Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физическая культура при отморожении

Рубрика: В детской хирургии

Лечебная физическая культура при отморожении при­меняется во всех периодах и при любой степени. К основным задачам лечебной физкультуры относятся улучшение трофики пораженной области и ускорение процессов заживления, повышение неспецифиче­ской сопротивляемости организма, профилактика различных осложнений внутренних органов, улучшение и нормализация дыхательной функции, восстановление реактивности.

Таблица 23 Примерное занятие лечебной физкультурой при глубоком отморожении пальцев рук (в послеоперационном периоде) у ребят школьного возраста. Режим свободный

Исходное

положе­

ние

Содержание

Дозировка

Методические

указания

Стоя

Ходьба по кабинету

1 мин

Темп средний

»

Во время ходьбы: I — согнуть руки к плечам; 2 — выпрямить их вверх; 3 — снова согнуть к плечам; 4 — ис­ходное положение

4-5 раз

Дыхание произ­вольное

»

Руки на поясе: на 4 шага под­няться на носки, прогнуться — вдох, на 4 шага в исходное положение — выдох

3 — 4 раза

Темп медленный

»

Стоя перед зеркалом: на 4 счета — 4 круговых’ движения в плечевых суставах; то же на 4 счета в об­ратную сторону

4 »

Руки прямые

»

Поднять руки вверх, расслабленно опустить их

3-4 »

Не резко опус­кать руки

»

Руки на поясе.: 1 — 2 — наклон ту­ловища вперед, опуская руки; 3 — 4 — исходное положение

3-4 »

При наклоне — выдох

»

Руки перед грудью, согнуты в лок­тях: 1 — поворот туловища вправо, руки выпрямить; 2 — исходное по­ложение; 3 — то же влево; 4 — ис­ходное положение

4 — 6 раз

Движения рук на уровне плеч

»

1—2 — приседание, руки вперед; 3 — 4 —исходное положение

5—6 раз

При приседа­нии — выдох

»

Ходьба на месте

30 с

Сидя

Обе руки локтями на стол, пред­плечья вертикально, ладони вмес­те, движения в лучезапястном сус­таве (сгибание и разгибание)

8—10 раз

Здоровая кисть слегка подталки­вает больную

»

Предплечье лежит на столе, ла­донью вниз:

1 — 2 — поднять предплечье; 3 — 4 — опустить

6-8 раз

Ладонь все вре­мя плотно лежит на столе

»

Локти на столе: супинация и про­нация предплечья

5 — 6 раз

»

Ладонь плотно лежит на большом мяче, катание мяча по столу в различных направлениях Ладонь прижи­мать к мячу

»

Ладони вместе, активно-пассивное разведение и сведение пальцев

8 — 10 раз

Медленно

»

Складывание рассыпанных спичек больной рукой в коробку, захва­тывая их одним-двумя, двумя- тремя пальцами и т. д.

1 коробку

Исходное

положе­

ние

Содержание

Дозировка

Методические

указания

Сидя

Разобрать смешанные вместе, раз­личные по форме предметы: спич­ки, горох, карандаши и т. д. Выполнять уп­ражнения боль­ной рукой

»

Прикладные упражнения: рисова­ние, письмо, плетение косичек из бинта, застегивание и растегивание пуговиц, вдевание нитки в иголку

10 мин

Можно выбрать для каждого за­нятия по 2 — 3 уп­ражнения

Стоя

Броски малого мяча и ловля его

6 — 8 раз

»

Перебрасывание малого мяча с ру­ки на руку, с различных расстоя­ний

8 — 10 »

»

Броски малого мяча в цель

6 — 8 раз

»

Набрасывание колец на булавы

1 —2 мин

»

Сжимание эспандеров, различных по жесткости

8 — 10 раз

Эспандеры по­добрать в зави­симости от сос­тояния кисти

Сидя

Пассивные движения для суставов, трудно поддающихся разработке

Руки опущены, расслабленное по­тряхивание кистями

5 мин 30 с

С помощью здо­ровой руки или методиста

Стоя

Ходьба по кабинету

30 с

»

Во время ходьбы: 1 — 2 — правую руку вперед, левую в сторону; 3 — 4 — исходное положение; 5 — 6 — левую вперед, правую — в сторону; 7 — 8 — исходное положение

3 — 4 раза

Темп медленный

»

8 шагов с медленным подниманием рук вверх; 8 шагов с опусканием рук

3 — 4 раза

Руки не сгибать

»

Упражнение на внимание: стоя лицом к проводящему занятия, выполнять только словесную его команду, не отвлекаясь на те дви­жения, которые он производит

1 -2 мин

Добиться пра­вильного выпол­нения упражне­ния

Физические упражнения способствуют восстановлению кровоснаб­жения, ликвидации отека и обратному развитию изменений в тканях в зоне отморожения, восстановлению чувствительности. Методика за­нятий лечебной физкультурой, как и при ожогах, зависит от многих факторов: степени, периода локализации отморожения, метода лече­ния, возраста ребенка и его реакции на травму. Придается большое значение ранним активным и безболезненным упражнениям в пора­женных сегментах, формированию компенсаций. Используются обще­развивающие упражнения в соответствии с назначенным двига­тельным режимом, специальные упражнения для мышц, регионарно связанных с пораженной зоной, дыхательные упражнения, упражнения в развитии основных двигательных навыков. В случае ампутации про­изводится подготовка к протезированию. Эффективность физических упражнений повышается при сочетании их с массажем. При отмороже­нии надолго сохраняются изменения в глубоколежащих тканях (несмо­тря на восстановленный кожный покров) и особенно околосуставных. Это ограничивает двигательные функции, что требует длительного проведения занятий лечебной физкультурой до полного восстановле­ния функций (табл 23).


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.