Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физическая культура при ожогах

Рубрика: В детской хирургии

При ожоговой болезни нарушаются функции многих систем и органов ( в некоторых случаях необратимо). Лечение глубоких ожогов связано с длительным пребы­ванием в стационаре, где больной часто находится в вынужденном по­ложении в течение нескольких месяцев (лежа на животе при ожогах спины и др.). Ожоговая болезнь и гиподинамия, связанная с ней, при­водят к ослаблению организма, возникновению различных застойных явлений, нарушению функций опорно-двигательного аппарата, потере двигательных навыков. Физические упражнения, применяемые рано и систематически, способствуют повышению неспецифической сопро­тивляемости, нормализации эмоционального тонуса (что особенно важно у ребят, подавленных и испуганных полученной травмой). Физи­ческие упражнения помогают предупредить застойные явления, свя­занные с гиподинамией, улучшают трофические процессы, тем самым способствуя предупреждению пролежней и атрофии мышц, ускорению процессов заживления ран и приживления аутотрансплантатов. Физи­ческие упражнения помогают предупредить нарушения функций вну­тренних органов, а в дальнейшем способствуют их нормализации.

В случае временной или постоянной утраты функций физические упражнения способствуют формированию компенсации.

Противопоказаний для применения лечебной физкультуры мало, они имеют временный характер. К ним относятся тяжелый шок, опас­ность кровотечения из магистральных сосудов, сепсис.

Задачи и методика лечебной физкультуры зависят прежде всего от фазы ожоговой болезни и состояния больного.

В случае легкой степени шока, при выходе из него главными ста­новятся задачи осторожного повышения жизнедеятельности организ­ма, активизация дыхательной функции, повышение сосудистого тонуса и улучшение деятельности сердца за счет стимуляции моторно-сосудистых и моторно-кардиальных рефлексов, активизация моторики ки­шок, сохранение подвижности в суставах (в том числе обожженных ко­нечностей). С этой целью применяют дыхательные упражнения, общеразвивающие (активные, безболезненные, с малой амплитудой).

В некоторых случаях целесообразно ограничиться только несколькими дыхательными упражнениями и длительность занятий сократить до 2—3 мин.

Во второй и третьей фазах ожоговой болезни с помощью лечеб­ной физкультуры более активно решают задачи повышения общего жизненного и эмоционального тонуса, предупреждения застойных явлений в различных системах и органах, улучшения трофических про­цессов (в здоровых и обожженных участках), предупреждения атрофии мышц, контрактур, подвывихов и вывихов, сохранения (по возможно­сти) функции опорно-двигательного аппарата. Применяют общеразви­вающие и дыхательные упражнения, активные движения во всех суста­вах (особенно в обожженных участках), статические с помощью, из облегчающих исходных положений. Следует использовать возмож­ность занятий во время смены повязок (в ванне, в перевязочной). В этих фазах следует находить возможность повышения двигательной способности больного, чаще поднимать его и включать в занятия ак­тивные упражнения и ходьбу. При истощении (даже прогрессирую­щем) не следует отменять лечебную физкультуру, а лишь уменьшить нагрузку в занятии (табл. 21). Если во второй и третьей фазах прово­дятся пластические операции, то занятия возобновляются сразу после операции с использованием дыхательных, общеразвивающих упражне­ний (для неоперированных областей), а в области операции движения можно начинать через 7 — 8 дн. (начиная с активных движений с не­большой амплитудой) (табл. 22).

Лечебная физическая культура при ожогах

Применение упражнений зависит и от способов оперативного вме­шательства. Например, пластика крупными лоскутами требует боль­шой площади донорских мест. Это создает трудности в подборе физи­ческих упражнений в послеоперационном периоде, но в то же время делает их особенно необходимыми, так как больной выключает из движения не только обожженные сегменты, но и участки тела, с ко­торых взяты лоскуты. В этих участках могут сформироваться контрак­туры и деформации. При пластике «марками» (когда кожный лоскут разрезается на кусочки — «марки») между ними формируются рубцы, уменьшающие подвижность в суставах, находящихся под ожоговыми поверхностями и в близлежащих сегментах. В этих случаях особенно важно применять физические упражнения, которые помогают сохра­нять подвижность в суставах за счет растягивания тканей в зоне пере­садки и содействуют формированию меньших по размерам эла­стичных рубцов между «марками». При отторжении или расплавлении пересаженных лоскутов занятия лечебной физкультурой проводят по той же методике, что и в дооперационном периоде.

В фазе выздоровления с помощью лечебной физкультуры решают задачи дальнейшего укрепления организма, восстановления всех нару­шенных функций и утраченных навыков или формирования стойких компенсаций, подготовки ребенка к предстоящим нагрузкам.

В этом периоде применяют активные гимнастические упражнения, с сопротивлением и отягощением, на выносливость, восстановление скоростных реакций, координацию движений. Кроме того, исполь­зуются специальные упражнения в зависимости от локализации ожо­гов: восстановление мимики и речи при ожогах лица, хвата и сложных координированных движений при ожогах кистей, опороспособности и походки при ожогах ног и т. д. Выполнение физических упражнений должно быть безболезненным и проводиться на достаточно высоком эмоциональном уровне. Иногда больные по нескольку раз возвращаются в лечебное учреждение в течение 2 — 3 лет и им производится ряд реконструктивных операций. Если систематически не применять лечеб­ную физкультуру и возлагать все надежды на операцию, могут возникнуть глубокие нарушения двигательных функций.

Таблица 22

Примерное занятие лечебной физкультурой на постельном режиме при глубоких ожогах нижних конечностей (в послеоперационном периоде) у ребят школьного возраста

Исходное

положение

Содержание

Дозировка

Методические

указания

1 — согнуть руки в локтевых

4 — 5 раз

Дыхание свобод­

Лежа на спине

суставах, сжимая пальцы; 2 — разогнуть руки, пальцы разжать

ное

»

1 — 2 — приподнять грудную клетку, опираясь на локти и голову, — вдох; 3 — 4 — опустить грудную клетку — выдох

3 — 4 раза

Темп медленный

»

1 — сгибание пальцев стоп; 2 — разгибание пальцев стоп

5 — 6 раз

Темп средний

»

1—2 — 3 —4 — круговые движе­ния стопами наружу; 5—6—1— 8 — то же внутрь

3 — 4 раза

Медленно По возможно большей ампли­туде

»

Диафрагмальное дыхание 1 —

5 — 6 раз

Произвольно

»

согнуть правую ногу в колене; 2 — разогнуть; 3 — то же — ле­вую ; 4 — разогнуть

4-5 »

Скользя пяткой по постели

»

1  — согнуть обе ноги в коленях;

2   — разогнуть

3-4 раза

Медленно

»

1 — 2 — сесть; 3 — 4 — лечь

2-3 »

Опираясь на руки

Лежа

Диафрагмальное дыхание

3-4 »

Произвольно

»

1 — 2 — развести прямые ноги; 3 — 4 — исходное положение

2-3 »

Медленно

»

Упражнение «велосипед» — 1 — 2 — 3 — 4 — правой ногой; 5 — 6 — 7 —8 — левой ногой

3-4 »

По большой ам­плитуде

Лежа на пра­

1 — 2 — отвести левую руку и

4 — 5 раз

Руку и ногу не

вом боку

ногу; 3-4 — исходное положе­ние-

сгибать

Лежа на ле­

1 — 2 — отвести правую руку и но­

4 — 5 »

То же

вом боку

гу; 3 — 4 —исходное положение

Лежа на жи­

Приподнимание головы и плеч.

3-4 раза

Темп медленный

воте

Возврат в исходное положение

То же »

1 —2 — поднять правую ногу; 3 — 4 — опустить; 5 — 6 — под­нять левую ногу; 7 —8 — опустить

3-4 »

Ноги не сги­бать

»

1 — 2 — согнуть обе ноги в коле­

4-5 раз

По большой ам­

нях; 3 — 4 — разогнуть

плитуде

»

Одновременное поднимание

2-3 раза

В прогнутом по­

головы, плеч и ног. Возврат

ложении задер­

в исходное положение

жаться

Лежа на спине

Движения ногами — брасс

4 — 5 раз

Ноги приподнять на 20 — 30 см

То же

1 — 2 — развести . руки — вдох;

1 мин

Медленно

»

3 — 4 — привести руки — выдох

Исходное

положение

Содержание

Дозировка

Методические

указания

Лежа на спине

Согнуть ноги в коленях, ходьба

1 мин

Поднимая ступни от постели

. »

Диафрагмальное дыхание

5 — 6 раз

Руки положить на живот

Сидя

1 — поднять пятки, не отрывая от пола носки; 2 — опустить пятки, поднять носки

6-8 »

Спустить ноги с кровати

»

1—2 — соединить стопы по- доШвами; 3 — 4 — исходное по­ложение

4-5 »

»

1 —2 — развести колени, поста­вить стопы на наружный край, согнуть с напряжением пальцы; 3 — 4 исходное поло­жение

4-5 »

»

1—2 — выпрямить ноги в ко­ленных суставах; 3 — 4 — исход­ное положение

4 —5 »

Поднимая ноги от пола

»

«Ходьба» сидя

1 мин

Лежа на спине

1 — 2 — руки в стороны — вдох; 3 — 4 — исходное положение —

3 — 4 раза

Медленно

То же

выдох; 1-2-согнуть одновре­менно правую ногу и левую ру­ку; 3—4— исходное положение; 5 — 6 — to же левой ногой и пра­вой рукой; 7 — 8 — исходное положение

3-4 »

»

Согнуть обе ноги, расслабить их, вернуться в исходное по­ложение

2-3 ».

»

Диафрагмальное дыхание

3-4 »


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.