Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ЛФК при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

Рубрика: При заболеваниях внутренних органов у детей

Лечебная физическая культура (ЛФК) играет существенную роль в этиопатогенетической терапии, способствуя решению таких задач, как нор­мализация деятельности ЦНС, восстановление нарушенных кортико­висцеральных связей, нормализация эмоционального тонуса, стимуля­ция трофических процессов. К частным задачам лечебной физкультуры относятся снижение интенсивности агрессивных факторов, уменьшение и ликвидация воспалительных местных явлений, стимуляция репара- тивных процессов, устранение дискинезии желудочно-кишечного трак­та. Клинико-физиологическим обоснованием применения лечебной физкультуры является возможность воздействия на кислотообразую­щую и пептическую функции желудка и двенадцатиперстной кишки, а также на обмен веществ в целом как с помощью специально по­добранных физических упражнений, так и за счет физической нагрузки, приводящих к изменению условий лимфо- и кровоснабжения органов брюшной полости [Пропастин Г. Н., 1976, 1980].

Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) начинают в соответствии с фазой заболевания (обострение, начало ремиссии, ремиссия).

На постельном режиме, при отсутствии противопоказаний (крово­течение, резкое сужение привратника), занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся индивидуально в медленном темпе при малой нагрузке, длительностью 12—15 мин. Используются легкие для выполнения, простые гимнастические упражнения для малых и средних мышечных групп с небольшим числом повторений, упражнения для крупных Мышц из облегчающих исходных положений. Исключаются упражнения для мышц брюшного пресса и любые упражнения, приводящие к повышению внутрибрюшного давления. Достижению лечебной цели (успокоение, снятие болевых ощущений, нормализация моторики, уменьшение секреторных нарушений) способствуют выполнение упраж­нений в исходном положении лежа, в медленном ритме, сочетание общеразвивающих упражнений с дыхательными и в расслаб­лении.

При улучшении состояния больного, наличии признаков затухания обострения и переводе на палатный режим лечебная физическая культура (ЛФК) про­водится в форме утренней гимнастики и специальных групповых или малогрупповых занятий, длительность которых увеличивается до 20 мин. В содержание занятий, помимо общеразвивающих из различных исходных положений, включаются упражнения дыхательные, в расслаб­лении, ходьба. Упражнения для мышц брюшного пресса проводят без натуживания, с небольшим числом повторений, избегая повышения внутрибрюшного давления. Переход в положение сидя, стоя, на четве­реньки — с исключением напряжения мышц брюшного пресса. Сохра­няется ритм занятий медленный и средний, движения плавные, без рывков. Упражнения для конечностей — с уменьшенной амплиту­дой. Исключаются упражнения с подниманием рук выше уровня плеч, полные разгибания туловища, повороты и наклоны в сто­роны, поднятие и отведение прямых ног, приводящие к повышению внутрибрюшного давления.

В фазе неполной ремиссии и ремиссии занятия лечебной физической культурой (ЛФК) продолжаются с постепенным увеличением нагрузки до средне­го уровня, применяются и другие формы лечебной физкультуры — утренняя гимнастика, самостоятельно выполняемые назначения, эле­менты лечебной физкультуры в режиме дня. Общеразвивающие упражнения становятся более разнообразными, увеличивается число их повторений. Упражнения для мышц брюшного пресса назначают в большем количестве в сочетании с дыхательными и последующим расслаблением. Включаются ходьба, спокойные игры и эстафеты. В поликлинике и санатории в фазе ремиссии нагрузка при проведении различных форм лечебной физкультуры сохраняется на среднем уров­не, вводятся упражнения прикладного характера, спортивные и со сна­рядами.

Важную роль играют включаемые в режим дня спортивные развлечения в виде пешеходных и велосипедных прогулок, катания на лыжах, коньках, санках, плавания и т. д., позволяющие повысить эмо­циональный уровень больных, восстановить нормальную адаптацию к физической нагрузке.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.