Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при детском церебральном параличе

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Ведущая задача лечебной физкуль­туры в восстановительном периоде — способствовать формированию вертикального положения тела младенца, его передвижений и ручных действий. Частные задачи — расслабление мышц при наличии гиперто­нуса и гиперкинезов, стимуляция функции ослабленных мышц как средство профилактики образования порочных положений и обеспече­ния нормальной подвижности в суставах, содействие своевременному развитию установочных рефлексов, обеспечивающих удержание го­ловы, присаживание, сидение, стояние, стимуляция рефлексов, на осно­ве которых формируется передвижение (ползание, переступание, ходь­ба), содействие нормализации функций вестибулярного аппарата, развитие ручных действий.

Основным правилом при планировании занятий лечебной физической культурой (ЛФК) является соблюдение, по возможности, последовательности в развитии установочных рефлексов и жизненно необходимых навыков в соответствии с этапами развития двигательных возможностей здоро­вого младенца на 1-м году жизни. Лечебная физическая культура (ЛФК) и массаж должны производиться одним и тем же массажистом или инструкто­ром физкультуры, так как приемы общего массажа обычно приме­няются перед занятиями, а точечный или сегментарный массаж — по ходу их для расслабления или стимуляции определенных групп мышц в сочетании со специальными приемами физических упражнений.

К. А. Семенова (1976) рекомендует для расслабления мышц позу «эмбриона»—пассивное сгибание рук, ног, туловища и головы с фик­сацией в этом положении и покачиванием. Другой прием заклю­чается в выкладывании ребенка в положении на животе на большой надувной мяч и качании последнего с тем, чтобы добиться расслабле­ния мышц. Затем ребенка укладывают на этот же мяч спиной и прово­дят массаж мышц живота в сочетании с отведением рук, последую­щим приведением их к груди и легким давлением на грудную клетку. Эти упражнения на мяче начинают как можно раньше, так как их при­менение создает благоприятные условия для формирования нормаль­ного положения позвоночника, что имеет большое профилактическое и корригирующее значение в борьбе с патологической позой больного с согнутым туловищем и наклоненной головой.

Как профилактическое и корригирующее средство для нормализа­ции тонуса мышц и коррекции позы избирательно используются то­чечный и другие приемы массажа. Например, при наличии порочной позы со сгибанием и приведением бедра точечный массаж производят одной рукой над большим вертелом, на середине прямой мышцы бе­дра и на месте ее прикрепления, а другой — в точке между IV и V пальцами стопы и на длинном разгибателе пальцев.

Для стимуляции рефлекса ползания в исходном положении боль­ного лежа на животе производят, глубокий массаж подошвенной по­верхности стоп, а затем их захватывают, производя сгибание и разги­бание ног, вызывая рефлекс тройного сгибания, который является основным первичным элементом рефлекса ползания.

Реакция опоры и шаговые движения стимулируются в положении ребенка стоя с поддержкой туловища под мышки. Ноги опираются на палку 5 —6 см в диаметре, перекатывающуюся под стопами, или ноги ставят на шероховатую жесткую поверхность. Этот прием приводит к напряжению разгибателей и упору ног. Целесообразно произвести предварительно массаж стоп.

Такого же рода рефлекторные движения могут быть использованы как упражнения для решения других задач лечебной физкультуры.

У здоровых ребят до 2 лет развитие вестибулярного аппарата и правильной прямой позы тела взаимосвязано. В первые 6 мес отме­чается асимметрия двигательных ответов с лабиринтов. К году асим­метрия окончательно исчезает, и начинает проявляться тормозное дей­ствие коры.

Функциональное взаимодействие зрительного и вестибулярного анализаторов обеспечивает ориентировку в пространстве. Они дости­гают зрелости к 6 мес. Вместе с переходом младенца в вертикальное положение обеспечивается необходимая тренировка анализаторов, что следует учитывать при занятиях лечебной физической культурой (ЛФК).

В восстановительном периоде детского церебрального паралича (до 2 лет) необходимо уделять большое внимание нормализации функ­ций вестибулярного аппарата. Больных, как правило, отличает не только неустойчивость как результат слаборазвитой функции опоры, но и асимметрия в действии лабиринтов.

Для нормализации вестибулярной функции даются упражнения для освоения двигательных формул установочных рефлексов: поднимание головы лежа на спине и животе, выпрямление ног и головы лежа наве­су с поддержкой под животом и лежа на боку. Кроме того, приме­няются упражнения с помощью, такие как последовательные пово­роты тела из положения лежа на спине в одну и другую сторону, изменение положения тела ребенка — наклоны туловища в стороны, вперед, головой вниз (на весу), вертикально, вращения на круглых сан­ках. Позднее применяются выкладывание на батут (сетку для прыж­ков) или натянутую плотную ткань; при этом создаются условия под­вижной опоры. Приведенные упражнения выполняются с помощью или активно, а также в сочетании с точечным массажем.

Для развития преимущественно зрительной ориентации методист производит большинство упражнений перед зеркалом так, чтобы ребе­нок мог видеть свои действия с игрушками или движения. Оценка эф­фективности лечения в этом периоде зависит от степени овладения больными основными жизненно-необходимыми навыками. Дальней­ший прогноз определяется отставанием от этапов развития здорового младенца.

Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) — индивидуальные. Желательно проводить их не реже 2 раз в день, по 20 — 30 мин.

Примерное содержание занятий:

1. Общий массаж.

2. Упражнения для общего расслабления.

3. Упражнения для тренировки двигательных формул устано­вочных рефлексов, жизненно необходимых навыков.

4. Упражнения на расслабление, дыхательные.

5. Специальные ортопедические укладки с надеванием туторов, шинок.

Занятия надо проводить на фоне воздействия медикаментозных средств (релаксантов), тепловых процедур. При наличии незначи­тельных поражений после полутора лет можно заниматься в группе по 2—4 человека. Как организующий момент следует использовать дей­ствия с общим для всех предметом, например поднимание обруча, палки, ходьбу вокруг обруча и пр., а также короткие музыкальные от­рывки, песенки, бубен и другие средства эмоционального воздействия.

Цель лечебной физкультуры — ликвидация остаточных явлений, нормализация двигательной деятельности больного и овладе­ние им в возможных пределах прикладными навыками (плавание, лы­жи, бег, прыжки, метание, упражнения на снарядах). Частными задача­ми являются: улучшение подвижности в суставах, стабилизация опороспособности, повышение работоспособности организма, обуче­ние правильному дыханию, восстановление двигательной активности, воспитание схемы тела (позы) и осанки, обучение жизненно-необходимым и прикладным навыкам, тренировка системы равновесия, улуч­шение координации движений (воспитание их ритмичности и согласо­ванности).

Улучшение подвижности в суставах и стабилизация опороспособности достигаются применением упражнений с помощью и активных движений по суставам в сочетании с приемами расслабления или сти­муляции мышц. При недостаточной функции мышц создаются облег­ченные условия для их работы и выбор такого исходного положения, при котором не было бы проявлений действия задерживающихся ран­них рефлексов.

Для улучшения работоспособности применяются упражнения с со­противлением, а для стабилизации опороспособности — различные способы отягощения в виде брюк с кармашками для груза, браслетов, воротников, обуви и пр. [Бортфельд С. А., 1971]. Движения произво­дятся по прямым и косым направлениям и круговые. По мере необ­ходимости рекомендуется ношение ортопедических приспособлений.

Упражнения на расслабление и стимуляцию функции мышц про­изводят с целью обучить больного самостоятельному воспроизведе­нию расслабления, торможению гиперкинезов. У ребят старшего воз­раста желательно применение аутогенной тренировки.

Упражнения на преодоление задержавшегося влияния тонических рефлексов и патологических синергий направлены на обучение двига­тельным формулам установочных рефлексов, физиологических синер­гий и разрушение патологических порочных движений и поз. Такого рода упражнения желательно проводить в сочетании с разновидностя­ми рефлексотерапии [Бортфельд С. А. и др., 1979].

Улучшение работоспособности организма и обучение правильно­му дыханию достигаются применением общеукрепляющих упражне­ний в сочетании с дыхательными. Они применяются во время утрен­ней гимнастики, индивидуальных и групповых занятий, а также при избирательной тренировке определенных мышечных групп.

Улучшение и нормализация двигательной активности достигаются во время специальных занятий, индивидуальных или групповых, с ис­пользованием различных исходных положений с частой их сменой на месте и при передвижении. Задания выполняются по предварительной инструкции или по сигналу. Упражнения должны соответствовать дви­гательным возможностям больных, способствуя воспитанию скорости и точности реакции, освоению схемы тела (позы) и движений, ориенти­ровке в пространстве. В зависимости от возможностей больных вклю­чаются индивидуальные задания, которые могут выполняться без уче­та времени, но с соблюдением точности, скорости исполнения. Для выполнения более легких движений могут быть использованы снаряды (плинт, скамейка и пр.), а построение упражнений можно рекомендо­вать последовательным способом: из исходного положения лежа на мате на спине повернуться на живот, встать на четвереньки, лечь на спину головой в противоположную сторону и т. д.

Задачи воспитания схемы тела (позы) и осанки решаются в разных исходных положениях: лежа на спине, боку, животе, стоя на четверень­ках, на коленях. Закреплению стереотипа правильного расположения отдельных частей тела в каждой позе способствуют сохранение осанки и зрительный контроль (упражнения перед зеркалом). Для тренировки проприорецепции даются задания с выполнением их с закрытыми гла­зами и последующей проверкой исполнения при помощи зрения.

Обучение жизненно необходимым навыкам в тяжелых случаях: обу­чение сидению, стоянию, ходьбе, ручным действиям. Несмотря на воз­раст, не нужно торопиться с обучением стоянию и ходьбе, если для последнего не имеется достаточных предпосылок, а именно: слабо вы­ражена опороспособность, имеются порочные положения тела и т. п. В таких случаях надо уделять больше внимания развитию общей под­вижности, опороспособности, равновесия.

Обучение прикладным навыкам производится в соответствии с воз­растными особенностями и степенью тяжести поражений. Обучение прикладным навыкам, особенно в старшем возрасте, должно рассма­триваться как средство социальной адаптации, его методика осущест­вляется с учетом индивидуальных особенностей больного и формы за­болевания. При более легких поражениях в санаторных условиях могут быть использованы упражнения из комплекса ГТО, а также игры типа эстафет. При введении элементов соревнования надо учиты­вать эмоциональную нагрузку, поэтому больным с повышенной возбу­димостью участие в них следует ограничить или исключить. Помимо обучения прикладным навыкам широко используются игры малопо­движные, подвижные с включением бега, прыжков, метания. Подгото­вительные к спортивным и спортивные игры даются с облегченными условиями и изменением некоторых правил, с ограничением длитель­ности, действий и размеров площадки. Рекомендуются: настольный теннис, городки, волейбол, баскетбол с упрощенными правилами, бад­минтон, кегли, крокет.

Тренировка системы равновесия проводится на всем протяжении занятий во всех возрастных группах и при всех формах заболевания, с учетом состояния вестибулярного аппарата. В упражнениях должна использоваться опора: неподвижная и неустойчивая, низкая, высокая, неограниченная и ограниченная, мягкая, скользкая, жесткая, сыпучая, вязкая и пр. Реакции равновесия тренируются в разных исходных по­ложениях. Подталкивания производятся без предупреждения, но со страховкой от возможного падения, даются упражнения с переменой положений тела на уменьшенной опоре. Вестибулярная тренировка включает движения головы сидя, стоя во всех направлениях, раз­личные вращения тела, кувырки в разных вариантах и т. д. Широко ис­пользуется батут — не столько для прыжков, сколько как неустойчивая опора.

Улучшение координации движений включает, кроме приведенных ранее, упражнения на выработку ритмичности, совершенствование со­четания движений с музыкой, развитие образного художественного восприятия и выразительности движений. Включаются упражнения с предметами (мячи, ленты и др.) на месте и при передвижении, а так­же преодоление полосы препятствий, требующей проявлений ловко­сти, умения быстро ориентироваться и переключаться на новые усло­вия игровой деятельности и пр.

С 4 лет можно начинать проводить утреннюю гимнастику и груп­повые занятия. Утренняя гимнастика длится от 7 до 20 мин в зависи­мости от возраста, степени тяжести состояния и условий, по общепри­нятой схеме. С тяжелыми больными она проводится в кроватях в палате.

Групповые занятия очень важны для организации детского кол­лектива, воспитания дисциплины, активности и большего раскрытия двигательных возможностей больного. Групповые занятия проводятся по обычной схеме с вводной, основной и заключительной частями длительностью от 20 до 45 мин. У старших ребят в основную часть за­нятий можно включать упражнения, разученные ранее, во время инди­видуальных заданий (6—10 мин). Группы организуются из числа больных с идентичными диагнозом и тяжестью поражений. При нали­чии легких нарушений могут быть организованы смешанные группы. Численность группы — от 4 до 10 человек. При организации груп­повых занятий очень важно, чтобы занимающиеся были заинтересо­ваны не только в участии в последних, но и в том, чтобы добиться определенных успехов, в частности при выполнении нормативных по­казателей. Нормативный показатель — задание — методист составляет для группы с учетом характера двигательных нарушений и возрастных особенностей. Наибольшее значение это имеет для ребят с тяжелыми нарушениями, так как любое достигнутое ими улучшение является по­ложительным стимулом к упорной и целенаправленной тренировке. Приведем пример такого нормативного показателя для больных до­школьного и школьного возраста, не умеющих самостоятельно ходить или передвигающихся с трудом, с выраженными гиперкинезами: исходное положение лежа на спине — последовательные повороты тела («катушка»); переместиться на 2 — 4 м до крышки плинта, сохра­няя направление передвижения. Через плинт надо перебраться любым способом, затем встать на колени и «пройти» на них 2—3 м, остано­виться у положенных на этом расстоянии малых мячей, произвести броски мячей правой и левой рукой через палку на расстояние 1 — 1,5 м, сесть по-турецки и «замереть», просидев неподвижно обусловленное число счетов (3, 5 … 10).

Таким образом, в этот норматив-задание включаются элементы, отвечающие задачам лечебной физкультуры, поставленным методистом: содействовать улучшению функции вестибулярного аппа­рата, опороспособности, овладению самоторможением гиперкинезов, улучшению общей подвижности, равновесия, координации движений.

Учитываются время исполнения норматива-задания и ошибки. В процессе занятий особое внимание уделяется разучиванию и трени­ровке наиболее трудных элементов. Норматив предлагается в начале и в конце курса лечебной физкультуры, сравнение данных позволяет установить некоторые результаты проведенных на фоне комплексного лечения занятий.

При детском церебральном параличе, так же как и при других за­болеваниях ЦНС, в подавляющем большинстве случаев отмечаются типичные невропатические особенности поведения больных: выра­женный негативизм, эйфоричность, слезливость, эгоцентризм и пр.,— связанные не только с особенностями заболевания, но и с непра­вильным домашним воспитанием. Поэтому особое значение приобре­тает воспитательная направленность лечебной физкультуры. Момен­том, мобилизующим внимание ребят и их активность, являются выборы организатора занятий физической культурой (ЛФК) (физорга), дежурных и судей. Физорг является первым помощником методиста, следит за на­значением дежурных, помогает готовить и убирать инвентарь и др. Дежурный строит группу, отдает рапорт, следит за порядком на занятиях и в комнате для раздевания. Судьи для судейства игр выбираются на занятиях. В конце занятия поочередно все занимающиеся дают оценку работы каждого по пятибалльной системе и общая оцен­ка вносится в журнал для учета посещаемости. Вся эта рационально организованная система способствует развитию коллективизма, улуч­шению самодисциплины, ликвидации нежелательных отклонений в по­ведении. Она доступна для ребят старшего дошкольного и школьного возраста.

Для поддержания интереса и в качестве средства воспитания кол­лективных действий включаются игры, которые по своему содержа­нию должны соответствовать возможностям больных. Такова игра «горячий мяч» Для группы больных, с трудом передвигающихся; она рассчитана на выработку скорости реакции, точности движений и эмо­циональный подъем: ребята ложатся по кругу так, чтобы в центре обра­зовалась свободная площадка 1 —1,5 м в диаметре. Они сжимают в ку­лак пальцы, кроме указательного, которым легко быстрым, коротким движением толкают друг другу находящийся в центре «горячий мяч». Касание мячом других частей тела считается ошибкой. Выигрывает тот, у кого ошибок меньше.

Приведенные ранее задачи лечебной физкультуры решаются при всех формах заболевания, но имеются и некоторые варианты исполь­зования тех или иных средств лечебной физкультуры. При наличии пи­рамидных нарушений (спастическая диплегия, гемипарезы, двойная ге­миплегия) могут быть использованы упражнения всех групп с учетом состояния больных. При экстрапирамидных (гиперкинезы) явлениях акцентируется работа над торможением непроизвольных движений, выработкой опороспособности с применением отягощений, трениров­кой вестибулярного аппарата и избирательно вводятся другие упраж­нения в соответствии с состоянием больных. При атонически-астатическом синдроме акцентируется работа над улучшением равновесия с вестибулярной тренировкой, а также воспитанием схемы тела и улуч­шением координации движений.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.