Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛФК ПРИ МАЛОЙ ХОРЕИ

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

В основе развития малой хореи лежит инфекционно- токсический процесс преимущественно ревматической природы (Ревматическое поражение головного мозга, по Н. Ф. Филатову; аллергический или ревматический энцефалит, по В. К. Хорошко, и др.). У многих из этих больных обнаруживают ревматическое поражение сердца, у них часто бывают ангины и относительно реже находят полиартрит. При поражении сердечно-сосудистой системы лечебную гимнастику соответственно дозируют и видоизменяют.

Наиболее характерными симптомами данного заболевания являются хореические подергивания и гипотония. Хореические насильственные движения распространяются на различные мышечные группы и изменяются позы. Больные не могут сидеть, стоять, ходить. Развивающиеся гиперкинезы вызывают нарушение координации даже основных произвольных движений, которые приобретают причудливую форму. Движения носят насильственный характер, но больной выполняет их без напряжения, так как снижен тонус мышц (характерный симптом болезни).

В острый период заболевания больной должен находиться на строгом постельном режиме. По миновании острого периода, уменьшении двигательного беспокойства и снижении гиперкинезов, улучшении общего состояния и особенно состояния аппарата кровообращения можно начинать занятия лечебной гимнастикой.

Их назначают с целью: а) оказать общеоздоровительное и укрепляющее влияние на организм больного, б) способствовать правильному осуществлению основных движений, точному их выполнению в «изолированных» мышечных группах и суставах (борьба с дискоординацией движений); в) укрепить гипотоническую мускулатуру; г) повысить функцию сердечно-сосудистой системы; д) оказать воспитательное влияние на ребенка и выравнивание его поведенческих реакций.

Методика лечебной физической культуры определяется как формой заболевания, так и тяжестью его. При гиперкинезах трудно выполнить активные произвольные движения — в таких случаях необходимо ограничиться применением пассивных движений и массажа. Необходимо при этом сдерживать неорганизованные движения ребенка.

При ослаблении гиперкинезов и насильственных движений очень важно начать занятия лечебной гимнастикой и назначить массаж.

При определении общей нагрузки в процедуре лечебной гимнастики, которой занимаются индивидуально, следует учитывать степень поражений сердца ревматическим процессом и быстроту нарастания усталости у ребенка. С целью дозировки физической нагрузки включают облегченные исходные положения (лежа, сидя), дыхательные упражнения.

Гимнастические упражнения должны быть просты и доступны для выполнения. Необходимо выяснить, какие из основных движений могут быть выполнены относительно правильно, какие сопровождаются насильственными движениями.

При выполнении заданных упражнений следует сдерживать у больного ненужные сопутствующие движения.

Помимо того, что упражнения должны носить элементарный характер, необходимо выполнять их ритмично, в спокойном темпе. От больного ребенка всегда надо требовать (с учетом возраста) точного и правильного выполнения движений. С этой целью рекомендуется фиксировать (придерживать) те конечности, которые включаются в неорганизованные движения. Так, например, если больной лежит, придерживают ему ноги, и под ритмичный счет самого больного он делает упражнения каждой рукой отдельно или обеими вместе. То же повторяют и при движениях ногами. Такой же способ допустим и при положении больного сидя и стоя. Упражнения на развитие точности изолированных движений и относительно простые на координацию дополняют упражнениями для укрепления мышц. Целесообразно использовать упражнения с сопротивлением, легкие смешанные висы и прилегания, полуприседания и приседания и др., чередуя их с дыхательными для ослабления нагрузки на аппарат кровообращения.

С целью развития координации движений и отвлечения ребенка от болезненных проявлений поведения следует вводить упражнения игрового характера с учетом особенностей возраста (кубики, шарики, перебрасывание и прокатывание мячей и др.). Задания должны быть выполнимы для ребенка.

Принимая во внимание быстро развивающуюся у больных хореей детей усталость, рекомендуется процедуру лечебной гимнастики проводить с паузами для пассивного отдыха и включать дыхательные упражнения. Целесообразно эти паузы использовать для массажа и удержания рук и ног от насильственных движений.

При проведении лечебной гимнастики важен контакт методиста лечебной физической культуры с больным ребенком, от чего в ряде случаев зависит успех лечения.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.