МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рубрика: Методики спортивной деятельностиОбщая сущность и цель. Разнообразные формы самостоятельного (индивидуального) активного отдыха подчиняются общим целям и задачам физической культуры и спорта. Широчайшая популярность и распространенность этих форм говорят о том, что, по всей вероятности, они представляют собой изначальные, из поколения в поколение передававшиеся и совершенствовавшиеся элементы со- циально-культурной жизни в сфере досуга. Почти 60% всех граждан один раз в месяц или чаще прибегают к этим формам. Физические упражнения почти из всех видов спорта и различные виды туризма уже сегодня являются жизненно необходимым дополнением к дневному или недельному режиму. Эта форма активного отдыха, которая обладает высокой социальной значимостью, является эффективным средством расширенного воспроизводства рабочей силы.
Для граждан, не являющихся членами организованных спортивных групп, активный отдых (включая туризм) представляет собой единственную возможность сближения с природой и физической работы по желанию.
Формы самостоятельной спортивной деятельности нередко содержатся в детских играх и занятиях на досуге в кругу семьи. Таким путем родители знакомят большинство детей и подростков с традиционными упражнениями из области спорта и туризма, которые можно выполнять самостоятельно. Следовательно, эта область физической культуры, которая заключает в себе возможности подведения к регулярной спортивной деятельности и которой присущи коммуникативные функции в рамках семьи или в кругу знакомых, имеет большое со- циалыю-культурное значение.
Характерные особенности. Упражнения из области физической культуры и туризма выполняются малыми группами или индивидуально. Широкое распространение получили совместный отдых в кругу семьи, организация досуга в кругу друзей, знакомых или коллег. Место, время, вид и содержание занятий зависят от привычного дневною и недельного режима, от возможности организации выходных дней или ог продолжительности отпуска. Кроме того, определяющими факторами выбора той или иной формы занятий являются личные интересы, спортивные способности и прочие обстоятельства, такие, как, например, время года, погода, наличие инвентаря и спортсооружений и т. д. Наиболее характерной особенностью этой формы физической культуры являются способ формирования’ групп и возможность принимать самостоятельные решения относительно всех элементов организации. С точки зрения педагогики и организации примечателен тот факт, что в данном случае отсутствует прямое руководство занимающимися со стороны преподавателя. Поэтому в области самостоятельной спортивной деятельности большое значение приобретают средства и методы косвенного руководства и самодеятельная организация.
Содержание и формы самостоятельной спортивной деятельности. В области самостоятельной спортивной деятельности в принципе также следует стремиться к высокой эффективности. Перечень форм занятий, выявленных и проанализированных в этой области, включает в себя индивидуальную ежедневную тренировку со сгрого определенными нагрузками под контролем врача, спортивную активность, соответствующую времени года (1-2 раза в неделю), а также дыхательную гимнастику, пешие прогулки и различные формы i ш иеническцх мероприятий.
Чтобы подвести эти формы самостоятельной спортивной деятельности под систему косвенного руководства, необходимо разработать нормативы и контрольные цифры для оценки результатов, пособия по организации спортивной деятельности, ознакомить занимающихся с рациональными упражнениями и игровыми формами, а также составить указания организационного характера и информационные материалы о возможностях тренировки в спортивных комплексах, пригородных зонах отдыха и т. д.
Факторами, определяющими объем, интенсивность и целенаправленность самостоятельной спортивной тренировки, являются: а) уровень потребностей и психологической ориентации; б) уровень необходимых знаний, способностей и опыта самостоятельной организации занятий, а также уровень спортивной подготовленности; в) объем и качество пропаганды; г) количество и качество тренировочных сооружений, уровень возможностей для тренировки, а также организационные формы тренировки в различных сферах жизни; д) наличие удобного и дешевого инвентаря; е) уровень социально-культурной жизни в быту и на производстве.
Постоянно расширяющиеся возможности для занятий спортом и туризмом в целях активного отдыха обусловили развитие и популяризацию новых форм, таких, например, как движение «Бегай на здоровье», практического использования программ домашней тренировки и гимнастических упражнений. За счет целенаправленной организации была повышена эффективность традиционных форм туризма и игр. Различные формы двигательной активности все больше и больше вытесняют пассивный отдых и рецептивное поведение в период отпуска; наибольшее распространение получили плавание и купание, туризм, игры .с мячом, лыжный спорт, катание на коньках, санный спорт. При правильном использовании климатических и иных природных условий (в особенности при перемене местопребывания) самостоятельная спортивная деятельность может оказать чрезвычайно благоприятное влияние на здоровье, физическое расслабление и радостное мироощущение. Самостоятельная спортивная деятельность в различных сферах жизни. Определенные виды деятельности человека связаны с определенными помещениями: квартирой, рабочим помещением и т.д. В противоположность этому спорт и туризм не «привязаны» к какому-то определенному месту; ими можно заниматься в соответствии с условиями гой или иной сферы жизни.
В жилых районах спортивной деятельности благоприятствует близость к месту жительства дворов, садов, игровых комплексов, парков. Однако целенаправленная и правильная тренировка в каком-либо виде спорта возможна лишь при наличии в жилом районе спортивного сооружения, предназначенного именно для этого вида спорта. Эго — специальные спортивные, игровые и тренировочные сооружения, соответствующие сооружения при школах, в парках, центрах отдыха и т.д.
С переменой места сопряжено использование пригородных зон отдыха вблизи места жительства. Наиболее часто целью прогулки люди избирают водоемы, леса, гористую местность, пляжи и т. д. Все более широкие возможности для занятий самыми популярными видами спорта и формами туризма создаются в городских и приюродных зонах отдыха.
Аналогичные условия создаются в местах, где трудящиеся проводят свои отпуска. Благодаря строительству новых удобных сооружений и организации проката спортивного инвентаря обеспечиваются более блаюприягные предпосылки дня активного отдыха.
В сфере трудовой деятельности формы самостоятельной спортивной акшвности все чаще используются в тех случаях, если при предприятии или учреждении имеются условия для тренировки.
Дорога к тренировочному центру или к зоне отдыха может быть не только «неизбежным условием», но и полезным средством разумной организации досуга. При занятиях пешим, велосипедным или водным туризмом дорога к месту тренировки может стать существенным дополнительным фактором отдыха. Соединение самостоятельной спортивной деятельности с туризмом является типичным для пребывания в пригородных зонах отдыха и в курортных местностях.
Составление групп для самостоятельных занятий спортом. Формы самостоятельных занятий спортом и туризмом допускают возможность индивидуальной работы, тренировки вдвоем и различными по численности группами. В большинстве случаев люди, занимающиеся спортом, предпочитают коллективные занятия-прежде всего в семье, с друзьями и знакомыми. Для формирования групп решающими факторами являются следующие: индивидуальные или общие интересы; наличие спортсо- оружений или инвентаря; обладание собственным спортивным инвентарем; специфика видов спорта или дисциплин, которая, например, лишь частично допускает индивидуальную тренировку, в остальном же обуславливает необходимость занятий вдвоем или в группе (как, например, в спортивных играх).
Определяющее влияние на выбор формы занятий и типа группы может оказать также экономия времени ( в особенности при индивидуальной интенсивной тренировке) или различный уровень подготовленности занимающихся.
Методика спорта для инвалидов. Инвалиды-это лица с физическими недостатками, с аномалиями органов чувств или органическими отклонениями, которые значительно снижают работоспособность по сравнению со здоровыми людьми. Увечья могут быть врожденными или возникнуть как следствие несчастного случая или заболевания; чаще всего встречаются увечья конечностей и различных органов, носящие хронический характер. После второй мировой войны остались миллионы людей с ампутированными конечностями, с повреждениями мозга, слепые, глухие, страдающие от тяжелых и тяжелейших увечий конечностей и от других физических повреждений.
Сохранять и продлевать жизнь людей, улучшать их здоровье-все это полностью соответствует сущности социалистического строя.
Спорт для инвалидов-возможности и принципы. Возможности для регулярной спортивной деятельности инвалидов очень разнообразны. Важно, чтобы инвалиды были как можно раньше привлечены к активному сотрудничеству и поняли, что под влиянием регулярной тренировки у них могут произойти функциональные улучшения, а значит, и улучшение результатов.
Поэтому уже в больницах, ортопедических клиниках и других учреждениях физические упражнения включают в лечебный процесс; это тщательно отобранные упражнения, имеющие целенаправленное воздействие, которые применяются под квалифицированным руководством и контролем. На завершающем этапе лечения в стационаре и в период восстановительного амбулаторного лечения используются сочетания лечебной и общеразвивающей гимнастики.
Однако, когда процесс лечения завершился и начался процесс приобщения к профессиональной деятельности, от физических упражнений отказываться ни в коем случае нельзя. К сожалению, опыт показывает, что при отсутствии непосредственного контроля со стороны врача и специалиста по лечебной гимнастике стремление к восстановлению или повышению работоспособности угасает, поскольку инвалид еще недостаточно подготовлен к самостоятельной регулярной тренировке, ему не хватает атмосферы группы, в которой он занимался прежде, и он не знает, где ему теперь можно заниматься физическими упражнениями в организованном порядке. Поэтому именно на этом этапе особенно важны те меры, которые требуют сотрудничества органов здравоохранения и социалистической спортивной организации.
Принципы нагрузки. Принцип увеличения нагрузки.
Процессы адаптации в организме и повышение уровня развития двигательных качеств происходят медленно и неравномерно. В результате скачкообразного повышения нагрузки могут быть превышены функциональные возможности инвалида, а это может привести к негативным результатам и даже травмам. Поэтому нагрузка как в рамках одного тренировочного занятия, так и на протяжении длительного периода тренировки должна нарастать постепенно.
При систематической тренировке функциональное состояние улучшается.
Неизменная внешняя нагрузка постепенно перестает стимулировать развитие результатов. Поэтому необходимо постоянное повышение физической нагрузки. При этом нагрузку можно регулировать различными методами. Важной предпосылкой является точное планирование объема и интенсивности нагрузки и отдыха, а также регулярный контроль за уровнем работоспособности.
Принцип последовательности нагрузки. Развитие фи- зической работоспособности происходит на основе регулярной и планомерной тренировки с частыми повторениями нагрузки. Длительные перерывы препятствуют прогрессу; они весьма быстро ведут к спаду результатов. Поэтому нагрузка должна быть последовательной в течение длительного времени, и только такая последовательность и непрерывность могут обеспечить целенаправленное, рациональное и наглядное развитие физических качеств.
Принцип систематического чередования нагрузки и отдыха. Для повышения функциональных возможностей организма необходима не только нагрузка, но и хороший отдых. Систематическое чередование нагрузки и отдыха-существенное и закономерное условие успешной спортивной тренировки.
Величина нагрузки и продолжительность пауз отдыха должны соответствовать работоспособности. При овладении спортивными двигательными навыками процесс двигательного обучения следует строить таким образом, чтобы он создавал оптимальные условия для рационального приложения силы, для психологически благоприятного отдыха и для эффективного использования времени тренировки.
На тренировочных занятиях с большой нагрузкой в основной его части упражнения заключительной части должны выполнять функции активного отдыха и способствовать успокоению физиологических процессов. На начальной стадии тренировки не следует заниматься два дня подряд; не следует также выполнять слишком большие объемы нагрузки. Принцип разносторонности нагрузки. В процессе тренировки следует обеспечить разносторонность развития. Всякая односторонность и однообразие в выборе упражнений и в способах нагрузки ставит под угрозу всестороннее, гармоническое физическое развитие. Оптимальное формирование определенного физического качества предполагает одновременное улучшение всех других физических качеств.
Поэтому упражнения с небольшим объемом движений должны чередоваться с насыщенными в моторном отношении упражнениями; упражнениям на выносливость всегда должно отдаваться предпочтение перед упражнениями, развивающими силу или быстроту. Упражнения, требующие большой концентрации внимания, нужно регулярно проводить в начале каждого тренировочного занятия. Принцип соответствия нагрузки уровню работоспособности и готовности к тренировочной работе. Нагрузка на всех этапах должна быть такой, чтобы она соответствовала состоянию организма и вызывала положительную «ответную реакцию». Таким образом, тренировочные требования должны соответствовать функциональному состоянию организма, уровню физической работоспособности и спортивных умений. Чтобы достичь положительного эффекта в тренировочной работе с группой, следует по возможности придерживаться индивидуального подхода к дозированию физической нагрузки и отдыха. Развитие физической работоспособности непосредственно связано с формированием положительных волевых качеств. Предпосылкой тому служит сознательное и активное участие в общей работе.
Рекомендации инструктору. Инструктору в его деятельности необходимо учитывать следующие аспекты спортивной педагогики: а) нужно постоянно разъяснять спортсменам значение и воздействие упражнений; б) спортсменов нужно приучать к самостоятельному выполнению упражнений; в) в процессе тренировки нужно сообщать спортсменам основные знания о физиологическом воздействии и различных методах тренировки; г) с помощью спортивных соревнований нужно выявлять уровень работоспособности на данный момент и намечать дальнейшие пути физического совершенствования; д) спортсмены должны научиться самостоятельно оценивать свою работоспособность и делать выводы относительно индивидуальной и коллективной тренировочной работы. Организационные формы спорта для инвалидов.
Плавание и водное поло. Эти виды занимают ведущее место в спорте для инвалидов. С медицинской точки зрения плавание является самым здоровым видом спортивной активности и представляет собой оптимальную форму двигательной деятельности. Многие инвалиды могут заниматься плаванием почти без ограничений. Водное поло, которому присущи элементы борьбы, рекомендуется инвалидам с нарушениями слуха и другими физическими недостатками.
Легкая атлетика. Легкую атлетику с ее обширными возможностями предпочитают многие инвалиды. Как и в плавании, в этом виде спорта спортсмены- инвалиды нередко добиваются поразительных результатов.
Кегли. Кеглями занимаются все инвалиды, приобщившиеся к спортивной деятельности.
Лыжный спорт. Лыжным спортом занимаются, в частности, инвалиды с нарушениями слуха и другими физическими недостатками. Некоторые люди с ампутированной ногой пользуются при этом палками, прикрепленными к специальным укороченным лыжам.
Игры с мячом. Среди инвалидов с расстройствами слуха наибольшей популярностью пользуется футбол; им занимаются в любой относительно многочисленной спортивной группе. Зитцбол в наибольшей степени подходит для людей с увечьями нижних конечностей, а потому он получил широкое распространение. Баскетбол в инвалидных колясках практикуется среди инвалидов, страдающих поперечным миелитом; это в высшей степени захватывающая игра, которая требует большой отдачи физических сил.
Положительное влияние общей тренировки на поперечнополосные мышцы проявляется в улучшении реактивной и координационной способности, которое, в частности, объясняется улучшением кровоснабжения и обменных процессов.
Реабилитационный спорт поддерживает или же восстанавливает явления адаптации, сформировавшиеся под влиянием физической деятельности, и таким образом предотвращает явления разгрузки. Переход от реабилитации к возвращению к профессиональной деятельности сокращается и облегчается. Реабилитационный спорт ускоряет не только физическое и психическое восстановление, но и способствует процессу выздоровления. Так, например, улучшение кровоснабжения при физической нагрузке дает примерно такой же эффект, как и многие физиотерапевтические процедуры. Кроме того, некоторые явления переноса при нагрузке на здоровые части тела могут положительно сказаться на реабилитации поврежденных частей тела.
Существенную роль играет также психическое расслабление. Реабилитант ощущает, что он вновь может чего-то достичь. Радостное настроение на тренировочных занятиях вызывает ощущение успеха, развивает уверенность в своих силах, и пациент перестает чувствовать себя больным.
Организация реабилитационного спорта при травмах и заболеваниях должна быть различной. После травм здоровые части тела можно подвергать нормальной нагрузке очень рано. При возобновлении нагрузки на травмированные части тела следует соблюдать осторожность. Во время заболевания и после него нужно подбирать строго дозированные формы нагрузки, соответствующие характеру заболевания.
Сотрудничество между педагогом и врачом. Важной предпосылкой успешной реабилитации, гге отягощенной осложнениями, является тесное сотрудничество между лечащим врачом и педагогом. Прежде чем начать спортивные занятия с травмированным или заболевшим человеком, специалисты должны обменяться информацией о предыстории заболевания, о диагнозе, лечении, ггрогнозах и индивидуальной работоспособности на данный момент. Чтобы знать о ходе лечения и о других применяемых средствах реабилитации, при амбулаторном лечении педагог должен консультироваться с врачом. При стационарном лечении необходимо, чтобы педагог время от времени присутствовал при обходах врача. Во время таких встреч педагога и врача на основании рентгеновских снимков, антропометрических показателей, функционально-физиологических тестов, данных биохимических и иных исследований должны быть согласованы вопросы нагрузки.
Педагог должен добросовестно придерживаться тех решений, которые были приняты во время его деловых бесед с врачом. Преждевременные бесконтрольные физические нагрузки на травмированную или больггую часть тела могут привести к ухудшению состояния здоровья и к замедлению процесса реабилитации.
Организационные принципы. В практике реабилитационного спорта следует придерживаться трех основных принципов нагрузки.
Индивидуальная нагрузка. Первостепенное значение имеет принцип индивидуализации нагрузки. Определяющими факторами в выборе и дозировании спортивной деятельности для каждого выздоравливающего является его индивидуальная работоспособность, а также тип и продолжительность заболевания или болезненного состояния после травмы. Индивидуальную работоспособность можно достоверно определить, пользуясь современными методами медицинских и функционально-физиологических исследований. В догголнение к ним в рамках реабилитационного спорта следует проводить проверку частоты сердечных сокращений, кровяного давления, частоты дыхания, а также тестирование силы и выносливости. Кроме того, педагог должен постоянно следить за работоспособностью выздоравливающего, наблюдая за его поведением, за выполнением предписанной физической работы.
Выздоравливающие делятся на группы, которые формируются по характеру заболевания или травмы. Чтобы педагог мог обеспечить индивидуальный подход к каждому выздоравливающему, численность группы не должна превышать 8-10 человек.
Увеличение нагрузки. Следующим принципом является постепенное увеличение нагрузки. Начинать следует с небольшог о объема и низкой интенсивности, а повышать их нужно в соответствии с индивидуальной работоспособностью и состоянием здоровья. Основная проблема реабилитационного спорта заключается в увеличении нагрузки. Лишь по достижении достаточного уровня работоспособности предпринимается повышение интенсивности.
Разнообразие и разносторонность. Чтобы спортивные занятия в период реабилитации были разнообразными и интересными, следует придерживаться принципа разносторонности и поддержания радостной атмосферы. Разнообразие и разносторонность обеспечивают необходимое всестороннее психическое и физическое восстановление. Реабилитация после травм. После травм здоровые части тела в принципе полностью сохраняют способность переносить нагрузки. При этом силовые упражнения и упражнения на силовую выносливость занимают доминирующее положение. Они пригодны для дачи нагрузок только на здоровые группы мышц при сохранении в состоянии покоя мышц поврежденных частей тела. Это относится прежде всего к изометрическим силовым упражнениям, к выполнению которых можно приступать еще при постельном режиме и таким образом предотвратить атрофию здоровых мышц. По возможности скорее следует прибегать и к некоторым изотоническим упражнениям, чтобы стимулировать работу сердечно-сосудистой системы и других органов. Изотонические упражнения время от времени можно выполнять и до отмены постельного режима. Их следует дозировать таким образом, чтобы они соответствовали тренировке на силовую выносливость. Нужно, чтобы каждое упражнение пациент без особого усилия выполнял 12-15 раз. Частота повторений должна быть субмаксимальной. Интервал между упражнениями может составлять до 1 мин и должен быть заполнен упражнениями на расслабление. Этот метод позволяет развивать одновременно силу и выносливость.
При групповой и индивидуальной терапии благоприятной организационной формой оказалась круговая тренировка. Отдельные «станции» можно оборудовать таким образом, чтобы все группы мышц нагружались в соответствии с намеченными целями.
Задавая время выполнения упражнений или последовательность повторений на отдельных «станциях», необходимо осуществлять на практике принцип индивидуального дозирования нагрузки и величин ее прироста.
Для тренировки на выносливость в течение продолжительного времени следует подбирать такие формы циклической работы, которые могут быть выполнены только здоровыми частями тела. При травмах руки, например, это бег, при травмах ноги-гребля или плавание без помощи ног. Наиболее рациональной формой тренировки на выносливость в период реабилитации является работа на велоэргометре. Она поддается точному дозирбванию и воспроизведению. Кроме того, за работой выздоравливающего удобно наблюдать. Для выздоравливающих после травмы руки можно предложить ножное педалирование, а при травме ноги-ручное. Пациенты с повреждениями позвоночника могут тренироваться в прямой посадке на велоэргометре с вынесенным далеко вперед рулем.
Для занятий реабилитационным спортом в группах можно распределять выздоравливающих в зависимости от локализации травмы. Опыт показывает, что целесообразно следующее распределение по группам: травмы руки и плечевого пояса; травмы позвоночника; травмы бедра и головы. С выздоравливающими после нескольких травм или травм, не указанных выше, нужно работать индивидуально.
Спортивные занятия во время болезни и после нее называют двигательной терапией; физические упражнения становятся терапевтическим средством. Для лечения различных заболеваний прописываются различные медикаменты; аналогично этому для терапии и повышения работоспособности должны, применяться различные физические упражнения. Выбор физических упражнений определяется различиями между функциональными и органическими заболеваниями.
Весьма благоприятной формой нагрузки и методом тестирования при заболеваниях является работа на велоэргометре, хорошо поддающаяся дозированию. Возможность непрерывной регистрации сердечной деятельности с помощью ЭКГ, измерения кровяного давления, контроля за дыханием и обменом веществ позволяет получить представление о функциональном состоянии и определить степень дальнейшего увеличения нагрузки. Такой способ определения нагрузки пригоден и для дозирования других форм двигательной деятельности, однако при использовании других форм движения следует в отдельных случаях, по возможности, применять телеметрический контроль.
Дозирование. Двигательные раздражения нужно дозировать таким образом, чтобы они оказывали стимулирующее воздействие на работоспособность и не вызывали при этом ухудшений в течении болезни. Нагрузки должны возрастать постепенно, причем, как и при травмах, сначала следует увеличивать объем нагрузки. Интенсивность можно увеличивать лишь при выздоровлении и достаточном уровне выносливости. Ни в коем случае нельзя поручать больному самостоятельно дозировать нагрузки. Прямое руководство и контроль со стороны педагога необходимы.
Общих схем изменения нагрузок при различных заболеваниях составить невозможно. Физическую нагрузку следует выбирать и дозировать для каждого отдельного случая в зависимости от индивидуальной работоспособности и в соответствии с общими принципами. Ежедневное воздействие нагрузок-раздражителей-пусть даже его продолжительность и невелика-более эффективно, нежели периодические тренировочные занятия (1-2 раза в неделю) с более продолжительными и высокими нагрузками. Здесь следует придерживаться принципа: как можно чаще, медленно и долго.