Коньковый ход – как все начиналось
Рубрика: ВсемЧемпионат мира 1985 года в Зейфельде по лыжному спорту вызвал взрыв писем — иначе и не скажешь. Причем мнения о коньковом ходе явно разошлись.
«Спасите лыжный бег от конькового хода!» — писал в журнал ветеран лыжни и неоднократный лауреат конкурсов «Лыжный марафон» В. С. Костерин. — Естественна борьба в спорте за лучший результат. Но не любым способом. Миллионы любителей лыж хотят, чтобы соревнования радовали глаз и душу. Как красивы были в беге Евгений Беляев, Юхо Миета, Вячеслав Веденин и многие другие! Сейчас же мы видели на экране телевидения из Зейфельда искореженные, неестественные, отталкивающие фигуры лыжников. И все из-за конькового хода… По-моему, отняв у спортсменов испытанное наслаждение от переменных ходов, им оставили одну каторжную работу…»
«Хотелось бы познакомиться с техникой и методикой конькового хода, — пишет москвич К. Колин. — И еще: в одной газете я прочитал, что Г. Сван, используя коньковый ход и одну палку (точнее, фибергласовый шест для отталкивания), развил в одной из тренировок скорость 80 км/ч. Возможно ли это в гладком беге на лыжах? Ведь даже велосипедисты на шоссе не могут развить скорость более 60 км/ч».
Итак, коньковый ход. Сегодня он (благодаря телеэкрану) у всех в зрительной памяти и на языке. Более того, мы наблюдали, что уже и на любительских лыжнях — мальчишки, школьники, да и немолодые дяди — пытаются скользить коньковым ходом. Плохо это или хорошо? И что же правильно: изгнать коньковый ход или его оставить и освоить?
Для начала сошлюсь на некоторые существенные факты, которые, увы, многими остались не замечены.
Факт Первый. В «Клубе лыжника» («Физкультура и спорт», № 4 за 1983 г.) заслуженный мастер спорта А. Колчина сообщила, вернувшись из Клингенталя с заседания Международной федерации лыжного спорта: «На поворотах лыжных трасс теперь машины не будут вырезать лыжню. Лыжни на поворотах станут сглаженными. Их можно будет проходить переступанием и коньковым шагом, «плугом», проявляя мастерство. А то в последние годы лыжни на поворотах превратились в рельсы. По ним лыжи вроде сами собой совершали поворот, что привело к снижению мастерства, к обеднению рациональной лыжной техники».
Факт второй: коньковый ход вовсе не новинка. Он применяется давным-давно. И наши лучшие лыжники-гонщики прежних поколений владели коньковым ходом превосходно. Во всяком случае, для истинных мастеров лыжни ничего необычайного в коньковом ходе нет. А вот чего, предполагаем, наши ведущие тренеры и сами лыжники недоучли, — качественно новых возможностей конькового хода в лыжных гонках, которые подготовили подспудно две объективные причины: пластиковые лыжи и леденистые лыжни.
Кто бегает не первый год на пластиковых лыжах и кто внимателен, тот знает: у них совсем другое скольжение по снегу — трение гораздо меньше. Особенно легко и быстро скользят пластиковые лыжи по весеннему и высокогорному фирнистому снегу или по твердым леденистым лыжням, утрамбованным машинами. И в этом сочетании того и другого, по ровному месту и тем более под маленький уклон, выгоднее всего передвигаться коньковым ходом (односторонним и двусторонним, разумеется, с синхронным отталкиванием палками). Лишь разгонись — и далее поддерживай набранную скорость! Ведь, вспомните, и прежде скользить под горку было выгоднее одновременными ходами, а не попеременным. Попеременный как бы захлебывается на скорости, искусственно сдерживает более быстрое и естественное передвижение одновременными ходами. Теперь же (в некоторых условиях) к ним на смену (и на помощь) пришел коньковый ход!
Заметим, что горнолыжники намного раньше гонщиков прочувствовали на себе выгодность конькового передвижения на пластиковых лыжах по весенним фирнистым тропкам, насту или леденистым трассам. Ведь передвигаться по равнине в современной горнолыжной экипировке стало почти невозможно: высокие пластиковые ботинки с негнущейся подошвой, наглухо притянутая к лыже пятка и сами лыжи, безнадежно проскальзывающие назад. И потому горнолыжники теперь идут до гор или до подмосковных и прочих склонов по равнине с лыжами на плечах и с ботинками за плечами в рюкзаке, а под горой переодеваются. Но когда весной под вечер (или ранним утром) подмерзают фирнистые выпуклые тропки, наст, опытные горнолыжники с лыжами не тащатся — разгоняются коньковым ходом и с наслаждением преодолевают ровные поля в 2, 3, 4 километра.
Волшебная, легкая езда — и только! На деревянных лыжах это было невозможно. А выпал свежий снег — опять снимай пластиковые лыжи, иди пешком.
Для передвижения на слаломных пластиковых лыжах по равнине (разумеется, по фирну) горнолыжники используют и всякие неровности рельефа, например, выпуклую весеннюю тропу или отвальный снежный бруствер на дороге: ставя лыжи пятками на возвышение и выпрямляя ноги, вы съезжаете с гребня-бруствера (или тропы) на лыжах в стороны носками и быстро, перебирая ногами, продвигаетесь вперед. Так можно подняться коньковым шагом даже не в очень крутую горку. Физически это нелегко, но быстро!
В горнолыжном спорте без конькового жима или отталкивания вообще ни в слаломе, ни в гиганте обойтись нельзя. Все великие мастера еще со времен австрийца Зайлера и японца Иогаи (даже до пластиковых лыж) почти каждый поворот, где надо было скорость нарастить, заканчивали «коньком». Но как нужно толкнуться — широко, размашисто или едва заметно? Это всякий раз диктует скорость, крутизна склона, характер поворота, качество лыж и снега — конкретные условия. Если скорость очень велика, а вы широко оттолкнетесь — толку не достигнете: толчок ногой лишь увеличит сопротивление встречного воздушного потока. Точно так же невыгодно сопровождать коньковый ход и толчками палками, когда скорость перерастет допустимые пределы для толчков (на быстром ходу толчки палками лишь тормозят движение).
Итак, коньковый ход и в горнолыжном спорте, и в лыжных гонках на современных пластиковых лыжах при хорошем скольжении — естественный, выгодный стиль передвижения, а точнее, одни из приемов разнообразной лыжной техники, которым нельзя пренебрегать и которым непременно надо овладеть. И лучше с детства. Овладеть и применять его тогда, когда он выгоден.
Запрещать же какой-либо «новый» стиль — не выход. Тем более что и коньковый ход красив, разнообразен, гармоничен и доставляет большое наслаждение тем, кто им владеет в совершенстве.
Другое дело, что не должно быть на лыжных трассах искусственного однообразия, которое делало бы выгодным применение лишь одного какого-то стиля передвижения. И здесь, понятно, могут сыграть роль гибкие правила соревнований. Ведь стоит, например, прибавить пологих подъемов-тягунов или присыпать часть дистанции пушистым снегом, как уже одним коньковым ходом не пойдешь. Другие стили станут более рациональными.
Впрочем, истинное мастерство лыжника в том и состоит, чтобы понять, какая нынче трасса и каким стилем преимущественно ее выгодно преодолевать.
Что же касается заметки о скорости 80 км/ч, которую якобы развил Г. Сваи на пластиковых лыжах по равнине, то серьезные лыжники к этой «информации» отнесутся, мягко говоря, с улыбкой. Сопротивление воздушного потока не позволит развить такую скорость лишь за счет мускульных усилий.
Ну и, наконец, ответ на вопрос последний: где и как научиться коньковому передвижению?
Да учитесь всюду и везде, где только представится возможность.
Зимой — На беговых лыжах по равнине и под маленький уклон (на деревянных лыжах с плохим кантом очень хорошо разучивать коньковый ход под маленький уклон по насту, сверху припудренному снегом).
Летом — на снежниках в высокогорье, разучивая горнолыжные азы и упражняясь в слаломе, где каждый поворот можно заканчивать коньковым жимом и толчком. Можно успешно тренировать коньковый ход и на роллерах по асфальтовым дорожкам.
Холодной осенью же, пока нет снега, катайтесь на коньках по льду!
Однако, тренируя этот ход, не забывайте о других способах передвижения и методах функциональной подготовки. Коньковый ход, напомним еще раз, лишь один прием из многочисленного арсенала разнообразной лыжной техники.
В. Преображенский