Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при родовом параличе

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Лечебная физическая культура (ЛФК) и массаж применяются с целью восстановления движений во всех суставах и развития ручных действий в соответствии с возрастными особенностями, а также для обеспече­ния нормального психомоторного развития ребенка.

Выделяются три периода занятий лечебной физической культурой (ЛФК) [Таратушка Л. А., Попова 3. И., 1979].

Первый период — от рождения до 2 мес. Задачи сводятся к пре­дупреждению атрофии пораженных мышц, образования контрактур, стимуляции трофических процессов. Этот период делится на два эта­па: острый и подострый. Острый период длится 7—10 дней, при этом используются медикаментозное лечение и укладка руки. В подостром (до 1/2 — 2 мес) включаются пассивные гимнастические упражнения для пораженной конечности в сочетании с массажем (приемы поглажи­вания, растирания). Одновременно в занятия включаются массаж ту­ловища и конечностей и рефлекторные упражнения. С момента воз­никновения активных движений рекомендуется особое внимание уделять разгибанию руки с ее отведением под различными углами, сгибанию в плечевом и локтевом суставах, супинации предплечья.

Рефлекторные упражнения основаны на врожденных рефлексах, из которых наиболее важны рефлекс Робинсона (захват предмета при ка­сании им внутренней поверхности ладони); рефлекс Моро (охватываю­щие движения при похлопывании по ягодицам, или при надавливании на концы бедра); шейно-тонические рефлексы — симметричный и асим­метричный (изменение положений рук в связи с изменением положе­ния головы); феномен ползания по Бауэру (в исходном положении ле­жа на животе надавливание на подошвы стоп вызывает сгибание и разгибание нижних конечностей); феномен Таланта (разгибание ту­ловища при проведении пальцами паравертебрально) и др.

Активные упражнения для пораженной конечности вначале даются в облегченных условиях (в теплой воде, при поддержке и пр.). При улучшении функции мышц возможно их включение в активные целена­правленные действия — захваты предметов, удерживание игрушек, опо­ра на предплечья и кисти в положении лежа на животе, повороты ту­ловища со спины на живот, присаживание при поддержке за обе руки и т. д.

Второй период начинается, как правило, с 2 мес, когда появляются активные движения конечностей. Помимо задач первого периода, ве­дущими являются развитие и тренировка активных движений тулови­ща и конечностей, профилактика контрактур (или борьба с уже суще­ствующими). Пассивные упражнения выполняются так же, как в первом периоде, но особое внимание уделяется подниманию рук вверх, разгибанию и отведению плеча с необходимой фиксацией лопа­ток, сгибанию и разгибанию в плечевом, локтевом суставах с супина­цией предплечья. Активные движения производятся как с охватом всех суставов в виде гимнастических упражнений, так и в движениях, напра­вленных на изменение положения тела в пространстве. Массаж прово­дится в виде избирательного (все приемы) для пораженной конечности и общего поглаживающего. Укладка производится только во время сна.

У большинства ребят при систематическом лечении наступает вы­здоровление, но в тех случаях, когда в возрасте старше года полного восстановления двигательных функций не произошло, начинается тре­тий период.

Третий период необходим не только для не закончивших ранее си­стематическое лечение, но и для тех, кто в сравнительно редких слу­чаях не проходил его или проходил с большими перерывами. У таких ребят чаще всего рука ротирована внутрь, слегка согнута и отведена в плечевом суставе или же отвисает, а лопатка приподнята и смещена вперед, внутренний край ее отстоит от туловища, предплечье пронировано. Ребята не могут поднять руку в сторону, вперед, назад и вверх, поднести ложку ко рту, завести руку за спину, супинировать пред­плечье, но с помощью здоровой руки, держась за палку, могут выпол­нять эти движения (почти пассивно).

Основными задачами лечебной физкультуры в третьем периоде являются: предупреждение нарастания контрактур, выработка наибо­лее выгодных замещений при выполнении различных движений и ручных действий, нормализация осанки и дыхания, дальнейшее улуч­шение функции пораженных мышц.

Средства для достижения поставленных задач: дифференциро­ванный массаж мышц верхних конечностей (в том числе пораженной руки) с использованием различных стимулирующих приемов общего и точечного массажа для ослабленных мышц, приемов расслабления и растягивания для мышц в состоянии контрактуры; упражнения с со­противлением для укрепления мышц лопатки, способствующие ее фик­сации и подвижности для выработки заместительных функций. Спе­циальные упражнения применяются также для мышц предплечья, кисти и пальцев. Рекомендуются упражнения с одновременной рабо­той обеих рук при фиксации их на палке, рейке гимнастической стенки и т. д.

При оперативном лечении указанные выше средства лечебной физ­культуры применяются во время предоперационной подготовки. При массаже особое внимание уделяется укреплению мышц плечевого по­яса с применением приемов сегментарного массажа — сверления, глу­бокого растирания паравертебрально и в лопаточной области. У таких больных дельтовидная мышца бывает парализована, головка плечевой кости находится вне сустава, рука висит. При этом типична операция артродеза плечевого сустава. Благодаря малоподвижному соединению головки плечевой кости и лопатки под углом 60 — 70° пациент полу­чает возможность поднимать руку при помощи перемещений лопатки за счет действия мышц верхних конечностей.

В послеоперационном периоде лечебная физическая культура (ЛФК) является ос­новным средством, решая задачи скорейшей адаптации больного при выполнении различных ручных действий, воспитания трудовых навы­ков и навыков самообслуживания, содействуя дальнейшему укрепле­нию мышц верхних конечностей.

При параличе Дежерин-Клюмпке лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в соответствии с общими положениями методики, описанной при па­раличе Дюшенна —Эрба. Но в связи с поражением дистального отдела руки укладки применяются в виде шинки на кисть и пальцы с выведе­нием их в среднее положение, большой палец отведен при помощи мягкой прокладки, чтобы избежать давления. Необходимо следить, чтобы I пястная кость была обязательно отведена, а фаланги большо­го пальца служили ее продолжением (без дополнительного разгибания ногтевой фаланги). Физические упражнения и массаж направлены на возможное восстановление функций пораженных мышц и ручных дей­ствии. Применяются приемы массажа: поглаживание и растирание — поверхностное и глубокое, точечный массаж для расслабления или стимуляции. При выполнении пассивных упражнений, упражнений с помощью или активных фиксируются соседние суставы, чтобы обес­печить направленность усилий только на требуемое движение. Напри­мер, при тренировке движений пальцев следует фиксировать в среднем положении лучезапястный сустав, при движениях в лучезапястном су­ставе фиксируют свободно согнутые пальцы в пястно-фаланговых су­ставах. По мере восстановления движений применяются активные упражнения с мелкими предметами, проводится тренировка навыков самообслуживания (застегивание, расстегивание, шнуровка и пр.).


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.