Лечебная физическая культура как научная медицинская дисциплина
Рубрика: Основы лечебной физической культурыЛечебная физическая культура — научная медицинская дисциплина, изучающая средства физической культуры, используемые с лечебной целью, т. е. для лечения заболеваний и повреждений организма человека и реабилитации больного. Лечебная физическая культура (ЛФК), базируясь на современных достижениях физиологии, морфологии, биохимии, клинической медицины, изучает действие различных средств физической культуры (физических упражнений, подвижных и спортивных игр, закаливающих факторов, массажа) на организм больного человека. Она разрабатывает методику и способы применения специфических средств на различных этапах лечения и реабилитации.
Детская Лечебная физическая культура (ЛФК) изучает особенности влияния средств физического воспитания на организм больного ребенка, темпы его роста и развития при патологических состояниях, процессы саногенеза, патогенетические механизмы, а также разрабатывает методики лечебной физкультуры при различных дефектах развития, заболеваниях и травмах у ребят. Являясь оригинальным способом лечения и реабилитации больного ребенка, детская Лечебная физическая культура (ЛФК) отличается от других видов лечения (фармакотерапии, диетотерапии, физиотерапии и др.) не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребенка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии. В практической деятельности педиатр, специалист по детской Лечебной физической культуре (ЛФК), методист и инструктор имеют дело с наиболее сложной человеческой личностью — развивающимся в конкретных условиях социальной и биологической среды организмом.
Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что нередко бывает значительно шире и многообразнее тех или иных конкретных лечебных задач.
Практическое применение средств лечебной физкультуры в педиатрии требует знаний: а) особенностей их использования в различных возрастных группах; б) характера имеющегося у больного ребенка патологического процесса; его стадии, особенностей; в) индивидуальных и возрастных особенностей течения болезни или травмы; г) психологических особенностей ребенка.
Наиболее важным разделом теории детской лечебной физкультуры является изучение клинико-физиологических обоснований влияния физических упражнений на организм больного ребенка, или механизма их лечебного действия. На основе этих теоретических представлений врач может решить вопрос о показаниях к назначению средств лечебной физкультуры у данного больного, сформулировать цель и задачи такого назначения.