Йога в Европе
Рубрика: ТеорияСегодня европейцы встречают йогу с большим энтузиазмом. Столетия, прошедшие со времен колонизации Индии, сделали много для проникновения «заморских» идей в Европу. Видный индийский философ и собиратель преданий Свами Вивекананда во время своего путешествия в Европу в XIX веке вынес идеи йоги на суд европейского общества. Английская королева Виктория проявила к йоге живейший интерес и уговорила йогов, входивших в состав делегации, продемонстрировать их замысловатые позы.
Однако действительно широкое распространение йога получила только после того, как в 1950 году видный индийский наставник Свами Сивананда послал в Европу для распространения идей йоги своего ученика Свами Вишнудевананду. Время было выбрано правильно. Идея вселенской духовности входила в моду вместе с интересом к возможностям самореализации и оздоровлению организма и сознания. Йога стала идеальной системой, сочетавшей в себе все эти черты, и 60-70-е годы были отмечены необычайным ростом популярности йоги.
Другими наставниками, оказавшими влияние на преподавание йоги в Европе, стали Иенгар с его отточенной школой поз и Десикачар, разработавший сочетание противоположных поз и свою систему дыхательных упражнений. Работы Прамахамсы Йога- нанды (в особенности его книга «Автобиография йога») также вдохновили многих европейцев на занятия йогой. Многие другие наставники основали ряд школ, упражнения в которых сводились к медитации и элементарным основам Хатха-йоги.
Ушли в прошлое те дни, когда занятия по системе йоги означали посвящение всего себя упражнениям по странным и чудодейственным методикам, требовавшим изоляции от внешнего мира, от своих ближних и друзей. Сегодня единственная форма отдаления от обычной жизни — это несколько часов, проведенных на занятиях в клубе любителей йоги один-два раза в неделю. Но это не говорит о том, что современное учение йоги вырождается. Если древняя мудрость Востока способна добраться, например, до пригородных районов Англии, то это говорит о том, что кто-то в ней действительно нуждается и что она продолжает играть такую же важную роль, как и раньше. Умение расслабляться, достигать состояния гармонии разума, укреплять здоровье — все это может быть главной целью современного приверженца йоги. Но древнее учение, смысл которого в объединении энергетических систем внутри нас и Вселенной вокруг нас, все еще не утратило своей актуальности. И мы, усердно и последовательно занимаясь йогой, получаем собственное представление об этих целях в той мере, в которой наше время и наше общество позволяют нам это сделать.
Все разновидности йоги имеют одну и ту же цель — наиболее полную реализацию всех возможностей человеческого духа, находящихся за пределами материального мира. Но в наше время йогой занимаются люди, ведущие очень разный образ жизни, поэтому йога предлагает много вариантов, чтобы мы могли выбрать один, подходящий именно для нас. В классической йоге различают четыре основных разновидности:
— Карма-йога — усердная работа над собой;
— Бхакти-йога — вера и фанатичная преданность учению;
— Джнана-йога — познание себя и мира;
— Раджа-йога — йога развития сознания.
Эти четыре вида делятся на множество подвидов, и разные школы дают эту классификацию по-разному. В качестве образа жизни эти разновидности вряд ли подходят для современных условий. Занятия, совершенствующие дух и тело, требуют слишком большой отдачи, а фанатизм в вере может поставить нас вне общества. Фундаментальные идеи, стоящие за каждой из этих разновидностей, так или иначе начнут проникать во все аспекты нашей жизни. Поэтому, вместо того чтобы всецело отдаться тому или иному учению, как это делали последователи йоги в древности, мы постараемся повнимательнее взглянуть на современную комбинацию всех этих разновидностей и на то, как такая комбинация подойдет к нашему собственному образу жизни.
Древняя классификация разновидностей йоги действует до сих пор, но между разными типами йоги нет жестких границ. В действительности существует множество взглядов на место каждого вида в учении йоги. Некоторые представляют себе, что эти виды — ступени, по которым следует подниматься последовательно, каждый раз решая все более сложную задачу на пути самосовершенствования. Другие говорят, что эти виды взаимосвязаны друг с другом, и верный последователь учения должен заниматься по всем этим системам одновременно. Третьи, в свою очередь, утверждают, что необходимо сделать выбор или, еще лучше, позволить своему наставнику выбрать наиболее подходящую для вас разновидность йоги на основании изучения вашей личности.
Какой же выбор мы имеем сегодня? Этот сайт опирается главным образом на Хатха-йогу — систему физических упражнений и поз. Однако и другие виды йоги добрались до нас. Если вам это действительно необходимо, сегодня вы сможете найти наставников, специализирующихся на пении гимнов, на концентрации разума, на воспитании в себе преданности учению йоги, одним словом, на совершенствовании духа, а не тела. Важнее всего ощутить целостность этого учения, какой бы системы мы при этом ни придерживались. Этому невозможно научить — это можно только почувствовать. Все системы, каждая по-своему, влияют на ваши дела. Вам дается возможность выбрать тот вид занятий, который вам нравится и наиболее соответствует вашему образу жизни. Но все эти виды объединяет одно — поиск изначальной мудрости и контакта с самим собой.