Лечебная физкультура при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга
Рубрика: При заболеваниях нервной системыЛечебная физическая культура (ЛФК) назначается больному после выведения его из шокового состояния.
Задачи лечебной физкультуры — противодействовать возникновению вторичных осложнений со стороны внутренних органов и двигательного аппарата, способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций, адаптации больного ребенка к последовательному расширению двигательного режима, повышению уровня неспецифической сопротивляемости организма.
В первые дни применяются общетонизирующие, дыхательные, а также пассивные упражнения для конечностей. По мере улучшения состояния и восстановления движений круг используемых средств постепенно расширяется, включаются специальные активные упражнения из облегчающих, а затем и из обычных исходных положений. Общеразвивающие упражнения и уровень физической нагрузки подбираются в соответствии с режимом.
Если пациент готовится к операции, занятия с малой нагрузкой могут начинаться в дооперационном периоде. После операции занятия возобновляются обычно на 2-й день. Используются дыхательные упражнения и простейшие пассивные и активные движения. В дальнейшем, так же как и при консервативном лечении, для содействия восстановлению отсутствующих движений пассивные движения сочетаются с посылкой импульсов (идеомоторные упражнения) к активному сокращению мышц. При появлении первых активных движений они выполняются из облегченных исходных положений. Постепенно движения усложняются. Используются сопротивление и легкое отягощение. Применяются упражнения для развития и укрепления мышц туловища (так называемого мышечного корсета). Возрастает уровень физической нагрузки.
Вначале занятия проводятся в положении лежа на боку, лежа на спине. Затем используются исходные положения лежа на животе, стоя на четвереньках, стоя на коленях.
Методические приемы, используемые в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК), варьируют в зависимости от характера изменения мышечного тонуса. При вялых парезах и параличах физические упражнения используются с целью укрепления ослабленных мышц. Пассивные движения применяются с осторожностью, чтобы не вызвать разболтанности суставов. Учитывая быструю истощаемость ослабленных мышц, активные движения производят с небольшим количеством повторений, «дробными» дозами, несколько раз в течение занятия. Специальные упражнения многократно повторяются дополнительно (в течение дня).
При спастических парезах и параличах физические упражнения сочетаются с элементами расслабляющего точечного массажа. Пассивные движения выполняются медленно, плавно. Активные движения производятся без большого напряжения и чередуются с упражнениями на расслабление. Используется лечение положением (фиксация нижних конечностей в положении разгибания и некоторого отведения).
Расширение двигательного режима больного осуществляется в сроки, обусловленные характером травмы, уровнем поражения и двигательными возможностями больного. Начинать расширение режима следует с тренировки ортостатических реакций, которую целесообразно осуществлять на специальном столе (постепенная адаптация больного к вертикальному положению). Затем больного ставят на ноги с использованием специальных приспособлений (брусья для упора руками, корсет, аппараты, фиксирующие коленные суставы).
Когда пациент освоит положение стоя, можно начинать обучение ходьбе. Это удобно осуществлять с помощью подвесной монорельсовой дороги, на которой ребенка фиксируют с помощью специального корсета. В дальнейшем проводится обучение ходьбе в ходунках. При удовлетворительном восстановлении двигательных функций ребенка переводят на костыли, а затем обучают ходьбе с помощью палок.
В соответствующие сроки разрешается определенное время проводить в положении сидя (на постели, на коляске). В этом положении ребенок может играть, рисовать, заниматься лепкой и выпиливанием, что при высоком уровне поражения способствует восстановлению движений рук.
С детьми старшего возраста на колясках целесообразно проводить специальные игровые и спортивные занятия с группой больных (игры с мячом, теннис, метание, стрельба из лука и др.). Такие занятия повышают эмоциональный тонус и содействуют восстановительным процессам. При отсутствии нарушений функций тазовых органов и трофических изменений больным могут быть назначены занятия в лечебном бассейне. В водной среде (температура воды 32 — 34 °С) пациенты выполняют специальные упражнения и обучаются ходьбе. Такие занятия эмоциональны и очень эффективны (табл. 20).