Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Как закаливать организм ребенка?

Рубрика: Родителям и детям

Закаливание — это последовательное повышение сопротивляемости организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание защищает организм от простудных заболеваний (например, гриппа, ангины, воспаления легких, бронхита и др.), кроме того, повышает общую работоспособность. Наш организм обладает способностью поддерживать свое тепловое равновесие на более или нее постоянном уровне, несмотря на значительные колебания температуры внешней среды. Это свойство можно значительно повысить путем закаливания, т. е. выработать особенную способность организма приспосабливаться к изменяющимся влияниям извне.

Физиологическая суть закаливания заключается в том, о под влиянием повторного действия факторов внешней еды (воды, воздуха, солнечных лучей) происходит постепенное приспособление организма к ним.

Закаливание доступно всем. Однако надо помнить, что достичь положительных результатов можно лишь при условии соблюдения постепенности в увеличении времени закаливающего фактора и силы его влияния, последовательности и систематичности в применении соответствующих процедур.

Например, купание в водоеме можно начинать после предварительной подготовки тела путем обтирания и обливания. Купание в водоеме надо сочетать с приемом солнечных ванн. Непрерывность закаливающих процедур — важный фактор в методике закаливания. Приступая к закаливанию ребенка, покажите его врачу, и вы будете знать, с каких процедур можно начинать и в каком порядке их принимать.

Воздух, солнце и вода — самые распространенные средства закаливания. Кожный покров поддается влиянию токов атмосферного воздуха, причем в зависимости от температуры, скорости движения он бывает то сильным, то слабым, активизирующим работу сосудов двигательных механизмов: капилляры кожи то сужаются, то расширяются. Вследствие этого вырабатывается быстрая реакция сосудистой системы на колебания температуры, организм приспосабливается к ее изменениям.

Примером закаливания зимой является приспособление кожи лица и кистей рук к низкой температуре окружающего воздуха.

Все виды зимнего спорта имеют закаливающее влияние. В теплую пору года закаливающий эффект занятий физической культурой ниже, чем зимой.

Принимать солнечную ванну ребенок может частично или полностью раздетым. К воздушным относятся и световоздушные ванны — действие рассеянных солнечных лучей.

Воздушные ванны бывают: холодные — температура воздуха от 6 до 14°; прохладные — от 15 до 20°; индифферентные— от 21 до 25°; теплые — от 26 до 30°; жаркие — свыше 30°.

На закаливание организма кроме температуры воздуха влияет также скорость его движения и влажность. При одной и той же температуре в летнюю пору мы чувствуем прохладным, когда он движется с большей скоростью, известно, движение воздуха способствует значительному испарению с поверхности кожи пота, а это в свою очередь вызывает увеличение теплоотдачи. При значительной влажности воздуха испарение пота с кожи затруднено, остатки тепла плохо выводятся из организма и создаются предпосылки для его перегревания. Появляется ощущение духоты.

Физиологическое действие воздушных ванн тем сильнее, чем ниже температура воздуха, больше скорость его движения и продолжительнее время воздействия. Принимать воздушные ванны надо осторожно. Особенно это касается детей, которые только начинают закаливаться и очень чувствительны к действию холодного воздуха. Воздушные ванны целесообразно соединять с утренней гимнастикой.

Общие воздушные ванны летом начинают принимать в майке и трусах на свежем воздухе, а осенью и зимой продолжают в комнате при открытых форточках и окнах. Постепенно продолжительность воздушной ванны увеличивают с 3—5 мин до 1,5—2 ч летом. Одной из форм закаливания воздухом является использование сквозняков, образующихся в жилых помещениях. Они часто приводят к простудным заболеваниям, опасность заключается главным образом во внезапности действия на ограниченные участки тела. Вследствие этого охлаждение бывает малозаметным и не вызывает достаточно активных защитных реакций организма. Поэтому снижение чувствительности организма к сквознякам является необходимым. Холодные и прохладные воздушные ванны и все другие способы закаливания низкими температурами повышают стойкость организма к сквознякам. Закаливая сквозняком, необходимо следить, чтобы действовал на всю поверхность тела равномерно.

Воздушные ванны можно принимать в движении, сидя и лежа. Не следует доводить ребенка до озноба. Если температура воздуха начинает снижаться, делают быстрые движения руками, прыжки, гимнастические упражнения. Нельзя принимать воздушные ванны натощак или сразу же после еды; необходимо подождать 1 —1,5 ч.

Устраивайте ребенку воздушную ванну в утреннее время, когда сияет солнце, воздух прогревается и содержит много ультрафиолетовых лучей.

Световоздушные ванны принимают в солнечный день в тени. Это удобно делать в лесу, в поле под навесом, на террасе, берегу водоема и т. д.

Закаливание солнечными лучами — широкодоступное средство укрепления организма ребенка. На организм человека эффективно действует ультрафиолетовая радиация, благодаря которой улучшается функция кровообразования, увеличивается количество красных кровяных телец (эритроцитов) и гемоглобина, активнее происходит процесс обмена веществ. Кроме того, она активизирует минерально-солевой обмен. Провитамин О, находящийся в подкожно-жировом слое, под влиянием ультрафиолетовой радиации становится активным витамином Б. Наличие этого витамина в организме нормализует фосфорно-кальциевый обмен, способствует процессу костеобразования. Таким образом, правильному развитию костного скелета помогает облучение ультрафиолетовыми лучами.

Наибольшее количество ультрафиолетовых лучей достигает земной поверхности при наивысшем солнцестоянии, т. е. в полдень. Чем ниже опускается солнце к горизонту, тем большее количество ультрафиолетовых лучей поглощается земной атмосферой. Однако, чтобы предупредить перегревание, лучше всего находиться на солнце с 9 до 12 ч.

На берегах водоемов ультрафиолетовых лучей больше, так как они отражаются от поверхности воды. В горах, где воздух отличается чистотой, в солнечном излучении больше ультрафиолетовых лучей, потому что они меньше поглощаются атмосферой.

Солнечное облучение вызывает пигментацию кожи ребенка и придает ей коричневый цвет. Пигментация кожи, будучи реакцией организма на влияние солнечных лучей, защищает его от чрезмерного восприятия такого раздражителя, каким являются ультрафиолетовые лучи. Под действием солнечного облучения расширяются кровеносные сосуды (особенно сосуды кожи), понижается кровяное давление, улучшается и углубляется дыхание, усиливается потоотделение, повышается обмен веществ, увеличивается потребление кислорода и выделение углекислоты. Таких положительных результатов достигают лишь при рациональном использовании солнечных лучей.

Длительное пребывание ребенка на солнце может привести к тяжелым расстройствам в состоянии здоровья вызвать снижение общей работоспособности (головную боль, озноб, повышение температуры, утомление, вяль и т. д.).

Принимая солнечные ванны, дети должны придерживаться определенных правил. Их желательно проводить возле открытых водоемов, где нет пыли, с 9 до 12 ч. Лучше делать это через 2—2,5 ч после еды. Голову покрывают белой легкой тканью, а глаза защищают черными очками. Первые 2—3 дня на солнце можно находиться не более 5—10 мин. Затем время постепенно увеличивают на 3—5 мин, доводя продолжительность процедуры до 40 мин. При первых признаках недомогания ребенка: плохое самочувствие, сердцебиение, тошнота, головная боль и т. д. — сразу же прекратите солнечные ванны. После пребывания на солнце рекомендуют отдохнуть, принять душ, обмыться или выкупаться и растереться полотенцем.

Иногда у ребенка после первых солнечных ванн наблюдается сильная реакция кожи (покраснение, ощущение жара, зуд и тому подобное). Это солнечный ожог. В этом случае немедленно прекратите солнечные ванны и обратитесь к врачу. Возобновить закаливание солнцем можно лишь по разрешению врача. Длительное пребывание на солнце обостряет некоторые болезни, а неразумная погоня за загаром может привести к тяжелым последствиям — солнечным или тепловым ударам.

Солнечный удар возникает вследствие чрезмерного действия солнечных лучей на голову или поверхность тела, а тепловой — вследствие работы в условиях высокой температуры и большой влажности воздуха.

Тепловой удар может вызывать чересчур теплая или туго застегнутая одежда, плохо пропускающая воздух и мешающая испарению влаги с поверхности кожи. В этих условиях организм перегревается, мозг чрезмерно наполняется кровью. Появляется переутомление, сердцебиение, головная боль, головокружение, шум в ушах, потемнение в глазах, тошнота. У больного краснеет лицо, синеют губы, учащается дыхание, становится неуверенной походка. При этих признаках необходимо тотчас же принять меры: положить потерпевшего в прохладном помещении или на воздухе — в тени или под навесом, раздеть, смачивать голову и грудь (участок сердца) холодной водой. Плечи больного должны быть подняты, а голова обязательно выше туловища.

Если дыхание прекратилось или резко ослабло, применяют искусственное дыхание. В данном случае не рекомендуют давать нюхать нашатырный спирт.

Занимаясь физической культурой или спортом летом в солнечную погоду, обязательно надевают на голову белую шапочку или косынку. В жаркое время не следует тренироваться и совершать большие переходы в застегнутой одежде и тесными колоннами. Нельзя спать на солнце.

Различают холодные процедуры (температура воды 20°), прохладные (20—32°), индифферентные (33—35) тепловые (36—40°) и жаркие (свыше 40°). Холодная вода вызывает сужение капилляров и вен и подкожной клетчатки. Вследствие этого кровь из перемещается в более глубоко расположенные сосуды внутренних органов, глубоких мышц. Кожа покрывается мелкими бугорками (так называемая гусиная кожа). Это сопровождается кратковременным ощущением озноба. Если действие холодной воды продолжать, организм постепенно приспособится к ней, вырабатывая тепло за счет активизации обмена веществ, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем и т. д. не начинает работать энергичнее, кожные и подле сосуды расширяются и большая масса крови перемещается от внутренних органов на периферию. Кожа розовеет, появляется ощущение теплоты, «гусиная кожа» пропадает. Вследствие того, что расширенные сосуды кожи кожного жирового слоя могут вмещать значительную крови, становится понятным значение водных процедур. Подвергая нервно-сосудистый аппарат своего рода «гимнастике», можно достичь положительных результатов в повышении стойкости организма к холоду и в предупреждении простудных заболеваний.

При очень низкой температуре или чрезмерно длительном действии воды наступает переохлаждение тела. В этом случае в организме возникает ряд неблагоприятных реакций, сопровождающихся вторичным сужением периферийных кровеносных сосудов. Кожа бледнеет, появляется ощущение озноба, дрожь, и это может привести к различным заболеваниям. Поэтому в подобных случаях водную процедуру немедленно прекращают и принимают меры к быстрому разогреванию тела.

Самые простые формы закаливания водой — обтирание и обливание. Обтирание желательно делать после утренней гимнастики. В течение 1—2 мин тело быстро обтирают отжатой губкой, концом полотенца или салфеткой, затем быстро растирают насухо махровым полотенцем до появления розового цвета и приятной теплоты. Температура воды для первых обтираний должна быть 32°, через каждые 2—3 дня снижайте ее на 1—2°, доведя до 16°. Проделывают эту процедуру при температуре воздуха в комнате не ниже 20—18° в осенне-зимний и 18—16° в весенне-летний периоды. Если организм ребенка привык к обтиранию и хорошо его переносит, через 1 —1,5 мес. переходите к обливанию. Сначала температура воды должна быть около 34°, постепенно ее снижают до 18— 16°. Обливаться следует равномерно, чтобы вода широким потоком стекала по всему телу. Более эффективной водной процедурой является душ (благодаря механическому действию воды). Водные процедуры лучше начинать летом, продолжая их осенью и зимой.

Купание в морской или пресной воде — сильное средство закаливания. Его начинают при температуре воды не ниже 20—22°. Продолжительность первых купаний — 2—4 мин, постепенно их доводят до 10—15 мин. Не разрешайте ребенку входить в воду вспотевшим или с так называемой гусиной кожей. Если тело охлаждено, нужно сделать несколько физических упражнений. Только после этого можно купаться.

Находясь в воде, ребенок должен двигаться, чтобы не охлаждаться, а при первых признаках переохлаждения выйти на берег и насухо растереться полотенцем, применяя вышеуказанные средства закаливания, придерживайтесь строгого дозирования процедур в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы. Закаливание проводите ежедневно, постепенно увеличивая интенсивность действующих процедур, осуществляйте постоянный и четкий контроль за влиянием процедур над организмом.

К закаливающим мероприятиям относятся: ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе (независимо от возраста), дневной сон на свежем воздухе, ночной сон в помещении с открытыми форточками, гимнастика, утренние и вечерние водные процедуры, ножные ванны после занятий физическими упражнениями, а также ношение одежды, соответствующей сезону и исключающей возможности переохлаждения или перегревания организма ребенка.

Лучших успехов в закаливании достигают тогда, когда используют солнце, воздух и воду в сочетании с физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.