Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Методика лечебной физкультуры в детском возрасте

Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультуры

Методика лечебной физкультуры представляет собою совокуп­ность практических приемов применения лечебных средств, напра­вленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных и ре­абилитационных задач. Лечебная физическая культура (ЛФК) в детском возрасте, включая сочетание медицинского, педагогического и психологического воздействия на ребенка присущих ей средств, использует методику фи­зического воспитания применительно к особенностям организма боль­ного. Методика определяется прежде всего целями и задачами лече­ния; лишь после уточнения этих задач приступают к подбору средств, выбору оптимальной формы их применения, определению дозировки физической нагрузки и т. д.

Методика применительно к задачам лечения ребят при заболе­ваниях и травмах определяет понятия, терминологию, характер связи лечебной физкультуры с другими медицинскими и педагогическими средствами, а также методы оценки эффективности. Теоретической ос­новой методики физического воспитания являются общие дидактиче­ские положения, в то время как особенности методики лечебной физи­ческой культуры определяются спецификой средств, используемых в лечении, возрастом ребят, клиникой заболеваний и травм.

Задачи лечебной физкультуры. Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель ле­чебных мероприятий на данном этапе развития патологического со­стояния. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) опреде­ляются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы. Так, например, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией ребенка в остром периоде бо­лезни ведущей лечебной задачей является компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме характерные для заболева­ния изменения внешнего дыхания выдвигают на первый план необхо­димость улучшения бронхиальной проходимости, снятия бронхоспаз­ма, эвакуации патологического содержимого бронхов. В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, харак­терными для основного процесса, а развивающейся индивидуальной картиной болезни и изменениями других органов и систем (например, предупреждение деформаций опорно-двигательного аппарата у боль­ного пневмонией ребенка раннего возраста с сопутствующим рахи­том). Нередко в комплексной терапии могут фигурировать лечебно­воспитательные задачи типа нормализации психомоторного развития, восстановления утраченных двигательных навыков или нормальной структуры движения после травмы и т. д.

Постановка и конкретизация лечебных задач с последующим уточ­нением задач лечебной физкультуры — важный и весьма ответ­ственный этап врачебных действий, во многом определяющий эффек­тивность комплексной терапии.

Подбор средств лечебной физкультуры. Сопоставление задач лече­ния, вытекающих из врачебных представлений о сущности патологиче­ского процесса, с характером влияния лечебных средств на больной организм позволяет прийти к выводу о целесообразности применения в конкретном случае именно данного средства. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему. Детализация такого подбора при каждой нозологической форме составляет основу частной методики лечебной физкультуры. В общем же виде подбор средств лечебной физкультуры осуществляет­ся в соответствии с лечебными задачами, с учетом возраста больного и особенностей его психомоторного развития.

Подбор средств лечебной физической культуры в соответствии с лечебными задачами. По своей направленности лечебные задачи мо­гут быть разделены на специальные, характерные только для данной формы патологии, данного сочетания морфофункциональных измене­ний, и общие, связанные с изменениями защитных сил, реактивности, характера роста и развития, эмоциональной сферы и т. д., встречаю­щиеся, как правило, у ребят при многих заболеваниях.

Для первой группы (специальные задачи) средства лечебной физ­культуры подбираются с учетом механизмов трофического и компен­саторного действия. Таково специфическое действие специально по­добранных дыхательных упражнений на функциональную систему дыхания или избирательного массажа на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражае­мой зоной сегментарной иннервацией.

Для решения общих лечебных задач преимущественное значение имеют механизмы стимулирующего и нормализующего действия, при­чем важно, что лечебный эффект проявляется во всем организме. Ча­ще всего используются физические упражнения общеразвивающего ха­рактера, общий массаж, подвижные игры, адекватные лечебно-охрани­тельному режиму, средства закаливания с учетом особенностей лечебно-профилактического учреждения.

Для методики лечебной физкультуры в детском возрасте харак­терно и специфично сочетание общего и местного действия. Многолет­ний опыт применения лечебной физкультуры в детской клинике по­казывает, что эффект очень мал или вовсе отсутствует при изолиро­ванном использовании специальных средств. Так, специальные упраж­нения для увеличения подвижности пораженных суставов при инфект-артритах иногда приводят к усилению болевых контрактур, если они применяются по неправильной методике так называемой «разработ­ки», без сочетания с другими физическими упражнениями. Более того, решение некоторых частных, специальных задач может быть достигну­то только благодаря применению упражнений, дающих общефизиоло­гический эффект. В качестве иллюстрации этого положения можно привести наступающую нормализацию некоторых показателей дыха­ния под влиянием систематически применяемой физической нагрузки возрастающего характера.

Подбор средств в соответствии с возрастными особенностями больного. Это важнейшее правило методики лечебной физкультуры в детской клинике. Благодаря такому подбору удается предупредить возможную задержку в развитии двигательной сферы ребенка, обеспе­чить соответствие средств лечебной физкультуры важнейшему дидак­тическому принципу доступности. По возрасту должны подбираться не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, а также подвижные игры. Для правильного подбора и анализа намечаемых с точки зрения возраста средств врачу и инструктору лечебной физ­культуры необходимы обширные знания в области возрастной физио­логии и прежде всего физиологии движений. Во избежание ошибок в выборе средств лечебной физкультуры можно рекомендовать после­довательный анализ физических упражнений, массажа, подвижных игр сначала по лечебным задачам, а затем по возрасту ребенка. Ото­бранные таким образом средства должны быть дополнены упражне­ниями, нужными для тренировки имеющихся у ребенка двигательных навыков (для ребят раннего возраста — ползания, поворотов, измене­ний положения туловища и т. д.; для ребят старших возрастов — навы­ка осанки, ходьбы, бега, метания и т. п.), если они адекватны назна­ченному ребенку режиму.

Весьма важен подбор средств лечебной физкультуры с учетом психомоторного развития, нередко отклоняющегося в связи с бо­лезнью ребенка от возрастной нормы. Врач и инструктор не только исключают ранее намеченные средства из-за неподготовленности от­стающего в развитии ребенка к их применению, но и намечают после­довательность восстановления этого двигательного навыка. Например, использование ходьбы как циклического упражнения для ребенка 2 лет, отстающего в психомоторном развитии, заменяется включением ползания на четвереньках. Этот локомоторный акт также представляет собою движение циклического типа и в то же время, способствуя укре­плению соответствующих мышечных групп, дает возможность подго­товки опорно-двигательного аппарата к ходьбе. В дальнейшем ребенку в качестве подготовительных к ходьбе упражнений назначают физиче­ские упражнения с переходом в вертикальное положение, приседания, наклоны туловища из исходного положения стоя, при хорошей опор­ной реакции — ходьбу с поддержкой и, наконец, самостоятельно.

Дозировка физической нагрузки. Под этим термином подразуме­вают суммарные физиологические «затраты» организма больного ре­бенка на мышечную работу при выполнении физических упражнений. В методике лечебной физкультуры дозировка физической нагрузки за­нимает ведущее место, во многом определяя лечебный эффект от по­добранных средств. Способы регулирования физической нагрузки обеспечивают оптимальные сдвиги в организме для восстановления здоровья и изменения функциональных показателей о нужном напра­влении. Физическая нагрузка зависит, с одной стороны, от количества производимой мышечной работы и ее интенсивности, а с другой — от нервно-психических реакций, степени умственного напряжения при вы­полнении движений или при объяснении и демонстрации упражнений, а также от уровня эмоциональных сдвигов.

Наиболее распространенными способами дозировки физической на­грузки являются длительность выполнения физических упражнений, подбор самих упражнений и подвижных игр, количество повторений, вы­бор исходных положений, применение отягощения и сопротивления, темп и ритм движений и т. д.

Основным фактором, определяющим степень мышечных усилий ребенка, является само упражнение, ибо физиологические сдвиги во время выполнения того или иного упражнения зависят от мышечной массы, осуществляющей движение. Энергетические затраты на мышеч­ное сокращение при прочих равных условиях зависят от физиологиче­ского сечения [Под физиологическим сечением понимают плоскость, пересе­кающую мышцу перпендикулярно ходу отдельных волокон, а не самой мышцы. Такое сечение значительно больше физического (см. рис. 3).] работающей мышцы. Это учитывается в классифика­ции физических упражнений по физиологическому принципу, когда они подразделяются на упражнения для средних, крупных или малых мы­шечных групп. Однако интенсивность физиологических сдвигов зави­сит не только от мышечной массы, но и от характера нервной регуля­ции и сопутствующих мышечной работе реакций. Так, при упражне­ниях, при которых в работу вовлекаются крупные мышцы, физиологи­ческие сдвиги имеют общий характер и отмечаются во всех системах, связанных с мышечной деятельностью. При упражнениях для малых мышц физиологические и биохимические сдвиги преимущественно локальны.

Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в со­ответствии с возможностями больного и пораженных органов, распре­делять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной ра­боты и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэто­му одна и та же по количеству физических единиц измерения работа будет для одного больного работой большой интенсивности, а для другого — малой.

Изменение величины мышечного усилия может быть достигнуто за счет длины рычага в том или ином сегменте конечности, участвующем в движении: отведение согнутой или разогнутой в локтевом суставе руки, поднятие выпрямленных или согнутых в коленях ног. При под­боре упражнений и их описании необходимо точно указывать ампли­туду и траекторию движения в суставах, предусматривая соответ­ствующую нагрузку, например отведение рук в сторону, назад, до угла 45°, уровня плеча и т. д.

При необходимости увеличения нагрузки на данную группу мышц в тех случаях, когда анатомические возможности уже исчерпаны, при­бегают к приемам отягощения и сопротивления. Сопротивление движе­нию может оказывать инструктор лечебной физкультуры, регулирую­щий величину добавочного сопротивления напряжением собственных мышц. С этой целью применяются пружинные эспандеры, резиновые эластичные полосы и т. д. Для отягощения, увеличения мышечных усилий при движении используют также различные пособия: гантели, простые и набивные мячи, гимнастические палки. С их помощью уве­личиваются длина рычага и масса конечности.

Для уменьшения физической нагрузки, облегчения мышечных уси­лий в методике лечебной физкультуры используются приемы облегче­ния и помощи. Наиболее простой из них — это помощь самого ин­структора, поддерживающего конечность. Распространенный прием облегчения при упражнениях для туловища и конечностей — за счет ис­пользования силы тяжести в направлении движения. Например, на­клон туловища вперед из исходного положения стоя облегчает работу мышц брюшного пресса, осуществляющих наклон. Уменьшение мы­шечного усилия при выполнении упражнений может быть достигнуто и другим способом: изменением силы трения. Для этого используют катящиеся платформочки, скользкие поверхности, туго натянутую про­стыню, подвешивание на блоках, на которые укладывается конечность.

Важное значение для степени напряжения работающих мышц и суммарной физической нагрузки имеет исходное положение. При этом следует учитывать статические мышечные усилия для сохранения соответствующей позы и взаиморасположения сегментов тела и интен­сивность динамической мышечной работы при выполнении движений. В ряде случаев исходное положение, сохраняемое ребенком, вызывает большие физиологические сдвиги, чем само упражнение. Например, выполнение упражнений для верхних конечностей из исходного поло­жения стоя или сидя ребенком раннего возраста. Исходное положение способствует уменьшению или увеличению мышечной работы при вы­полнении упражнения в зависимости от того, совпадает или нет траек­тория движения сегмента тела с силой тяжести.

Степень физической нагрузки, получаемой ребенком во время мы­шечной работы, зависит от темпа и ритма движений. Более быстрый темп позволяет в единицу времени выполнить большее число упражне­ний, а следовательно, получить и большую нагрузку. В то же время следует принимать во внимание большую физиологическую нагрузку при однократном выполнении упражнений с вовлечением крупных мышц в медленном темпе и меньшую при тех же упражнениях в бы­стром темпе.

Один из простейших способов изменения нагрузки — по времени, занимаемому физическими упражнениями и другими средствами ле­чебной физкультуры. Этот способ не учитывает содержание занятия, подбор упражнений, подвижных игр и т. д. Как правило, общая про­должительность занятий увеличивается по мере выздоровления ребен­ка, с переходом от одного двигательного режима к другому. Длитель­ность применения средств лечебной физкультуры изменяется с возрастом больных.

Суммарная физическая нагрузка при выполнении всех упражнений и подвижных игр во время проведения занятий либо других форм ле­чебной физкультуры по своей интенсивности делится на три степени: малую, среднюю и большую.

Малая нагрузка достигается использованием в занятиях хорошо знакомых ребенку и освоенных элементарных движений за счет малых и средних мышечных групп. Число повторений — не более 3 — 4, темп выполнения упражнений — медленный или средний. Статистическая нагрузка сводится к минимуму, исходные положения — с большой пло­щадью опоры, облегчающие движения. Исключаются упражнения с отягощением и сопротивлением. Нагрузка уменьшается также за счет увеличения пауз между упражнениями, включения упражнений в расслаблении и дыхательных. У ребят раннего возраста, а в неко­торых случаях и у старших, между упражнениями включается массаж. Малой интенсивности нагрузки применяются в активной фазе заболе­ваний, при наличии признаков недостаточности отдельных функций, а также в начальном периоде курса лечебной физкультуры при трав­мах и заболеваниях у ребят. На фоне малых (незначительных) нагру­зок решаются лечебные задачи компенсации функции, восстановления трофики поврежденных тканей и органов.

Для достижения нагрузки средней интенсивности применяются фи­зические упражнения для всех мышечных групп с количеством повто­рений до 8 — 10. Помимо хорошо знакомых, вводятся новые упражне­ния. Увеличивается амплитуда движений, применяются приемы отягощения и сопротивления. Темп — средний и быстрый, паузы ме­жду упражнениями уменьшаются, плотность занятий увеличивается. Исходные положения различные, в том числе и с уменьшенной пло­щадью опоры, увеличивающей статистическую нагрузку.

Большую роль для поддержания нагрузки средней интенсивности играют упражнения циклического характера — ходьба, в дальнейшем бег и поскоки, у ребят раннего и дошкольного возраста — лазание. На­грузки средней интенсивности, адекватные возможностям больного организма, хорошо переносятся детьми, не вызывают субъективных жалоб, не сопровождаются появлением внешних признаков утомления. С помощью нагрузок средней интенсивности решаются лечебные зада­чи восстановления нарушенной адаптации отдельных систем и орга­низма в целом к физической нагрузке бытового характера, школьным нагрузкам, а также задача нормализации пораженных функциональных систем. Нагрузки средней интенсивности оптимальны для решения большинства лечебных задач в фазе обратного развития острых забо­леваний, начала ремиссии хронических болезней.

Значительные (субмаксимальные и максимальные) нагрузки редко применяются в Лечебной физической культуре (ЛФК) с больными детьми в условиях больницы, но необходимы на санаторных этапах лечения и в реабили­тационных учреждениях. С целью достижения таких нагрузок исполь­зуются преимущественно упражнения для крупных мышц со значи­тельной амплитудой, в среднем и быстром темпе, с применением различных приемов отягощения. Упражнения циклического характе­ра — это быстрая ходьба, бег, прыжки. В некоторых случаях допу­стимы упражнения характера соревнования, игры типа эстафет и т. д. Нагрузки большой интенсивности применяются для решения задач, возникающих в периоде остаточных явлений при заболеваниях и трав­мах, чаще всего на заключительных этапах реабилитации.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.