Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Рубрика: При заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Теоретические предпосылки для использования физических упраж­нений и регламентированной двигательной деятельности при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы у ребят связаны с многосто­ронним влиянием мышечной работы на показатели функциональной системы кровообращения и морфологические характеристики сердца и сосудов. Это влияние обнаруживается не только в физиологических условиях нормального роста и развития, но и при заболеваниях. Пре­жде всего оно заключается в улучшении процессов нервной регуляции сердечной деятельности, в частности в восстановлении тонического влияния блуждающего нерва.

Физические упражнения, соответствую­щие возможностям больного организма, активизируя венозный крово­ток, способствуют уменьшению застойных явлений и улучшению кро­вообращения в целом. При недостаточности кровообращения мы­шечный тонус, сокращение скелетной мускулатуры обеспечивают компенсацию сниженной сократительной способности миокарда как путем непосредственного воздействия, на венозный кровоток, так и за счет восстановления нарушенной регуляции всех компонентов функ­циональной системы. Улучшение кровообращения при использовании, средств лечебной физкультуры достигается также и благодаря усиле­нию дыхательных экскурсий грудной клетки и увеличению их присасы­вающего действия по отношению к кровотоку. Одновременно с таким влиянием отрицательного внутригрудного давления на этот приток оказывает положительное действие и работа так называемого диа­фрагмального насоса.

Физические упражнения способствуют улучшению коронарного кровообращения. Повышение уровня обменных процессов в миокарде при мышечной деятельности является основным стимулятором этих положительных изменений кровоснабжения миокарда. Под влиянием нейрогуморальных воздействий от работающих мышц понижается то­нус мышечных и резко увеличивается емкость коронарных сосудов. Благодаря этому во время интенсивной мышечной работы в коро­нарные сосуды может поступать до одной трети всего систолического объема крови. Даже яри физических упражнениях минимальной интен­сивности мышечный кровоток может увеличиваться в 10—15 раз. Та­ким образом, создаются прекрасные условия для восстановительных и репаративных процессов в сердечной мышце, а по отношению к растущему детскому организму еще и предпосылки для морфологической и функциональной перестройки сердца, задерживающейся и извращае­мой в условиях патологии. Следует принять во внимание, что в связи с улучшением мышечного кровотока возникают благоприятные усло­вия для действия фармакологических средств.

Лечебная физическая культура (ЛФК) в комплексной терапии заболева­ний и реабилитации больного находит применение в качестве средства, стимулирующего действия по отношению как к функции кровообраще­ния, так и к другим функциям детского организма. В то же время нельзя не учитывать большие возможности, открывающиеся перед врачом при использовании трофического влияния физических упражнений, благо­даря которому улучшаются восстановительные процессы в миокарде и сосудах, предупреждается развитие кардиосклеротических изменений и дистрофии миокарда, возникают коллатерали (при нарушении венеч­ного кровоснабжения). Наконец, трофическое действие физических упражнений позволяет использовать их для улучшения обменных про­цессов в организме больного и потребления кислорода тканями. Весь­ма перспективно, но не всегда учитывается компенсаторное влияние средств лечебной физкультуры, позволяющее добиться приспособи­тельной перестройки функциональной системы кровообращения при его недостаточности любого генеза. Лечебная физическая культура (ЛФК) на всех эта­пах лечения сердечно-сосудистых заболеваний у ребят позволяет обес­печить постепенно улучшающееся приспособление системы кровообра­щения и организма ребенка в целом к возрастающим физическим нагрузкам, сначала в соответствии с расширяющимся двигательным лечебно-охранительным режимом, а потом и применительно к требо­ваниям детского учреждения или домашних условий. Техника вра­чебных действий и методика лечебной физкультуры при каждом из за­болеваний сердечно-сосудистой системы у ребят определяется клиниче­скими особенностями болезни, патогенезом и индивидуальными возрастными характеристиками больного ребенка.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.