Лечебная физическая культура при отморожении
Рубрика: В детской хирургииЛечебная физическая культура при отморожении применяется во всех периодах и при любой степени. К основным задачам лечебной физкультуры относятся улучшение трофики пораженной области и ускорение процессов заживления, повышение неспецифической сопротивляемости организма, профилактика различных осложнений внутренних органов, улучшение и нормализация дыхательной функции, восстановление реактивности.
Таблица 23 Примерное занятие лечебной физкультурой при глубоком отморожении пальцев рук (в послеоперационном периоде) у ребят школьного возраста. Режим свободный
Исходное положе ние |
Содержание |
Дозировка |
Методические указания |
Стоя |
Ходьба по кабинету |
1 мин |
Темп средний |
» |
Во время ходьбы: I — согнуть руки к плечам; 2 — выпрямить их вверх; 3 — снова согнуть к плечам; 4 — исходное положение |
4-5 раз |
Дыхание произвольное |
» |
Руки на поясе: на 4 шага подняться на носки, прогнуться — вдох, на 4 шага в исходное положение — выдох |
3 — 4 раза |
Темп медленный |
» |
Стоя перед зеркалом: на 4 счета — 4 круговых’ движения в плечевых суставах; то же на 4 счета в обратную сторону |
4 » |
Руки прямые |
» |
Поднять руки вверх, расслабленно опустить их |
3-4 » |
Не резко опускать руки |
» |
Руки на поясе.: 1 — 2 — наклон туловища вперед, опуская руки; 3 — 4 — исходное положение |
3-4 » |
При наклоне — выдох |
» |
Руки перед грудью, согнуты в локтях: 1 — поворот туловища вправо, руки выпрямить; 2 — исходное положение; 3 — то же влево; 4 — исходное положение |
4 — 6 раз |
Движения рук на уровне плеч |
» |
1—2 — приседание, руки вперед; 3 — 4 —исходное положение |
5—6 раз |
При приседании — выдох |
» |
Ходьба на месте |
30 с |
|
Сидя |
Обе руки локтями на стол, предплечья вертикально, ладони вместе, движения в лучезапястном суставе (сгибание и разгибание) |
8—10 раз |
Здоровая кисть слегка подталкивает больную |
» |
Предплечье лежит на столе, ладонью вниз:
1 — 2 — поднять предплечье; 3 — 4 — опустить |
6-8 раз |
Ладонь все время плотно лежит на столе |
» |
Локти на столе: супинация и пронация предплечья |
5 — 6 раз |
|
» |
Ладонь плотно лежит на большом мяче, катание мяча по столу в различных направлениях | Ладонь прижимать к мячу | |
» |
Ладони вместе, активно-пассивное разведение и сведение пальцев |
8 — 10 раз |
Медленно |
» |
Складывание рассыпанных спичек больной рукой в коробку, захватывая их одним-двумя, двумя- тремя пальцами и т. д. |
1 коробку |
Исходное положе ние |
Содержание |
Дозировка |
Методические указания |
Сидя |
Разобрать смешанные вместе, различные по форме предметы: спички, горох, карандаши и т. д. | Выполнять упражнения больной рукой | |
» |
Прикладные упражнения: рисование, письмо, плетение косичек из бинта, застегивание и растегивание пуговиц, вдевание нитки в иголку |
10 мин |
Можно выбрать для каждого занятия по 2 — 3 упражнения |
Стоя |
Броски малого мяча и ловля его |
6 — 8 раз |
|
» |
Перебрасывание малого мяча с руки на руку, с различных расстояний |
8 — 10 » |
|
» |
Броски малого мяча в цель |
6 — 8 раз |
|
» |
Набрасывание колец на булавы |
1 —2 мин |
|
» |
Сжимание эспандеров, различных по жесткости |
8 — 10 раз |
Эспандеры подобрать в зависимости от состояния кисти |
Сидя |
Пассивные движения для суставов, трудно поддающихся разработке
Руки опущены, расслабленное потряхивание кистями |
5 мин 30 с |
С помощью здоровой руки или методиста |
Стоя |
Ходьба по кабинету |
30 с |
|
» |
Во время ходьбы: 1 — 2 — правую руку вперед, левую в сторону; 3 — 4 — исходное положение; 5 — 6 — левую вперед, правую — в сторону; 7 — 8 — исходное положение |
3 — 4 раза |
Темп медленный |
» |
8 шагов с медленным подниманием рук вверх; 8 шагов с опусканием рук |
3 — 4 раза |
Руки не сгибать |
» |
Упражнение на внимание: стоя лицом к проводящему занятия, выполнять только словесную его команду, не отвлекаясь на те движения, которые он производит |
1 -2 мин |
Добиться правильного выполнения упражнения |
Физические упражнения способствуют восстановлению кровоснабжения, ликвидации отека и обратному развитию изменений в тканях в зоне отморожения, восстановлению чувствительности. Методика занятий лечебной физкультурой, как и при ожогах, зависит от многих факторов: степени, периода локализации отморожения, метода лечения, возраста ребенка и его реакции на травму. Придается большое значение ранним активным и безболезненным упражнениям в пораженных сегментах, формированию компенсаций. Используются общеразвивающие упражнения в соответствии с назначенным двигательным режимом, специальные упражнения для мышц, регионарно связанных с пораженной зоной, дыхательные упражнения, упражнения в развитии основных двигательных навыков. В случае ампутации производится подготовка к протезированию. Эффективность физических упражнений повышается при сочетании их с массажем. При отморожении надолго сохраняются изменения в глубоколежащих тканях (несмотря на восстановленный кожный покров) и особенно околосуставных. Это ограничивает двигательные функции, что требует длительного проведения занятий лечебной физкультурой до полного восстановления функций (табл 23).