ЛФК при заболеваниях органов дыхания
Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппаратаБолезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «экспираторному» строению грудной клетки (как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, богатой васкуляризации легких, слизистой оболочки трахеи, бронхов, незавершенности морфологических структур органов дыхания, бедности эластических волокон, мягкости и податливости ребер, хрящей трахеобронхиального дерева. В связи с этим у ребенка ограничены возможности вентиляции, легко образуются ателектазы, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации инфекции. По анатомическому строению дыхательная система ребенка достигает завершенности к 8—12 годам, однако функциональное развитие продолжается до 14—16 лет. Физиологическое своеобразие дыхания ребенка связано с большой функциональной нагрузкой при продолжающемся развитии и морфологической дифференцировке.
В то же время отмечаются меньшая растяжимость легочной ткани и относительно большая работа дыхания, слабость дыхательной мускулатуры, приводящая к ее истощению при повышенных требованиях к дыхательному аппарату, меньшая активность сурфактанта-фосфолипида, выстилающего внутреннюю поверхность альвеол, что увеличивает склонность к ателектазированию. К физиологическим особенностям дыхания ребенка относится также более низкая возбудимость дыхательного центра и более поздняя адаптация к гипоксемии, сравнительно меньшее давление в малом круге кровообращения, обусловливающее наклонность к сдавливанию сосудов при воспалительных изменениях легочной паренхимы.
При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у ребят в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы — недостаточны.
Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяет тесная физиологическая и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, ре- флекторно и гуморально возбуждает функцию дыхания. Работа скелетной мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокращение. Несмотря на произвольное регулирование дыхания, дыхательная функция тонко приспосабливается к меняющимся потребностям организма за счет наличия богатого рецепторного аппарата функциональной системы дыхания и ряда возможных путей регуляции функции. Отмечаются некоторые особенности реагирования дыхания на мышечную работу у ребят, которые сводятся к усилению вентиляции преимущественно за счет учащения и меньше за счет углубления дыхания [Шалков Н. А. 1957; Карпенко JI. И., 1966]. При одинаковых физических нагрузках стандартного характера у ребят наблюдается относительно больший прирост легочной вентиляции [Колчинская А. 3., 1964; Тихвинский С. Б., 1972]. Увеличение газообмена при мышечной работе достигает некоторого предела, известного в физиологии дыхания как величина максимального потребления кислорода, определяющего функциональные возможности дыхания, лимитирующие объем производимой работы [Фарфель В. С., 1949]. Максимальное потребление кислорода увеличивается по мере роста ребенка. В то же время у ребят возможность длительно сохранять потребление кислорода на максимальном уровне ограничена и увеличивается с возрастом и в зависимости от занятий физической культурой. С возрастом и в определенной мере в зависимости от систематических занятий физическими упражнениями возрастает диффузионная способность легких [Ширяева И. С., 1971; Маркосян А. А., 1974].
Под влиянием возрастающей двигательной активности и систематических занятий физическими упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания — жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость; возрастает коэффициент использования кислорода из вентилируемого воздуха. Уменьшается работа дыхания в расчете на единицу вентиляции и потребления кислорода; улучшается кислородтранспортная функция крови и совершенствуются механизмы тканевого дыхания. Все эти благоприятные функциональные сдвиги являются не только прямым следствием возрастного преобразования дыхательной системы, но прежде всего следствием «энергетического правила скелетной мускулатуры», по И. А. Аршавскому, т. е. тренирующего, адаптирующего воздействия мышечной работы.
В патологических условиях при заболеваниях органов дыхания любого генеза нарушается тонкий приспособительный механизм, обеспечивающий адекватное включение многочисленных звеньев функциональной системы дыхания и предупреждающий нарушения гомеостаза. Восстановление нейрогуморальной регуляции дыхания, приспособительная перестройка его в целях обеспечения жизнеспособности детского организма — важнейшая лечебная задача. Используя связь мышечной работы и дыхания, можно применить средства лечебной физкультуры для решения подобного рода задач. Так, в методике лечебной физкультуры нашли широкое применение дыхательные упражнения. Их роль в восстановлении согласованной работы дыхательной мускулатуры, в устранении дискоординации мышечной деятельности основных и вспомогательных дыхательных мышц, возникающей из-за нарушения произвольной регуляции дыхания, бесспорна. Изучение физиологии дыхательных упражнений [Смирнов К. М., 1960, 1964] показало, что в основе их действия лежат нервные влияния. Произвольное изменение дыхания во время выполнения упражнений осуществляется по механизму условного рефлекса и вырабатывается на основе словесных раздражителей. Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект. Приспособительная перестройка дыхания, компенсация развивающейся дыхательной недостаточности под влиянием средств лечебной физкультуры используются в острой стадии дыхательных расстройств путем применения некоторых видов массажа и гимнастических упражнений по принципам рефлекторной терапии. В то же время необходимо учитывать и непосредственное влияние мышечной работы на вентиляцию и газообмен, проявляющееся улучшением альвеолярной вентиляции, повышением коэффициента использования кислорода и т. д.
Важнейшую роль в лечебном эффекте физических упражнений, массажа играют их трофическое действие, изменение условий лимфо- и кровоснабжения легочной ткани, улучшение репаративных процессов в трахее, бронхах и бронхиолах, уменьшение застойных явлений и отека, рассасывание патологических инфильтратов и т. д. Средства лечебной физкультуры способствуют восстановлению равномерности вентиляции, улучшают альвеолярно-капиллярные взаимоотношения, восстанавливают соответствие легочной вентиляции и легочного кровотока, приводят к улучшению диффузии газов в легких.
Физические упражнения, адекватные возможностям больного ребенка, вызывают некоторое улучшение бронхиальной проходимости [Фонарева Т. А., 1971; Свердлов Ю. М., 1975], особенно усиливающееся под воздействием специальных упражнений. Ряд средств лечебной физкультуры при особой методике их применения вызывают улучшение дренажной функции бронхов и эвакуацию патологического содержимого.
Важным моментом, оказывающим влияние на эффективность применяемых при заболеваниях органов дыхания средств лечебной физкультуры, являются исходные положения. Для активизации дыхания в пораженных отделах легких используется исходное положение на здоровом боку. Наоборот, для уменьшения вентиляции пораженной стороны ребенка укладывают на пациент бок. При необходимости усиления экскурсии верхних отделов легких применяются исходные положения с переключением тяжести пояса верхних конечностей на тазовый (руки в упоре на бедрах) или на опору (руки в упоре на стуле или кровати). Частая смена исходных положений целесообразна при распространенных очаговых процессах и для усиления дренажной функции бронхиального дерева. В последнем случае также применяются и специальные (дренажные) исходные положения.
При заболеваниях органов дыхания, сопровождающихся значительными нарушениями функции ряда органов и систем, отклонениями и задержкой развития, снижением уровня неспецифической сопротивляемости, большее значение имеет стимулирующий эффект средств лечебной физкультуры, правильное использование которого в комплексном лечении — актуальнейшая проблема современной педиатрии. Хорошие перспективы для решения задач восстановительного лечения, реабилитация при заболеваниях органов дыхания связаны со своевременным включением специальных и общих средств лечебной физкультуры, обусловливающих нормализацию функциональной системы дыхания в ее высокую адаптацию к естественному для здорового ребенка диапазону требований окружающей среды.
Fai tck111ng комплект грм adr partex-zavod.ru/catalog/komplektuyushchie_adr/.