Лечебная физкультура при плевритах любой этиологии
Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппаратаЛечебная физкультура при плевритах любой этиологии играет важнейшую роль, предупреждая образование плевральных сращений и последующие нарушения функции внешнего дыхания, а также развитие статических форм сколиотической болезни.
К задачам лечебной физкультуры при основном заболевании присоединяются следующие а) ускорить рассасывание воспалительного экссудата, б) предупредить образование плевральных спаек и шварт, в) способствовать растяжению уже образовавшихся плевральных наслоений и восстановлению нормальной подвижности легких, г) воспитать и закрепить навык правильной осанки, а при развитии сколиоза — коррекция возникшего дефекта опорно-двигательного аппарата.
Из средств лечебной физкультуры применяются дыхательные упражнения, с помощью которых удается активизировать лимфообращение в легких и ускорить всасывание экссудата. Особенно эффективны дыхательные упражнения с активизацией вентиляции в нижних отделах легких, где развита сеть «щелей» и «люков» лимфатических сосудов. Для предупреждения спаечного процесса и образования шварт, растяжения спаек применяются специальные упражнения для мышц верхних конечностей с большой амплитудой движений, маховые, с использованием соответствующих пособий. Важную роль при выполнении упражнений играют исходные положения, которые могут либо блокировать движения на пораженной стороне, либо, наоборот, способствовать их активизации и растяжению спаек и сращений.
При диагностировании плеврита ребята переводятся, как правило, на постельный режим. Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) в этом периоде индивидуальны, они включают уже освоенные ребенком общеразвивающие упражнения из исходных положений лежа и сидя со щажением пациент стороны, дыхательные упражнения выполняются по щадящей методике, без сопротивления и специальных заданий, включаются упражнения в расслаблении. При улучшении состояния и расширении двигательного режима (полупостельный, палатный) значительно увеличивается воздействие на пораженную сторону, для активизации ее экскурсий используются исходные положения на здоровом боку, а также приемы, блокирующие движения здоровой половины грудной клетки при других исходных положениях. В занятия включаются общеразвивающие упражнения из всех исходных положений, гимнастические упражнения с увеличенной амплитудой движений для мышц пояса верхних конечностей — с булавами, гимнастическими палками, малыми гантелями, маховые движения, а также все варианты дыхательных упражнений, упражнения в расслаблении. На общем режиме, в периоде остаточных явлений, а также в поликлинике при занятиях с детьми, перенесшими плевропневмонию, используются динамические дыхательные упражнения с так называемым встречным дыханием, когда развертывание грудной клетки и ее растяжение при движении сопровождаются не обычным для такого положения вдохом, а выдохом, что позволяет разделить париетальный и висцеральный листки плевры, растягивая образовавшиеся спайки. В зависимости от места расположения плевральных наслоений выбирается исходное положение, увеличивающее экскурсию легких на стороне поражения. К таким исходным положениям относятся положение на здоровом боку, с валиком под грудной клеткой, сдавление и прижатие руками определенных ее участков. Растяжение спаек или препятствия для их образования в нижних отделах легких создаются при наклонах и поворотах туловища в здоровую сторону в сочетании с усиленным акцентированным вдохом и выдохом. Для растяжения спаек в боковых отделах применяются наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с энергичным выдохом. При локализации процесса в верхних отделах — упражнения из исходного положения сидя и стоя с разгрузкой верхней апертуры грудной клетки (руки на поясе или бедрах). Усиление растягивающего действия гимнастических упражнений достигается использованием набивных мячей, гантелей, булав и других пособий, выбором максимальной амплитуды движений, выполнением упражнений у гимнастической стенки. Для коррекции нарушенной осанки применяются упражнения для так называемого мышечного корсета и корригирующие симметричные и асимметричные упражнения. Большую часть занятия составляют общеразвивающие упражнения, прикладные, спортивного типа и подвижные игры, обеспечивающие постепенное решение общих лечебных задач и адаптацию к физической нагрузке. Дозировка такой нагрузки, начиная с палатного режима, — средней интенсивности.