Лечебная физкультура при артрогрипозе
Рубрика: В детской хирургииЛечебная физкультура является одним из ведущих методов лечения артрогрипоза, эффективность которого зависит от тщательности подбора средств при ясно определенных задачах, настойчивости и систематичности их применения и сугубо индивидуальном подходе к больному ребенку. Методика лечебной физкультуры складывается на ранних этапах (в первые месяцы жизни) из массажа, рефлекторных гимнастических и осторожно включаемых пассивных упражнений.
Проводят общий поглаживающий массаж туловища и конечностей, затем, после вводного массажа с использованием приемов поглаживания и вибрации, добиваются некоторого снижения повышенного тонуса сгибателей верхних конечностей и после этого проводят рефлекторные гимнастические упражнения с использованием рефлексов Моро и Робинсона. При отсутствии или слабой выраженности врожденных рефлексов проделывают пассивные упражнения при максимальном расслаблении мышц. Массаж и рефлекторные упражнения стоп чередуются с пассивными упражнениями корригирующего характера. Увеличения амплитуды движений в коленных и тазобедренных суставах можно добиться при рефлекторных упражнениях в разгибании позвоночника и ползании, а также во время упражнений, основанных на рефлексах положения.
По мере исчезновения повышенного тонуса сгибательной мускулатуры у ребят все большую роль в методике начинают играть пассивные упражнения, проводимые как для развития движений в пораженных суставах, так и для обеспечения условий, способствующих своевременному возникновению активных движений. Упражнения проводят после вводного массажа по всем возможным осям движений в данном суставе. Занятия осуществляются с учетом продолжающейся коррекции поэтапными гипсовыми повязками и вытяжением. Во втором полугодии, с появлением активных движений рук и туловища: хватательных, поднимания и удержания головы, поворотов,—в занятия лечебной физкультурой включается массаж туловища и конечностей (все приемы) как во вводной и заключительной частях, так и в основной в сочетании со специальными упражнениями. Активные гимнастические упражнения выполняются из исходных положений лежа на спине и на животе в соответствии с имеющимися у ребенка движениями, а при их отсутствии стимуляция и развитие каждого из них включаются в физиологической последовательности.
Так, в положении ребенка на животе добиваются максимального разгибания тазобедренных и коленных суставов, фиксируют достигнутую позу; если ребенок не приподнимает и не удерживает голову, осуществляют пассивное ее приподнимание руками инструктора. Упражнения в поворотах туловища и их стимуляцию проводят из исходного положения ребенка на спине; одна рука инструктора помещается снизу под голени больного, охватывая их в нижней трети, другая держит кисть одноименной руки; затем осуществляется поворот таза в противоположную сторону с одновременным потягиванием за руку. Специальные упражнения для пораженных суставов чередуют с приемами массажа, активными гимнастическими упражнениями в развитии движений, стимуляцией позных реакций. Выполнение специальных упражнений требует фиксации других отделов туловища и конечности, чтобы движение в пораженном суставе происходило в строго предусмотренном направлении и исключались патологические компенсации.
При оперативном лечении артрогрипоза методика лечебной физкультуры видоизменяется в соответствии с планом восстановительных мероприятий, сохраняя обязательное сочетанное использование средств специального и общего воздействия на больного ребенка.