Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Лыжный спорт

Рубрика: Виды спорта

Лыжный спорт относится к тем видам спорта, которыми можно заниматься, начиная с самого раннего детства и вплоть до глубокой старости. Он является важным средством поддержания и улуч­шения здоровья. Лыжный спорт представляет ши­рокие возможности разнообразной спортивной дея­тельности на свежем воздухе и при этом вовлекает в работу почти все системы организма. Трениро­вочный эффект от лыжного спорта повышается и благодаря восстанавливающему, способствующе­му укреплению здоровья влиянию свежего воздуха

Кроме того, лыжные гонки развивают упорств< и выносливость, а прыжки на лыжах и горнолыж ные дисциплины воспитывают смелость и реши тельность. Так как в большинстве случаев школь и спортивные общества ведут занятия по лыжному спорту на учебных сборах и в лагерях, то он дает разнообразные возможности воспитания сознательной дисциплины и коллективногс мышления и действий.

Лыжный спорт как средство досуга не связан сс спортивными сооружениями. Леса и горные доли­ны, равнины, парки и холмы являются местами для занятий, на которых практически может заниматься неограниченное количество людей.

Историческое развитие. В местностях, месяцами по­крытых снегом, человек еще в древние времена был вынужден создавать предметы, обеспечивающие ему возможность продвигаться по снегу, особенно зимой, т. к. охота была для него жизненно необхо­димой. В соответствии с различным типом строе­ния эти снаряды в древности имели различное на­значение : они либо препятствовали погружению в снег (это были круглые или овальные снежные обода), либо позволяли быстрое скольжение по равнине. Скользящая лыжа была особенно пригод­на при преследовании убегающей дичи. Ф. Нансен в своем произведении «В снежной обуви через Гренландию» называет горы Алтая как предпола­гаемую родину скользящих лыж. Оттуда лыжи рас­пространились преимущественно через снежные районы в северном и северо-западном направлении до Скандинавии и дальше, до Средней Европы. При этом из первоначально широких и имеющих выпуклую форму лыжи превратились в длинные и узкие. 4000-5000-летней давности каменные изо­бражения, найденные неподалеку от Онежского озера и на норвежском озере Редей, позволяют уз­нать формы, схожие с сегодняшними лыжами. Бо­лотные (торфяные) находки из Северной Европы обнаруживают возраст 2500 лет. Но и в китайских, греческих и римских летописях находятся описания лыжного бега.

В средневековье скандинавские рыцари и крестья­не культивировали лыжный бег особенно в период между 800 и 1250 гг.

В XVIII в. в Скандинавии использовали парные лыжи, имеющие неодинаковую длину. Более корот­кая для лучшего отталкивания покрывалась мехом, в то время как длинная лыжа позволяла широкое скольжение. Применялась лишь одна палка длиной в человеческий рост, в большинстве случаев без кольца.

В среднеевропейских странах лыжный бег был не­известен вплоть до XIX в. Крестьяне из области Любляна в Юльских Альпах показывали удиви­тельные результаты в спусках. Они использовали короткие лыжи и только одну палку. При измене­ниях направления движения она становилась в центр вращения.

Родина современного лыжного спорта-Норве­гия. Здесь уже в 1733 году было выпущено служеб­ное предписание для лыжных отрядов войск. В 1767 году в области Христиания, нынешнем Осло, со­стоялись первые военно-спортивные соревнования, а в 1843 году прошли первые официальные лыжные гонки в Тормсе. Около 1875 года в Южной Норве­гии местность Телемарк стала особым местом раз­вития лыжного спорта. Ведущими были братья М. и Т. Хеммествайт, а также С. Нордхайм. Наряду с бегом на равнине там занимались прыжками с холмов или с построенных снежных трамплинов. Первые прыжки выполняли с согнутыми ногами. Позже утвердилось выпрямленное положение. Длинная палка, которую первоначально использо­вали в прыжках, была вскоре заменена короткой палкой или веткой, и, наконец, стали прыгать без палок. Выкат заканчивался, как и сегодня, враще­нием лыж. При этом либо выводили вперед в же­лаемом направлении внешнюю по дуге лыжу (теле­марк), либо ставили внутреннюю по дуге лыжу в скрещение (христианин).

В 1910 году была создана Международная лыж­ная комиссия. Она учредила правила соревнований и международные соревнования. На 10-й сессии Ко­миссии в Шамони в 1924 году она была преобразо­вана в Международную федерацию лыжного спор­та (ФИС). В настоящее время в нее входят более 50 стран. В 1925 году состоялись первые гонки ФИС, которые стали считаться официальными первен­ствами мира лишь с 1937 года и теперь проводятся раз в 4 года. Лыжный спорт является олимпийским с 1924 года.

Лыжный спорт

Условия снежного покрова. Виды снега. Снег как основа лыжного спорта подвергается постоянным изменениям под влиянием климатических воздей­ствий. От умения лыжника оценить состояние снеж­ного покрова зависит правильная смазка лыж. При смазке лыж учитывают величину и структуру снежных кристаллов и содержание влаги в них, ко­торое зависит от температуры. Кроме того, обра­щают внимание на распределение снежного покро­ва в местностях, где существует опасность лавин. Различают сухие и влажные виды снега. Сухие виды снега-это: 1) порошкообразный снег; 2) ле­жалый и мучнистый снег; 3) крупчатка; 4) измо­розь; 5) наст. Мокрые виды снега-это: 1) мокрый мелкозернистый снег (клейкий снег); 2) мокрая крупчатка; 3) мокрый свежевыпавший снег; 4) фирн; 5) мокрый лежалый снег.

В видах снега, перечисленных здесь по порядку (1-5), снежные зерна увеличиваются в размерах.

Порошкообразный снег имеет иглообразные кри­сталлы и образует покров с большой пористостью. Он выпадает при морозе или возникает из клейкого снега при наступлении морозов. Он является идеальным снегом для ходьбы на лыжах, так как он легок и дает хорошее скольжение лыжам.

Мучнистый снег, наносимый ветром в низины или другие защищенные места, образует сначала мяг­кий (мучнистый), при замерзании прочный, часто волнообразный, с большими комьями пласт. Мел­кие кристаллы порошкообразного снега растирают­ся и скапливаются в очень плотные слои. В свобод­ном состоянии он оказывает лыжнику при отталки­вании очень небольшое сопротивление. Повышен­ная плотность уменьшает качество скольжения.

Крупчатка возникает при испарении острых углов кристаллов порошкообразного снега и сплаве от­дельных кристаллов при длительном лежании. Крупчатые и солеобразные зерна в сухом состоя­нии обладают очень хорошими скользящими каче­ствами.

Изморозь возникает при высокой влажности воз­духа и вырастает на снежном покрове в виде пло­ских кристаллов. По своим качествам они похожи на кристаллы порошкообразного снега. Изморозь в больших количествах сбрасывается с деревьев и имеет более грубую структуру.

Наст и фирн имеют одно происхождение и одина­ковые зерна, которые после частой смены процес­сов таяния и замерзания могут достигнуть вели­чины горошины. Наст-это фирновый снег, срос­шийся в более или менее плотный пласт. Это самый быстрый снег, однако он затрудняет сколь­жение. Фирн состоит из зерен наста, которые отде­ляются друг от друга и округляются с помощью солнца, дождя и теплого воздуха.

Мокрый лежалый снег образуется, когда содержа­ние влажности фирна становится слишком высоким и сильно проявляется загрязнение. Качества сколь­жения при этом нарушаются.

При всех видах мелкозернистого снега повышен­ное содержание влажности вызывает поглотитель­ное воздействие на нижнюю поверхность лыж и снижает ее скользящие качества.

Лавины. Ежегодно тысячи лыжников с радостью проводят время в горах. К сожалению, при этом все еще происходят несчастные случаи из-за лавин. Часто лыжники сами вызывают лавины, так как они не знают о причинах их возникновения. Вос­хождение и пересечения крутых склонов в вы­сокогорье могут стать причиной возникновения лавин.

Лавины из свежевыпавшего снега. При сильных снежных осадках большие массы снега скапливают­ся с защищенной от ветра стороны гор. Часто за­тем срыв навесающих глыб приводит к лавине. Ес­ли снег сухой, то она опускается в долину в виде пыльной лавины. Ей предшествует сильная ударная волна. Мелкие снежные кристаллы проникают в дыхательные пути и могут привести к смерти от удушья. Лавины тянутся и скатываются в долину; закручивающее движение незначительно. Лыжник должен попытаться освободиться от лыж и остать­ся на поверхности снежной массы.

Грунтовые лавины. Часто весной между уплот­ненным грунтом и снегом благодаря просачиваю­щейся воде возникает скользящий слой, на котором снежные массы в виде грунтовых лавин скатываются в долину. Их характеризуют огромные комья снега и грунта, и от года к году они проходят по одним и тем же путям.

Снежные полки. Крепко спрессованный снег на вет­реной стороне дает обычно обманчивое чувство безопасности. Однако между старыми и более мо­лодыми снежными пластами образуются часто плавни с большими воздушными просветами. Они являются причиной того, что лежащие сверху массы соскальзывают. Если вступить на такие ме­ста, то обычно снег подламывается с тупым зву­ком. Соскальзывание снежных полок хотя и огра­ниченно в пространстве, но происходит часто. Лифты. Быстрое развитие лыжного спорта больше не соответствовало возможностям летних горных дорог. Вскоре стали конструировать лыжные лифты, бугельные канатные и кресельные лифты различных видов. В горах ГЕРМАНИИ кресельные лифты стали транс­портом для прыгунов с трамплина (Клингенталь, Оберхоф) и были построены в центрах горнолыж­ного спорта. Канатные дороги и подъемники эко­номят время на подъемы между отдельными спу­сками и сохраняют силы лыжника, что позволяет ему чаще проходить тренировочную трассу. Со строительством канатных дорог до самых горных вершин открылась возможность продлить лыжный сезон до лета.

Трассы-это пути и склоны спуска, которые в на­стоящее время для тренировок и соревнований го­товятся с помощью машин.’ В крупных центрах зимнего спорта в горах существуют постоянные службы подготовки трасс.

Северные дисциплины.

Лыжные гонки являются старейшей дисциплиной в лыжном спорте. Наиболее широко они были рас­пространены в Скандинавии и России. Позже они прижились и в среднеевропейских областях. И се­годня наибольшей популярностью они пользуются в Советском Союзе, Норвегии, Финляндии и Шве­ции. Эти же страны являются ведущими и в боль­шом спорте. Бывшие прежде исключительно гор­нолыжными центрами Австрия и Швейцария имеют теперь школы по лыжным гонкам. Материальное обеспечение. Лыжи. Гоночная лыжа легка и узка, в среднем имеет ширину только 6 см. Наиболее подходящим материалом для нижней по­верхности лыж является гикорь (канадский орех). Финская береза-и горный ясень-для остальных ча­стей лыж. Для того чтобы лыжи не перекашива­лись, несколько слоев склеивают в многослойные лыжи. Канты укрепляются пластиком или твердым деревом. В производстве гоночных лыж дерево все больше вытесняется пластиком и металлом. Про­гиб в середине лыжи под креплением делают в со­ответствии с весом гонщика. При нагрузке лыжи опираются на основание всей своей скользящей по­верхностью. В качестве замены лыж для бесснежно­го периода в тренировке лыжников высших разря­дов используются лыжероллеры. Они позволяют воспроизводить аналогичные движения, предполагая наличие гладких асфальтированных дорог, на которых концы палок находят опору.

Крепления должны дать пятке наибольшую свободу движения. Из простого крепления в виде ремешков на носки ступни для соревновательных целей были разработаны чрезвычайно целесообразные крепле­ния «Роттафелла». Дужка прижимает носок ботин­ка к лыже. Еще большую свободу движения при от­талкивании ноги и последующем перекате ноги дает новое крепление, в котором фиксируется клю­вообразное удлинение подошвы лыжного ботинка. В большом спорте это крепление уже оправдало себя.

Палки должны быть легкими и достигать плеча лы­жника. Слишком длинные или слишком короткие палки отрицательно сказываются на технике бега. Как наиболее подходяп^е материалы применяются тонгкинг (вид бамбука), алюминий и сталь. Лыжные мази должны обеспечить хорошее сколь­жение и при отталкивании вызывать необходимое трение благодаря сцеплению между снежными кри­сталлами и слоем мази. Без мази лыжи при оттал­кивании будут скользить назад. Мази, изгото­вляемые для различных видов снега, отличаются друг от друга субстанцией и степенью твердости.

Твердые мази пригодны для сухого мелкозерни­стого снега. Чем грубее и влажнее снег, тем мягче должна быть мазь. Набор мазей состоит обычно из 6-9 сортов: черной, зеленой, голубой, фиолетовой, красной, желтой (в банках); клейстеров (в тюби­ках). Твердые мази содержат больше парафина, а мягкие мази-больше жиров, масел, смол и ла­ков. Мази наносятся на загрунтованные смолой де­ревьев лыжи, равномерно распределяются спе­циальной лопаточкой и растираются пробкой. Для грунтовки или очищения лыж используются паяльные лампы или газовые горелки. Постоянно изменяющийся под влиянием погоды снежный по­кров и различные виды снега, встречающиеся на трассе соревнований, не исключают ошибок при выборе мазей.

Одежда. Легкие беговые ботинки с низким голени­щем и эластичной подошвой позволяют легкий и свободный лыжный шаг. Они удерживаются в креплении только с помощью шипов, которые входят в просверленные ранее отверстия на перед­нем канте подошвы, или удерживаются с по­мощью фиксирования носкового удлинения подош­вы в скобе крепления. Костюм гонщика состоит из ветронепроницаемой блузы и брюк из легкого эластичного материала. Костюм не должен мешать движениям лыжника. Шерстяные гольфы, кожаные перчатки без подкладки и шерстяная шапка или лента дополняют костюм.

Правила. Руководством для всех международных гонок являются выпущенные ФИС «Правила ме­ждународных соревнований».

Соревновательные дистанции. Вся трасса размечает­ся флажками одного цвета. Дистанции 30 и 50 км в большинстве случаев бегут в несколько кру- ,гов. В гонках на дистанциях свыше 30 км должны быть установлены два пункта обслуживания. Пере­пад высот между самым низким и самым высоким участком трассы должен составлять у женщин не более 100 м в гонке на 5 км и 150 м в гонке на 10 км; у мужчин-не более 200 м в гонке на 10 км, 250 м в гонке на 15 км и на всех более длинных дис­танциях.

При глубоком снеге организаторы проклады­вают, помимо основной лыжни, лыжню для палок. При старте в эстафетных гонках лыжни исполь­зуются в том количестве, в каком выходят ко­манды на соревнование. Приблизительно после 200 м эти отдельные лыжни переходят в основную лы­жню. Для каждого соревнования готовится схема трассы, на которой обозначены перепады высот и протяженность подъемов.

Соревновательные дисциплины. Олимпийскими со­ревновательными дисциплинами являются 5 км, 10 км, 20 км и эстафета 4 х 5 км для женщин и 15 км, 30 км, 50 км и эстафета 4×10 км для мужчин. Ход соревнований. В лыжных гонках старт при­нимают поодиночке с интервалом не менее 30 сек. Стартующие делятся на 4 группы в соответствии с результатами. Группа 1 с наиболее сильными гон­щиками стартует в конце всех участников в такти-. чески более благоприятных условиях. Начиная с Олимпийских игр 1976 г. восстановлен прямой порядок номеров стартующих групп, т.е. от 1-й до 4-й, в отличие от обратного порядка, который су­ществовал раньше. Сильнейшей считается 4-я груп­па (т.е. последняя, которая раньше была под № 1), однако часто это не совсем так, т.к. распределение гонщиков одной команды по группам происходит в соответствии с тактическими соображениями тре­нера. Порядок внутри группы определяется жеребь­евкой. Только в эстафетах и массовых гонках дает­ся общий старт. Если не учитывать обгон, лыжню нельзя покидать. Только при требовании «Лыж­ню!» впереди идущий должен отойти в сторону. В пути можно поменять одну лыжу или палки. Для контроля за сменой лыж судейская коллегия перед стартом маркирует лыжи. Время на финише регистрируется либо вручную, либо электрически и дает­ся в полных секундах.

Смена в эстафете происходит на ограниченном отрезке дистанции посредством касания рукой. Судейство. Лыжные гонки-это соревнования на скорость. Распределение мест определяется судья­ми в соответствии с временем каждого участника. Техника. Основой лыжной техники является попере­менный шаг с постановкой палок при каждом шаге. Он соответствует нормальному бегу, который с по­мощью лыж переходит в ритмическое скольжение. Толчок к скольжению дается мощным отталкива­нием соответствующей ноги от снежного основания и толчком палки. Отталкивание, всегда начинается тогда, когда обе ноги находятся приблизительно рядом. Однако эффективным оно бывает тогда, когда в этот момент лыжа имеет достаточное тре­ние со снежным основанием благодаря правильной смазке. В то время как левая нога отталкивается, правая становится скользящей. При этом масса те­ла переходит с отталкивающейся ноги на скользя­щую. Лыжник-гонщик скользит преимущественно на одной лыже. Только во время короткого проме­жутка отталкивания ногой обе лыжи одновременно касаются снега. На лыжне, поднимающейся вверх, скользящая фаза короче, вплоть до полного ее ис­чезновения при крутых подъемах, тогда как попере­менный шаг похож на плоский прыжковый шаг.

После окончания толчка нога свободно перема­хивается назад; при этом конец лыжи несколько под­нимается над снегом. Толчок палкой должен выпол­няться до тех пор, пока рука не выпрямится сзади. При выведении вперед палка проносится близко к туловищу. В зависимости от скорости палка опять ставится в снег более или менее близко от носка передней ноги. Толчок ногой и палкой должен про­ходить одновременно, так что находящиеся по диа­гонали противоположные конечности работают всегда одновременно.

На слегка пологих отрезках применяют одновре­менный толчок палками. Обе палки ставятся в снег в одно время и на одной высоте. Между каждой постановкой палок для одновременного толчка мо­гут выполняться один или несколько шагов. Для подъема на короткие и крутые отрезки пригодна «елочка». Перестановка лыж и перепрыгивание по­могает гонщику менять направление движения на равнине.

Тактика. Нельзя выходить на соревнование, не изу­чив внимательно профиль дистанции. Непосред­ственно перед стартом делают разминку для разо­грева. Проверка мази тоже относится к необходи­мой подготовке. Во время самого соревнования важно правильно распределить силы по всей ди­станции и приспособить технику к местности. На дистанции участник плохо представляет себе ход гонки, поэтому он зависит от ориентации со сто­роны тренеров и помощников.

Прыжки с трамплина. Эта спортивная дисциплина пришла из Норвегии. Самый старый и самый зна­менитый-это трамплин в Холменколлене, близ Ос­ло. Вначале прыгали везде в выпрямленной стойке. Около 1925 г. находит признание прыжок с со­гнутыми бедрами. Известный в то время немецкий прыгун В. Гласс прыгал именно таким образом. Сегодня сильнейшие прыгают по аэродинамиче­ским принципам. Характерными являются далекий вынос тела вперед и спокойное положение рук.

Короткие зимы в Средней Европе побудили к от­крытиям, с помощью которых можно прыгать и в бесснежное время. Опыты с растертым искус­ственным льдом имели лишь короткий сенса­ционный успех. Прыжки на соломенных матах, на рисовой соломе или еловых иглах были лишь не­значительной длины.

Материальное обеспечение. Лыжный трамплин со­стоит из горы разгона, площадки отрыва, горы приземления, переходной дуги и выката, судейской вышки и мест для зрителей. Конструкция трамп­лина влияет и на возможную длину прыжка. Каждый трамплин имеет нормативный пункт. Он обозначает то место, на которое прыгун при нор­мальных условиях может приземлиться. К нему примыкает безопасный отрезок. Прыгун, приземля­ющийся за безопасным отрезком, попадает под большую силу приземления на ровной части выка­та. Технические показатели всех трамплинов, ко­торые предназначаются для международных сорев­нований, требуют утверждения ФИС.

Гора разгона. Наиболее благоприятный угол накло­на горы разгона составляет 30-35°. На скорость разгона влияет сокращение или удлинение разгона. Для прыжка на 80 м требуется скорость разгона около 83 км/час.

Площадка отрыва. Раньше ее строили горизонталь­но или даже с повышением, предполагая, что это сделает возможным для прыгуна более дальние прыжки. Однако при современном положении тела в полете наиболее целесообразным оказался угол от 5 до 8°.

Гора приземления и выкат. Наклон горы приземле­ния должен приближаться к траектории полета с тем, чтобы прыгун не слишком жестко призем­лялся. Радиус для перехода к выкату должен со­ставлять длину трамплина +10 м, т. е. на 60-метро- вом трамплине —70 м.

Строительство трамплина по правилам связано со значительными работами. При всех обстоятель­ствах профиль трамплина, несмотря на снежный покров, должен соответствовать расчетным техни­ческим данным. Обледенелая лыжня может быть размягчена с помощью соли. При таянии снега по­могает на 5-6 часов снежный цемент (химическое средство для затвердевания).

Классификация трамплинов. В зависимости от мощ­ности трамплины делятся на учебные (до 20 м), малые (20-50 м), средние (50-70 м), большие (до 90 м) и трамплины для полетов на лыжах (свыше 120м).

Трамплины для полетов находятся в Оберст- дорфе (ФРГ), Миттерндорфе (Австрия), Планице (Югославия) и Викерсунде (Норвегия).

Лыжи. В отличие от гоночных прыжковые лыжи широки и тяжелы; широки для того, чтобы хорошо парить в воздухе, и тяжелы, чтобы благодаря своей массе обеспечить большие скорости и безопасность при выкате.

Прыжковые лыжи имеют длину от 2,20 до 2,50 м, ширину у носков — 9 -10 см, в средней части — 7 — 8,5 см, на конце-8-9 см и весят от 5 до 8 кг. 3-5 же­лобков, сделанных на скользящей поверхности, обеспечивают уверенное ведение лыж в направле­нии движения. В качестве материала используются дерево, пластик и металл. Для того чтобы улуч­шить скользящие качества, нижняя поверхность по­крывается пластиком.

Крепление. Соединение лыжи и ботинка не должно давать никакого бокового просвета, однако должна существовать свобода для пятки. Поэтому приме­няются ремневые крепления. При падении крепле­ние должно тотчас открываться. Оно монтируется несколько ближе к концу лыжи.

Лыжная Мазь. Длина прыжка главным образом за­висит от скорости прыгуна в момент отталкивания. Решающим для скорости является также и пра­вильный выбор мази. Нижние поверхности из пла­стика натирают мазями для скоростного спуска. Одежда. Лыжные ботинки покрывают лодыжки, однако они не должны закреплять голеностопный сустав, для того, чтобы оставалась подвижность. Каблук должен быть укреплен прокладкой. В по­следние годы стало обязательным ношение за­щитных шлемов на соревнованиях и тренировках. Правила. Ход соревнований. Соревнования по спе­циальным прыжкам (в отличие от прыжков в лыжном двоеборье) состоят из одного пробного прыжка, который предоставляется прыгунам, и двух зачетных прыжков. Пробные прыжки опре­деляют правильную длину разгона. Если же дости­гают безопасного отрезка, то разгон в следующей попытке должен быть сокращен. Прыгуны делятся на группы в соответствии с уровнем их результа­тов. Группа сильнейших стартует в конце. Судейство. В прыжках с трамплина оценивается осанка и длина прыжка.

Осанка. Оценка выводится из оценок 5 судей. Каждый может давать до 20 баллов. Самая низкая и самая высокая оценка не учитываются. В самом благоприятном случае прыгун может получить от 3 судей по прыжкам с трамплина по 20 баллов, ко­торые тоже обозначаются как оценка. Прыжки без падения в зависимости от качества имеют оценку за осанку от 20 до 8, а прыжки с падением-от 12 до 0. Касание снега рукой засчитывается как паде­ние.

Длина прыжка тоже пересчитывается в баллы, при­чем за дальность прыжка берется определенный пункт, который оценивается в 60 баллов. 1 метр дальности прыжка соответствует, смотря по вели­чине трамплина, различным баллам. На трамп­линах с нормативным пунктом от 25 до 40 м сни­маются или добавляются 2,4 балла, от 40,5 м до 60 м-1,8 балла, свыше 60 м-1,6 балла за каждый метр длины прыжка.

Техника прыжка делится на фазы разгона, отталки­вания, полета, приземления и выката.

Разгон должен быть энергичным и коротким. Первые метры можно пройти 3-4 шагами. Затем прыгун принимает низкую стойку с тем, чтобы аэро­динамическое сопротивление воздуха, которое растет в квадрате скорости, встречало бы наимень­шую площадь воздействия. Руки поэтому плотно прижаты к телу. На больших трамплинах скорость при разгоне достигает 110 км/час.

Отталкивание. Подготовка к отталкиванию на­чинается уже за 10-14 м до края стола. Отталкива­ние является не только самой трудной, но и самой решающей частью прыжка, так как оно в значи­тельной степени определяет траекторию полета. Для того чтобы иметь возможность использовать в полной мере мышечную силу ног, хороший пры­гун выполняет отталкивание из глубокого приседа вместе с начальным движением. Толчок должен быть направлен так, чтобы прыгун дал себе им­пульс движения вперед, который быстро приведет его в наиболее благоприятное положение в полете. Полет. В полете важно занять самое рациональное положение лыж и тела по траектории полета. Угол между лыжами и траекторией полета в 30-35° самый благоприятный.

Тело, вытянутое вперед, должно стремиться к по­ложению, почти параллельному лыжам. Неспокой­ное ведение лыжи, разведение и скрещение лыж ве­дут к сбавке баллов. Руки в момент отталкивания быстро отводятся назад и по. возможности приле­гают к бокам туловища спортсмена.

Приземление и выкат. Так как скорость при прыжке на 80 м составляет свыше 100 км/час, то владение уверенным приземлением является предпосылкой для прыжка вообще. Для того чтобы достичь необ­ходимой уверенности стояния, одну ногу выдви­гают вперед для приземления телемарк, предписан­ного ФИСом. Эластичное пружинистое движение в коленях гасит давление. Выкат заканчивается ма­ховым поворотом.

Лыжное двоеборье. Соревнования, в которых ре­зультаты лыжной гонки и прыжков с трамплина складываются в окончательную оценку, обозна­чают как лыжное двоеборье. Прыжки двоеборья проводятся на трамплинах с нормативным пунктом до 70 м. Дистанция лыжной гонки составляет 15 км. Участникам разрешаются 3 зачетных прыж­ка. Самый плохой из них вычеркивается из оценки. Самый дальний прыжок (с падением или без) оце­нивается 60 баллами. В соответствии с мощностью трамплина сбавки даются по обычным методам, принятым в специальных прыжках с трамплина.

Время гонки тоже пересчитывается в баллы. За лучшее время даются 220 очков. 1 мин отставания в гонке дает снижение в 9 очков. В идеальном слу­чае победитель может получить 220 очков за гонку ц 240 очков за каждый прыжок, то есть вместе 460 очков.

Горнолыжные дисциплины. К горнолыжным дис­циплинам относятся: скоростной спуск, слалом и слалом-гигант. Эти виды соревнования развились в горных областях. Первое соревнование по слало­му было проведено в 1905 г. в Австрии. С 1920 г. англичане из «Лыжного клуба Великобритании» стремились к развитию горнолыжных соревнований в Швейцарии. Первые соревнования по скоростно­му спуску и слалому проводились как лыжные тесты или соревнования на спор. С 1936 г. гор­нолыжные соревнования относятся к олимпийской программе. Чемпионаты мира проводятся с 1931 г. Материальное обеспечение. Лыжи для скоростного спуска и гигантского слалома относительно длинны и тяжелы. Для слалома употребляют укороченные лыжи, потому что они должны быть подвижными (управляемыми). Во всех случаях канты укрепляют­ся стальными пластинками. Даже при жестком ос­новании они обеспечивают хорошее сцепление. Скользящие поверхности лыж делают с помощью разнообразных искусственных материалов стойки­ми, гладкими и водонепроницаемыми. Многократ­но пытались заменить дерево частично другими ма­териалами. Наряду с металлическими лыжами, комбинации из металла, дерева и пластика выдер­живали самые тяжелые нагрузки на соревнованиях. Пластиковые материалы находят все большее при­менение.

Крепления. Горнолыжнику необходимо очень проч­ное соединение лыжи и ноги. Поэтому горнолыж­ные крепления прижимают каблук ботинка к лыже. Закрепление происходит с помощью длинных рем­ней, толстых веревок с натягивающими устройства­ми, которые закрепляются на носках и каблуках бо­тинок. Они снабжены механизмами для безопасно­сти (безопасные крепления), которые освобождают стопу при перенапряжении (падении).

Палки для горнолыжного спорта короче, чем го­ночные палки, и сделаны преимущественно из стали.

Лыжные мази. Горные лыжи с нижней поверх­ностью из дерева или искусственного материала то­же должны обрабатываться мазью, г. к. повышает­ся качество скольжения.

Одежда. Спортсмены-горнолыжники носят тесно прилегающий эластичный комбинезон, снежные оч­ки и в гигантском слаломе и скоростном спуске за­щитные шлемы. Лыжный ботинок является связую­щим звеном между лыжей и стопой и сам должен обладать высокой прочностью, стабильностью. Не- сгибающаяся подошва, длинное твердое голенище, двойная шнуровка или защелкивающаяся застежка являются его основными частями.

Правила. Ход соревнований. Все гонки проводятся с индивидуальным стартом. Разрыв на старте в скоростном спуске составляет 60 сек. За 10 сек до

старта дается команда: «Внимание!», затем по се­кундам объявляют: «5, 4, 3, 2, 1-старт!» При стар­те в слаломе произносят: «Внимание!»-и через не­сколько секунд: «Старт!»

При ручном хронометрировании засекается вре­мя на секундомере в тот момент, когда первая нога пересекает линию финиша. Распределение по ме­стам происходит в соответствии с показанным вре­менем, если не нарушены правила. В случае нару­шения правил производится дисквалификация или добавление штрафного времени.

Разделение по группам. На международных сорев­нованиях участники делятся по группам. Лучшие спортсмены входят в первую группу, слабые-в по­следнюю. Внутри группы порядок старта опреде­ляется жеребьевкой, в соревнованиях с двумя попытками во второй попытке внутри каждой группы стартуют в обратном порядке. Так как во время соревнований условия снега и трассы значи­тельно ухудшаются, то участники с более поздними стартовыми номерами практически не имеют шан­сов на победу.

Скоростной спуск. Трасса для мужчин должна иметь перепад высот от 800 до 1000 м. В трассах женщин перепад высот лежит в пределах от 400 до 700 м. Боковые ограничения трассы размечаются слева красными, а справа зелеными флажками. Для мужчин расставляются красные контрольные воро­та шириной 8 м. Флаги на воротах величиной 100×70 см. В соревнованиях женщин расставляют­ся в чередовании красные и голубые контрольные ворота. Ширина их составляет 5 м, флаги имеют размер 70×50 см.

Торможение палками запрещено.

Слалом проводится в двух отдельных гонках и по возможности на двух различных трассах. Перепад высот составляет от 180 до 220 м для мужчин и от 120 до 180 м для женщин. Соревнования по слало­му проходят на твердом или накатанном снеге с тем, чтобы на поворотах не образовывались слишком глубокие ямы.

Каждые ворота имеют ширину от 3,20 до 4,00 м и состоят из двух одинаковых по длине и цвету па­лок, которые возвышаются над поверхностью снега на высоте 1,80 м. На палки прикрепляют красные, желтые или голубые флаги размером 40×40 см. Следующие друг за другом ворота не должны быть одного цвета и должны стоять на расстоянии не менее 75 см. На мужских трассах расставляются от 50 до 75, а на женских-от 40 до 50 ворот, которые пронумеровываются от, старта до фи­ниша.

После расставления флагов участники имеют право пройти трассу на лыжах снизу вверх. Спуск по трассе внутри ворот до соревнований штрафует­ся дисквалификацией.

Ворота только тогда пройдены безупречно, когда линия внутри ворот перекрещена обеими ногами. При ошибке во время прохождения ворот участник по приказу судьи должен снова и правильно пройти ворота. Пропуск ворот влечет за собой дисквали­фикацию.

Параллельный слалом. При параллельном слаломе стартуют по два спортсмена на двух близлежащих, равномерно расположенных трассах. Проигравший исключается из дальнейшего хода соревнований. Показанное время не является решающим для рас­пределения мест, победа лишь обеспечивает спорт­смену дальнейшее участие в соревнованиях. Следо­вательно, успешно выступающие участники обя­заны принять в одном соревновании несколько стартов.

Слалом-гигант представляет собой промежуточную форму между скоростным спуском и слаломом. Перепад высот для мужчин должен составлять как минимум 400 м, а для женщин как минимум 300 м. Особыми признаками трассы слалома-гиганта являются волнистая местность, рытвины, выпук­лости. Склон должен иметь уклон 25-30°, ширина трассы должна быть не менее 30 м. Включая старт и финиш, должно быть как минимум 30 ворот. Их ширина колеблется от 4 до 8 м. Расстояние между двумя следующими друг за другом воротами долж­но составлять не менее 5 м. Флаги состоят из двух палок, между которыми натянут холст величиной 75 х 50 см. Нижний край холста находится на высо­те 1 м над поверхностью снега. Два таких флага образуют ворота. Холсты красные или голубые и снабжены белой полосой по диагонали. Горнолыжное многоборье. Скоростной спуск и сла­лом могут составлять двоеборье, а скоростной спуск, слалом и слалом-гигант-троеборье. Резуль­таты соревнований рассчитывают на основании си­стемы очков, при этом каждый раз лучшее время из всех засеченных на секундомере результатов принимается за 0 очков. Участник, который в двое­борье смог выиграть обе гонки, получает 0 очков, а самый слабый участник-самое большое количе­ство очков.

Техника. Горнолыжник должен владеть местностью при самой высокой скорости. Средние скорости в 100 км/час и выше требуют устойчивости и бы­строты реакции.

Положение корпуса. При скоростном спуске нет стандартного положения корпуса. Выпрямленное положение (высокая стойка) действует как воз­душный тормоз; глубокое положение (низкая стой­ка), называемое еще приседом, препятствует влия­нию вертикальных толчков. Наиболее благоприят­ное положение при прямом спуске-это умеренно глубокий присед с сильно согнутой верхней частью туловища и широкое ведение лыж (стойка «яйцо»). Оно снижает влияние ветра и оказывается самым благоприятным исходным положением для реаги­рования на нарушение равновесия из-за неровности рельефа, изменений в трении при скольжении, про­филя местности и аэродинамического сопротивле­ния. Более крутой спуск и повышение из-за этого ускорения требуют сгибания вперед, менее крутой спуск-выпрямления; уменьшение трения (обледе­нелые поверхности) и повышение трения (переход со льда на мягкий снег) требуют одинаковых реак­ций. Небольшие бугры и впадины выравниваются подтягиванием и выпрямлением ног.

Изменение направления. Для каждого изменения на­правления при спуске необходимо, чтобы лыжи бы­ли повернуты из направления спуска, закантованы и загружены, с тем чтобы они вызвали сопротивле­ние снега, которое действует по косой по направле­нию к движению и создает отклонение. При всех технических исполнениях изменения направления движения это условие выполняется, но совершенно по-разному. При технике «плуга» или упора ис­пользуется лишь одна лыжа для изменения направ­ления движения (техника одной ноги). При парал­лельной технике обе лыжи одновременно поворачи­ваются по косой к направлению движения и используются для создания отвлекающего сопро­тивления снега (техника двух ног). Техника одной ноги-это плуги, упоры и телемарк; техника двух ног-это ротационная и контртехника. Горнолыж­ный спорт выявил много вариантов внутри этой группировки, которые применяются в опреде­ленных ситуациях и в условиях местности.

Историческая христиания с разведением ног и мах в упоре являются смешанными формами из обеих групп.

Все изменения направления проходят по дуге с широким или узким радиусом кривизны. Виды техники одной ноги предъявляют меньше требова­ний к спортсменам и легче изучаемы. Виды техники двух ног (параллельной техники) осваиваются сложнее, однако они более результативны и, таким образом, представляют собой современную сорев­новательную технику. Дуга в плуге, дуга в упоре и мах в упоре при определенных условиях бывают неизбежны, но они не годятся в качестве соревнова­тельной техники.

Виды техники одной ноги. Дуга плугом и дуга упо­ром. Оба они имеют одинаковую структуру. Харак­терным является положение лыж под углом. Одна нога плужит, другая служит в качестве опоры. При дуге плугом положение под углом сохраняется по­стоянно, при дуге упором, напротив, заканчивается в параллельном косом спуске.

Телемарк начинается с шага-выпада. Выставленную вперед лыжу вращают затем по косой относитель­но другой лыжи.

Мах в упоре начинается постановкой одной лыжи в упор. После подтягивания другой лыжи сохра­няется параллельное ведение лыж вплоть до окон­чания изменения направления.

Техника двух ног, параллельная техника. Из видов параллельной техники наиболее рациональной ока­залась контртехника. Вращательный импульс для вращения лыж через движение пятки производится с помощью обратного движения верхней части те­ла. Одновременно вращение обеих лыж требует кратковременного переноса тяжести тела с них на палки (перенос в высокой и низкой стойке).

Изменения направления при параллельном веде­нии лыж названы также махами благодаря махово­му темповому выполнению.

Тренировка. Так как соревнования по горнолыжным дисциплинам имеют продолжительность в основ­ном от 1 до 4 мин, то важно достичь наивысшей концентрации и наивысшего уровня развития силы при ограниченном промежутке времени. Основное значение следует придавать силе ног и подвижно­сти бедер. Общеразвивающая гимнастика, вольные упражнения и бег вниз по склону вокруг деревьев являются некоторыми методическими вспомога­тельными средствами. Все формы игр, требующие молниеносного реагирования и чрезвычайной лов­кости, как, например, теннис, тоже входят в трени­ровку. Многие слаломисты «сдают» на последних воротах, так как многочисленные ворота постепен­но исчерпывают их способность к концентрации и реакцию. Обычно недостает не мышечной, а нервной выносливости.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.