Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при переломах позвоночника

Рубрика: В детской хирургии

Лечебная физкультура составляет основу функционально­го метода лечения неосложненных компрессионных переломов позво­ночника. Общие положения ее разработаны Е. Ф. Древинг и В. В. Гориневской.

Лечебная физкультура благодаря присущему ей стимулирующему или тонизирующему действию способствует ликвидации отрица­тельных последствий гиподинамии, улучшает деятельность нервных процессов, повышает уровень функционирования других систем, в пер­вую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Используемая в ле­чении компрессионных переломов позвоночника лечебная физкультура обеспечивает повышение неспецифических защитных сил организма, способствует предупреждению осложнений, связанных с длительным однообразным положением.

Средства лечебной физкультуры, оказывая мощное трофическое воздействие, активизируют обмен веществ в организме больного ребенка, ускоряют течение регенеративных процессов в поврежденном позвоночнике, а также способствуют предупреждению мышечной атрофии.

Компенсаторное действие лечебной физкультуры в случае ком­прессионного перелома позвоночника обеспечивает максимальное укрепление мышц туловища, развитие естественного мышечного кор­сета, способного удержать позвоночный столб в правильном положе­нии и компенсировать недостаточную статическую выносливость его травмированного отдела.

В дальнейшем лечебная физкультура дает возможность постепен­но восстановить нормальную подвижность и гибкость позвоночника, а также его форму, нормализовать опороспособность.

Лечебную физкультуру назначают в первые дни лечения, как толь­ко ликвидируются противопоказания, которые обычно связаны с об­щими проявлениями травматической болезни при переломах.

В методике лечебной физкультуры различают три периода. В I пе­риоде полностью исключают осевую нагрузку на позвоночник, во II периоде осуществляют постепенный переход к осевой нагрузке, а в III больному разрешают полную нагрузку на позвоночник по оси. Первый период продолжается до 22 —26-го дня после травмы. Основ­ная задача лечебной физкультуры в первые 7 — 8 дн. — это борьба с проявлением травматической болезни и активизации жизнедеятель­ности детского организма.

Лечебная физкультура проводится в форме индивидуальных заня­тий длительностью от 10 до 15 мин. Исходное положение для всех упражнений — лежа на спине. В занятия включают упражнения для верхних и нижних конечностей без приподнимания их над поверх­ностью постели, дыхательные упражнения и упражнения в расслабле­нии.

Приводим примеры упражнений, включаемых в содержание заня­тий лечебной физкультурой в начале I периода.

Сжать кисти рук и разжать их.

При согнутых в локтях руках — одновременное сгибание кистей рук и стоп (вдох) и разгибание (выдох).

Кисти рук у плеч, круговые движения руками (дыхание свобод­ное).

Руки на пояс — одновременно со скольжением пятки , по постели согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах (вдох), исходное положение (выдох), то же другой ногой.

Отведение ноги в сторону, скользя по постели, и возврат в исход­ное положение, то же другой ногой. Дыхание свободное.

Одна ладонь на животе, другая на груди — медленный глубокий вдох, обе руки одновременно поднимаются, следуя за движениями грудной клетки и живота, медленный выдох — руки опускаются.

В конце 1-й — начале 2-й недели занятий больного обучают пово­роту на живот «бревнышком», во время которого осуществляют пере­кат со спины на живот без дополнительных движений туловища.

Опираясь на локти и стопы (руки согнуты в локтевых суставах, ноги в коленных), ребенок передвигается на край кровати. Поворот со спины производится плавно, без рывков, с помощью рук. Кисти скре­щенных рук охватывают перекладину над головой, руки разогнуты в локтевых суставах, рука, в сторону которой проводится поворот, на­ходится снизу. Поворот может быть осуществлен и при другом ва­рианте положения рук: рука со стороны поворота вытянута вдоль ту­ловища, а другая также выпрямлена и помогает его повороту за счет хвата перекладины над головой.

С 7 — 9-го дня важнейшей специальной задачей является улучшение трофических процессов в мышцах спины и позвоночника и, наряду с этим, обеспечение скорейшей консолидации перелома и реклинации пораженного позвонка.

Во время занятий лечебной физкультурой обеспечивается выра­ботка хорошего мышечного корсета, а также производится подготовка организму больного ребенка к дальнейшему расширению двигательно­го режима. Поддерживается на достаточном уровне боковая подвиж­ность позвоночника.

Общая нагрузка во время занятий лечебной физкультурой возра­стает как за счет увеличения длительности занятий до 15 — 20 мин, так и за счет подбора упражнений и значительного увеличения числа по­вторений. Используют исходные положения лежа на спине и на живо­те и стоя на четвереньках. В этих исходных положениях успешно ре­шают задачи создания мышечного корсета при максимальном исключении осевой нагрузки на позвоночник.

Исходное положение стоя на четвереньках способствует устране­нию вестибулярных и координационных нарушений. В положении на четвереньках увеличиваются шейный и поясничный лордозы при осе­вой разгрузке позвоночника.

Общеразвивающие физические упражнения проводятся в различ­ном темпе и ритме, охватывают большинство мышечных групп. Важ­ное место в занятиях занимают специальные упражнения для мышц спины и брюшного пресса, обеспечивающие выработку мышечного корсета. Эти упражнения выполняются с учетом принципов развития общей и силовой выносливости в медленном темпе, с большим чис­лом повторений, чередованием статических напряжений и динамиче­ской работы и их сочетанием.

Например, в исходном положении лежа на животе с поднятыми прямыми ногами, головой и грудью производят движения руками, имитирующие плавание брассом. Во время выполнения этого упраж­нения обеспечивается статическое напряжение разгибателей спины и ягодичной группы мышц в сочетании с динамическими упражнения­ми для мышц плечевого пояса.

Для обеспечения наилучших условий реклинации позвонка исклю­чают упражнения, при которых возникает или усиливается нагрузка на переднюю часть тел позвонков в месте травмы. Для этого во время выполнения упражнений из исходного положения лежа на спине боль­ному предлагают прогибаться.

При выполнении упражнений из исходного положения лежа на спине (при переломах в поясничной области) исключаются упражне­ния в поднятии прямых ног до прямого угла, так как при этом сгла­живается поясничный лордоз и увеличивается нагрузка на передний край тел позвонков. При подъеме ног до угла 45° поясничный лордоз, наоборот, увеличивается, приводя к натяжению связок переднего отдела позвоночника, что способствует восстановлению правильного положения пораженного позвонка.

Для сохранения боковой подвижности позвоночника в занятие включаются наклоны туловища вправо и влево. Целесообразно вклю­чение упражнений для вестибулярного аппарата с целью подготовки к вставанию, упражнений на внимание и координацию.

Приводим примеры упражнений для использования в занятиях ле­чебной физкультуры в конце / периода:

Лежа на спине, руки на поясе. Скрестные движения прямыми но­гами, приподнятыми над постелью. Дыхание свободное.

Лежа на спине, руками взяться за спинку кровати над головою. Приподнять ноги до угла 45° и производить перекрещивающие движе­ния прямыми ногами («ножницы»). Дыхание свободное.

Лежа на спине, руки вдоль туловища. Движения, имитирующие езду на вел осоеде.

Лежа на животе, руки вдоль туловища. Приподнять голову и пле­чи — вдох. Продержаться в этом положении на 2 счета. Вернуться в исходное положение — выдох.

Лежа на животе, взяться руками за спинку кровати, отвести назад прямую ногу, перевести ее в сторону, возвратиться в исходное положение — выдох.

Лежа на животе, взяться руками за спинку кровати, отвести назад прямую ногу, перевести ее в сторону, возвратиться в исходное положе­ние. Те же движения другой ногой. Дыхание свободное.

Лежа на животе, руки на бедрах. Приподнять голову и плечи, от­водя назад прямые руки — вдох. Возврат в исходное положение — вы­дох.

Лежа на животе, руки с мячом разогнуты вперед. Поднять руки с мячом вверх, приподнимая плечи и прогибаясь в грудном отделе, за­держаться в этом положении — вдох, исходное положение — выдох.

Лежа на спине, руки вдоль туловища. Скользя руками вдоль туло­вища, наклониться вправо и влево («насос»).

Стоя на четвереньках, поднять прямую руку вверх и отвести ее в сторону, посмотреть на нее вдох, исходное положение — выдох. То же в другую сторону.

Стоя на четвереньках, одновременно поднять вверх прямую руку и отвести назад прямую разноименную ногу — вдох. Исходное поло­жение — выдох. То же с другой ногой и рукой.

Стоя на четвереньках, «ходьба» по кровати назад и вперед, дыха­ние свободное.

Углубленное решение задач лечебной физкультуры продолжается во II периоде, который длится от 22 —26-го до 30—35-го дня после травмы. В этом периоде значительно возрастает общая физическая на­грузка. Длительность специальных занятий увеличивается до 25 — 30 мин, увеличивается их плотность, вводятся упражнения с гантелями, набивными мячами, увеличивается количество упражнений в статиче­ском напряжении для мышц спины и брюшного пресса. Этот период является подготовительным для перехода к вертикальным нагрузкам на позвоночный столб, поэтому вводятся исходные положения стоя на коленях.

Исходное положение стоя на коленях, держась за спинку кровати, выгодно для тренировки осевой нагрузки на позвоночник, так как при этом имеется большая площадь опоры, а проекция центра тяжести те­ла такова, что для удержания равновесия туловище несколько отклоняет­ся назад, угол наклона газа увеличен и увеличивается поясничный лор­доз. В исходном положении стоя на коленях проводятся упражнения для мышц туловища (боковые наклоны, повороты, упражнения на координацию). При выполнении этих упражнений необходимо следить за осанкой ребенка, чтобы спина была прямой, а поясничный лордоз увеличен.

Приводим примеры упражнений для использования в занятиях ле­чебной физкультурой во II периоде:

Стоя на коленях, держась руками за спинку кровати. Принять пра­вильную осанку, отвести прямую руку в сторону ладонью вверх, по­смотреть на руку, повернув голову, — вдох. Исходное положение — вы­дох. То же в другую сторону.

Стоя на коленях, держась руками за спинку кровати. Переступание на коленях вперед, вправо, влево, назад.

I период начинается с 30 —35-го дня после травмы. В этом перио­де должны быть решены все основные задачи лечебной физкультуры. Главными особенностями данного периода являются переход к пол­ной осевой нагрузке на позвоночник и восстановление нормальной под­вижности позвоночника, а также восстановление и нормализация осанки и двигательных навыков в соответствии с возрастом ребенка.

Перевод ребенка в вертикальное положение производится следую­щим образом: из исходного положения стоя на коленях, держась за

спинку кровати, больной передвигается на коленях к ее краю и опускает на пол сначала одну, потом другую ногу. По мере восстановле­ния адаптации к вертикальному положению в занятия вводится исходное положение стоя.

В исходном положении стоя проводятся общеразвивающие упраж­нения для всех мышечных групп. Для восстановления подвижности позвоночника осуществляются повороты туловища, боковые наклоны. Наклоны вперед и в этом периоде можно производить только с прямой спиной. В занятие включаются упражнения на восстановление двигательных навыков, для предупреждения и ликвидации плоскосто­пия, воспитания и закрепления навыка правильной осанки, восстано­вления нормального навыка ходьбы. Используются различные гимна­стические пособия, палки, мячи, гантели и др. Вводятся подвижные игры.

Приводим пример физических упражнений для использования в занятиях лечебной физкультурой в III периоде:

Лежа на спине, держась руками за спинку кровати. Поднять прямые ноги до угла 45′, развести их в стороны, соединить, медленно опустить. Дыхание не задерживать.

Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки в локтях (с опорой на локти и Стопы). Опираясь на локти и стопы, следует приподнять таз, удержаться в этом положении на счет до 4 и вернуться в исходное положение.

Лежа на животе, приподнять голову и плечи с отведением рук в стороны и одновременным приподниманием прямых ног — вдох, удержать их в этом положении, возврат в исходное положение — вы­дох.

Лежа на животе, держась за спинку кровати, — поднимание пря­мой ноги с сопротивлением (инструктор лечебной физкультуры оказы­вает сопротивление руками), то же другой ногой.

Стоя на четвереньках, согнуть руки в локтях, опуститься на пред­плечья, правую ногу разогнуть и поднять назад—выдох, исходное положение — вдох.

Стоя на четвереньках. Передвижение в постели по кругу вправо и влево. Дыхание свободное.

Стоя на полу, держась руками за спинку кровати. Ходьба на месте с постепенным увеличением времени.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Локти отвести назад, соединить лопатки. Прогнуться, приподнимаясь на носки, — вдох, вер­нуться в исходное положение — выдох.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Боковые наклоны туловища.

Стоя, «в опущенных руках гимнастическая палка. Поднять палку вверх, прогнуться, посмотреть на палку, отставить назад ногу — вдох. Возвратиться в исходное положение — выдох.

Стоя, руки на бедрах, ноги на ширине плеч. Боковые наклоны ту­ловища («насос»).

Эффективность лечебной физкультуры, применяемой при компрес­сионных переломах позвоночника, определяется по степени достиже­ния поставленных лечебных задач. В первую очередь, необходимо определение силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса для суждения о развитии естественного мышечного корсета. Для оцен­ки силовой выносливости разгибателей спины определяется время удержания в исходном положении лежа на животе поднятой головы, плеч и груди, приподнятых прямых ног. Эта проба считается удовлетворительной, если дети 7-11 лет удерживаются в этом положении от 11/2 до 2 мин, а 12—14 лет — 2 — 21 /2 мин. Для оценки силовой выносли­вости мышц брюшного пресса — время удержания в положении лежа на спине поднятых под углом 45 прямых ног. Проба считается удовлет­ворительной для ребят 7—11 лет при удержании ног в течение 1-2 мин, для ребят 12-14 лет – l,5-2 мин.

После выписки из стационара лечебная физкультура продолжается в кабинете лечебной физкультуры поликлиники не менее 1 года. Во время занятий постепенно увеличивается общая физическая нагрузка, обеспечивается всестороннее решение лечебных и реабилитационных задач. Через 3 — 31/2 мес после травмы разрешается садиться и исполь­зовать для упражнений исходное положение сидя. Помимо занятий ле­чебной физкультурой, рекомендуется плавание, ходьба на лыжах по ровной местности, ближний туризм. Запрещаются спортивные виды физических упражнений, связанные с длительной статической нагруз­кой на позвоночник и резким сгибанием позвоночника.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.