Лечебная гимнастика при заболеваниях раннего детского возраста
Рубрика: При заболеваниях у детейФизкультуру, оказывающую сильное разностороннее, неспецифическое, стимулирующее влияние на организм, следует широко применять при лечении больных детей раннего возраста (А. Ф. Тур).
Для целей лечебной физкультуры применяют систему физических упражнений и массаж, используемые для физического воспитания детей раннего возраста.
Гимнастика для детей грудного возраста, применяемая с профилактической и гигиенической целью, находит все большее распространение. Родители после короткого обучения с успехом применяют ее у детей в домашней обстановке. Гимнастика детей грудного возраста состоит из приемов массажа, рефлекторных, пассивных и активных упражнений.
Массаж предшествует физическим упражнениям. Обычно с него начинают каждое занятие гимнастикой. Общий массаж можно применять с 4—6 -недельного возраста. Сущность его заключается в механических раздражениях, ритмично и систематически наносимых на тело. Действие массажа не ограничивается местным влиянием, а рефлекторно он оказывает сильное влияние на функции всех систем и органов. Кожа человека является обширной зоной расположения рецепторов, раздражение которых вызывает поток пульсов в кору головного мозга, где возникают ответные реакции. Кроме того, кожа является органом выделения, дыхания, теплорегуляции, местом образования ферментов, иммунных тел и антирахитического витамина D. Имеются данные, что при механическом раздражении поверхностных слоев кожи усиливается образование продуктов распада белка с выделением гистаминоподобных веществ, являющихся сильными стимуляторами физиологических функций организма. Вот почему массажу следует придавать особо важное значение среди других средств лечебной физкультуры, применяемых в раннем детском возрасте.
Из 5 классических приемов массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивай и е, вибрация) у грудных детей обычно применяют первые 3. Массаж грудных детей начинают с рук или ног, после чего массируют грудь и живот, а затем ребенка поворачивают на живот и массируют заднюю поверхность его тела.
Рефлекторные упражнения представляют собой движения, вызываемые как ответ на раздражения, образующиеся по типу безусловных рефлексов. Примером таких движений является сгибание и разгибание пальцев ног при проведении пальцем по коже подошвы (рефлекс Бабинского), «потанцовывание» при легком прикосновении ребенка к столу, отталкивание ребенка согнутыми ногами из положения лежа на животе, разгибание спины при проведении пальцами (большим и указательным) по обеим сторонам позвоночника вдоль длинных мышц спины снизу вверх. Если лежачего ребенка приподнять за ноги и поворачивать слегка таз в сторону, то голова, плечевой пояс и все тело ребенка быстро следуют за этим движением (рефлекс поворачивания); если ребенка положить грудью на ладонь своей руки или держать его обеими руками, охватив живот, то у него голова отклоняется назад. Такое же отклонение происходит и при положении ребенка на боку при положении на правом боку — влево, при положении на левом — вправо (рефлекс положения).
При помощи рефлекторных движений можно упражнять руки й ноги, мышцы живота и спины, вызывать общую реакцию организма ребенка на мышечные движения (рис. 96).
Рефлекторные упражнения вместе с массажем можно начинать у детей полуторамесячного возраста.
Пассивные упражнения проводят с помощью медицинской сестры или другого лица, руководящего занятием; при этом следует добиваться полного расслабления мускулатуры ребенка. Такие упражнения лучше начинать у детей, достигших 4-месячного возраста. К этому периоду обычно исчезает физиологическая гипертония мышц конечностей, мешающая производить пассивные движения в более раннем возрасте ребенка.
Активные упражнения ребенок выполняет самостоятельно (ползание, вставание, ходьба и т.д.). Для стимулирования самостоятельных движений рекомендуются простейшие сооружения.
Активные упражнения обычно уже возможны после 5-месячного возраста, когда ребенок может присаживаться, подтягиваться на активно согнутых сгибателях рук; к 6—7 месяцам жизни ребенок уже может производить большее число активных упражнений.
Выбор гимнастических упражнений для детей раннего возраста, число повторений каждого упражнения во время одного занятия, длительность каждого из них в отдельности и всех занятий в целом зависят не только от возраста ребенка, но и от его индивидуальных особенностей, развития его моторики и психики и, конечно, от состояния его здоровья.
Организационно методические указания к проведению гимнастики. Гимнастику можно начинать с 6—8-недельного возраста. Занятия следует проводить в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 20°. Для проведения гимнастики оборудуют стол (высота 70—75 см, ширина 65—70 см, длина 1 м), на который кладут сложенное вчетверо байковое одеяло, а поверх клеенку и чистую пеленку. Ребенка па время гимнастики полностью обнажают. После гимнастики ребенка следует согреть в пеленке и уложить в кровать для отдыха на 20—30 минут.
Медицинская сестра, приступая к занятиям, должна вымыть руки теплой водой с мылом и вытереть их насухо; ногти на пальцах должны быть коротко подстрижены; следует снять кольца, браслеты, часы и другие предметы; рот нужно закрыть марлевой маской.
Занятия гимнастикой следует проводить ежедневно, лучше всего в одно и то же время дня (при показаниях можно и 2 раза вдень), но не раньше чем через 1—Iі/2 часа после приема пищи. Каждое упражнение повторяют 5—7 раз; общая продолжительность отдельных занятий от 5 до 7 в начале и до 10—15 минут в конце курса лечения; общий курс лечения —2—3 месяца.
При массаже не следует пользоваться вазелином и тальком. Гимнастика и массаж должны быть широко использованы с лечебной целью, особенно тогда, когда заболевание сопровождается понижением жизненного тонуса и нарушением нормального развития ребенка.
Показания к лечебной г и м н а с т и к е:
хронические расстройства питания различной этиологии;
экссудативный диатез;
рахит при любой стадии гипотонии, слабости связочного аппарата, задержке развития движения;
пневмония;
различного рода миопатии;
невропатии; пупочная грыжа;
недоношенные дети, дети, находящиеся на искусственном вскармливании, ослабленные, перенесшие длительное заболевание.
Применение гимнастики у детей, больных рахитом, даже при тяжелых формах его со стойкими деформациями, оправдало себя, но назначение гимнастики для исправлений кифозов, сколиозов и других деформаций требует осторожного, внимательного, индивидуального подхода и наличия хорошо обученного квалифицированного персонала.
При гипотрофиях лечебную гимнастику следует назначать в период первоначальных морфологических и функциональных расстройств, когда она способствует более быстрой их ликвидации.
Педиатр должен назначать лечебную гимнастику и массаж детям грудного возраста всегда, когда выявлено отставание физического и нервно-психического развития ребенка.
Противопоказания к занятиям лечебной гимнастикой: острые заболевания с лихорадочным состоянием и токсикозом;’ расстройства функций желудочно-кишечного тракта; гнойные процессы; активный туберкулез легких; пороки сердца с явлениями декомпенсации; тяжелые заболевания кроветворных органов, почек, печени и т. д.; беспокойное состояние ребенка, «отказ» от занятия — ребенок плачет (временное противопоказание).
Противопоказания к применению массажа: гнойные процессы; различные поражения кожи; наклонность к кровотечениям; явления токсикоза, сопровождающиеся высокой температурой тела; острые воспалительные процессы.