Лыжный спорт
Рубрика: Виды спортаЛыжный спорт относится к тем видам спорта, которыми можно заниматься, начиная с самого раннего детства и вплоть до глубокой старости. Он является важным средством поддержания и улучшения здоровья. Лыжный спорт представляет широкие возможности разнообразной спортивной деятельности на свежем воздухе и при этом вовлекает в работу почти все системы организма. Тренировочный эффект от лыжного спорта повышается и благодаря восстанавливающему, способствующему укреплению здоровья влиянию свежего воздуха
Кроме того, лыжные гонки развивают упорств< и выносливость, а прыжки на лыжах и горнолыж ные дисциплины воспитывают смелость и реши тельность. Так как в большинстве случаев школь и спортивные общества ведут занятия по лыжному спорту на учебных сборах и в лагерях, то он дает разнообразные возможности воспитания сознательной дисциплины и коллективногс мышления и действий.
Лыжный спорт как средство досуга не связан сс спортивными сооружениями. Леса и горные долины, равнины, парки и холмы являются местами для занятий, на которых практически может заниматься неограниченное количество людей.
Историческое развитие. В местностях, месяцами покрытых снегом, человек еще в древние времена был вынужден создавать предметы, обеспечивающие ему возможность продвигаться по снегу, особенно зимой, т. к. охота была для него жизненно необходимой. В соответствии с различным типом строения эти снаряды в древности имели различное назначение : они либо препятствовали погружению в снег (это были круглые или овальные снежные обода), либо позволяли быстрое скольжение по равнине. Скользящая лыжа была особенно пригодна при преследовании убегающей дичи. Ф. Нансен в своем произведении «В снежной обуви через Гренландию» называет горы Алтая как предполагаемую родину скользящих лыж. Оттуда лыжи распространились преимущественно через снежные районы в северном и северо-западном направлении до Скандинавии и дальше, до Средней Европы. При этом из первоначально широких и имеющих выпуклую форму лыжи превратились в длинные и узкие. 4000-5000-летней давности каменные изображения, найденные неподалеку от Онежского озера и на норвежском озере Редей, позволяют узнать формы, схожие с сегодняшними лыжами. Болотные (торфяные) находки из Северной Европы обнаруживают возраст 2500 лет. Но и в китайских, греческих и римских летописях находятся описания лыжного бега.
В средневековье скандинавские рыцари и крестьяне культивировали лыжный бег особенно в период между 800 и 1250 гг.
В XVIII в. в Скандинавии использовали парные лыжи, имеющие неодинаковую длину. Более короткая для лучшего отталкивания покрывалась мехом, в то время как длинная лыжа позволяла широкое скольжение. Применялась лишь одна палка длиной в человеческий рост, в большинстве случаев без кольца.
В среднеевропейских странах лыжный бег был неизвестен вплоть до XIX в. Крестьяне из области Любляна в Юльских Альпах показывали удивительные результаты в спусках. Они использовали короткие лыжи и только одну палку. При изменениях направления движения она становилась в центр вращения.
Родина современного лыжного спорта-Норвегия. Здесь уже в 1733 году было выпущено служебное предписание для лыжных отрядов войск. В 1767 году в области Христиания, нынешнем Осло, состоялись первые военно-спортивные соревнования, а в 1843 году прошли первые официальные лыжные гонки в Тормсе. Около 1875 года в Южной Норвегии местность Телемарк стала особым местом развития лыжного спорта. Ведущими были братья М. и Т. Хеммествайт, а также С. Нордхайм. Наряду с бегом на равнине там занимались прыжками с холмов или с построенных снежных трамплинов. Первые прыжки выполняли с согнутыми ногами. Позже утвердилось выпрямленное положение. Длинная палка, которую первоначально использовали в прыжках, была вскоре заменена короткой палкой или веткой, и, наконец, стали прыгать без палок. Выкат заканчивался, как и сегодня, вращением лыж. При этом либо выводили вперед в желаемом направлении внешнюю по дуге лыжу (телемарк), либо ставили внутреннюю по дуге лыжу в скрещение (христианин).
В 1910 году была создана Международная лыжная комиссия. Она учредила правила соревнований и международные соревнования. На 10-й сессии Комиссии в Шамони в 1924 году она была преобразована в Международную федерацию лыжного спорта (ФИС). В настоящее время в нее входят более 50 стран. В 1925 году состоялись первые гонки ФИС, которые стали считаться официальными первенствами мира лишь с 1937 года и теперь проводятся раз в 4 года. Лыжный спорт является олимпийским с 1924 года.
Условия снежного покрова. Виды снега. Снег как основа лыжного спорта подвергается постоянным изменениям под влиянием климатических воздействий. От умения лыжника оценить состояние снежного покрова зависит правильная смазка лыж. При смазке лыж учитывают величину и структуру снежных кристаллов и содержание влаги в них, которое зависит от температуры. Кроме того, обращают внимание на распределение снежного покрова в местностях, где существует опасность лавин. Различают сухие и влажные виды снега. Сухие виды снега-это: 1) порошкообразный снег; 2) лежалый и мучнистый снег; 3) крупчатка; 4) изморозь; 5) наст. Мокрые виды снега-это: 1) мокрый мелкозернистый снег (клейкий снег); 2) мокрая крупчатка; 3) мокрый свежевыпавший снег; 4) фирн; 5) мокрый лежалый снег.
В видах снега, перечисленных здесь по порядку (1-5), снежные зерна увеличиваются в размерах.
Порошкообразный снег имеет иглообразные кристаллы и образует покров с большой пористостью. Он выпадает при морозе или возникает из клейкого снега при наступлении морозов. Он является идеальным снегом для ходьбы на лыжах, так как он легок и дает хорошее скольжение лыжам.
Мучнистый снег, наносимый ветром в низины или другие защищенные места, образует сначала мягкий (мучнистый), при замерзании прочный, часто волнообразный, с большими комьями пласт. Мелкие кристаллы порошкообразного снега растираются и скапливаются в очень плотные слои. В свободном состоянии он оказывает лыжнику при отталкивании очень небольшое сопротивление. Повышенная плотность уменьшает качество скольжения.
Крупчатка возникает при испарении острых углов кристаллов порошкообразного снега и сплаве отдельных кристаллов при длительном лежании. Крупчатые и солеобразные зерна в сухом состоянии обладают очень хорошими скользящими качествами.
Изморозь возникает при высокой влажности воздуха и вырастает на снежном покрове в виде плоских кристаллов. По своим качествам они похожи на кристаллы порошкообразного снега. Изморозь в больших количествах сбрасывается с деревьев и имеет более грубую структуру.
Наст и фирн имеют одно происхождение и одинаковые зерна, которые после частой смены процессов таяния и замерзания могут достигнуть величины горошины. Наст-это фирновый снег, сросшийся в более или менее плотный пласт. Это самый быстрый снег, однако он затрудняет скольжение. Фирн состоит из зерен наста, которые отделяются друг от друга и округляются с помощью солнца, дождя и теплого воздуха.
Мокрый лежалый снег образуется, когда содержание влажности фирна становится слишком высоким и сильно проявляется загрязнение. Качества скольжения при этом нарушаются.
При всех видах мелкозернистого снега повышенное содержание влажности вызывает поглотительное воздействие на нижнюю поверхность лыж и снижает ее скользящие качества.
Лавины. Ежегодно тысячи лыжников с радостью проводят время в горах. К сожалению, при этом все еще происходят несчастные случаи из-за лавин. Часто лыжники сами вызывают лавины, так как они не знают о причинах их возникновения. Восхождение и пересечения крутых склонов в высокогорье могут стать причиной возникновения лавин.
Лавины из свежевыпавшего снега. При сильных снежных осадках большие массы снега скапливаются с защищенной от ветра стороны гор. Часто затем срыв навесающих глыб приводит к лавине. Если снег сухой, то она опускается в долину в виде пыльной лавины. Ей предшествует сильная ударная волна. Мелкие снежные кристаллы проникают в дыхательные пути и могут привести к смерти от удушья. Лавины тянутся и скатываются в долину; закручивающее движение незначительно. Лыжник должен попытаться освободиться от лыж и остаться на поверхности снежной массы.
Грунтовые лавины. Часто весной между уплотненным грунтом и снегом благодаря просачивающейся воде возникает скользящий слой, на котором снежные массы в виде грунтовых лавин скатываются в долину. Их характеризуют огромные комья снега и грунта, и от года к году они проходят по одним и тем же путям.
Снежные полки. Крепко спрессованный снег на ветреной стороне дает обычно обманчивое чувство безопасности. Однако между старыми и более молодыми снежными пластами образуются часто плавни с большими воздушными просветами. Они являются причиной того, что лежащие сверху массы соскальзывают. Если вступить на такие места, то обычно снег подламывается с тупым звуком. Соскальзывание снежных полок хотя и ограниченно в пространстве, но происходит часто. Лифты. Быстрое развитие лыжного спорта больше не соответствовало возможностям летних горных дорог. Вскоре стали конструировать лыжные лифты, бугельные канатные и кресельные лифты различных видов. В горах ГЕРМАНИИ кресельные лифты стали транспортом для прыгунов с трамплина (Клингенталь, Оберхоф) и были построены в центрах горнолыжного спорта. Канатные дороги и подъемники экономят время на подъемы между отдельными спусками и сохраняют силы лыжника, что позволяет ему чаще проходить тренировочную трассу. Со строительством канатных дорог до самых горных вершин открылась возможность продлить лыжный сезон до лета.
Трассы-это пути и склоны спуска, которые в настоящее время для тренировок и соревнований готовятся с помощью машин.’ В крупных центрах зимнего спорта в горах существуют постоянные службы подготовки трасс.
Северные дисциплины.
Лыжные гонки являются старейшей дисциплиной в лыжном спорте. Наиболее широко они были распространены в Скандинавии и России. Позже они прижились и в среднеевропейских областях. И сегодня наибольшей популярностью они пользуются в Советском Союзе, Норвегии, Финляндии и Швеции. Эти же страны являются ведущими и в большом спорте. Бывшие прежде исключительно горнолыжными центрами Австрия и Швейцария имеют теперь школы по лыжным гонкам. Материальное обеспечение. Лыжи. Гоночная лыжа легка и узка, в среднем имеет ширину только 6 см. Наиболее подходящим материалом для нижней поверхности лыж является гикорь (канадский орех). Финская береза-и горный ясень-для остальных частей лыж. Для того чтобы лыжи не перекашивались, несколько слоев склеивают в многослойные лыжи. Канты укрепляются пластиком или твердым деревом. В производстве гоночных лыж дерево все больше вытесняется пластиком и металлом. Прогиб в середине лыжи под креплением делают в соответствии с весом гонщика. При нагрузке лыжи опираются на основание всей своей скользящей поверхностью. В качестве замены лыж для бесснежного периода в тренировке лыжников высших разрядов используются лыжероллеры. Они позволяют воспроизводить аналогичные движения, предполагая наличие гладких асфальтированных дорог, на которых концы палок находят опору.
Крепления должны дать пятке наибольшую свободу движения. Из простого крепления в виде ремешков на носки ступни для соревновательных целей были разработаны чрезвычайно целесообразные крепления «Роттафелла». Дужка прижимает носок ботинка к лыже. Еще большую свободу движения при отталкивании ноги и последующем перекате ноги дает новое крепление, в котором фиксируется клювообразное удлинение подошвы лыжного ботинка. В большом спорте это крепление уже оправдало себя.
Палки должны быть легкими и достигать плеча лыжника. Слишком длинные или слишком короткие палки отрицательно сказываются на технике бега. Как наиболее подходяп^е материалы применяются тонгкинг (вид бамбука), алюминий и сталь. Лыжные мази должны обеспечить хорошее скольжение и при отталкивании вызывать необходимое трение благодаря сцеплению между снежными кристаллами и слоем мази. Без мази лыжи при отталкивании будут скользить назад. Мази, изготовляемые для различных видов снега, отличаются друг от друга субстанцией и степенью твердости.
Твердые мази пригодны для сухого мелкозернистого снега. Чем грубее и влажнее снег, тем мягче должна быть мазь. Набор мазей состоит обычно из 6-9 сортов: черной, зеленой, голубой, фиолетовой, красной, желтой (в банках); клейстеров (в тюбиках). Твердые мази содержат больше парафина, а мягкие мази-больше жиров, масел, смол и лаков. Мази наносятся на загрунтованные смолой деревьев лыжи, равномерно распределяются специальной лопаточкой и растираются пробкой. Для грунтовки или очищения лыж используются паяльные лампы или газовые горелки. Постоянно изменяющийся под влиянием погоды снежный покров и различные виды снега, встречающиеся на трассе соревнований, не исключают ошибок при выборе мазей.
Одежда. Легкие беговые ботинки с низким голенищем и эластичной подошвой позволяют легкий и свободный лыжный шаг. Они удерживаются в креплении только с помощью шипов, которые входят в просверленные ранее отверстия на переднем канте подошвы, или удерживаются с помощью фиксирования носкового удлинения подошвы в скобе крепления. Костюм гонщика состоит из ветронепроницаемой блузы и брюк из легкого эластичного материала. Костюм не должен мешать движениям лыжника. Шерстяные гольфы, кожаные перчатки без подкладки и шерстяная шапка или лента дополняют костюм.
Правила. Руководством для всех международных гонок являются выпущенные ФИС «Правила международных соревнований».
Соревновательные дистанции. Вся трасса размечается флажками одного цвета. Дистанции 30 и 50 км в большинстве случаев бегут в несколько кру- ,гов. В гонках на дистанциях свыше 30 км должны быть установлены два пункта обслуживания. Перепад высот между самым низким и самым высоким участком трассы должен составлять у женщин не более 100 м в гонке на 5 км и 150 м в гонке на 10 км; у мужчин-не более 200 м в гонке на 10 км, 250 м в гонке на 15 км и на всех более длинных дистанциях.
При глубоком снеге организаторы прокладывают, помимо основной лыжни, лыжню для палок. При старте в эстафетных гонках лыжни используются в том количестве, в каком выходят команды на соревнование. Приблизительно после 200 м эти отдельные лыжни переходят в основную лыжню. Для каждого соревнования готовится схема трассы, на которой обозначены перепады высот и протяженность подъемов.
Соревновательные дисциплины. Олимпийскими соревновательными дисциплинами являются 5 км, 10 км, 20 км и эстафета 4 х 5 км для женщин и 15 км, 30 км, 50 км и эстафета 4×10 км для мужчин. Ход соревнований. В лыжных гонках старт принимают поодиночке с интервалом не менее 30 сек. Стартующие делятся на 4 группы в соответствии с результатами. Группа 1 с наиболее сильными гонщиками стартует в конце всех участников в такти-. чески более благоприятных условиях. Начиная с Олимпийских игр 1976 г. восстановлен прямой порядок номеров стартующих групп, т.е. от 1-й до 4-й, в отличие от обратного порядка, который существовал раньше. Сильнейшей считается 4-я группа (т.е. последняя, которая раньше была под № 1), однако часто это не совсем так, т.к. распределение гонщиков одной команды по группам происходит в соответствии с тактическими соображениями тренера. Порядок внутри группы определяется жеребьевкой. Только в эстафетах и массовых гонках дается общий старт. Если не учитывать обгон, лыжню нельзя покидать. Только при требовании «Лыжню!» впереди идущий должен отойти в сторону. В пути можно поменять одну лыжу или палки. Для контроля за сменой лыж судейская коллегия перед стартом маркирует лыжи. Время на финише регистрируется либо вручную, либо электрически и дается в полных секундах.
Смена в эстафете происходит на ограниченном отрезке дистанции посредством касания рукой. Судейство. Лыжные гонки-это соревнования на скорость. Распределение мест определяется судьями в соответствии с временем каждого участника. Техника. Основой лыжной техники является попеременный шаг с постановкой палок при каждом шаге. Он соответствует нормальному бегу, который с помощью лыж переходит в ритмическое скольжение. Толчок к скольжению дается мощным отталкиванием соответствующей ноги от снежного основания и толчком палки. Отталкивание, всегда начинается тогда, когда обе ноги находятся приблизительно рядом. Однако эффективным оно бывает тогда, когда в этот момент лыжа имеет достаточное трение со снежным основанием благодаря правильной смазке. В то время как левая нога отталкивается, правая становится скользящей. При этом масса тела переходит с отталкивающейся ноги на скользящую. Лыжник-гонщик скользит преимущественно на одной лыже. Только во время короткого промежутка отталкивания ногой обе лыжи одновременно касаются снега. На лыжне, поднимающейся вверх, скользящая фаза короче, вплоть до полного ее исчезновения при крутых подъемах, тогда как попеременный шаг похож на плоский прыжковый шаг.
После окончания толчка нога свободно перемахивается назад; при этом конец лыжи несколько поднимается над снегом. Толчок палкой должен выполняться до тех пор, пока рука не выпрямится сзади. При выведении вперед палка проносится близко к туловищу. В зависимости от скорости палка опять ставится в снег более или менее близко от носка передней ноги. Толчок ногой и палкой должен проходить одновременно, так что находящиеся по диагонали противоположные конечности работают всегда одновременно.
На слегка пологих отрезках применяют одновременный толчок палками. Обе палки ставятся в снег в одно время и на одной высоте. Между каждой постановкой палок для одновременного толчка могут выполняться один или несколько шагов. Для подъема на короткие и крутые отрезки пригодна «елочка». Перестановка лыж и перепрыгивание помогает гонщику менять направление движения на равнине.
Тактика. Нельзя выходить на соревнование, не изучив внимательно профиль дистанции. Непосредственно перед стартом делают разминку для разогрева. Проверка мази тоже относится к необходимой подготовке. Во время самого соревнования важно правильно распределить силы по всей дистанции и приспособить технику к местности. На дистанции участник плохо представляет себе ход гонки, поэтому он зависит от ориентации со стороны тренеров и помощников.
Прыжки с трамплина. Эта спортивная дисциплина пришла из Норвегии. Самый старый и самый знаменитый-это трамплин в Холменколлене, близ Осло. Вначале прыгали везде в выпрямленной стойке. Около 1925 г. находит признание прыжок с согнутыми бедрами. Известный в то время немецкий прыгун В. Гласс прыгал именно таким образом. Сегодня сильнейшие прыгают по аэродинамическим принципам. Характерными являются далекий вынос тела вперед и спокойное положение рук.
Короткие зимы в Средней Европе побудили к открытиям, с помощью которых можно прыгать и в бесснежное время. Опыты с растертым искусственным льдом имели лишь короткий сенсационный успех. Прыжки на соломенных матах, на рисовой соломе или еловых иглах были лишь незначительной длины.
Материальное обеспечение. Лыжный трамплин состоит из горы разгона, площадки отрыва, горы приземления, переходной дуги и выката, судейской вышки и мест для зрителей. Конструкция трамплина влияет и на возможную длину прыжка. Каждый трамплин имеет нормативный пункт. Он обозначает то место, на которое прыгун при нормальных условиях может приземлиться. К нему примыкает безопасный отрезок. Прыгун, приземляющийся за безопасным отрезком, попадает под большую силу приземления на ровной части выката. Технические показатели всех трамплинов, которые предназначаются для международных соревнований, требуют утверждения ФИС.
Гора разгона. Наиболее благоприятный угол наклона горы разгона составляет 30-35°. На скорость разгона влияет сокращение или удлинение разгона. Для прыжка на 80 м требуется скорость разгона около 83 км/час.
Площадка отрыва. Раньше ее строили горизонтально или даже с повышением, предполагая, что это сделает возможным для прыгуна более дальние прыжки. Однако при современном положении тела в полете наиболее целесообразным оказался угол от 5 до 8°.
Гора приземления и выкат. Наклон горы приземления должен приближаться к траектории полета с тем, чтобы прыгун не слишком жестко приземлялся. Радиус для перехода к выкату должен составлять длину трамплина +10 м, т. е. на 60-метро- вом трамплине —70 м.
Строительство трамплина по правилам связано со значительными работами. При всех обстоятельствах профиль трамплина, несмотря на снежный покров, должен соответствовать расчетным техническим данным. Обледенелая лыжня может быть размягчена с помощью соли. При таянии снега помогает на 5-6 часов снежный цемент (химическое средство для затвердевания).
Классификация трамплинов. В зависимости от мощности трамплины делятся на учебные (до 20 м), малые (20-50 м), средние (50-70 м), большие (до 90 м) и трамплины для полетов на лыжах (свыше 120м).
Трамплины для полетов находятся в Оберст- дорфе (ФРГ), Миттерндорфе (Австрия), Планице (Югославия) и Викерсунде (Норвегия).
Лыжи. В отличие от гоночных прыжковые лыжи широки и тяжелы; широки для того, чтобы хорошо парить в воздухе, и тяжелы, чтобы благодаря своей массе обеспечить большие скорости и безопасность при выкате.
Прыжковые лыжи имеют длину от 2,20 до 2,50 м, ширину у носков — 9 -10 см, в средней части — 7 — 8,5 см, на конце-8-9 см и весят от 5 до 8 кг. 3-5 желобков, сделанных на скользящей поверхности, обеспечивают уверенное ведение лыж в направлении движения. В качестве материала используются дерево, пластик и металл. Для того чтобы улучшить скользящие качества, нижняя поверхность покрывается пластиком.
Крепление. Соединение лыжи и ботинка не должно давать никакого бокового просвета, однако должна существовать свобода для пятки. Поэтому применяются ремневые крепления. При падении крепление должно тотчас открываться. Оно монтируется несколько ближе к концу лыжи.
Лыжная Мазь. Длина прыжка главным образом зависит от скорости прыгуна в момент отталкивания. Решающим для скорости является также и правильный выбор мази. Нижние поверхности из пластика натирают мазями для скоростного спуска. Одежда. Лыжные ботинки покрывают лодыжки, однако они не должны закреплять голеностопный сустав, для того, чтобы оставалась подвижность. Каблук должен быть укреплен прокладкой. В последние годы стало обязательным ношение защитных шлемов на соревнованиях и тренировках. Правила. Ход соревнований. Соревнования по специальным прыжкам (в отличие от прыжков в лыжном двоеборье) состоят из одного пробного прыжка, который предоставляется прыгунам, и двух зачетных прыжков. Пробные прыжки определяют правильную длину разгона. Если же достигают безопасного отрезка, то разгон в следующей попытке должен быть сокращен. Прыгуны делятся на группы в соответствии с уровнем их результатов. Группа сильнейших стартует в конце. Судейство. В прыжках с трамплина оценивается осанка и длина прыжка.
Осанка. Оценка выводится из оценок 5 судей. Каждый может давать до 20 баллов. Самая низкая и самая высокая оценка не учитываются. В самом благоприятном случае прыгун может получить от 3 судей по прыжкам с трамплина по 20 баллов, которые тоже обозначаются как оценка. Прыжки без падения в зависимости от качества имеют оценку за осанку от 20 до 8, а прыжки с падением-от 12 до 0. Касание снега рукой засчитывается как падение.
Длина прыжка тоже пересчитывается в баллы, причем за дальность прыжка берется определенный пункт, который оценивается в 60 баллов. 1 метр дальности прыжка соответствует, смотря по величине трамплина, различным баллам. На трамплинах с нормативным пунктом от 25 до 40 м снимаются или добавляются 2,4 балла, от 40,5 м до 60 м-1,8 балла, свыше 60 м-1,6 балла за каждый метр длины прыжка.
Техника прыжка делится на фазы разгона, отталкивания, полета, приземления и выката.
Разгон должен быть энергичным и коротким. Первые метры можно пройти 3-4 шагами. Затем прыгун принимает низкую стойку с тем, чтобы аэродинамическое сопротивление воздуха, которое растет в квадрате скорости, встречало бы наименьшую площадь воздействия. Руки поэтому плотно прижаты к телу. На больших трамплинах скорость при разгоне достигает 110 км/час.
Отталкивание. Подготовка к отталкиванию начинается уже за 10-14 м до края стола. Отталкивание является не только самой трудной, но и самой решающей частью прыжка, так как оно в значительной степени определяет траекторию полета. Для того чтобы иметь возможность использовать в полной мере мышечную силу ног, хороший прыгун выполняет отталкивание из глубокого приседа вместе с начальным движением. Толчок должен быть направлен так, чтобы прыгун дал себе импульс движения вперед, который быстро приведет его в наиболее благоприятное положение в полете. Полет. В полете важно занять самое рациональное положение лыж и тела по траектории полета. Угол между лыжами и траекторией полета в 30-35° самый благоприятный.
Тело, вытянутое вперед, должно стремиться к положению, почти параллельному лыжам. Неспокойное ведение лыжи, разведение и скрещение лыж ведут к сбавке баллов. Руки в момент отталкивания быстро отводятся назад и по. возможности прилегают к бокам туловища спортсмена.
Приземление и выкат. Так как скорость при прыжке на 80 м составляет свыше 100 км/час, то владение уверенным приземлением является предпосылкой для прыжка вообще. Для того чтобы достичь необходимой уверенности стояния, одну ногу выдвигают вперед для приземления телемарк, предписанного ФИСом. Эластичное пружинистое движение в коленях гасит давление. Выкат заканчивается маховым поворотом.
Лыжное двоеборье. Соревнования, в которых результаты лыжной гонки и прыжков с трамплина складываются в окончательную оценку, обозначают как лыжное двоеборье. Прыжки двоеборья проводятся на трамплинах с нормативным пунктом до 70 м. Дистанция лыжной гонки составляет 15 км. Участникам разрешаются 3 зачетных прыжка. Самый плохой из них вычеркивается из оценки. Самый дальний прыжок (с падением или без) оценивается 60 баллами. В соответствии с мощностью трамплина сбавки даются по обычным методам, принятым в специальных прыжках с трамплина.
Время гонки тоже пересчитывается в баллы. За лучшее время даются 220 очков. 1 мин отставания в гонке дает снижение в 9 очков. В идеальном случае победитель может получить 220 очков за гонку ц 240 очков за каждый прыжок, то есть вместе 460 очков.
Горнолыжные дисциплины. К горнолыжным дисциплинам относятся: скоростной спуск, слалом и слалом-гигант. Эти виды соревнования развились в горных областях. Первое соревнование по слалому было проведено в 1905 г. в Австрии. С 1920 г. англичане из «Лыжного клуба Великобритании» стремились к развитию горнолыжных соревнований в Швейцарии. Первые соревнования по скоростному спуску и слалому проводились как лыжные тесты или соревнования на спор. С 1936 г. горнолыжные соревнования относятся к олимпийской программе. Чемпионаты мира проводятся с 1931 г. Материальное обеспечение. Лыжи для скоростного спуска и гигантского слалома относительно длинны и тяжелы. Для слалома употребляют укороченные лыжи, потому что они должны быть подвижными (управляемыми). Во всех случаях канты укрепляются стальными пластинками. Даже при жестком основании они обеспечивают хорошее сцепление. Скользящие поверхности лыж делают с помощью разнообразных искусственных материалов стойкими, гладкими и водонепроницаемыми. Многократно пытались заменить дерево частично другими материалами. Наряду с металлическими лыжами, комбинации из металла, дерева и пластика выдерживали самые тяжелые нагрузки на соревнованиях. Пластиковые материалы находят все большее применение.
Крепления. Горнолыжнику необходимо очень прочное соединение лыжи и ноги. Поэтому горнолыжные крепления прижимают каблук ботинка к лыже. Закрепление происходит с помощью длинных ремней, толстых веревок с натягивающими устройствами, которые закрепляются на носках и каблуках ботинок. Они снабжены механизмами для безопасности (безопасные крепления), которые освобождают стопу при перенапряжении (падении).
Палки для горнолыжного спорта короче, чем гоночные палки, и сделаны преимущественно из стали.
Лыжные мази. Горные лыжи с нижней поверхностью из дерева или искусственного материала тоже должны обрабатываться мазью, г. к. повышается качество скольжения.
Одежда. Спортсмены-горнолыжники носят тесно прилегающий эластичный комбинезон, снежные очки и в гигантском слаломе и скоростном спуске защитные шлемы. Лыжный ботинок является связующим звеном между лыжей и стопой и сам должен обладать высокой прочностью, стабильностью. Не- сгибающаяся подошва, длинное твердое голенище, двойная шнуровка или защелкивающаяся застежка являются его основными частями.
Правила. Ход соревнований. Все гонки проводятся с индивидуальным стартом. Разрыв на старте в скоростном спуске составляет 60 сек. За 10 сек до
старта дается команда: «Внимание!», затем по секундам объявляют: «5, 4, 3, 2, 1-старт!» При старте в слаломе произносят: «Внимание!»-и через несколько секунд: «Старт!»
При ручном хронометрировании засекается время на секундомере в тот момент, когда первая нога пересекает линию финиша. Распределение по местам происходит в соответствии с показанным временем, если не нарушены правила. В случае нарушения правил производится дисквалификация или добавление штрафного времени.
Разделение по группам. На международных соревнованиях участники делятся по группам. Лучшие спортсмены входят в первую группу, слабые-в последнюю. Внутри группы порядок старта определяется жеребьевкой, в соревнованиях с двумя попытками во второй попытке внутри каждой группы стартуют в обратном порядке. Так как во время соревнований условия снега и трассы значительно ухудшаются, то участники с более поздними стартовыми номерами практически не имеют шансов на победу.
Скоростной спуск. Трасса для мужчин должна иметь перепад высот от 800 до 1000 м. В трассах женщин перепад высот лежит в пределах от 400 до 700 м. Боковые ограничения трассы размечаются слева красными, а справа зелеными флажками. Для мужчин расставляются красные контрольные ворота шириной 8 м. Флаги на воротах величиной 100×70 см. В соревнованиях женщин расставляются в чередовании красные и голубые контрольные ворота. Ширина их составляет 5 м, флаги имеют размер 70×50 см.
Торможение палками запрещено.
Слалом проводится в двух отдельных гонках и по возможности на двух различных трассах. Перепад высот составляет от 180 до 220 м для мужчин и от 120 до 180 м для женщин. Соревнования по слалому проходят на твердом или накатанном снеге с тем, чтобы на поворотах не образовывались слишком глубокие ямы.
Каждые ворота имеют ширину от 3,20 до 4,00 м и состоят из двух одинаковых по длине и цвету палок, которые возвышаются над поверхностью снега на высоте 1,80 м. На палки прикрепляют красные, желтые или голубые флаги размером 40×40 см. Следующие друг за другом ворота не должны быть одного цвета и должны стоять на расстоянии не менее 75 см. На мужских трассах расставляются от 50 до 75, а на женских-от 40 до 50 ворот, которые пронумеровываются от, старта до финиша.
После расставления флагов участники имеют право пройти трассу на лыжах снизу вверх. Спуск по трассе внутри ворот до соревнований штрафуется дисквалификацией.
Ворота только тогда пройдены безупречно, когда линия внутри ворот перекрещена обеими ногами. При ошибке во время прохождения ворот участник по приказу судьи должен снова и правильно пройти ворота. Пропуск ворот влечет за собой дисквалификацию.
Параллельный слалом. При параллельном слаломе стартуют по два спортсмена на двух близлежащих, равномерно расположенных трассах. Проигравший исключается из дальнейшего хода соревнований. Показанное время не является решающим для распределения мест, победа лишь обеспечивает спортсмену дальнейшее участие в соревнованиях. Следовательно, успешно выступающие участники обязаны принять в одном соревновании несколько стартов.
Слалом-гигант представляет собой промежуточную форму между скоростным спуском и слаломом. Перепад высот для мужчин должен составлять как минимум 400 м, а для женщин как минимум 300 м. Особыми признаками трассы слалома-гиганта являются волнистая местность, рытвины, выпуклости. Склон должен иметь уклон 25-30°, ширина трассы должна быть не менее 30 м. Включая старт и финиш, должно быть как минимум 30 ворот. Их ширина колеблется от 4 до 8 м. Расстояние между двумя следующими друг за другом воротами должно составлять не менее 5 м. Флаги состоят из двух палок, между которыми натянут холст величиной 75 х 50 см. Нижний край холста находится на высоте 1 м над поверхностью снега. Два таких флага образуют ворота. Холсты красные или голубые и снабжены белой полосой по диагонали. Горнолыжное многоборье. Скоростной спуск и слалом могут составлять двоеборье, а скоростной спуск, слалом и слалом-гигант-троеборье. Результаты соревнований рассчитывают на основании системы очков, при этом каждый раз лучшее время из всех засеченных на секундомере результатов принимается за 0 очков. Участник, который в двоеборье смог выиграть обе гонки, получает 0 очков, а самый слабый участник-самое большое количество очков.
Техника. Горнолыжник должен владеть местностью при самой высокой скорости. Средние скорости в 100 км/час и выше требуют устойчивости и быстроты реакции.
Положение корпуса. При скоростном спуске нет стандартного положения корпуса. Выпрямленное положение (высокая стойка) действует как воздушный тормоз; глубокое положение (низкая стойка), называемое еще приседом, препятствует влиянию вертикальных толчков. Наиболее благоприятное положение при прямом спуске-это умеренно глубокий присед с сильно согнутой верхней частью туловища и широкое ведение лыж (стойка «яйцо»). Оно снижает влияние ветра и оказывается самым благоприятным исходным положением для реагирования на нарушение равновесия из-за неровности рельефа, изменений в трении при скольжении, профиля местности и аэродинамического сопротивления. Более крутой спуск и повышение из-за этого ускорения требуют сгибания вперед, менее крутой спуск-выпрямления; уменьшение трения (обледенелые поверхности) и повышение трения (переход со льда на мягкий снег) требуют одинаковых реакций. Небольшие бугры и впадины выравниваются подтягиванием и выпрямлением ног.
Изменение направления. Для каждого изменения направления при спуске необходимо, чтобы лыжи были повернуты из направления спуска, закантованы и загружены, с тем чтобы они вызвали сопротивление снега, которое действует по косой по направлению к движению и создает отклонение. При всех технических исполнениях изменения направления движения это условие выполняется, но совершенно по-разному. При технике «плуга» или упора используется лишь одна лыжа для изменения направления движения (техника одной ноги). При параллельной технике обе лыжи одновременно поворачиваются по косой к направлению движения и используются для создания отвлекающего сопротивления снега (техника двух ног). Техника одной ноги-это плуги, упоры и телемарк; техника двух ног-это ротационная и контртехника. Горнолыжный спорт выявил много вариантов внутри этой группировки, которые применяются в определенных ситуациях и в условиях местности.
Историческая христиания с разведением ног и мах в упоре являются смешанными формами из обеих групп.
Все изменения направления проходят по дуге с широким или узким радиусом кривизны. Виды техники одной ноги предъявляют меньше требований к спортсменам и легче изучаемы. Виды техники двух ног (параллельной техники) осваиваются сложнее, однако они более результативны и, таким образом, представляют собой современную соревновательную технику. Дуга в плуге, дуга в упоре и мах в упоре при определенных условиях бывают неизбежны, но они не годятся в качестве соревновательной техники.
Виды техники одной ноги. Дуга плугом и дуга упором. Оба они имеют одинаковую структуру. Характерным является положение лыж под углом. Одна нога плужит, другая служит в качестве опоры. При дуге плугом положение под углом сохраняется постоянно, при дуге упором, напротив, заканчивается в параллельном косом спуске.
Телемарк начинается с шага-выпада. Выставленную вперед лыжу вращают затем по косой относительно другой лыжи.
Мах в упоре начинается постановкой одной лыжи в упор. После подтягивания другой лыжи сохраняется параллельное ведение лыж вплоть до окончания изменения направления.
Техника двух ног, параллельная техника. Из видов параллельной техники наиболее рациональной оказалась контртехника. Вращательный импульс для вращения лыж через движение пятки производится с помощью обратного движения верхней части тела. Одновременно вращение обеих лыж требует кратковременного переноса тяжести тела с них на палки (перенос в высокой и низкой стойке).
Изменения направления при параллельном ведении лыж названы также махами благодаря маховому темповому выполнению.
Тренировка. Так как соревнования по горнолыжным дисциплинам имеют продолжительность в основном от 1 до 4 мин, то важно достичь наивысшей концентрации и наивысшего уровня развития силы при ограниченном промежутке времени. Основное значение следует придавать силе ног и подвижности бедер. Общеразвивающая гимнастика, вольные упражнения и бег вниз по склону вокруг деревьев являются некоторыми методическими вспомогательными средствами. Все формы игр, требующие молниеносного реагирования и чрезвычайной ловкости, как, например, теннис, тоже входят в тренировку. Многие слаломисты «сдают» на последних воротах, так как многочисленные ворота постепенно исчерпывают их способность к концентрации и реакцию. Обычно недостает не мышечной, а нервной выносливости.