Лечебная физкультура при холецистите
Рубрика: При заболеваниях внутренних органов у детейЛечебная физкультура применяется во всех периодах холецистита для решения большинства лечебных задач, в первую очередь для уменьшения воспалительных изменений, устранения дискинетических расстройств, нормализации оттока желчи.
Общеразвивающие гимнастические упражнения, включаемые в методику лечебной физкультуры в соответствии с состоянием ребенка и его двигательным режимом, позволяют решать общетерапевтические задачи нормализации эмоциональной сферы, повышения защитных сил, восстановления адаптации к физической нагрузке. Физические упражнения в развитии основных двигательных навыков соответственно возрасту ребенка и различные приемы их стимуляции и восстановления дают возможность также конкретно воздействовать на двигательную сферу ребенка. Полноценное использование средств лечебной физкультуры общеразвивающего характера является необходимым условием для достаточно эффективного включения специальных средств. К ним относятся дыхательные упражнения, упражнения для мышц брюшного пресса, упражнения в расслаблении, упражнения, способствующие дренажу билиарной системы, а также некоторые приемы вибрационного и поглаживающего массажа.
Дыхательные упражнения при определенной методике их выполнения позволяют воздействовать на внутрибрюшное давление за счет движений диафрагмы. Кроме того, они способствуют улучшению кровоснабжения и кровотока в желчевыводящей системе как за счет рефлекторного действия, так и за счет имеющихся анатомо-физиологических взаимоотношений кровоснабжения диафрагмы и органов брюшной полости.
Упражнения для мышц брюшного пресса дают возможность постепенного восстановления тонуса этих мышц, создания условий для формирования правильных анатомических взаимоотношений в брюшной полости. Подбирая исходные положения и условия выполнения упражнений, можно регулировать изменения внутрибрюшного давления, что позволяет оказывать прессорное действие на желчный пузырь, регулировать отток желчи и т. д. Кровоснабжение печени, желчного пузыря и желчных протоков имеет тесную связь с кровоснабжением мышц брюшного пресса, поэтому группа упражнений для этих мышц является прекрасным средством воздействия на трофические процессы в билиарной системе. Упражнения для мышц брюшного пресса способствуют уменьшению и ликвидации воспалительных изменений как за счет изменения условий кровоснабжения желчного пузыря и протоков, так и за счет стимулирующего действия физических упражнений на кровообращение в целом. Важной стороной действия упражнений для мышц брюшного пресса также является нормализация моторики желудочно-кишечного тракта.
Анатомо-топографические взаимоотношения желчного пузыря, общего желчного протока и двенадцатиперстной кишки позволяют рекомендовать наилучшие положения для оттока желчи — положение на левом боку и положение стоя на четвереньках, при которых отток желчи по направлению к шейке пузыря и двенадцатиперстной кишки осуществляется под влиянием силы тяжести. Дополнительным фактором, который значительно ускоряет отток желчи в таких исходных положениях, является повышение внутрибрюшного давления при выполнении дыхательных упражнений с участием диафрагмы или упражнений для мышц брюшного пресса. В некоторых случаях для улучшения оттока желчи применяются и другие исходные положения — лежа на спине, на правом боку, сидя и стоя. Выбор этих исходных положений может диктоваться нарушением нормальных топографических взаимоотношений органов брюшной полости, когда отток желчи лучше осуществляется из индивидуально подобранного (под контролем холецистографии) положения. Кроме того, воспалительные изменения и спайки вокруг желчного пузыря и желчных протоков могут вызвать болевые ощущения в положении на левом боку и на четвереньках, усиливая спазмы сфинктеров, в этих случаях выбор дренажных исходных положений определяется отсутствием болей и возможностью добиться расслабления.
При обострении хронического холецистита у ребят курс лечебной физкультуры в комплексной терапии может быть условно разделен на три части соответственно фазам процесса (выраженного обострения, затухания и начала ремиссии).
В фазе выраженного обострения больному ребенку обычно назначается постельный режим. Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) начинают проводить по мере улучшения общего состояния ребенка, исчезновения резких болей, снижения температуры. Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме специальных занятии длительностью до 15 мин. Способ проведения таких занятий индивидуальный. Если пациенты ребята находятся в специализированных отделениях, то лечебная физическая культура (ЛФК) может проводиться в форме утренней гимнастики и малогрупповых или групповых занятий. В занятиях применяются общеразвивающие упражнения в соответствии с постельным режимом, с небольшим числом повторений из исходных положений лежа, сидя и стоя с умеренной (ниже средней) физической нагрузкой. Из специальных упражнений используются диафрагмальное дыхание, упражнения в расслаблении. Для уменьшения застойных явлений в пораженных органах и устранения спазма сфинктеров целесообразно включение поглаживающего массажа и элементов вибрации области живота. Упражнения для мышц брюшного пресса включают с большой осторожностью, избегая увеличения внутрибрюшного давления и особенно натуживания. Темп выполнения большинства упражнений медленный. В фазе затухания обострения двигательный режим больных ребят расширяется до палатного, разрешаются свободное перемещение по отделению, самообслуживание в пределах палаты, прогулки, учебные занятия.
Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных заданий для самостоятельного выполнения. Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся малогрупповым или групповым способом, длительность их увеличивается до 25 мин. Используются физические упражнения для большинства мышечных групп из исходных положений стоя, в ходьбе, сидя, лежа на спине, на боку и на животе, с возрастающим числом повторений, в различном темпе. Общая физическая нагрузка при проведении занятий возрастает до средней. На фоне общеразвивающих применяются специальные упражнения для мышц брюшного пресса как из исходных положений, способствующих оттоку желчи, так и из других. В сочетании с ними и самостоятельно включаются упражнения в расслаблении. Дыхательные статические и динамические упражнения используются как для воздействия на желчевыводящие пути, так и для нормализации функции внешнего дыхания. По-прежнему исключаются натуживание, резкие колебания внутрибрюшного давления. Улучшение и нормализация эмоционального тонуса больных, оздоровление их нервно-психической сферы могут быть достигнуты за счет игровых элементов, пособий и снарядов, а также при включении в содержание занятий игр средней и малой подвижности.
Упражнения при хронических холециститах и дискинезиях желчевыводящих путей
Из исходного положения лежа на спине.
1. Поднять правую руку вверх и одновременно согнуть левую ногу, скользя стопой по поверхности постели — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох.
2. Руки на поясе. Приподнять голову и плечи, посмотреть на носки — выдох. Возврат в исходное положение — вдох.
3. Левую руку положить на грудь, правую — на живот. Упражнение в диафрагмальном дыхании. При вдохе обе руки поднимаются вверх, следуя за движением грудной клетки и передней стенки живота, при выдохе — опускаются вниз.
Из исходного положения лежа на левом боку.
4. Левая рука выпрямлена вверх, левая нога полусогнута. Поднять правую руку вверх — вдох, согнуть правую ногу и, прижимая правой рукой колено к груди, выдох.
5. Поднимая правую руку и правую ногу, сделать вдох, сгибая ногу и руку, подтянуть колено к животу, наклонить голову — выдох.
6. Отвести прямую правую руку вверх и назад — вдох, вернуться в исходное положение — выдох.
7. Отвести обе ноги назад — вдох, согнуть обе ноги, подтягивая колени ближе к груди — выдох.
Исходное положение — стоя на четвереньках.
8. Поднимая голову, сделать вдох, скользящим движением передвигая правую ногу вперед между руками — выдох. Возвратиться в исходное положение и то же упражнение выполнить другой ногой.
9. Поднять левую прямую руку в сторону вверх — вдох, возврат в исходное положение — выдох.
10. Сделать вдох, сгибая руки, лечь на живот — выдох, возврат в исходное положение.
В фазе начала ремиссии пациенты ребята переводятся на общий режим. Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится во всех формах в виде утренней гимнастики, групповых занятий, подвижных игр во время прогулок и т. д. Основное содержание занятий составляют общеразвивающие гимнастические упражнения и упражнения по развитию и тренировке основных движений. Используются различные приемы увеличения физической нагрузки — отягощение и сопротивление. Они осуществляются из всех исходных положений с большим числом повторений, с включением элементов сопротивления и отягощения. Обязательно сочетание общеразвивающих и специальных упражнений (дыхательных, в расслаблении, для мышц брюшного пресса, дренажных). Помимо воздействия на трофические процессы в желчевыводящей системе, эти упражнения также обеспечивают и общестимулирующий эффект и способствуют формированию правильной осанки и нормализации топографических взаимоотношений органов брюшной полости. Все виды физических упражнений и подвижные игры в начале ремиссии должны способствовать восстановлению нормальной адаптации организма ребенка к физической нагрузке обычного характера и подготовить его к условиям пребывания в домашних условиях и в детском учреждении.