Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Комплекс I упражнений массажа для детей 1 1/2—3 мес.

Рубрика: Массаж

Упражне­ние 1. Массаж рук поглаживанием производят следующим образом. Ребенка укладывают на переднем крае стола на спи­ну, ноги ребенка обращены к массажисту. Медицинская сестра захватывает правый лучезапястный сустав ребенка кистью левой руки, вкладывая большой палец в кисть ребенка. Вытя­гивают руку ребенка и производят массаж поглаживанием по направлению от кисти к плечу, сначала по внутренней поверх­ности руки, а далее по наружной. Массаж правой руки ребенка производят левой рукой массажиста, а массаж левой руки ребенка — правой рукой массажиста. Упражнение выполняют 3-6 раз.

Упражнение 2. Массаж ног (рис. 26) производят анало­гично массажу рук. Массажист придерживает правой рукой правую ногу ребенка за стопу. Ладонью другой руки произво­дят поглаживание по наружной и задней стороне ноги по на­правлению от стопы к паху.

Упражнение 3. Массаж живота (рис. 27) производят круго­выми поглаживающими движениями по часовой стрелке ла­донной стороной кисти правой руки 6—8 раз, избегая надав­ливания на область правого подреберья (печень). Массаж способствует укреплению мышц брюшного пресса, улучшению перистальтики, освобождению кишечника от газов, успокаи­вает младенца.

Упражнение 4. Массаж стоп проводят придерживанием стоп ребенка указательным пальцем, а большим пальцем осу­ществляют поглаживание тыльной стороны по направлению от пальцев к голеностопному суставу и вокруг сустава.

Как и другие упражнения, данное упражнение выполняют 4-6 раз.

Упражнение 5. Массаж спины — поглаживание (рис. 28). Ребенка укладывают на живот ногами к краю стола. Поглажи­вание по ходу длинных мышц спины производят по направле­нию от головы ребенка к ягодицам ладонной поверхностью обеих рук, а от ягодиц к голове — тыльной их поверхностью.

Упражнение 6. Укладывание на живот. Ребенка кладут на живот ногами к переднему краю стола; согнутые в локтях руки ребенка подкладывают ему под грудь. В этом положении увеличивается тонус мышц-разгибателей рук, ног, мышц шеи (разгибателей головы). В положении на животе уменьшаются «спонтанные» движения типа вздрагиваний — формируется «взрослый» тип активности мышц.

Гимнастические упражнения преследуют цель развития тех форм двигательного поведения, которые представлены как естественные в данный период времени и на более поздних эта­пах постнатального онтогенеза.

Упражнение 7. Двигательная реакция пританцовывания. Ребенка ставят на стол лицом к себе и поддерживают в подмы­шечной области. Упражнение проводят, как при исследовании опорной реакции. Повторяют 6—8 раз.

Упражнение 8. Двигательная реакция шагания. Хорошо известна двигательная активность «автоматической походки», которая реализуется начиная с периода новорожден ноет и. Ребенка ставят на стол затылком к себе и поддерживают в подмышечной области. Наклоняют тело несколько вперед. При этом у ребенка возникает шагательная реакция. Необ­ходимо произвести 3—5 хождений ребенка по столу.

Упражнение 9. Реакция отталкивания ног от опоры в поло­жении лежа на спине или животе (рис. 29). Ладонями меди­цинская сестра упирается о стопы ребенка, в результате чего возникает опорная реакция. Продолжительность занятия в целом составляет 5—6 мин.

Для детей 3—4 мес характер гимнастических упражнений и массажа изменяют, что связано с особенностями физиологии ребенка в этом возрасте. Обычно начиная с 3—4 мес умень­шаются по величине миотатические рефлексы, что приводит к снижению возможности осуществлять истинные пассивные движения. Вместе с тем в этом возрасте у значительной части детей утрачивается способность осуществления «автоматиче-
ской походки». Данное состояние обозначают как физиологи­ческую астазию-абазию. Необходимо все же пытаться осу­ществлять движения «автоматической походки».


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.