Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при невритах

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Лечебная физкультура применяется для решения спе­циальных и общих задач лечения, в частности для уменьшения воспа­лительных изменений, предупреждения возможной атрофии мышц и развития контрактур, восстановления нормальной проводимости нервного ствола. При удовлетворительном состоянии больного лечеб­ную физическую культуру назначают сразу после стихания острых явлений. Специальные упражнения для пораженной конечности соче­таются с общеразвивающими в пределах двигательного режима.

Если активные сокращения соответствующих мышц отсутствуют, приме­няются упражнения в посылке импульсов, идеомоторные. Ребенок пытается напрягать эти мышцы с максимальным волевым усилием. Такие попытки предпринимаются как изолированно, так и в сочетании с пассивными упражнениями. По мере восстановления движений в за­нятия включаются активные упражнения, выполняемые из облег­ченных исходных положений, при которых укорачивается длина рыча­га и исключается необходимость преодолевать массу конечности. Одним из способов облегчения движений является выполнение их в воде.

Движения выполняются «дробными дозами». После активных со­кращений ослабленных мышц применяются упражнения для других мышц, обеспечивающие «активный отдых».

В связи с отсутствием или ограничением активных движений и на­рушением нормального соотношения тонуса мышц-антагонистов при невритах могут формироваться контрактуры и тугоподвижность суста­вов. Для их предупреждения используются упражнения, обеспечиваю­щие сохранение нормальной амплитуды движений. Это пассивные, ак­тивные с помощью и активные упражнения по всем осям, возможным в данном суставе. После занятий конечность фиксируется с помощью лонгеты или специального аппарата в правильном функциональном положении.

По мере улучшения двигательных функций специальные активные упражнения усложняются. Они выполняются с предметами, с сопроти­влением, с отягощением.

При невритах периферических нервов нижних конечностей пациенты, на определенном этапе лечения, выполняют часть упражне­ний в исходном положении стоя и в ходьбе.

Лечебная физкультура при неврите лицевого нерва

Лечебная физическая культура (ЛФК) способствует восстановлению нару­шенной проводимости нерва, тонуса мышц и их произвольных сокра­щений, предотвращает развитие атрофий мимической мускулатуры. При выраженном параличе мимических мышц больному ребенку пред­лагают осуществлять их напряжение одновременно с мышцами здоро­вой стороны. Затем включаются упражнения с помощью. При отсут­ствии самостоятельной мимики и развитии контрактур используются пассивные гимнастические упражнения, способствующие восстановле­нию нервной проводимости и предупреждающие морфологические из­менения в мышцах. Из пассивных упражнений применимы приподни­мание и опускание надбровных дуг, оттягивание щеки на парализован­ной стороне, движение век и т. д. Пассивные и другие специальные упражнения эффективнее, если их применяют после массажа, а во вре­мя занятий чередуют с общеразвивающими упражнениями.

Массаж начинают с приемов поглаживания, в положении больно­го сидя. На пораженной стороне применяют приемы поглаживания, растирания, вибрации, а при контрактуре — и разминание. На здоро­вой стороне, как правило, осуществляется прием поглаживания. Погла­живающий массаж лица проводится от середины лба и носа в сто­роны, от подбородка к подчелюстным железам, вокруг глаз. Растира­ние и вибрация — по ходу лицевого нерва в сочетании с круговыми движениями на пораженной стороне. Общая длительность массажа с учетом быстрого утомления — от 3 до 5 мин.

Для восстановления движений мимической мускулатуры наиболее эффективны активные гимнастические упражнения. При их выполне­нии здоровая половина лица фиксируется ладонью, что позволяет со­средоточить внимание ребенка на тщательном проведении каждого движения. Целесообразно специальные упражнения для мимической мускулатуры сочетать с упражнениями в расслаблении.

В занятиях также используются артикуляторные упражнения (про­изнесение звуков, слогов, слов с активным движением губ) и спе­циальные упражнения для жевательных мышц. Все специальные упражнения применяются на фоне общеразвивающих, охватывающих все мышечные группы. В занятия включаются и подвижные игры. Приводим примеры специальных упражнений.

Поднимание бровей кверху.

Сдвигание бровей.

Закрывание и открывание глаз.

Зажмуривание глаз.

Раздувание ноздрей.

Надувание щек.

Вытягивание губ.

Оттягивание углов рта.

Свист.

Напряжение жевательных мышц.

Произнесение букв — о, у, и, ю, я.

Произнесение слов — у-тюг, Со-чи, ко-ни, и-зюм, до-ми-но и др.

В режиме дня больных ребят лечебная физическая культура (ЛФК) используется в форме самостоятельно выполняемых назначений, включающих ды­хательные, 3—4 общеразвивающих и 8—10 специальных упражнений. Специальные упражнения рекомендуется выполнять перед зеркалом.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.