Лечебная физкультура при неврозах
Рубрика: При заболеваниях нервной системыЛечебная физическая культура (ЛФК) у ребят применяется при всех формах заболевания, являясь ведущим методом комплексной терапии [Бондаренко Г. И., Воловик В. И., 1975]. Задачи лечебной физкультуры сводятся к следующим: 1) общее укрепление организма, 2) организация активного отдыха как отвлечение от болезненного состояния, 3) развитие правильной оценки собственных сил и возможностей, 4) воспитание действий в коллективе, 5) улучшение работоспособности, 6) воспитание навыка преодолевания трудностей на основе укрепления воли к победе.
Для решения поставленных задач широко применяются различные общеразвивающие упражнения, упражнения на выносливость (скоростно-силовые), корригирующие, в основных движениях, а также упражнения из системы ритмической гимнастики и танцевальные комбинации для овладения точностью, выразительностью движений и создания благоприятного эмоционального настроя. Включаются также игры от малоподвижных до подготовительных к спортивным с акцентом на воспитание коллективных действий и нормализацию взаимоотношений в группе, прикладные упражнения (бег, прыжки, метание, ходьба на лыжах и пр.), гимнастические упражнения с введением индивидуальных ограничений. Для больных всех групп исключаются упражнения на снарядах, требующие индивидуального исполнения (кольца, брусья, перекладина, опорные прыжки), а также упражнения с палками, булавами, элементы фехтования, бокса, борьбы. Особое значение приобретает аутогенная тренировка, которая применяется как индивидуально, так и на групповых занятиях. Методика проведения должна быть обязательно согласована с лечащим врачом, с учетом лечебных задач психотерапии. Общая направленность тренировки должна соответствовать поставленной цели — научить больного управлять своей эмоциональной сферой.
Поскольку речь идет в конечном счете о нормализации поведения больных, на первый план выступают воспитательные задачи лечебной физкультуры. Это обязывает особенно внимательно относиться к организации групповых занятий, начиная с формирования группы. Рекомендуется включать в ее состав до 8 ребят с разными формами неврозов, но не более одного больного истерией (иначе работа будет очень затруднена). При составлении плана занятия всегда следует иметь запасной вариант, на который, может быть, придется перейти в случае неожиданной отрицательной реакции части занимающихся.
Необходимо, чтобы ребенок на практике убедился в возможности достигнуть определенных результатов. Это поддерживается поощрением больного: одобрением, вручением значка, приза, вымпела, а также положительной оценкой выполнения определенных поручений. Важно также сравнение имеющихся улучшений физического развития, достижений в овладении прикладными навыками в пределах возрастных показателей и пр. В. И. Гарбузов в плане психотерапевтических занятий рекомендует ряд методических приемов, которые могут быть целиком использованы в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Так, рекомендуется постепенный переход от одобрений к мягкой требовательности, а затем и к твердым требованиям умения действовать как все, с последующим переходом к самостоятельным действиям. При этом существенна и такая последовательность: вначале с помощью ведущего, а затем при взаимопомощи и, наконец, самостоятельно.
Руководствуясь возрастными особенностями и необходимостью воспитания умения согласованно действовать в группе, предпочтение отдается игровому методу проведения занятий, а также самостоятельным играм и специальным игровым заданиям. Осуществляется постепенный переход от упрощенных занимательных игр к сложным, с обязательным соблюдением правил, воспитанием чувства равного среди равных и адаптации к возрастающим требованиям.
Для поддержания бодрого настроения необходимо в процессе занятий, после особо эмоциональных или требующих напряжения упражнений применять приемы отвлечения и разгрузки. С занятий пациент должен уходить удовлетворенным, стремиться аккуратно их посещать. Если же ребенок приходит на занятия без особого желания и начинает предъявлять жалобы, то программу и методику занятий необходимо пересмотреть.