Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рубрика: Методики спортивной деятельности

Общая сущность и цель. Разнообразные формы самостоятельного (индивидуального) активного от­дыха подчиняются общим целям и задачам физиче­ской культуры и спорта. Широчайшая популяр­ность и распространенность этих форм говорят о            том, что, по всей вероятности, они представляют собой изначальные, из поколения в поколение пере­дававшиеся и совершенствовавшиеся элементы со- циально-культурной жизни в сфере досуга. Почти 60% всех граждан один раз в месяц или чаще при­бегают к этим формам. Физические упражнения по­чти из всех видов спорта и различные виды туриз­ма уже сегодня являются жизненно необходимым дополнением к дневному или недельному режиму. Эта форма активного отдыха, которая обладает высокой социальной значимостью, является эффек­тивным средством расширенного воспроизводства рабочей силы.

Для граждан, не являющихся членами организо­ванных спортивных групп, активный отдых (вклю­чая туризм) представляет собой единственную воз­можность сближения с природой и физической работы по желанию.

Формы самостоятельной спортивной деятельно­сти нередко содержатся в детских играх и занятиях на досуге в кругу семьи. Таким путем родители знакомят большинство детей и подростков с тради­ционными упражнениями из области спорта и ту­ризма, которые можно выполнять самостоятельно. Следовательно, эта область физической культуры, которая заключает в себе возможности подведения к регулярной спортивной деятельности и которой присущи коммуникативные функции в рамках семьи или в кругу знакомых, имеет большое со- циалыю-культурное значение.

Характерные особенности. Упражнения из области физической культуры и туризма выполняются малыми группами или индивидуально. Широкое распространение получили совместный отдых в кругу семьи, организация досуга в кругу друзей, знакомых или коллег. Место, время, вид и содер­жание занятий зависят от привычного дневною и недельного режима, от возможности организации выходных дней или ог продолжительности отпуска. Кроме того, определяющими факторами выбора той или иной формы занятий являются личные ин­тересы, спортивные способности и прочие обстоя­тельства, такие, как, например, время года, погода, наличие инвентаря и спортсооружений и т. д. Наи­более характерной особенностью этой формы физи­ческой культуры являются способ формирования’ групп и возможность принимать самостоятельные решения относительно всех элементов организации. С точки зрения педагогики и организации примеча­телен тот факт, что в данном случае отсутствует прямое руководство занимающимися со стороны преподавателя. Поэтому в области самостоятель­ной спортивной деятельности большое значение приобретают средства и методы косвенного руко­водства и самодеятельная организация.

Содержание и формы самостоятельной спортивной деятельности. В области самостоятельной спортив­ной деятельности в принципе также следует стре­миться к высокой эффективности. Перечень форм занятий, выявленных и проанализированных в этой области, включает в себя индивидуальную ежеднев­ную тренировку со сгрого определенными нагруз­ками под контролем врача, спортивную актив­ность, соответствующую времени года (1-2 раза в неделю), а также дыхательную гимнастику, пешие прогулки и различные формы i ш иеническцх меро­приятий.

Чтобы подвести эти формы самостоятельной спортивной деятельности под систему косвенного руководства, необходимо разработать нормативы и контрольные цифры для оценки результатов, по­собия по организации спортивной деятельности, оз­накомить занимающихся с рациональными упраж­нениями и игровыми формами, а также составить указания организационного характера и информа­ционные материалы о возможностях тренировки в спортивных комплексах, пригородных зонах от­дыха и т. д.

Факторами, определяющими объем, интенсив­ность и целенаправленность самостоятельной спор­тивной тренировки, являются: а) уровень потребно­стей и психологической ориентации; б) уровень необходимых знаний, способностей и опыта само­стоятельной организации занятий, а также уровень спортивной подготовленности; в) объем и качество пропаганды; г) количество и качество трениро­вочных сооружений, уровень возможностей для тренировки, а также организационные формы тре­нировки в различных сферах жизни; д) наличие удобного и дешевого инвентаря; е) уровень со­циально-культурной жизни в быту и на производ­стве.

Постоянно расширяющиеся возможности для за­нятий спортом и туризмом в целях активного от­дыха обусловили развитие и популяризацию новых форм, таких, например, как движение «Бегай на здоровье», практического использования программ домашней тренировки и гимнастических упражне­ний. За счет целенаправленной организации была повышена эффективность традиционных форм ту­ризма и игр. Различные формы двигательной ак­тивности все больше и больше вытесняют пас­сивный отдых и рецептивное поведение в период отпуска; наибольшее распространение получили плавание и купание, туризм, игры .с мячом, лы­жный спорт, катание на коньках, санный спорт. При правильном использовании климатических и иных природных условий (в особенности при перемене местопребывания) самостоятельная спор­тивная деятельность может оказать чрезвычайно благоприятное влияние на здоровье, физическое расслабление и радостное мироощущение. Самостоятельная спортивная деятельность в раз­личных сферах жизни. Определенные виды деятель­ности человека связаны с определенными помеще­ниями: квартирой, рабочим помещением и т.д. В противоположность этому спорт и туризм не «привязаны» к какому-то определенному месту; ими можно заниматься в соответствии с условиями гой или иной сферы жизни.

В жилых районах спортивной деятельности бла­гоприятствует близость к месту жительства дворов, садов, игровых комплексов, парков. Однако целена­правленная и правильная тренировка в каком-либо виде спорта возможна лишь при наличии в жилом районе спортивного сооружения, предназначенного именно для этого вида спорта. Эго — специальные спортивные, игровые и тренировочные сооружения, соответствующие сооружения при школах, в пар­ках, центрах отдыха и т.д.

С переменой места сопряжено использование пригородных зон отдыха вблизи места жительства. Наиболее часто целью прогулки люди избирают водоемы, леса, гористую местность, пляжи и т. д. Все более широкие возможности для занятий самы­ми популярными видами спорта и формами туриз­ма создаются в городских и приюродных зонах отдыха.

Аналогичные условия создаются в местах, где трудящиеся проводят свои отпуска. Благодаря строительству новых удобных сооружений и орга­низации проката спортивного инвентаря обеспечи­ваются более блаюприягные предпосылки дня ак­тивного отдыха.

В сфере трудовой деятельности формы самостоя­тельной спортивной акшвности все чаще исполь­зуются в тех случаях, если при предприятии или уч­реждении имеются условия для тренировки.

Дорога к тренировочному центру или к зоне от­дыха может быть не только «неизбежным усло­вием», но и полезным средством разумной органи­зации досуга. При занятиях пешим, велосипедным или водным туризмом дорога к месту тренировки может стать существенным дополнительным фак­тором отдыха. Соединение самостоятельной спор­тивной деятельности с туризмом является ти­пичным для пребывания в пригородных зонах отдыха и в курортных местностях.

Составление групп для самостоятельных занятий спортом. Формы самостоятельных занятий спортом и туризмом допускают возможность индивидуаль­ной работы, тренировки вдвоем и различными по численности группами. В большинстве случаев лю­ди, занимающиеся спортом, предпочитают коллек­тивные занятия-прежде всего в семье, с друзьями и знакомыми. Для формирования групп решающи­ми факторами являются следующие: индиви­дуальные или общие интересы; наличие спортсо- оружений или инвентаря; обладание собственным спортивным инвентарем; специфика видов спорта или дисциплин, которая, например, лишь частично допускает индивидуальную тренировку, в осталь­ном же обуславливает необходимость занятий вдвоем или в группе (как, например, в спортивных играх).

Определяющее влияние на выбор формы занятий и типа группы может оказать также экономия времени ( в особенности при индивидуальной ин­тенсивной тренировке) или различный уровень под­готовленности занимающихся.

Методика спорта для инвалидов. Инвалиды-это ли­ца с физическими недостатками, с аномалиями органов чувств или органическими отклонениями, ко­торые значительно снижают работоспособность по сравнению со здоровыми людьми. Увечья могут быть врожденными или возникнуть как следствие несчастного случая или заболевания; чаще всего встречаются увечья конечностей и различных орга­нов, носящие хронический характер. После второй мировой войны остались миллионы людей с ампу­тированными конечностями, с повреждениями моз­га, слепые, глухие, страдающие от тяжелых и тяже­лейших увечий конечностей и от других физических повреждений.

Сохранять и продлевать жизнь людей, улучшать их здоровье-все это полностью соответствует сущ­ности социалистического строя.

Спорт для инвалидов-возможности и принципы. Воз­можности для регулярной спортивной деятельности инвалидов очень разнообразны. Важно, чтобы ин­валиды были как можно раньше привлечены к ак­тивному сотрудничеству и поняли, что под влия­нием регулярной тренировки у них могут произой­ти функциональные улучшения, а значит, и улучше­ние результатов.

Поэтому уже в больницах, ортопедических кли­никах и других учреждениях физические упражне­ния включают в лечебный процесс; это тщательно отобранные упражнения, имеющие целенаправлен­ное воздействие, которые применяются под квали­фицированным руководством и контролем. На за­вершающем этапе лечения в стационаре и в период восстановительного амбулаторного лечения ис­пользуются сочетания лечебной и общеразвиваю­щей гимнастики.

Однако, когда процесс лечения завершился и на­чался процесс приобщения к профессиональной дея­тельности, от физических упражнений отказываться ни в коем случае нельзя. К сожалению, опыт по­казывает, что при отсутствии непосредственного контроля со стороны врача и специалиста по лечеб­ной гимнастике стремление к восстановлению или повышению работоспособности угасает, поскольку инвалид еще недостаточно подготовлен к самостоя­тельной регулярной тренировке, ему не хватает ат­мосферы группы, в которой он занимался прежде, и он не знает, где ему теперь можно заниматься физическими упражнениями в организованном по­рядке. Поэтому именно на этом этапе особенно важны те меры, которые требуют сотрудничества органов здравоохранения и социалистической спор­тивной организации.

Принципы нагрузки. Принцип увеличения нагрузки.

Процессы адаптации в организме и повышение уровня развития двигательных качеств происходят медленно и неравномерно. В результате скачко­образного повышения нагрузки могут быть превы­шены функциональные возможности инвалида, а это может привести к негативным результатам и даже травмам. Поэтому нагрузка как в рамках одного тренировочного занятия, так и на протяже­нии длительного периода тренировки должна нара­стать постепенно.

При систематической тренировке функциональное состояние улучшается.

Неизменная внешняя нагрузка постепенно пере­стает стимулировать развитие результатов. Поэтому необходимо постоянное повышение физической нагрузки. При этом нагрузку можно регулировать различными методами. Важной предпосылкой является точное планирование объема и интенсив­ности нагрузки и отдыха, а также регулярный кон­троль за уровнем работоспособности.

Принцип последовательности нагрузки. Развитие фи- зической работоспособности происходит на основе регулярной и планомерной тренировки с частыми повторениями нагрузки. Длительные перерывы пре­пятствуют прогрессу; они весьма быстро ведут к спаду результатов. Поэтому нагрузка должна быть последовательной в течение длительного времени, и только такая последовательность и не­прерывность могут обеспечить целенаправленное, рациональное и наглядное развитие физических качеств.

Принцип систематического чередования нагрузки и отдыха. Для повышения функциональных возможностей организма необходима не только нагрузка, но и хороший отдых. Систематическое чере­дование нагрузки и отдыха-существенное и зако­номерное условие успешной спортивной трени­ровки.

Величина нагрузки и продолжительность пауз от­дыха должны соответствовать работоспособности. При овладении спортивными двигательными навыками процесс двигательного обучения следует строить таким образом, чтобы он создавал опти­мальные условия для рационального приложения силы, для психологически благоприятного отдыха и для эффективного использования времени трени­ровки.

На тренировочных занятиях с большой нагрузкой в основной его части упражнения заключительной части должны выполнять функции активного отды­ха и способствовать успокоению физиологических процессов. На начальной стадии тренировки не сле­дует заниматься два дня подряд; не следует также выполнять слишком большие объемы нагрузки. Принцип разносторонности нагрузки. В процессе тре­нировки следует обеспечить разносторонность раз­вития. Всякая односторонность и однообразие в выборе упражнений и в способах нагрузки ставит под угрозу всестороннее, гармоническое физическое развитие. Оптимальное формирование определен­ного физического качества предполагает одновре­менное улучшение всех других физических качеств.

Поэтому упражнения с небольшим объемом дви­жений должны чередоваться с насыщенными в моторном отношении упражнениями; упражне­ниям на выносливость всегда должно отдаваться предпочтение перед упражнениями, развивающими силу или быстроту. Упражнения, требующие боль­шой концентрации внимания, нужно регулярно про­водить в начале каждого тренировочного занятия. Принцип соответствия нагрузки уровню работоспо­собности и готовности к тренировочной работе. Нагрузка на всех этапах должна быть такой, чтобы она соответствовала состоянию организма и вызы­вала положительную «ответную реакцию». Таким образом, тренировочные требования должны со­ответствовать функциональному состоянию орга­низма, уровню физической работоспособности и спортивных умений. Чтобы достичь положитель­ного эффекта в тренировочной работе с группой, следует по возможности придерживаться индиви­дуального подхода к дозированию физической на­грузки и отдыха. Развитие физической работоспо­собности непосредственно связано с формирова­нием положительных волевых качеств. Предпосыл­кой тому служит сознательное и активное участие в общей работе.

Рекомендации инструктору. Инструктору в его дея­тельности необходимо учитывать следующие ас­пекты спортивной педагогики: а) нужно постоянно разъяснять спортсменам значение и воздействие упражнений; б) спортсменов нужно приучать к самостоятельному выполнению упражнений; в) в процессе тренировки нужно сообщать спортсме­нам основные знания о физиологическом воздей­ствии и различных методах тренировки; г) с по­мощью спортивных соревнований нужно выявлять уровень работоспособности на данный момент и намечать дальнейшие пути физического совер­шенствования; д) спортсмены должны научиться самостоятельно оценивать свою работоспособность и делать выводы относительно индивидуальной и коллективной тренировочной работы. Организационные формы спорта для инвалидов.

Плавание и водное поло. Эти виды занимают веду­щее место в спорте для инвалидов. С медицинской точки зрения плавание является самым здоровым видом спортивной активности и представляет со­бой оптимальную форму двигательной деятельно­сти. Многие инвалиды могут заниматься плава­нием почти без ограничений. Водное поло, которо­му присущи элементы борьбы, рекомендуется инва­лидам с нарушениями слуха и другими физически­ми недостатками.

Легкая атлетика. Легкую атлетику с ее обширными возможностями предпочитают многие инвалиды. Как и в плавании, в этом виде спорта спортсмены- инвалиды нередко добиваются поразительных ре­зультатов.

Кегли. Кеглями занимаются все инвалиды, приоб­щившиеся к спортивной деятельности.

Лыжный спорт. Лыжным спортом занимаются, в частности, инвалиды с нарушениями слуха и дру­гими физическими недостатками. Некоторые люди с ампутированной ногой пользуются при этом пал­ками, прикрепленными к специальным укоро­ченным лыжам.

Игры с мячом. Среди инвалидов с расстройствами слуха наибольшей популярностью пользуется фут­бол; им занимаются в любой относительно много­численной спортивной группе. Зитцбол в наиболь­шей степени подходит для людей с увечьями нижних конечностей, а потому он получил широкое распространение. Баскетбол в инвалидных колясках практикуется среди инвалидов, страдающих попе­речным миелитом; это в высшей степени захваты­вающая игра, которая требует большой отдачи фи­зических сил.

Положительное влияние общей тренировки на поперечнополосные мышцы проявляется в улучше­нии реактивной и координационной способности, которое, в частности, объясняется улучшением кро­воснабжения и обменных процессов.

Реабилитационный спорт поддерживает или же восстанавливает явления адаптации, сформировав­шиеся под влиянием физической деятельности, и таким образом предотвращает явления разгрузки. Переход от реабилитации к возвращению к профес­сиональной деятельности сокращается и облегчает­ся. Реабилитационный спорт ускоряет не только физическое и психическое восстановление, но и спо­собствует процессу выздоровления. Так, например, улучшение кровоснабжения при физической нагруз­ке дает примерно такой же эффект, как и многие физиотерапевтические процедуры. Кроме того, не­которые явления переноса при нагрузке на здо­ровые части тела могут положительно сказаться на реабилитации поврежденных частей тела.

Существенную роль играет также психическое расслабление. Реабилитант ощущает, что он вновь может чего-то достичь. Радостное настроение на тренировочных занятиях вызывает ощущение успе­ха, развивает уверенность в своих силах, и пациент перестает чувствовать себя больным.

Организация реабилитационного спорта при травмах и заболеваниях должна быть различной. После травм здоровые части тела можно подвер­гать нормальной нагрузке очень рано. При возоб­новлении нагрузки на травмированные части тела следует соблюдать осторожность. Во время заболе­вания и после него нужно подбирать строго дози­рованные формы нагрузки, соответствующие харак­теру заболевания.

Сотрудничество между педагогом и врачом. Важной предпосылкой успешной реабилитации, гге отяго­щенной осложнениями, является тесное сотрудниче­ство между лечащим врачом и педагогом. Прежде чем начать спортивные занятия с травмированным или заболевшим человеком, специалисты должны обменяться информацией о предыстории заболева­ния, о диагнозе, лечении, ггрогнозах и индивидуаль­ной работоспособности на данный момент. Чтобы знать о ходе лечения и о других применяемых сред­ствах реабилитации, при амбулаторном лечении пе­дагог должен консультироваться с врачом. При стационарном лечении необходимо, чтобы педагог время от времени присутствовал при обходах вра­ча. Во время таких встреч педагога и врача на ос­новании рентгеновских снимков, антропометриче­ских показателей, функционально-физиологических тестов, данных биохимических и иных исследова­ний должны быть согласованы вопросы нагрузки.

Педагог должен добросовестно придерживаться тех решений, которые были приняты во время его деловых бесед с врачом. Преждевременные бескон­трольные физические нагрузки на травмированную или больггую часть тела могут привести к ухудше­нию состояния здоровья и к замедлению процесса реабилитации.

Организационные принципы. В практике реабилита­ционного спорта следует придерживаться трех ос­новных принципов нагрузки.

Индивидуальная нагрузка. Первостепенное значение имеет принцип индивидуализации нагрузки. Опре­деляющими факторами в выборе и дозировании спортивной деятельности для каждого выздоравли­вающего является его индивидуальная работоспо­собность, а также тип и продолжительность заболе­вания или болезненного состояния после травмы. Индивидуальную работоспособность можно досто­верно определить, пользуясь современными мето­дами медицинских и функционально-физиологиче­ских исследований. В догголнение к ним в рамках реабилитационного спорта следует проводить про­верку частоты сердечных сокращений, кровяного давления, частоты дыхания, а также тестирование силы и выносливости. Кроме того, педагог должен постоянно следить за работоспособностью выздо­равливающего, наблюдая за его поведением, за вы­полнением предписанной физической работы.

Выздоравливающие делятся на группы, которые формируются по характеру заболевания или травмы. Чтобы педагог мог обеспечить индиви­дуальный подход к каждому выздоравливающему, численность группы не должна превышать 8-10 человек.

Увеличение нагрузки. Следующим принципом является постепенное увеличение нагрузки. На­чинать следует с небольшог о объема и низкой ин­тенсивности, а повышать их нужно в соответствии с индивидуальной работоспособностью и состоя­нием здоровья. Основная проблема реабилитацион­ного спорта заключается в увеличении нагрузки. Лишь по достижении достаточного уровня работо­способности предпринимается повышение интен­сивности.

Разнообразие и разносторонность. Чтобы спор­тивные занятия в период реабилитации были раз­нообразными и интересными, следует придержи­ваться принципа разносторонности и поддержания радостной атмосферы. Разнообразие и разносто­ронность обеспечивают необходимое всестороннее психическое и физическое восстановление. Реабилитация после травм. После травм здоровые части тела в принципе полностью сохраняют способность переносить нагрузки. При этом силовые упражнения и упражнения на силовую выносли­вость занимают доминирующее положение. Они пригодны для дачи нагрузок только на здоровые группы мышц при сохранении в состоянии покоя мышц поврежденных частей тела. Это относится прежде всего к изометрическим силовым упражне­ниям, к выполнению которых можно приступать еще при постельном режиме и таким образом пред­отвратить атрофию здоровых мышц. По возмож­ности скорее следует прибегать и к некоторым изо­тоническим упражнениям, чтобы стимулировать работу сердечно-сосудистой системы и других орга­нов. Изотонические упражнения время от времени можно выполнять и до отмены постельного режи­ма. Их следует дозировать таким образом, чтобы они соответствовали тренировке на силовую вынос­ливость. Нужно, чтобы каждое упражнение пациент без особого усилия выполнял 12-15 раз. Частота повторений должна быть субмаксимальной. Интер­вал между упражнениями может составлять до 1 мин и должен быть заполнен упражнениями на расслабление. Этот метод позволяет развивать одновременно силу и выносливость.

При групповой и индивидуальной терапии благо­приятной организационной формой оказалась кру­говая тренировка. Отдельные «станции» можно оборудовать таким образом, чтобы все группы мышц нагружались в соответствии с намеченными целями.

Задавая время выполнения упражнений или по­следовательность повторений на отдельных «стан­циях», необходимо осуществлять на практике прин­цип индивидуального дозирования нагрузки и величин ее прироста.

Для тренировки на выносливость в течение про­должительного времени следует подбирать такие формы циклической работы, которые могут быть выполнены только здоровыми частями тела. При травмах руки, например, это бег, при травмах но­ги-гребля или плавание без помощи ног. Наиболее рациональной формой тренировки на выносливость в период реабилитации является работа на велоэр­гометре. Она поддается точному дозирбванию и воспроизведению. Кроме того, за работой выздо­равливающего удобно наблюдать. Для выздора­вливающих после травмы руки можно предложить ножное педалирование, а при травме ноги-ручное. Пациенты с повреждениями позвоночника могут тренироваться в прямой посадке на велоэргометре с вынесенным далеко вперед рулем.

Для занятий реабилитационным спортом в груп­пах можно распределять выздоравливающих в за­висимости от локализации травмы. Опыт показы­вает, что целесообразно следующее распределение по группам: травмы руки и плечевого пояса; травмы позвоночника; травмы бедра и головы. С выздоравливающими после нескольких травм или травм, не указанных выше, нужно работать индивидуально.

Спортивные занятия во время болезни и после нее на­зывают двигательной терапией; физические упраж­нения становятся терапевтическим средством. Для лечения различных заболеваний прописываются различные медикаменты; аналогично этому для те­рапии и повышения работоспособности должны, применяться различные физические упражнения. Выбор физических упражнений определяется различиями между функциональными и органическими заболеваниями.

Весьма благоприятной формой нагрузки и мето­дом тестирования при заболеваниях является рабо­та на велоэргометре, хорошо поддающаяся дозиро­ванию. Возможность непрерывной регистрации сер­дечной деятельности с помощью ЭКГ, измерения кровяного давления, контроля за дыханием и обме­ном веществ позволяет получить представление о функциональном состоянии и определить степень дальнейшего увеличения нагрузки. Такой способ определения нагрузки пригоден и для дозирования других форм двигательной деятельности, однако при использовании других форм движения следует в отдельных случаях, по возможности, применять телеметрический контроль.

Дозирование. Двигательные раздражения нужно до­зировать таким образом, чтобы они оказывали сти­мулирующее воздействие на работоспособность и не вызывали при этом ухудшений в течении бо­лезни. Нагрузки должны возрастать постепенно, причем, как и при травмах, сначала следует увели­чивать объем нагрузки. Интенсивность можно уве­личивать лишь при выздоровлении и достаточном уровне выносливости. Ни в коем случае нельзя по­ручать больному самостоятельно дозировать на­грузки. Прямое руководство и контроль со сто­роны педагога необходимы.

Общих схем изменения нагрузок при различных заболеваниях составить невозможно. Физическую нагрузку следует выбирать и дозировать для ка­ждого отдельного случая в зависимости от индиви­дуальной работоспособности и в соответствии с об­щими принципами. Ежедневное воздействие нагру­зок-раздражителей-пусть даже его продолжитель­ность и невелика-более эффективно, нежели перио­дические тренировочные занятия (1-2 раза в неде­лю) с более продолжительными и высокими на­грузками. Здесь следует придерживаться принципа: как можно чаще, медленно и долго.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.