Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физическая культура при ампутациях нижних конечностей

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

Потеря двух нижних конечностей ранее считалась тяжелой инвалидностью, полностью выключающей пострадавшего из трудовой и общественной жизни вследствие невозможности самостоятельного передвижения. Практика работы последних лет показала, что человек, лишенный двух ног, может овладеть ходьбой на протезах, может успешно работать и участвовать в общественной жизни.

Наиболее эффективным методом, помогающим приспособиться пострадавшему к новым жизненным условиям, является лечебная физкультура и трудотерапия. Лечебная физкультура является необходимым звеном, связывающим работу хирурга и ортопеда и облегчающим задачи каждого из них. Кроме того, лечебная физкультура является в высшей степени эффективным психотерапевтическим фактором, оказывающим мощное благотворное действие на всю нервную систему, на поведение больного, стимулирует его жизнедеятельность, активность и стремление к творческому труду.

Для того, чтобы помочь пострадавшему овладеть ходьбой на протезах, необходимо предъявить ряд требований к ампутационной культе.

Культя должна быть безболезненна, хорошо прикрыта мягкими тканями, хорошо снабжена питающими сосудами, не отечна, не должна иметь рубцов на опорной части. Близлежащие суставы должны быть полностью подвижны, мышцы культи должны обладать достаточной силой.

В процессе излечения больного можно отчетливо видеть три периода, однако эти периоды полностью не совпадают со схемой периодов для хирургических больных.

У ампутированных силы восстанавливаются быстрее, нежели происходит заживление культи. Больной незначительное время находится в положении лежа, переход же его в положение стоя задерживается из-за неподготовленности культи к протезированию. Периоды для данных больных определялись исходя из клинического состояния и возможности выполнить физические упражнения определенной трудности.

В данном разделе описывается методика лечебной физкультуры при ампутациях обеих нижних конечностей. Методика лечебной физкультуры при ампутации одной нижней конечности строится на тех же принципах и преследует те же цели, что и методика лечебной физкультуры при ампутациях обеих нижних конечностей, только периоды лечения значительно укорачиваются, так как наличие одной ноги позволяет больному значительно раньше встать на костыли и, естественно, овладение одним протезом проходит значительно быстрее и успешнее.

В первый период (5—6 недель) больной, перенесший ампутацию, всегда находится в тяжелом состоянии. Значительная потеря крови (если ампутацию производили по поводу травмы), большая раневая поверхность, тяжесть самого хирургического вмешательства и особенно сознание невозвратимой потери, мысль о неполноценности, непригодности к привычному труду резко ухудшают общее состояние больного.

Больной обычно неподвижно лежит на спине, культи имеют раневую поверхность, движения в оставшихся суставах конечности часто ограничены. Больной очень слаб, пассивен, апатичен.

Задачами лечебной физической культуры в этом периоде являются: установить контакт с пострадавшим; улучшить психическое состояние больного, заставить его поверить в возможность самостоятельного передвижения, в возможность быть полноценным членом общества; восстановить общие силы организма; предупредить образование контрактур; помочь выработать необходимые навыки самообслуживания.

В начале периода, когда больной еще не может сидеть, занятия проводятся лежа. Даются различные движения руками, движения головой, боковые повороты и наклоны туловища, прогибание туловища с опорой на затылок и ягодицы, возможные движения культей, сгибания их, вращения и особенно разгибания для предотвращения сгибательной контрактуры.

Если позволяет общее состояние больного и состояние раневой .поверхности культи, нужно проводить упражнения лежа на боку и животе. Эти исходные положения дают возможность активнее воздействовать на мускулатуру спины, помогают предотвратить образование контрактур суставов культи. Все упражнения проводятся в медленном темпе в ритм глубокому дыханию.

Когда больной имеет возможность сидеть, упражнения усложняются. Из положения сидя даются наклоны туловища во все стороны, вводятся движения культей с сопротивлением, если позволяет ампутационная рана, при наличии коленных суставов даются упражнения в упоре лежа.

Перед началом занятий необходимо провести большую подготовительную работу, начиная от бесед и кончая демонстрацией успехов товарищей, хорошо овладевших протезами. В процессе занятий следует разъяснять цель каждого типа упражнений.

Необходимо считаться с психическим состоянием больных, с их настроением и вносить в соответствии с этим различные изменения в план занятий. Нужно, чтобы пострадавший верил в желание ему помочь и в действительную возможность этого. Занятия следует проводить спокойно, по быть настойчивым и добиваться поставленной цели, в то же время щадя больного, не вызывая у пего отрицательных реакций на занятия. Занятия проводятся 1—2 раза в день; длительность каждого занятия — 10—15 мин.

Во втором периоде (длительность 5—6 месяцев) больной несколько свыкается с потерей конечностей, тяжелая депрессия проходит, психическое состояние постепенно уравновешивается. Восстанавливаются силы больного, большую часть дня он проводит в сидячем положении. В большинстве случаев ампутационная рана к этому времени заживает, но иногда заживление раны задерживается из-за ряда причин, например вялый процесс эпителизации, свищи и т. д.

Задачи лечебной физической культуры во втором периоде: повышение общего психического тонуса пострадавшего; активная разработка контрактур; тренировка опорности культи; тренировка в равновесии; общая тренировка больного; дальнейшее развитие навыков самообслуживания.

В этом периоде рекомендуются:

1.           Движения верхними конечностями во всех направлениях без предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, палками и т. д.).

2. Лазание по гимнастической стенке и по канату.

3.           Упражнения в равновесии, сидя на возвышенной опоре, стоя на коленях (если они есть).

4.           Броски и ловля мяча.

5.           Наклоны туловища во все стороны с закреплением и без закрепления культей.

  1. Передвижение с помощью рук, сидя на высокой опоре.
  2. Упражнения для укрепления мышц спины.

8.           Упражнения в стойке, сначала на лопатках, потом на голове и на кистях.

9.           Хождение на параллельных брусьях в упоре на кистях.

10.          Хождение по мату в стойке на кистях.

11.          Тренировка опорное культи, которая достигается надавливанием на опорную поверхность культи предметами сначала мягкими, потом все более и более жесткими с постепенным увеличением силы давления.

Во время упражнений методист должен обеспечить страховку занимающихся.

При наличии однородных больных следует проводить групповые занятия, так как пребывание человека в коллективе всегда благотворно действует на его моральное состояние. Лучше занятия проводить в кабинете или зале лечебной физкультуры, где желательно иметь специальное оборудование и снаряды. Длительность занятий во втором периоде от 20 до 30 минут.

Третий период (длительность 3—6 месяцев) характеризуется заживлением раны на культе. Общие силы больного восстановлены, психическое состояние обычно уравновешенное, появляется активность, настойчивость в достижении поставленной цели. Больной много и охотно занимается лечебной физкультурой.

Задачи третьего периода: поддержание уверенности больного в скором возвращении к нормальной жизни и труду; общая тренировка больного; специальная тренировка в ходьбе на протезах; тренировка специальных навыков овладения протезами.

Длительность этого периода индивидуальна и зависит от моральных и волевых качеств больного, от длины и локализации культей, возраста больного, его физической силы и тренированности.

Первое одевание протезов и первое вставание на них вызывает большое утомление больного, которое связано не столько с физическим утомлением, сколько с большим нервным напряжением. Поэтому очень важно в первый раз вселить в больного уверенность, что он может овладеть протезами. Для этого больного заставляют поочередно поднимать ноги, держась руками за гимнастическую стенку, чтобы больной почувствовал, что он в состоянии стоять не только на двух нотах, но и на одной ноге. Здесь очень важна страховка больного, так как падение в первый раз на протезах может испугать больного и надолго задержать формирование новых двигательных навыков.

Когда больной почувствует, что он может стоять (с поддержкой) на протезах, следует перейти к обучению ходьбе в параллельных брусьях, которые устанавливаются на высоте, равной костылям больного. Через 2—3 дня переходят к ходьбе с палочками, умышленно избегая костылей, чтобы у больного выработалась уверенность, что протезы его надежно держат.

Первые занятия необходимо проводить индивидуально для обеспечения хорошей страховки. Когда больной начинает уверенно ходить с двумя палочками, можно его включать в групповые занятия, на которых больной видит успехи товарищей и начинает больше верить в свои силы. Далее переходят к ходьбе с одной палочкой, перешагиванию через предметы различной высоты, ходьбе без палочки по нарисованным на полу линиям и т. д.

Лечебная физкультура в этом периоде включает лазание по гимнастической стенке и по канату; упражнения на сопротивление с соупражняющимися (обязательно на матах); сгибание рук в упоре лежа; приседания и выпады (при наличии коленных суставов); наклоны туловища в стороны из исходного положения стоя у гимнастической стенки и держась за нее рукой.

Хорошим упражнением служит поднимание с пола предметов разного веса и укладывание их на полки различной высоты. При ампутации двух бедер необходимо обучить самостраховке при падении.

Самостраховка в данном случае заключается в том, что больной при потере равновесия должен быстро согнуться в тазобедренных суставах и поставить руки на пол, что легко выполнимо, так как протезы всегда короче нормальных ног. При наличии хотя бы одного коленного сустава надо научить больного при падении быстро сгибать колено, что уменьшает высоту падения.

Для свободного владения протезами следует давать упражнения, отвлекающие внимание больного, например игры и упражнения с мячом: ведение мяча по кругу, передача мяча через волейбольную сетку, игра баскетбольным мячом о стенку (с опорой спиной на что-либо и без опоры), ведение баскетбольного мяча по полу (с опорой на палочку), ходьба и танцевальные шаги под музыку.

Очень эффективны парные танцы (со здоровым партнером), во время которых больной начинает свободно владеть протезами. Танцы даются обычно в конце третьего периода.

При ампутации двух голеней с больными можно зимой проводить лыжные прогулки по ровной местности.

Работа с людьми, потерявшими две нижние конечности, очень трудна и требует большого терпения, такта, настойчивости и любви к своей профессии. Методист лечебной физкультуры в своей работе всегда должен стремиться помочь пострадавшему вернуться к любимому труду, внушить ему жажду жизни, сделать его вновь полноправным членом нашего социалистического общества. Образ летчика-героя Маресьева служит примером возвращения к активной общественной жизни, к полноценному творческому труду.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.