Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лечебная физкультура при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Лечебная физическая культура (ЛФК) назначается больному после выве­дения его из шокового состояния.

Задачи лечебной физкультуры — противодействовать возникнове­нию вторичных осложнений со стороны внутренних органов и двига­тельного аппарата, способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций, адаптации больного ребенка к последовательно­му расширению двигательного режима, повышению уровня неспеци­фической сопротивляемости организма.

В первые дни применяются общетонизирующие, дыхательные, а также пассивные упражнения для конечностей. По мере улучшения состояния и восстановления движений круг используемых средств по­степенно расширяется, включаются специальные активные упражнения из облегчающих, а затем и из обычных исходных положений. Общера­звивающие упражнения и уровень физической нагрузки подбираются в соответствии с режимом.

Если пациент готовится к операции, занятия с малой нагрузкой могут начинаться в дооперационном периоде. После операции занятия возобновляются обычно на 2-й день. Используются дыхательные упражнения и простейшие пассивные и активные движения. В дальней­шем, так же как и при консервативном лечении, для содействия вос­становлению отсутствующих движений пассивные движения сочетают­ся с посылкой импульсов (идеомоторные упражнения) к активному сокращению мышц. При появлении первых активных движений они выполняются из облегченных исходных положений. Постепенно дви­жения усложняются. Используются сопротивление и легкое отягоще­ние. Применяются упражнения для развития и укрепления мышц туло­вища (так называемого мышечного корсета). Возрастает уровень физической нагрузки.

Вначале занятия проводятся в положении лежа на боку, лежа на спине. Затем используются исходные положения лежа на животе, стоя на четвереньках, стоя на коленях.

Методические приемы, используемые в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК), варьируют в зависимости от характера изменения мышеч­ного тонуса. При вялых парезах и параличах физические упражнения используются с целью укрепления ослабленных мышц. Пассивные дви­жения применяются с осторожностью, чтобы не вызвать разболтанно­сти суставов. Учитывая быструю истощаемость ослабленных мышц, активные движения производят с небольшим количеством повторений, «дробными» дозами, несколько раз в течение занятия. Специальные упражнения многократно повторяются дополнительно (в течение дня).

При спастических парезах и параличах физические упражнения со­четаются с элементами расслабляющего точечного массажа. Пас­сивные движения выполняются медленно, плавно. Активные движения производятся без большого напряжения и чередуются с упражнениями на расслабление. Используется лечение положением (фиксация нижних конечностей в положении разгибания и некоторого отведения).

Расширение двигательного режима больного осуществляется в сроки, обусловленные характером травмы, уровнем поражения и двигательными возможностями больного. Начинать расширение ре­жима следует с тренировки ортостатических реакций, которую целе­сообразно осуществлять на специальном столе (постепенная адаптация больного к вертикальному положению). Затем больного ставят на но­ги с использованием специальных приспособлений (брусья для упора руками, корсет, аппараты, фиксирующие коленные суставы).

Когда пациент освоит положение стоя, можно начинать обучение ходьбе. Это удобно осуществлять с помощью подвесной монорельсо­вой дороги, на которой ребенка фиксируют с помощью специального корсета. В дальнейшем проводится обучение ходьбе в ходунках. При удовлетворительном восстановлении двигательных функций ребенка переводят на костыли, а затем обучают ходьбе с помощью палок.

В соответствующие сроки разрешается определенное время прово­дить в положении сидя (на постели, на коляске). В этом положении ре­бенок может играть, рисовать, заниматься лепкой и выпиливанием, что при высоком уровне поражения способствует восстановлению дви­жений рук.

С детьми старшего возраста на колясках целесообразно прово­дить специальные игровые и спортивные занятия с группой больных (игры с мячом, теннис, метание, стрельба из лука и др.). Такие занятия повышают эмоциональный тонус и содействуют восстановительным процессам. При отсутствии нарушений функций тазовых органов и трофических изменений больным могут быть назначены занятия в лечебном бассейне. В водной среде (температура воды 32 — 34 °С) пациенты выполняют специальные упражнения и обучаются ходьбе. Та­кие занятия эмоциональны и очень эффективны (табл. 20).

Лечебная физкультура при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.