Комплекс I упражнений массажа для детей 1 1/2—3 мес.
Рубрика: МассажУпражнение 1. Массаж рук поглаживанием производят следующим образом. Ребенка укладывают на переднем крае стола на спину, ноги ребенка обращены к массажисту. Медицинская сестра захватывает правый лучезапястный сустав ребенка кистью левой руки, вкладывая большой палец в кисть ребенка. Вытягивают руку ребенка и производят массаж поглаживанием по направлению от кисти к плечу, сначала по внутренней поверхности руки, а далее по наружной. Массаж правой руки ребенка производят левой рукой массажиста, а массаж левой руки ребенка — правой рукой массажиста. Упражнение выполняют 3-6 раз.
Упражнение 2. Массаж ног (рис. 26) производят аналогично массажу рук. Массажист придерживает правой рукой правую ногу ребенка за стопу. Ладонью другой руки производят поглаживание по наружной и задней стороне ноги по направлению от стопы к паху.
Упражнение 3. Массаж живота (рис. 27) производят круговыми поглаживающими движениями по часовой стрелке ладонной стороной кисти правой руки 6—8 раз, избегая надавливания на область правого подреберья (печень). Массаж способствует укреплению мышц брюшного пресса, улучшению перистальтики, освобождению кишечника от газов, успокаивает младенца.
Упражнение 4. Массаж стоп проводят придерживанием стоп ребенка указательным пальцем, а большим пальцем осуществляют поглаживание тыльной стороны по направлению от пальцев к голеностопному суставу и вокруг сустава.
Как и другие упражнения, данное упражнение выполняют 4-6 раз.
Упражнение 5. Массаж спины — поглаживание (рис. 28). Ребенка укладывают на живот ногами к краю стола. Поглаживание по ходу длинных мышц спины производят по направлению от головы ребенка к ягодицам ладонной поверхностью обеих рук, а от ягодиц к голове — тыльной их поверхностью.
Упражнение 6. Укладывание на живот. Ребенка кладут на живот ногами к переднему краю стола; согнутые в локтях руки ребенка подкладывают ему под грудь. В этом положении увеличивается тонус мышц-разгибателей рук, ног, мышц шеи (разгибателей головы). В положении на животе уменьшаются «спонтанные» движения типа вздрагиваний — формируется «взрослый» тип активности мышц.
Гимнастические упражнения преследуют цель развития тех форм двигательного поведения, которые представлены как естественные в данный период времени и на более поздних этапах постнатального онтогенеза.
Упражнение 7. Двигательная реакция пританцовывания. Ребенка ставят на стол лицом к себе и поддерживают в подмышечной области. Упражнение проводят, как при исследовании опорной реакции. Повторяют 6—8 раз.
Упражнение 8. Двигательная реакция шагания. Хорошо известна двигательная активность «автоматической походки», которая реализуется начиная с периода новорожден ноет и. Ребенка ставят на стол затылком к себе и поддерживают в подмышечной области. Наклоняют тело несколько вперед. При этом у ребенка возникает шагательная реакция. Необходимо произвести 3—5 хождений ребенка по столу.
Упражнение 9. Реакция отталкивания ног от опоры в положении лежа на спине или животе (рис. 29). Ладонями медицинская сестра упирается о стопы ребенка, в результате чего возникает опорная реакция. Продолжительность занятия в целом составляет 5—6 мин.
Для детей 3—4 мес характер гимнастических упражнений и массажа изменяют, что связано с особенностями физиологии ребенка в этом возрасте. Обычно начиная с 3—4 мес уменьшаются по величине миотатические рефлексы, что приводит к снижению возможности осуществлять истинные пассивные движения. Вместе с тем в этом возрасте у значительной части детей утрачивается способность осуществления «автоматиче-
ской походки». Данное состояние обозначают как физиологическую астазию-абазию. Необходимо все же пытаться осуществлять движения «автоматической походки».