Лечебная физкультура при детском церебральном параличе
Рубрика: При заболеваниях нервной системыВедущая задача лечебной физкультуры в восстановительном периоде — способствовать формированию вертикального положения тела младенца, его передвижений и ручных действий. Частные задачи — расслабление мышц при наличии гипертонуса и гиперкинезов, стимуляция функции ослабленных мышц как средство профилактики образования порочных положений и обеспечения нормальной подвижности в суставах, содействие своевременному развитию установочных рефлексов, обеспечивающих удержание головы, присаживание, сидение, стояние, стимуляция рефлексов, на основе которых формируется передвижение (ползание, переступание, ходьба), содействие нормализации функций вестибулярного аппарата, развитие ручных действий.
Основным правилом при планировании занятий лечебной физической культурой (ЛФК) является соблюдение, по возможности, последовательности в развитии установочных рефлексов и жизненно необходимых навыков в соответствии с этапами развития двигательных возможностей здорового младенца на 1-м году жизни. Лечебная физическая культура (ЛФК) и массаж должны производиться одним и тем же массажистом или инструктором физкультуры, так как приемы общего массажа обычно применяются перед занятиями, а точечный или сегментарный массаж — по ходу их для расслабления или стимуляции определенных групп мышц в сочетании со специальными приемами физических упражнений.
К. А. Семенова (1976) рекомендует для расслабления мышц позу «эмбриона»—пассивное сгибание рук, ног, туловища и головы с фиксацией в этом положении и покачиванием. Другой прием заключается в выкладывании ребенка в положении на животе на большой надувной мяч и качании последнего с тем, чтобы добиться расслабления мышц. Затем ребенка укладывают на этот же мяч спиной и проводят массаж мышц живота в сочетании с отведением рук, последующим приведением их к груди и легким давлением на грудную клетку. Эти упражнения на мяче начинают как можно раньше, так как их применение создает благоприятные условия для формирования нормального положения позвоночника, что имеет большое профилактическое и корригирующее значение в борьбе с патологической позой больного с согнутым туловищем и наклоненной головой.
Как профилактическое и корригирующее средство для нормализации тонуса мышц и коррекции позы избирательно используются точечный и другие приемы массажа. Например, при наличии порочной позы со сгибанием и приведением бедра точечный массаж производят одной рукой над большим вертелом, на середине прямой мышцы бедра и на месте ее прикрепления, а другой — в точке между IV и V пальцами стопы и на длинном разгибателе пальцев.
Для стимуляции рефлекса ползания в исходном положении больного лежа на животе производят, глубокий массаж подошвенной поверхности стоп, а затем их захватывают, производя сгибание и разгибание ног, вызывая рефлекс тройного сгибания, который является основным первичным элементом рефлекса ползания.
Реакция опоры и шаговые движения стимулируются в положении ребенка стоя с поддержкой туловища под мышки. Ноги опираются на палку 5 —6 см в диаметре, перекатывающуюся под стопами, или ноги ставят на шероховатую жесткую поверхность. Этот прием приводит к напряжению разгибателей и упору ног. Целесообразно произвести предварительно массаж стоп.
Такого же рода рефлекторные движения могут быть использованы как упражнения для решения других задач лечебной физкультуры.
У здоровых ребят до 2 лет развитие вестибулярного аппарата и правильной прямой позы тела взаимосвязано. В первые 6 мес отмечается асимметрия двигательных ответов с лабиринтов. К году асимметрия окончательно исчезает, и начинает проявляться тормозное действие коры.
Функциональное взаимодействие зрительного и вестибулярного анализаторов обеспечивает ориентировку в пространстве. Они достигают зрелости к 6 мес. Вместе с переходом младенца в вертикальное положение обеспечивается необходимая тренировка анализаторов, что следует учитывать при занятиях лечебной физической культурой (ЛФК).
В восстановительном периоде детского церебрального паралича (до 2 лет) необходимо уделять большое внимание нормализации функций вестибулярного аппарата. Больных, как правило, отличает не только неустойчивость как результат слаборазвитой функции опоры, но и асимметрия в действии лабиринтов.
Для нормализации вестибулярной функции даются упражнения для освоения двигательных формул установочных рефлексов: поднимание головы лежа на спине и животе, выпрямление ног и головы лежа навесу с поддержкой под животом и лежа на боку. Кроме того, применяются упражнения с помощью, такие как последовательные повороты тела из положения лежа на спине в одну и другую сторону, изменение положения тела ребенка — наклоны туловища в стороны, вперед, головой вниз (на весу), вертикально, вращения на круглых санках. Позднее применяются выкладывание на батут (сетку для прыжков) или натянутую плотную ткань; при этом создаются условия подвижной опоры. Приведенные упражнения выполняются с помощью или активно, а также в сочетании с точечным массажем.
Для развития преимущественно зрительной ориентации методист производит большинство упражнений перед зеркалом так, чтобы ребенок мог видеть свои действия с игрушками или движения. Оценка эффективности лечения в этом периоде зависит от степени овладения больными основными жизненно-необходимыми навыками. Дальнейший прогноз определяется отставанием от этапов развития здорового младенца.
Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) — индивидуальные. Желательно проводить их не реже 2 раз в день, по 20 — 30 мин.
Примерное содержание занятий:
1. Общий массаж.
2. Упражнения для общего расслабления.
3. Упражнения для тренировки двигательных формул установочных рефлексов, жизненно необходимых навыков.
4. Упражнения на расслабление, дыхательные.
5. Специальные ортопедические укладки с надеванием туторов, шинок.
Занятия надо проводить на фоне воздействия медикаментозных средств (релаксантов), тепловых процедур. При наличии незначительных поражений после полутора лет можно заниматься в группе по 2—4 человека. Как организующий момент следует использовать действия с общим для всех предметом, например поднимание обруча, палки, ходьбу вокруг обруча и пр., а также короткие музыкальные отрывки, песенки, бубен и другие средства эмоционального воздействия.
Цель лечебной физкультуры — ликвидация остаточных явлений, нормализация двигательной деятельности больного и овладение им в возможных пределах прикладными навыками (плавание, лыжи, бег, прыжки, метание, упражнения на снарядах). Частными задачами являются: улучшение подвижности в суставах, стабилизация опороспособности, повышение работоспособности организма, обучение правильному дыханию, восстановление двигательной активности, воспитание схемы тела (позы) и осанки, обучение жизненно-необходимым и прикладным навыкам, тренировка системы равновесия, улучшение координации движений (воспитание их ритмичности и согласованности).
Улучшение подвижности в суставах и стабилизация опороспособности достигаются применением упражнений с помощью и активных движений по суставам в сочетании с приемами расслабления или стимуляции мышц. При недостаточной функции мышц создаются облегченные условия для их работы и выбор такого исходного положения, при котором не было бы проявлений действия задерживающихся ранних рефлексов.
Для улучшения работоспособности применяются упражнения с сопротивлением, а для стабилизации опороспособности — различные способы отягощения в виде брюк с кармашками для груза, браслетов, воротников, обуви и пр. [Бортфельд С. А., 1971]. Движения производятся по прямым и косым направлениям и круговые. По мере необходимости рекомендуется ношение ортопедических приспособлений.
Упражнения на расслабление и стимуляцию функции мышц производят с целью обучить больного самостоятельному воспроизведению расслабления, торможению гиперкинезов. У ребят старшего возраста желательно применение аутогенной тренировки.
Упражнения на преодоление задержавшегося влияния тонических рефлексов и патологических синергий направлены на обучение двигательным формулам установочных рефлексов, физиологических синергий и разрушение патологических порочных движений и поз. Такого рода упражнения желательно проводить в сочетании с разновидностями рефлексотерапии [Бортфельд С. А. и др., 1979].
Улучшение работоспособности организма и обучение правильному дыханию достигаются применением общеукрепляющих упражнений в сочетании с дыхательными. Они применяются во время утренней гимнастики, индивидуальных и групповых занятий, а также при избирательной тренировке определенных мышечных групп.
Улучшение и нормализация двигательной активности достигаются во время специальных занятий, индивидуальных или групповых, с использованием различных исходных положений с частой их сменой на месте и при передвижении. Задания выполняются по предварительной инструкции или по сигналу. Упражнения должны соответствовать двигательным возможностям больных, способствуя воспитанию скорости и точности реакции, освоению схемы тела (позы) и движений, ориентировке в пространстве. В зависимости от возможностей больных включаются индивидуальные задания, которые могут выполняться без учета времени, но с соблюдением точности, скорости исполнения. Для выполнения более легких движений могут быть использованы снаряды (плинт, скамейка и пр.), а построение упражнений можно рекомендовать последовательным способом: из исходного положения лежа на мате на спине повернуться на живот, встать на четвереньки, лечь на спину головой в противоположную сторону и т. д.
Задачи воспитания схемы тела (позы) и осанки решаются в разных исходных положениях: лежа на спине, боку, животе, стоя на четвереньках, на коленях. Закреплению стереотипа правильного расположения отдельных частей тела в каждой позе способствуют сохранение осанки и зрительный контроль (упражнения перед зеркалом). Для тренировки проприорецепции даются задания с выполнением их с закрытыми глазами и последующей проверкой исполнения при помощи зрения.
Обучение жизненно необходимым навыкам в тяжелых случаях: обучение сидению, стоянию, ходьбе, ручным действиям. Несмотря на возраст, не нужно торопиться с обучением стоянию и ходьбе, если для последнего не имеется достаточных предпосылок, а именно: слабо выражена опороспособность, имеются порочные положения тела и т. п. В таких случаях надо уделять больше внимания развитию общей подвижности, опороспособности, равновесия.
Обучение прикладным навыкам производится в соответствии с возрастными особенностями и степенью тяжести поражений. Обучение прикладным навыкам, особенно в старшем возрасте, должно рассматриваться как средство социальной адаптации, его методика осуществляется с учетом индивидуальных особенностей больного и формы заболевания. При более легких поражениях в санаторных условиях могут быть использованы упражнения из комплекса ГТО, а также игры типа эстафет. При введении элементов соревнования надо учитывать эмоциональную нагрузку, поэтому больным с повышенной возбудимостью участие в них следует ограничить или исключить. Помимо обучения прикладным навыкам широко используются игры малоподвижные, подвижные с включением бега, прыжков, метания. Подготовительные к спортивным и спортивные игры даются с облегченными условиями и изменением некоторых правил, с ограничением длительности, действий и размеров площадки. Рекомендуются: настольный теннис, городки, волейбол, баскетбол с упрощенными правилами, бадминтон, кегли, крокет.
Тренировка системы равновесия проводится на всем протяжении занятий во всех возрастных группах и при всех формах заболевания, с учетом состояния вестибулярного аппарата. В упражнениях должна использоваться опора: неподвижная и неустойчивая, низкая, высокая, неограниченная и ограниченная, мягкая, скользкая, жесткая, сыпучая, вязкая и пр. Реакции равновесия тренируются в разных исходных положениях. Подталкивания производятся без предупреждения, но со страховкой от возможного падения, даются упражнения с переменой положений тела на уменьшенной опоре. Вестибулярная тренировка включает движения головы сидя, стоя во всех направлениях, различные вращения тела, кувырки в разных вариантах и т. д. Широко используется батут — не столько для прыжков, сколько как неустойчивая опора.
Улучшение координации движений включает, кроме приведенных ранее, упражнения на выработку ритмичности, совершенствование сочетания движений с музыкой, развитие образного художественного восприятия и выразительности движений. Включаются упражнения с предметами (мячи, ленты и др.) на месте и при передвижении, а также преодоление полосы препятствий, требующей проявлений ловкости, умения быстро ориентироваться и переключаться на новые условия игровой деятельности и пр.
С 4 лет можно начинать проводить утреннюю гимнастику и групповые занятия. Утренняя гимнастика длится от 7 до 20 мин в зависимости от возраста, степени тяжести состояния и условий, по общепринятой схеме. С тяжелыми больными она проводится в кроватях в палате.
Групповые занятия очень важны для организации детского коллектива, воспитания дисциплины, активности и большего раскрытия двигательных возможностей больного. Групповые занятия проводятся по обычной схеме с вводной, основной и заключительной частями длительностью от 20 до 45 мин. У старших ребят в основную часть занятий можно включать упражнения, разученные ранее, во время индивидуальных заданий (6—10 мин). Группы организуются из числа больных с идентичными диагнозом и тяжестью поражений. При наличии легких нарушений могут быть организованы смешанные группы. Численность группы — от 4 до 10 человек. При организации групповых занятий очень важно, чтобы занимающиеся были заинтересованы не только в участии в последних, но и в том, чтобы добиться определенных успехов, в частности при выполнении нормативных показателей. Нормативный показатель — задание — методист составляет для группы с учетом характера двигательных нарушений и возрастных особенностей. Наибольшее значение это имеет для ребят с тяжелыми нарушениями, так как любое достигнутое ими улучшение является положительным стимулом к упорной и целенаправленной тренировке. Приведем пример такого нормативного показателя для больных дошкольного и школьного возраста, не умеющих самостоятельно ходить или передвигающихся с трудом, с выраженными гиперкинезами: исходное положение лежа на спине — последовательные повороты тела («катушка»); переместиться на 2 — 4 м до крышки плинта, сохраняя направление передвижения. Через плинт надо перебраться любым способом, затем встать на колени и «пройти» на них 2—3 м, остановиться у положенных на этом расстоянии малых мячей, произвести броски мячей правой и левой рукой через палку на расстояние 1 — 1,5 м, сесть по-турецки и «замереть», просидев неподвижно обусловленное число счетов (3, 5 … 10).
Таким образом, в этот норматив-задание включаются элементы, отвечающие задачам лечебной физкультуры, поставленным методистом: содействовать улучшению функции вестибулярного аппарата, опороспособности, овладению самоторможением гиперкинезов, улучшению общей подвижности, равновесия, координации движений.
Учитываются время исполнения норматива-задания и ошибки. В процессе занятий особое внимание уделяется разучиванию и тренировке наиболее трудных элементов. Норматив предлагается в начале и в конце курса лечебной физкультуры, сравнение данных позволяет установить некоторые результаты проведенных на фоне комплексного лечения занятий.
При детском церебральном параличе, так же как и при других заболеваниях ЦНС, в подавляющем большинстве случаев отмечаются типичные невропатические особенности поведения больных: выраженный негативизм, эйфоричность, слезливость, эгоцентризм и пр.,— связанные не только с особенностями заболевания, но и с неправильным домашним воспитанием. Поэтому особое значение приобретает воспитательная направленность лечебной физкультуры. Моментом, мобилизующим внимание ребят и их активность, являются выборы организатора занятий физической культурой (ЛФК) (физорга), дежурных и судей. Физорг является первым помощником методиста, следит за назначением дежурных, помогает готовить и убирать инвентарь и др. Дежурный строит группу, отдает рапорт, следит за порядком на занятиях и в комнате для раздевания. Судьи для судейства игр выбираются на занятиях. В конце занятия поочередно все занимающиеся дают оценку работы каждого по пятибалльной системе и общая оценка вносится в журнал для учета посещаемости. Вся эта рационально организованная система способствует развитию коллективизма, улучшению самодисциплины, ликвидации нежелательных отклонений в поведении. Она доступна для ребят старшего дошкольного и школьного возраста.
Для поддержания интереса и в качестве средства воспитания коллективных действий включаются игры, которые по своему содержанию должны соответствовать возможностям больных. Такова игра «горячий мяч» Для группы больных, с трудом передвигающихся; она рассчитана на выработку скорости реакции, точности движений и эмоциональный подъем: ребята ложатся по кругу так, чтобы в центре образовалась свободная площадка 1 —1,5 м в диаметре. Они сжимают в кулак пальцы, кроме указательного, которым легко быстрым, коротким движением толкают друг другу находящийся в центре «горячий мяч». Касание мячом других частей тела считается ошибкой. Выигрывает тот, у кого ошибок меньше.
Приведенные ранее задачи лечебной физкультуры решаются при всех формах заболевания, но имеются и некоторые варианты использования тех или иных средств лечебной физкультуры. При наличии пирамидных нарушений (спастическая диплегия, гемипарезы, двойная гемиплегия) могут быть использованы упражнения всех групп с учетом состояния больных. При экстрапирамидных (гиперкинезы) явлениях акцентируется работа над торможением непроизвольных движений, выработкой опороспособности с применением отягощений, тренировкой вестибулярного аппарата и избирательно вводятся другие упражнения в соответствии с состоянием больных. При атонически-астатическом синдроме акцентируется работа над улучшением равновесия с вестибулярной тренировкой, а также воспитанием схемы тела и улучшением координации движений.