу. Незагруженную (верхнюю) лыжу поставить в положение упора и выдвинуть немного вперед. Упражнение повторить несколько раз. Затем выполнить упражнение, слегка загружая наружную лыжу. Только после усвоения отдельных элементов переходят к совершенствованию этого способа на повышенных скоростях.
Наружную лыжу при повороте упором необходимо слегка выдвинуть вперед и поставить на ребро. Плужащая лыжа не должна быть чрезмерно загружена, а внутренняя лыжа— отрываться от снега. Туловище должно быть наклонено в сторону поворота в достаточной степени. Внутренняя лыжа поставлена плоско.
Поворот плугом выполняется из положения торможения плугом. Для поворота обучающийся должен поставить на ребро внешнюю лыжу и загрузить ее. После этого будет происходить поворот в сторону, противоположную загружаемой лыже. Для увеличения угла поворота пятку внешней лыжи надо больше отвести в сторону и также загрузить ее.
Этот способ характеризуется значительной потерей скорости. Используется в основном туристами при движении с грузом и выполняется на склонах средней и большой крутизны.
При первоначальном изучении поворота плугом на склоне средней крутизны отрабатывается плавный перенос тяжести тела с лыжи на лыжу, затем перенос тяжести тела на одну лыжу и постановка ее круче на ребро. Выполнив упражнения, учащиеся переходят к повороту плугом на склоне. Следует обратить внимание на то, чтобы не было сужения плуга, а наружная лыжа загружалась полностью на достаточное сведение носков лыж и постановку их на ребро. Туловище слегка наклонено вперед.
Повороты махом (из плуга, на параллельных лыжах, из упора, с опорой на палки) наиболее эффективны, но сложны в выполнении. Самыми распространенными являются повороты из упора и на параллельных лыжах.
Поворот из упора выполняется при спуске наискось. Занимающийся принимает более низкую стойку и переносит тяжесть тела на нижнюю лыжу. Затем отталкивается ребром нижней лыжи и маховым движением туловища переносит тяжесть тела на верхнюю лыжу, выдвигает ее слегка вперед, занимает положение упора, входит в поворот. Вслед за этим разгруженная (внутренняя) лыжа приставляется к наружной и лыжник продолжает спуск на параллельно расположенных лыжах. Применяется этот спуск для изменения направления движения при спуске из косого в косой.
Изучение проводится на хорошо подготовленном пологом спуске. Спуск выполняется наискось. Сначала изучаются отдельные элементы поворота: перевод верхней лыжи в упор и выдвижение ее вперед; перенос тяжести тела (бросок) на верхнюю лыжу; завершение поворота.
После этого переходят к изучению поворота в целом, обращая особое внимание на слитность фаз его выполнения. Поворот из упора можно выполнять так же с опорой на лыжную палку. Верхняя лыжа должна быть немного выдвинута вперед, туловище наклонено внутрь поворота. Перенос тяжести тела на наружную лыжу надо осуществлять быстро, без опоздания.
Поворот на параллельных лыжах производится при параллельном ведении лыж за счет использования вращательного движения туловища и ног лыжника. Наиболее простой вариант этого поворота — поворот рывком. Он выполняется из спуска в основной стойке. Занимающийся сначала поворачивает туловище в сторону, противоположную повороту, и одновременно слегка приседает. Затем, быстро выпрямляя ноги, начинает поворачивать туловище в сторону поворота. Когда ноги будут почти выпрямлены, занимающийся, не прекращая вращения тела, резко приседает, разгружая лыжи от тяжести тела, и энергичным рывком выталкивает пятки лыж и ставит лыжи в направлении поворота. Применяется поворот на раскатанном или рыхлом неглубоком снегу.
Изучение этого поворота проводится на раскатанном пологом склоне. За основу принимается поворот из упора. Поворот осваивается по элементам: научиться выполнять рывковое движение туловища в разные стороны, правильно загружать и разгружать лыжи и отбрасывать пятки лыж в сторону.
При входе в поворот лыжи ставят плоско, своевременно перенося тяжесть тела на наружную лыжу. Обязательно следует загружать внешнюю лыжу при движении по дуге. Выполнять этот поворот целесообразно в основной стойке, но не в высокой.
Расскажите о значении лыжного спорта в советской системе физического воспитания. 2. Каковы задачи лыжной подготовки учащихся ПТУ? 3. Перечислите правила поведения учащихся на занятиях лыжной подготовкой. 4. Укажите меры предупреждения травм и обморожений. 5. Как проводится выбор лыжного инвентаря и снаряжения? 6. Дайте характеристику техники лыжных ходов: попеременного двухшажного; одновременного бесшажного; одновременного одношажного; одновременного двухшажного. 7. Каковы правила хранения лыжного инвентаря и ухода за ним? 8. Назовите основные марки лыжных мазей, их назначение, правила смазки лыж.