Карма-йога — усердная работа над собой
Рубрика: ТеорияКарма-йогу чаще всего называют «деятельной формой йоги». Она дает людям, ведущим обычный образ жизни и имеющим работу и семью, возможность прикоснуться к главным ценностям учения йоги. Она очень подходит всем нам уже тем, что дает нашей «производственной этике» обоснование, связанное с высшей духовностью.
Слово «карма» имеет, помимо своего расхожего значения, еще множество других. Всеобщее убеждение в том, что это слово значит «покорность судьбе», на самом деле ошибочно. Слово «карма» берет свое начало от слова «kri», на санскрите означающего «делать», «действовать» и имеющего много дополнительных значений. По сути дела, Карма-йога предполагает ведение нормального образа жизни при отказе, однако, от погони за личной выгодой.
Для того чтобы понять смысл Карма-йоги, нужно сначала понять заложенную в ее основе мысль о причине и следствии. Любое действие вызывает ответное действие. В этом легко убедиться, наблюдая за повседневной жизнью, где наши поступки имеют приятные или неприятные последствия, так же как и приходящие нам в голову мысли и идеи. Например, я, работая в данный момент над своим сайтом, знаю, что все множество мыслей в моей голове, в том числе и те, которые были мне подсказаны моими наставниками, сначала превратятся в видимые глазом слова на экране компьютера, а затем — в сайт. Мир, как мы видим, находится в постоянном движении, в котором все взаимосвязано, причем наша жизнь целиком отдана на милость этого движения.
Скрытый механизм движения мира наблюдать намного сложнее, чем его внешние проявления: здесь мы уже вступаем во владения всевозможных эзотерических культов. Можно обратиться к психологии, которая говорит нам о том, что все происшествия в нашей жизни являются результатом каких-либо происходящих внутри нас процессов, о которых мы и не подозреваем. Наши сознательные действия иногда могут полностью противоречить тому, что происходит внутри нас — своим поведением и даже своими словами мы часто предаем ту глубинную сущность нашей личности, которая заложена в нас с рождения. Все аспекты нашей жизни, включая мыслительные процессы, способны ощутимо воздействовать на нас самих и на окружающих. Если вернуться к примеру со мной, то все связанные со мной эмоции, будь то усталость или чувство досады, которые я совершенно не хотела доносить до читателя, все равно в той или иной форме дойдут до него. Ему в эту минуту может показаться, что это — игра его собственного воображения. Но если я сознательно захочу донести до читателя свои мысли и эмоции, то он уж непременно это почувствует.
Изучая этот эффект «вселенской взаимосвязи», мы можем представить его себе как нашу «подключенность» к миру, и, следовательно, друг к другу. Тут уже не возникнет сомнения в том, что мы обладаем намного большей силой, чем нам всегда казалось. Наши бесконечные возможности в области созидания и разрушения оказывают влияние на весь окружающий нас материальный мир. Мы умеем делать все — от бомб до детей. Гораздо сложнее представить себе то, как наши действия и способности проявляются в тех сферах бытия, которые нам пока недоступны для обозрения. Как раз этим и занимается Карма-йога.
Итак, если мы исходим из того, что наш мир движется за счет постоянной смены обстоятельств и различных ситуаций, мы не можем не задаться вопросами: какую роль мы должны во всем этом играть, и как это сделать наилучшим образом? Поскольку главная цель йоги — освобождение нашей личности от всего «ненастоящего» и достижение состояния духовного просветления, ответ на поставленный выше вопрос может заключаться в необходимости отказа от этой «игры». Говоря то же самое языком йоги, существует высшее состояние жизни, где нет постоянных противоречий между нашими действиями, уничтожающих эффект этих действий. Если мы в ответ на то или иное свое действие ощущаем резонанс, который, в силу нашего несовершенства, не удовлетворяет нас, дело заканчивается тем, что мы пытаемся собственноручно поставить Вселенную с ног на голову.
Но мы слишком забегаем вперед. Карма-йога в своем практическом воплощении всего лишь пытается научить нас разбираться в жизненных ситуациях. Как правило, мы работаем, надеясь на ту прибыль, которую мы получим в результате — не имеет значения, будет это вознаграждением материальным или моральным. Часто мы ловим себя на мыслях об этом «сладком будущем» — в этот момент мы можем быть утомлены работой, все может валиться у нас из рук, — но мы все же думаем о результатах. Никому в нашем современном мире и в голову не придет, что такие вознаграждения даже частично не окупают нашего труда. Идея Карма-йоги состоит в том, чтобы воспитывать в себе умение работать, не «привязываясь» к результатам своего труда, больше заботиться не о том, «зачем», а о том «как» следует работать, для того чтобы в конечном итоге получить представление об истинном смысле наших усилий. Таким образом мы со временем научимся лучше понимать, к каким последствиям могут привести те или иные наши действия.
По ходу наших размышлений мы осознаем, что некоторые из наших действий неприятны нам самим и окружающим нас людям. Мы также можем прийти к выводу, что даже положительный результат нашей работы, каким бы важным он нам ни казался — не что иное, как незначительный фрагмент в бесконечной череде сменяющих друг друга взлетов и падений. Вопрос в том, хотим ли мы быть участниками этого непрерывного аттракциона, этаких «американских горок», или все же мы хотим испытать состояние большей стабильности, прикоснуться к тому, что йога называет «настоящей» реальностью?
Учение Карма-йоги утверждает, что если мы в нашей работе отвлечемся от достижения всех сугубо личных целей и, по возможности, от каких-либо целей вообще, мы сможем в конечном итоге вырваться из бесконечного круговорота причин и следствий. Мы не только сможем избавить себя от непрерывного отягощения нашей кармы или от негативных последствий, вызванных нашими действиями, мы также избавим себя ото всех прочих проявлений этих последствий, даже на неизвестных нам уровнях. Карма-йога утверждает, что отказ от погони за выгодой в нашей повседневной жизни наилучшим образом подготовит нас к финальному перерождению.
Принципы Карма-йоги были впервые сформулированы в «Бхагавад-Гите», части эпоса «Махабхарата». В ней молодой воин Арджуна, собираясь на битву, спрашивает бога Кришну о том, как ему следует выполнить свой долг наиболее сознательно. Кришна советует ему действовать самозабвенно, не думая о своей личной выгоде.