Лечебная физкультура при невритах
Рубрика: При заболеваниях нервной системыЛечебная физкультура применяется для решения специальных и общих задач лечения, в частности для уменьшения воспалительных изменений, предупреждения возможной атрофии мышц и развития контрактур, восстановления нормальной проводимости нервного ствола. При удовлетворительном состоянии больного лечебную физическую культуру назначают сразу после стихания острых явлений. Специальные упражнения для пораженной конечности сочетаются с общеразвивающими в пределах двигательного режима.
Если активные сокращения соответствующих мышц отсутствуют, применяются упражнения в посылке импульсов, идеомоторные. Ребенок пытается напрягать эти мышцы с максимальным волевым усилием. Такие попытки предпринимаются как изолированно, так и в сочетании с пассивными упражнениями. По мере восстановления движений в занятия включаются активные упражнения, выполняемые из облегченных исходных положений, при которых укорачивается длина рычага и исключается необходимость преодолевать массу конечности. Одним из способов облегчения движений является выполнение их в воде.
Движения выполняются «дробными дозами». После активных сокращений ослабленных мышц применяются упражнения для других мышц, обеспечивающие «активный отдых».
В связи с отсутствием или ограничением активных движений и нарушением нормального соотношения тонуса мышц-антагонистов при невритах могут формироваться контрактуры и тугоподвижность суставов. Для их предупреждения используются упражнения, обеспечивающие сохранение нормальной амплитуды движений. Это пассивные, активные с помощью и активные упражнения по всем осям, возможным в данном суставе. После занятий конечность фиксируется с помощью лонгеты или специального аппарата в правильном функциональном положении.
По мере улучшения двигательных функций специальные активные упражнения усложняются. Они выполняются с предметами, с сопротивлением, с отягощением.
При невритах периферических нервов нижних конечностей пациенты, на определенном этапе лечения, выполняют часть упражнений в исходном положении стоя и в ходьбе.
Лечебная физкультура при неврите лицевого нерва
Лечебная физическая культура (ЛФК) способствует восстановлению нарушенной проводимости нерва, тонуса мышц и их произвольных сокращений, предотвращает развитие атрофий мимической мускулатуры. При выраженном параличе мимических мышц больному ребенку предлагают осуществлять их напряжение одновременно с мышцами здоровой стороны. Затем включаются упражнения с помощью. При отсутствии самостоятельной мимики и развитии контрактур используются пассивные гимнастические упражнения, способствующие восстановлению нервной проводимости и предупреждающие морфологические изменения в мышцах. Из пассивных упражнений применимы приподнимание и опускание надбровных дуг, оттягивание щеки на парализованной стороне, движение век и т. д. Пассивные и другие специальные упражнения эффективнее, если их применяют после массажа, а во время занятий чередуют с общеразвивающими упражнениями.
Массаж начинают с приемов поглаживания, в положении больного сидя. На пораженной стороне применяют приемы поглаживания, растирания, вибрации, а при контрактуре — и разминание. На здоровой стороне, как правило, осуществляется прием поглаживания. Поглаживающий массаж лица проводится от середины лба и носа в стороны, от подбородка к подчелюстным железам, вокруг глаз. Растирание и вибрация — по ходу лицевого нерва в сочетании с круговыми движениями на пораженной стороне. Общая длительность массажа с учетом быстрого утомления — от 3 до 5 мин.
Для восстановления движений мимической мускулатуры наиболее эффективны активные гимнастические упражнения. При их выполнении здоровая половина лица фиксируется ладонью, что позволяет сосредоточить внимание ребенка на тщательном проведении каждого движения. Целесообразно специальные упражнения для мимической мускулатуры сочетать с упражнениями в расслаблении.
В занятиях также используются артикуляторные упражнения (произнесение звуков, слогов, слов с активным движением губ) и специальные упражнения для жевательных мышц. Все специальные упражнения применяются на фоне общеразвивающих, охватывающих все мышечные группы. В занятия включаются и подвижные игры. Приводим примеры специальных упражнений.
Поднимание бровей кверху.
Сдвигание бровей.
Закрывание и открывание глаз.
Зажмуривание глаз.
Раздувание ноздрей.
Надувание щек.
Вытягивание губ.
Оттягивание углов рта.
Свист.
Напряжение жевательных мышц.
Произнесение букв — о, у, и, ю, я.
Произнесение слов — у-тюг, Со-чи, ко-ни, и-зюм, до-ми-но и др.
В режиме дня больных ребят лечебная физическая культура (ЛФК) используется в форме самостоятельно выполняемых назначений, включающих дыхательные, 3—4 общеразвивающих и 8—10 специальных упражнений. Специальные упражнения рекомендуется выполнять перед зеркалом.