Лечебная физкультура при пневмониях у ребят дошкольного и школьного возраста
Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппаратаНазначается с первых дней заболевания, методика строится в соответствии с лечебными задачами на основе назначенного лечебно-охранительного режима. В разгаре клинических проявлений, на постельном режиме, ведущими задачами лечебной физкультуры являются компенсация дыхательной недостаточности, уменьшение застойных явлений в легких, нормализация эмоционального тонуса ребенка и активизация его защитных сил. Специальными средствами, вызывающими перестройку имеющихся приспособительных реакций и усиливающими их компенсаторный эффект, являются простые гимнастические упражнения для средних мышечных групп, выполняемые в медленном темпе и из облегчающих исходных положений. Эти упражнения приводят к преобразованию ритма дыхательных движений, углублению и урежению дыхания.
Возникающая при пневмонии защитная реакция детского организма — одышка — обеспечивает гипервентиляцию преимущественно за счет учащения дыхания и приводит к маятникообразным движениям воздуха в дыхательных путях, не сопровождаясь адекватным увеличением альвеолярной вентиляции. Кроме того, при одышке вовлекается в работу дыхания большое количество вспомогательных мышц, резко увеличивая потребление кислорода. Перестройка дыхательных движений под влиянием физических упражнений не только увеличивает эффективность дыхания, но и уменьшает излишний расход энергии на дыхательный акт. Наряду с этим включение упражнений позволяет использовать с лечебными целями тесную физиологическую связь моторики и дыхания, обеспечивающую улучшение последнего на всех уровнях (тканевого, внешнего): более равномерную и эффективную вентиляцию, улучшение и восстановление нарушенных патологическим процессом взаимоотношений между легочной вентиляцией и легочным кровотоком, улучшение диффузии газов в легких, увеличение артериовенозной разницы за счет усиления поглощения кислорода тканями, улучшение транспорта газов кровью.
При значительных нарушениях дыхания могут использоваться пассивные гимнастические упражнения в медленном темпе, выполняемые инструктором. При дыхательной недостаточности I и II степени, если ребенок может согласовывать движения с дыханием, эффективно раннее включение в методику занятий дыхательных упражнений. На постельном режиме используются дыхательные упражнения в медленном темпе, без сопротивления дыханию и его форсирования, статического и динамического (с включением малых и средних групп мышц) характера из исходных положений на спине, на боку с их частой сменой. Улучшение кровоснабжения легких и уменьшение застойных явлений достигаются как за счет всех видов применяемых на постельном режиме упражнений, так и за счет преимущественно связанных с лимфо- и кровоснабжением легких упражнений для мышц верхних конечностей и грудной клетки. Для решения указанных задач могут также использоваться как в сочетании с физическими упражнениями, так и самостоятельно приемы поглаживающего массажа туловища и конечностей, массаж грудной клетки. Исходные положения для большинства упражнений — лежа и сидя. Длительность занятий не превышает 12—15 мин, физическая нагрузка — слабая и ниже средней.
При удовлетворительном состоянии, нормальной температуре и компенсированной дыхательной недостаточности или ее отсутствии ребенок переводится на палатный режим. В этом периоде заболевания — периоде обратного развития — ведущими задачами лечебной физкультуры являются закрепление достигнутого компенсаторного эффекта, улучшение показателей внешнего дыхания и расширение его резервных возможностей, ускорение рассасывания воспалительных инфильтратов в легочной ткани, нормализация функции сердечно-сосудистой системы, восстановление и улучшение двигательных навыков больного ребенка, приспособление организма к физическим нагрузкам в пределах палатного режима. Применяются общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения прикладного типа, выполняемые из всех исходных положений, игры средней подвижности. В качестве специальных используются дыхательные упражнения (все варианты), в том числе и дыхание с сопротивлением, упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные упражнения. Важную роль играют исходные положения, способствующие активизации дыхания в пораженном сегменте и доле легкого. Приводим схему занятия лечебной физической культурой (ЛФК) на палатном режиме (табл. 12).
Физическая нагрузка в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) на палатном режиме — средняя. Кроме занятий, используются и такие формы, как утренняя гигиеническая гимнастика, элементы лечебной физкультуры во время прогулок (дозированная ходьба, подвижные игры), для ребят школьного возраста — самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения.
При переводе ребят на общий режим, в периоде остаточных явлений и выздоровления задачами лечебной физкультуры являются полное восстановление и нормализация внешнего дыхания, увеличение резервов дыхания, достаточное для обеспечения любых нагрузок, домашнего и школьного режима, восстановление двигательной сферы и физической работоспособности в соответствии с возрастными особенностями, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма. Ведущую роль в методике лечебной физкультуры играют общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп из всех исходных положений, частично заимствуемые из возрастных программ физического воспитания, упражнения прикладного и спортивного характера, игры средней и большой подвижности. Специальные виды гимнастических упражнений — дыхательные, в расслаблении, дренажные — используются для закрепления достигнутого эффекта нормализации дыхательного акта, а также для устранения остаточных явлений воспалительного процесса в бронхах. Физическая нагрузка в занятиях и при проведении других форм лечебной физкультуры — средняя и выше средней. Это достигается не только увеличением длительности выполнения упражнений, их подбором, но и включением отягощения, сопротивления. Допускается выполнение упражнений из исходных положений, затрудняющих дыхание: лежа на животе, в упоре на руки и т. п. Длительность специальных занятий для ребят школьного возраста достигает 35 — 40 мин, для дошкольников 25 — 30 мин. Контроль за эффективностью применяемой лечебной физкультуры проводится на всех этапах лечения по динамике клинической картины, изменениям функциональных показателей внешнего дыхания в покое, по результатам наблюдений во время занятий. В последнем случае оцениваются индивидуальная переносимость физической нагрузки, изменение отдельных показателей дыхания до и после занятий, скорость восстановления и т. п. Данные таких наблюдений позволяют своевременно вносить коррективы в содержание занятий.
Реконвалесценты после острой пневмонии в случае, если они не направляются в отделение реабилитации или местный санаторий, проходят восстановительное лечение в поликлинике. Важнейшей стороной такого лечения является лечебная физическая культура (ЛФК). Занятия, проводимые в кабинете лечебной физкультуры не реже 3 раз в неделю и сочетаемые с домашним выполнением заданий врача по индивидуальной методике, обеспечивают восстановление всех показателей дыхания до возрастной нормы, полную адаптацию к обычным условиям жизни, учебы и занятий физической культурой (ЛФК) и спортом, восстановление двигательных навыков и умений, нормализацию других функциональных систем, т. е. полную медицинскую реабилитацию ребенка. Методика занятий постепенно приближается к методике физического воспитания здорового ребенка, основное содержание занятий составляют общеразвивающие упражнения, упражнения прикладного характера, упражнения с предметами и на снарядах. Решение поставленных задач возможно лишь при постоянном тренирующем воздействии физической нагрузки, поэтому она поддерживается на уровне средней и выше средней с учетом возрастающей адаптации организма ребенка.
Пневмотрещотки www.rustehnika.ru.