Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при неврозах

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

Занятия проводятся с больными в разных лечебно-профилактических учреждениях: в поликлинике, физкультурном диспансере, санатории, доме отдыха.

Рекомендуется занятия проводить с группой не более 15 человек. Группы надо формировать смешанными по роду заболевания (неврастеники, истерики, психастеники). Лишь в отдельных случаях на определенный срок с больными замкнутыми, стесняющимися и по разным другим причинам не желающими заниматься в группе следует проводить индивидуальные занятия с тем, чтобы в дальнейшем включать их в группу больных.

Комплектование дифференцированных групп, то есть групп только неврастеников депрессивной формы, или возбужденной, или только психастеников — не всегда целесообразно, так как в этом случае их влияние друг на друга будет однотипным, усугубляющим имеющиеся симптомы.

В смешанных группах при разнообразных формах неврозов у больных влияние их друг на друга сказывается положительно, как бы уравновешивая симптомы возбуждения одних проявлениями повышенных тормозных процессов других, тем самым оказывая влияние на поведение друг друга. Это не значит, однако, что в смешанных группах может быть допущена единая, шаблонная методика для всех участников группы и тем более общая дозировка физической нагрузки для них.

Занятия обычно проводятся раздельно для мужчин и женщин, но бывает целесообразным иногда объединить их в одну общую группу (за исключением больных неврозом сексуального характера). Одежда больных должна быть удобной для занятий, на ногах туфли или тапочки. Группу комплектует врач — специалист по лечебной физкультуре при непременном участии методиста-инструктора. Основной формой занятий должен быть урок длительностью 30—45 мин. Занятия лечебной физкультурой желательно проводить ежедневно.

При комплексном лечении, когда у больных бывают 2—3 разных лечебных мероприятия, лечебная физкультура должна предшествовать всем другим бальнеологическим процедурам. По окончании занятий больные должны отдыхать 10—20 мин. (в комнате отдыха). Весьма желательно музыкальное сопровождение занятий.

В стационарных учреждениях, кроме уроков, проводятся: утренняя гигиеническая гимнастика, организованные и дозированные прогулки, экскурсии, спортивные и подвижные игры на площадке, отдельные виды спорта (лыжи, коньки, плавание, гребля, катание с гор, теннис). Организуются процедуры по закаливанию водой, воздухом и солнцем.

Амбулаторным больным даются индивидуальные консультации— советы по использованию других форм и средств лечебной физкультуры вне лечебного учреждения, в своих конкретных бытовых условиях с периодической явкой на контроль к врачу.

Первая стадия лечения занимает примерно половину курса.

Основная задача занятий данного периода — оказать первоначальное воспитательное влияние на больных, улучшить координацию их движений. Вместе с тем правильное решение этой задачи повлечет за собой и общеоздоровительный эффект. На этой стадии лечения занятия надо проводить мягко, без повышенной требовательности, не настаивая сразу же па точном исполнении упражнения, внося незначительные поправки и их ошибки, делая больше поощрительных замечаний, но не захваливая чрезмерно.

В соответствии с многообразной симптоматологией, проявляющейся у больных-невротиков, следует видоизменять и построение урока, несколько отступая иногда от установленной схемы.

Упражнения надо давать простые, в замедленном темпе, преследуя цель сдерживать порывистые, разбросанные движения и устранять лишнюю жестикуляцию. Выполнять упражнения с напряжением, чередуя их с расслаблением.

Приводим схему урока для первой стадии лечения:

I.            Подготовительная часть. Задачи: организация группы; формирование правильной осанки; обучение глубокому и полному дыханию; умеренное возбуждение физиологических функций всего организма.

Средства: построение в одну шеренгу, ходьба «змейкой» в разных направлениях с хлопками рук впереди себя, сзади, над головой; положить руки на плечи впереди идущему; ходьба с приседаниями. Темп ходьбы разнообразить — спокойный, медленный, средний, ускоренный, средний, снова медленный. Перестроение.

II.           Основная часть. Задачи: укрепление мышечной системы всей скелетной мускулатуры, создание сосредоточенного, ровного настроения, оказание умеренного влияния на сердечнососудистую, дыхательную и пищеварительную системы, а также на обмен веществ.

Средства: упражнения для рук, ног и туловища из исходного положения сидя, а затем стоя с опорой о спинку стула; упражнения стоя с палками, булавами, легкими гантелями, набивными мячами. Доступные упражнения на гимнастической стенке — смешанные висы; отведение руки и ноги в сторону, назад; лазание по стенке, поочередно страхуя друг друга. Упражнения на гимнастической скамейке умеренного силового типа — сесть верхом на скамейку, положить руки на плечи впереди сидящему, ноги вытянуть — отклониться назад, вытянутые ноги слегка приподнять и покачивать. Из исходного положения лежа на полу, кушетке или гимнастической скамейке — давать упражнения для мышц спины, передней стенки живота и косых мышц; исходные положения менять — лежа на спине, животе и на боку. Дозировка умеренная с частым отдыхом, не доводить до утомления. Использовать несложные игры.

III.         Заключительная часть. Задачи — успокоить занимающихся, урегулировать дыхание и кровообращение, организованно закончить занятие.

Средства: в процессе спокойной ходьбы давать упражнения на расслабление мышц рук и туловища, а также углубленное дыхание.

Вторая стадия лечения занимает примерно вторую половину курса.

Методика занятий изменяется, повышается дозировка физической нагрузки (требуют большую точность и быстроту движений, большего напряжения внимания и памяти); усложняется координация движений, добавляются прыжки, бег, упражнения со скакалкой. Вводятся упражнения, требующие внезапного тормозного процесса (резкая команда при переменах характера движения, например: во время ходьбы подается внезапно команда «сесть», «остановиться», «кругом» и другие); команда подается словесно или заранее условленными знаками, например хлопками рук, флажками и т. п. Используются подвижные и спортивные игры. Даются упражнения, связанные с преодолением чувства боязни высоты, а также требующие решительности и смелости, например: соскоки с гимнастической стенки на разном уровне высоты, прыжки в высоту, упражнения на равновесие без страховки.

Для тренировки вестибулярного аппарата применяются упражнения с закрытыми глазами — ходьба с поворотами, упражнения, связанные с вращениями вокруг своей оси из разных исходных положений.

Усложняются упражнения с преодолением различных препятствий.

Приводим схему урока для второй стадии лечения:

I.            Подготовительная часть. Задачи: организация группы, регулирование эмоционального состояния группы в целом и каждого больного индивидуально. Умеренное оживление кровообращения, дыхания и обмена веществ; повышение эластичности мышц и связочного аппарата,- применяя упражнения типа «разминки».

Средства: фигурная ходьба с различными усложнениями шага (скользящий шаг, пригибной, пружинящий и т. п.); ходьба с выставлением одной ноги, согнутой в колене, на носок, на пятку, легкий спокойный бег с правильными движениями рук; быстрое и четкое построение и перестроения. .

II.           Основная часть. Задачи: улучшение концентрации внимания и памяти; повышение сдержанности у возбужденных больных и быстроты реакции у вялых, заторможенных; повышение ловкости и смелости; дальнейшее улучшение функции всех органов и систем.

Средства: те же, что и в уроке первого периода, но с постепенно увеличивающейся дозировкой; прыжки в высоту, в глубину, в длину с места и с разбега с отметкой технических результатов, упражнения с увеличивающимся сопротивлением; метания в цель (мяча в баскетбольную корзину или в мишень маленькими мячами); упражнения со сложной координацией движений (тонкая дифференциация движений). Давать своевременно отдых больным, не доводя их до чрезмерного утомления.

III.         Заключительная часть. Задачи: постепенно снизить нагрузку, успокоить больных.

Средства: спокойная ходьба, упражнения на расслабление, словесное подведение итогов занятий методистом-инструктором.

Третьей стадией лечения больных-невротиков может считаться период самостоятельных занятий физкультурой и спортом по окончании курса лечения в поликлинике или санатории. Больным Следует рекомендовать дома радиогимнастику, а также различные виды спорта с индивидуальной дозировкой. Необходим систематический контроль врача.

imag49


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.