МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Рубрика: Методики спортивной деятельностиОбщая цель спортивной подготовки. Спортивная подготовка представляет собой процесс физического воспитания и образования во многих областях и формах общественной жизни. Спортивная подготовка, в рамках которой сложились разнообразные формы осуществления и организации, начинается с дошкольного физического воспитания в яслях и детских садах; прежде этот процесс было принято делить по принципу возрастных групп (детский и юношеский спорт, спорт взрослых), теперь же в большинстве случаев деление осуществляется в зависимости от целей спортивной деятельности. При этом следует особо отметить три различные и вместе с тем тесно взаимосвязанные области спортивной подготовки: 1. Спортивная подготовка как составная часть социалистической общеобразовательной подготовки. 2. Спортивная подготовка как активный отдых и форма организации досуга в соответствии с принципами физической культуры (рекреация). 3. Спортивная подготовка как процесс систематических упражнений и тренировки в целях достижения максимального спортивного результата (соревновательный спорт).
Функция общей цели спортивной подготовки состоит в том, чтобы свести воедино основные социальные требования к спортивной подготовке как фактору физического развития и совершенствования. В результате этого спортивная подготовка в целом получает общую ориентацию, которой подчиняются все частные цели.
Для развитого социалистического общества, по мнению авторов книги, характерными являются следующие основные требования к спортивной подготовке
Улучшение здоровья народа. Сохранение жизни человека и увеличение ее продолжительности, улучшение здоровья и уничтожение болезней-все это соответствует сущности социалистического строя. При правильной постановке спортивная подготовка становится важным средством укрепления здоровья, повышения сопротивляемости заболеваниям, а также лечения и реабилитации.
Требования трудовой деятельности. В условиях социализма научно-технический прогресс ведет к дальнейшим принципиальным изменениям отношения человека к труду и к средствам производства, обусловливает изменение характера трудовой деятельности. Спортивная подготовка способствует полноценному функционированию организма, всестороннему развитию двигательных качеств и стимулирует таким образом способности к творческому труду.
Требования обороны страны. В эпоху борьбы за сохранение и укрепление мира готовность к обороне предъявляет высокие требования к выносливости и физической работоспособности всего населения. В особенности это относится к разнообразным физическим и психическим нагрузкам, которые необходимы для современной комплексной военной подготовки. Спортивная подготовка эффективно способствует формированию, сохранению и повышению готовности к обороне.
Потребность в рациональной организации досуга. Социалистический образ жизни предполагает, в частности, здоровый режим, а также систематические занятия спортом в целях повышения общей работоспособности и сопротивляемости. С помощью физической подготовки следует создать такие условия, при которых гражданин социалистического общества, регулярно занимаясь спортом, более глубоко, осознанно и многогранно чувствовал и постигал бы радость жизни, что даст ему силы для удовлетворения собственных потребностей и потребностей общества.
Стремление к высоким спортивным результатам.
Спортивные рекорды в значительной мере способствуют повышению международного авторитета государства, они наглядно демонстрируют быстрое развитие спорта в условиях социалистического общества. В то же время спортивные рекорды служат доказательством повышения работоспособности человека. Рациональный анализ практики тренировки выявляет эффективные и целесообразные пути дальнейшего физического совершенствования для всех возрастных групп и всех уровней подготовленности. Лучшие из спортсменов высшей квалификации служат примером для детей и юношества и стимулируют их таким образом к дисциплинированной и интенсивной спортивной деятельности. Основы и основные понятия спортивной подготовки и тренировки. Предмет и область. Методика спортивной подготовки занимается планированием, подготовительными мероприятиями, управлением и организацией учебно-тренировочного процесса в различных областях физической культуры. В каждом конкретном случае в зависимости от целей и задач спортивной подготовки она определяет для группы тренирующихся спортсменов, какие двигательные навыки, координационные и общефизические качества, спортивные умения, знания, понятия и образ действий должны быть усвоены, какие средства следует применить для этого (т. е. какие физические упражнения, являющиеся учебным материалом, пригодны для того или иного вида спорта, тех или иных средств тренировки, того или иного тренировочного снаряда и т.д.) и как нужно организовать процесс преподавания, усвоения и совершенствования. Последняя составляющая располагает системой разнообразных методических приемов, организационных форм и мер. В основу содержания и организации методики спортивной подготовки ложатся новейшие данные общественных и естественных научных дисциплин (например, педагогики, психологии, физиологии, биохимии); она имеет непосредственную связь с другими областями спортивной науки (спортивной медициной, биомеханикой, теорией видов спорта, управлением физической культурой, историей физической культуры и т.д.).
Развитие на современном этапе. Во всех социалистических странах физическое воспитание и спортивная подготовка, будучи составной частью всестороннего развития личности, получили широкое признание и распространение. Здесь образцом послужили советская организация физической культуры и спортивной науки. В марксистской спортивной науке методика спортивной подготовки занимает центральное место. «Методический эмпиризм» прошлого поднялся до уровня самостоятельной научной дисциплины. Решающую роль в этом сыграли научные исследования основ и закономерностей тренировки на уровне спорта высших достижений. Спортивная тренировка признана самой рациональной и эффективной формой и методом физической подготовки и воспитания. Поскольку ее опыт и ее результаты служат ориентиром для всех областей физической культуры, это означает, что спортивная подготовка в состоянии вносить оптимальный вклад во всестороннее формирование социалистической личности.
Процесс спортивной подготовки осуществляется в различных организационных формах. Это уроки физкультуры или спортивная тренировка. Под квалифицированным руководством преподавателя спорта, инструктора или тренера занимающиеся (спортсмены, школьники) улучшают физическую работоспособность, укрепляют организм, приобретают спортивные умения, а также знание и понимание социальной и индивидуальной ценности спортивной активности. Основу единого процесса физического воспитания и спортивной подготовки составляет формирование общефизических и координационных качеств, двигательных навыков, а также обработка технических приемов.
Формирование общефизических качеств. При выполнении упражнений на освоение и закрепление двигательного навыка совершенствуются также и общефизические качества, такие, как сила, быстрота и выносливость. Несмотря на тесную взаимосвязь в рамках единого процесса физической подготовки, освоение двигательных навыков не идентично совершенствованию общефизических качеств. Так, например, для овладения техникой прыжка в высоту необходима определенная взрывная сила. В ходе учебного процесса может произойти улучшение взрывной силы; вместе с тем она может развиваться путем выполнения разнообразных упражнений на взрывную силу вне зависимости или в дополнение к этому специфическому учебному процессу. Наряду с общими принципами обучения при формировании двигательных качеств следует учитывать специфические закономерности.
Нагрузка и отдых. Развития общефизических качеств можно добиться лишь путем разумного чередования и правильной дозировки нагрузки и отдыха. Под нагрузкой понимается степень напряжения при выполнении физических упражнений. Нагрузка
Повышение экономичности 24-часового цикла сердечной деятельности в процессе формирования «спортивного сердца», ведет к расходу энергии и утомлению человеческого организма. Величину нагрузки можно изменять путем подбора и выполнения упражнений, выбора дистанции, времени, использования отягощений и т. д. В каждом конкретном случае нагрузка дозируется, исходя из уровня подготовленности спортсменов и цели обучения. В школьном спорте, активном отдыхе и соревновательном спорте цели обучения будут различными; различными они будут также и при развитии одного или нескольких общефизических качеств (силы, скоростной силы, силовой выносливости и т. д.). Отдых может быть пассивным или активным. При пассивном отдыхе двигательная деятельность исключается, т. е. спортсмен сохраняет двигательную пассивность. Однако исследования показали, что при определенных условиях активный отдых может быть более эффективным, чем пассивный. В процессе активного отдыха один вид нагрузки сменяется другим. Таким образом, активный отдых, с одной стороны, является нагрузкой, поскольку он представляет собой деятельность, сопряженную с расходованием сил, а с другой стороны, это отдых, потому что в большинстве случаев он приводит к эффективному восстановлению работоспособности.
Сочетание нагрузки и отдыха. На основании научных данных о положительном влиянии правильно дозированных нагрузок и отдыха сложилась широко разветвленная система спортивной подготовки.
Нагрузка в форме простого повторения упражнений.
В данном случае проводится многократное повторение упражнений без изменений по времени, длине отрезков, массе и т. д. Так, например, 200-метровый отрезок спортсмен пробегает 5 раз в одинаковом темпе или же он выполняет 8 отжимов от горизонтальной поверхности. До тех пор пока организм не адаптируется к этой стандартизованной нагрузке, происходит совершенствование общефизических качеств, необходимых для выполнения данного упражнения. После адаптации результат больше не может улучшаться, если нагрузка не будет увеличена.
Нагрузка в форме меняющихся упражнений. В этом случае нагрузка изменяется за счет изменения продолжительности выполнения упражнений, длины отрезков, частоты выполнения упражнений и т. д. Так, например, либо спортсмен пробегает 200-метровый отрезок в различном темпе, либо ему предлагается несколько раз пробежать отрезки различной длины. Нагрузка увеличивается или уменьшается, но при этом общей тенденцией всегда должно оставаться постепенное нарастание нагрузки.
Нагрузка в форме интервальной тренировки. В данном случае в процессе тренировки планируются паузы. После многократного выполнения упражнения делается пауза в форме активного или пассивного отдыха. Распределение пауз может изменяться путем варьирования временного объема или характера интервальных упражнений (дополнительные или компенсирующие упражнения). Так, например, спортсмен может пробегать 100-метровый отрезок сериями по три раза каждая. Две паузы между сериями заполняются бегом трусцой. После каждой тройной серии проводится 6-минутная пауза в форме пассивного отдыха.
Нагрузка в форме тренировочных соревнований. Тренировочные соревнования не только знакомят спортсменов с разнообразными условиями; обладая эмоциональным воздействием, они мобилизуют также и их волевые качества. Поэтому тренировочные соревнования имеют важное значение не только для спортсменов в период подготовки к соревнованиям; при правильном использовании в области школьного спорта и активного отдыха они могут оказать существенное стимулирующее влияние на общую физическую подготовленность. В то же время тренировочные соревнования открывают широкие возможности для самоутверждения и взаимного контроля за уровнем подготовленности.
Формирование двигательных навыков. Любой учебный процесс основывается на сознательно направляемом внимании учащегося, этот процесс должен быть наглядным. Связующим звеном между эмпирическим познанием окружающего мира и рациональным познанием является представление, которое формируется в процессе познания. (Представление играет решающую роль при освоении новых процессов движения.) Правильный двигательный образ облегчает освоение процессов движения и в значительной степени способствует ускорению и углублению процесса обучения.
Этапы формирования двигательных навыков. Формирование двигательных навыков включает в себя три этапа, плавно переходящих один в другой: ознакомление, освоение, закрепление.
Ознакомление. Сначала обучающийся должен получить первое, элементарное представление о двигательном акте, который ему надлежит освоить. Наиболее целесообразной представляется такая последовательность: демонстрация, объяснение и первые попытки воспроизведения. При демонстрации упражнение должно быть выполнено безукоризненно. Неточная демонстрация снижает ценность зрительной наглядности и замедляет процесс формирования элементарного образа движения. Объяснение в форме описания или указаний (устная наглядность) дополняет ознакомление. Объяснения должны быть краткими и точными, чтобы спортивное занятие не превращалось в лекцию. Первые попытки воспроизведения завершают формирование элементарного образа осваиваемого движения путем кинетостатического ощущения и восприятия (ощущение и восприятие движения). Именно пробные попытки делают полным соответствие общему дидактическому требованию всесторонней наглядности (обеспечение всех возможных восприятий того или иного предмета).
Освоение. Первые пробные попытки означают переход ко второму этапу процесса формирования двигательного навыка. Основой этого этапа является тренировка в форме многократного воспроизведения процесса движения, которое необходимо освоить. Прежде всего следует отработать эскизную форму движения. Вначале многие мышцы испытывают излишнее нервное напряжение, что обусловлено сложными нервными процессами. Возникающие в результате этого ошибки в координации движений и судорожные состояния мешают точному выполнению движения. Лишь после многократных повторений сопутствующие движения постепенно устраняются и активизируются лишь те группы мышц, от которых зависит правильное выполнение движения. При целенаправленной работе происходит постепенное закрепление и автоматизация основных компонентов движения. Теперь следует указать на важные детали, которые нужны для создания окончательной формы движения. Зрительные и слуховые вспомогательные средства, подача ритмических и иных сигналов в значительной степени способствуют правильному заучиванию движения. Так, речевой сигнал облегчает растягивание при раскачивании на кольцах. При этом у гимнаста быстрее развивается чувство движения, он приобретает умение растягиваться в нужный момент. К акустическим вспомогательным средствам принадлежит также музыкальное сопровождение гимнастических упражнений. Другими средствами помощи являются облегченные условия, например наклонная подставка для выполнения кувырка, непосредственная поддержка при выполнении движения (оказание помощи) или опосредованная поддержка-страховка, назначение которой-устранить скованность и страх.
Закрепление и совершенствование. Процесс движения закрепляется при его воспроизведении; лишь применяя в различных условиях то, что он усвоил, спортсмен обретает готовность к соревнованиям. Автоматизация процесса движения означает, что этот процесс выполняется без сознательного контроля. Сознание обеспечивает лишь сохранение основной структуры. В зависимости от степени чувствительности нервов, воспринимающих раздражение, сознание выявляет изменения в движении и производит соответствующую корректировку. При прогрессивной автоматизации тренированное сознание может отметить даже мельчайшие отклонения. Эти процессы позволяют спортсмену сосредоточить свое внимание преимущественно на основных моментах движения или на тактических приемах и обеспечивают высокий темп движения. Успех обучения в значительной степени зависит от того, удается ли спортсмену правильно выполнить движение в изменившихся или усложнившихся условиях,-например, на соревнованиях. Некоторые гимнасты, отлично выполняющие упражнения на «своем» снаряде, не справляются с ним на «чужом» снаряде с иными показателями упругости. Сильное утомление, присутствие соперника, зрителей, необычное освещение, изменившиеся метеорологические условия могут стать причиной неудачи при выполнении хорошо отработанного движения.
Организационно-методические принципы
Как видно из обзора, при организации процесса спортивной подготовки следует учитывать целый ряд аспектов:
Обзор.
I. Дидактические цели (дидактические функции или дидактические ступени)
1. Введение
2. Подача учебного материала
3. Закрепление
4. Контроль и оценка
II. Методы обучения (логические пути)
1. Прямой метод
2. Опосредованный метод (с сериями упражнений)
3. Дедуктивный метод (с заданным процессом движения)
4. Индуктивный метод (самостоятельный поиск)
5. Аналитико-синтетический метод (частный метод)
6. Синтетико-аналитический метод (общий метод)
III. Способы ведения учебного процесса (дидактические формы деятельности)
1. Подача-восприятие
2. Ориентация-отработка
3. Постановка задачи-выполнение задачи
IV Методические элементы (этапы процесса подготовки)
1. Всесторонняя общефизическая подготовка:
а) демонстрация (показ, схематические изображения, таблицы, диапозитивы, фильмы)
б) объяснение (сообщение, лекция, описание, беседа, постановка задачи, указания)
в) отработка (попытка, повторение, ускорение, комбинации, интервальная тренировка)
г) исправление ошибок (грубые ошибки, мелкие погрешности, ошибки, характерные для начинающих, автоматизированные ошибки)
д) методические формы помощи и средства руководства (поддержка, помощь, усложнение задачи, облегчение задачи, указания, ритмизация)
2. Формирование понятий и поведения, соответствующих нормам морали:
а) беседа, указание
б) обоснование, похвала и порицание
в) пример, сравнение
г) функция помощника, помощь и поддержка
д) сравнение, проверка
V. Структура спортивного занятия (организация или членение занятия)
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключительная часть
VI. Формы распределения занимающихся
1. Тренировочная группа (класс)
2. Отделения
3. Отделения, составленные по уровню результатов
4. Команды
5. Индивидуальная работа
VII. Организация тренировочного занятия (формы работы)
1. Фронтальный метод (фронтальная работа с группой)
2. Работа по отделениям (параллельная тренировка отделений)
3. Чередование форм работы в отделениях
4. Работа по отделениям с дополнительными задачами
5. Работа «станциями»
6. Круговая тренировка.
Дидактические цели. Процесс подготовки, который представляет собой и комплекс занятий, и отдельное занятие, и часть одного занятия, в зависимости от этого может отвечать различным дидактическим целям. Если для занятия преимущественное значение имеет одна из дидактических целей или функций, то это занятие именуется по этой цели или функции. Таким образом, существуют различные типы занятий: вводное занятие, занятие на закрепление, контрольное или проверочное занятие. Однако в большинстве случаев на спортивном занятии (уроке физкультуры) следуют одна за другой или чередуются несколько дидактических функций.
1. Введение нового материала осуществляется следующими путями: либо учащийся сразу выполняет соответствующее движение и таким образом непосредственно знакомится с ним, либо это движение представляется зрительными или слуховыми средствами. Первый путь избирается в тех случаях, если спортивный двигательный навык, который предстоит выработать, прост или если аналогичное по структуре движение уже было освоено. Этот путь подходит, например, для введения таких физических упражнений, которые в первую очередь служат для развития двигательных качеств методом круговой тренировки. В процессе спортивной подготовки новый материал чаще всего вводится с использованием одного из способов наглядного показа-преимущественно демонстрации или объяснения. Введение нового материала не следует смешивать с вводной частью спортивного занятия. Именно в системе спортивной подготовки вводная часть занятия редко используется для введения нового учебного материала.
2. Подача учебного материала рассматривается как дидактическая цель в том случае, если обучающий представляет учебный материал учащимся. Это в известной мере является переходной ступенью от первого знакомства с материалом к освоению этого материала учащимися. Подача учебного материала при совершенствовании общефизических качеств посредством повторения упражнений применяется реже, нежели при освоении новых технических приемов или комбинаций движений. Кроме того, передаются знания и мысли относительно правил соревнований и игр, правил гигиены и т. д. Как правило, введение нового материала непосредственно переходит в подачу материала, поскольку в учебном процессе не существует изолированных, обособленных этапов.
1. Закрепление нередко занимает основное место в спортивной подготовке. Любое физическое качество может быть развито только путем многократных повторений движения. Поэтому применительно к физической подготовке закреплением достигается не только формирование двигательных навыков; оно также является гарантией всестороннего физического развития. Закреплению подлежат не только общие и специальные физические качества, но также и знания, убеждения и поведение.
2. Контроль и оценка как дидактическая цель предназначаются в первую очередь для того, чтобы составить реальное представление об уровне подготовленности спортивной группы в целом и каждого ее члена в отдельности. В течение года отдельные учащиеся подвергаются контролю и оценке; по завершении определенных этапов учебного процесса с помощью тестов или оценки результатов выявляется уровень подготовленности всей спортивной группы. Лишь на экзаменах контроль и оценка занимают целое занятие, в остальном же целесообразнее проводить их после разминки, в начале основной части спортивного занятия.
Методы подготовки. Этот аспект организационно- методической композиции спортивного занятия (урока физкультуры или тренировочного занятия) характеризуется как логический путь, как построение материала или как основной метод. Исходя из задачи воспитания и обучения, из уровня развития и результатов, а также из особенностей учебного материала, обучающий может по-разному организовать учебный материал. Поскольку при различных путях обучения обнаруживается взаимодействие между обучающим и учащимся, о методах подготовки можно говорить как об основных методах. При этом понятие «метод подготовки» относится ко всей совокупности приемов в рамках одного этапа учебного процесса, тогда как отдельные меры или приемы обозначаются как методические элементы.
3. Прямой метод. После сообщения сведений об упражнении, демонстрации или объяснения занимающиеся сразу же воспроизводят это упражнение и начинают отрабатывать его. Прямой метод служит для овладения простыми двигательными навыками-такими, как отдельные гимнастические упражнения. В данном случае прямой путь будет состоять из следующих этапов: демонстрация-воспроизведение — отработка.
4. Опосредованный метод. Сопоставление двух методов показывает, что при использовании опосредованного метода материал, предлагаемый для усвоения, не отрабатывается сразу же в окончательной форме. Здесь следует различать два типа упражнений: подготовительные упражнения и целевые упражнения. В процессе формирования двигательных навыков опосредованное распределение материала-от первого подготовительного упражнения до целевого упражнения-называют серией упражнений. Серия упражнений может быть составлена в соответствии со следующими концепциями:
а) упрощение снаряда или облегчение трассы,
б) упрощение упражнения,
в) членение упражнения.
При составлении любой серии упражнений нужно прежде всего иметь в виду, что подготовительные упражнения ни в коем случае не должны противоречить структуре движений целевого упражнения. (Например, прыжок с переходом в сед ноги врозь никак не может служить подготовительным упражнением для освоения прыжка ноги врозь через снаряд!)
5. Дедуктивный метод. В спортивной подготовке о дедуктивном методе можно говорить в том случае, если занимающиеся должны освоить строго определенный процесс спортивного движения. В практике этот метод преобладает, поскольку он быстрее всего приводит к овладению рациональным спортивным навыком. Это путь от демонстрации к воспроизведению, от показа к подражанию. Весь путь делится на следующие этапы: сообщение сведений об упражнении-демонстрация — объяснение — попытка воспроизведения — исправление ошибок-отработка. Если возникает необходимость, отдельные методические основные формы повторяются — например, демонстрация, объяснение, исправление ошибок. В зависимости от степени трудности упражнения или уровня подготовленности группы можно пользоваться либо дедуктивно-прямым, либо дедуктивно-опосредованным методом.
6. Индуктивный метод. В данном случае отправной точкой не является выполнение строго определенного движения. Первичные сведения об упражнении в большей мере характеризуют задачу, путь решения которой занимающиеся должны отыскать сами. Поэтому этот метод называется также самостоятельным поиском. В специальной литературе существует также понятие «двигательная задача». Например, в обучении преодолению препятствий или малым играм пользуются индуктивным методом. При этом основной упор делается не на выполнение определенных движений, а на самостоятельный выбор упражнений, на стремление к творческому участию со стороны учащихся.
7. Частный метод и общий метод. Мы прибегли здесь к противопоставлению этих двух методов, поскольку это дает возможность лучше охарактеризовать их. Упражнения всегда расчленяются в тех случаях, когда они либо слишком сложны, либо представляют собой слишком обширные двигательные комбинации. Принцип таков: то, что составляет основу упражнения, по возможности должно осваиваться как целое. Даже если процесс обучения поначалу кажется сложным, а выполнение движения бывает нерациональным, все же при таком подходе сохраняется цельность процесса движения. Если для обучения сложным упражнениям избран аналитико-синтетический метод, то структурные элементы постоянно должны увязываться с упражнением в целом. Рекомендуется диалектический синтез обоих методов обучения.
Способы дидактического руководства учебным процессом. Обучение и учеба, как правило, воплощаются в конкретных формах деятельности. Дидактические цели осуществляются в таких формах деятельности, как подача и восприятие, ориентация и отработка, постановка и выполнение задачи.
Каждая пара составляющих учебной работы немыслима друг без друга: если, например, обучающий сообщает материал, а учащиеся его не воспринимают, то такая подача материала не имеет смысла; точно- так же восприятие материала учащимися приобретает педагогический смысл лишь благодаря руководству обучающего. Выбор методических элементов подачи, ориентации и постановки задачи обучающим и восприятия, отработки и выполнения задачи спортсменами определяется в каждом конкретном случае задачей воспитания и обучения, а также ситуативно обусловленным методом обучения.
1. Подача и восприятие. Преподаватель подает учебный материал в устной форме или же демонстрирует его. Устная подача-это, в частности, сообщение сведений об упражнении, лекция или описание. Демонстрация может иметь следующие формы: показ упражнения учителем, спортсменом или помощником, а также его представление посредством схематических изображений, чертежей,
кинограмм или фильмов. Следовательно, учащийся воспринимает предлагаемый материал слуховым, зрительным или комбинированным путем. Строго говоря, это-моторное восприятие, потому что на основании имеющегося двигательного опыта уже первичное восприятие движения провоцирует ; первые кинетостатические ощущения. Однако это восприятие будет достаточным лишь в том случае, если устная и зрительная подача сочетаются с первой пробной попыткой или если занимающийся выполняет эту попытку в заключение.
2. Ориентация и отработка. Преподаватель ориентирует спортсменов на освоение предлагаемого материала, рекомендуя им интенсивно тренироваться. Обучение в форме ориентации осуществляется посредством разъяснительной беседы, повторного описания, указаний, методических рекомендаций, активной помощи, ритмизации или исправления ошибок. Использование этих методических элементов ориентации опять-таки зависит от конкретных, задач воспитания и обучения или от акцентуации, Если физическое упражнение предназначено в пер вую очередь для совершенствования общефизических качеств, то в таком случае ориентация в меньшей степени будет выражаться в исправлении ошибок при выполнении движения, чем в указаниях на необходимость достаточного количества повторений и целесообразность интервального метода, т. е. на необходимость достаточной нагрузки, а следовательно, и на подачу соответствующего раздражения. При развитии навыков ориентация в большей степени имеет целью формирование у учащегося правильного представления о движении. Преподаватель дает соответствующие указания, вновь объясняет наиболее существенные структурные элементы, стимулирует работу учащегося, задавая ритм или оказывая активную помощь при выполне нии узловых элементов спортивного движения.
В спортивной подготовке учеба в форме отработки осуществляется преимущественно путем много- ; кратного выполнения движения, т. е. путем интенсивной тренировки.
3. Постановка задачи и ее выполнение. Суть процесса заключается в том, чтобы продолжать закрепление предложенного для усвоения и отработанного учебного материала и дать учащемуся возможность испытать свои силы. Для этого перед учащимся ставятся разнообразные задачи на отработку, наблюдение или воспроизведение, которые периодически дополняются заданиями для самостоятельной тренировки. Большей частью они бывают направлены на развитие приобретенных общефизических качеств, усвоенных в общих чертах двигательных навыков или моральных свойств посредством дальнейшей тренировки в различных условиях, что в свою очередь способствует мобилизации личностных качеств.
Методические элементы являются составляющими метода обучения в рамках определенной дидактической цели, форм деятельности обучающего и учащегося, а также организационно-методических форм; их выбор и расстановка должны соответствовать конкретной цели воспитания и обучения.
1. Методы демонстрации. Самой распространенной и важной разновидностью наглядной подачи материала является показ, поскольку он быстрее всего формирует первое зрительное представление о процессе движения, который необходимо освоить. Одновременно при этом происходит активизация уже накопленного двигательного опыта. Обучающий должен, насколько это возможно, сам показывать упражнение. Но он может поручать показ и учащимся, прежде всего в тех случаях, когда показ нужно сопровождать объяснением. Принцип наглядности можно осуществлять на практике также а ^ющими средствами: диапозитивами, фильмами, схематическими изображениями на доске, наглядными таблицами, моделями и т.д. Эти наглядные пособия следует использовать на всем протяжении процесса обучения, постоянно комбинируя их друг с другом.
2. Методы объяснения. На уроке физкультуры и на тренировке устными рекомендациями пользуются для описания упражнений, указаний, кратких бесед или инструкций к выполнению упражнения. В результате устного объяснения тренирующемуся должны стать понятны процесс движения, значение отдельных фаз движения, приложение силы и т.д. Поэтому сначала обучающий ограничивается узловыми элементами процесса движения, чтобы позднее, в ходе закрепления, уделять все больше и больше внимания частностям. Следует всячески избегать длинных лекций. Профессиональный язык спорта отличается ясностью, краткостью и выразительностью.
3. Методы отработки. Отработка со всем многообразием ее вариаций является основным методом спортивных занятий и тренировки.
Физические качества-двигательные умения- можно приобрести и развивать только посредством активной деятельности, интенсивной отработки.
Методические элементы демонстрации, объяснения и исправления ошибок помогают целенаправленно, целесообразно и рационально организовать процесс отработки. Поэтому на спортивном занятии и на тренировке все действия должны быть направлены на то, чтобы гарантировать занимающимся возможность оптимальной отработки с правильно дозированными нагрузками и отдыхом.
4. Методы исправления ошибок. Исправление ошибок осуществляется на всем протяжении учебного процесса. Чтобы обеспечить успех этой работы и правильный выбор методических форм помощи, нужно уметь различать основные группы ошибок. Так, на первом этапе освоения нового процесса движения чаще всего встречаются ошибки, типичные для начинающих, причина которых-недостаточно точное представление об упражнении, незакрепленные нервные связи или же недостаточная физическая и психическая подготовленность (ненужное напряжение сил, лишние движения и т.д.). Автоматизированные ошибки устранять значительно сложнее. Как правило, их порождает заучивание неправильного процесса движения или же устаревших технических элементов. Полностью ликвидировать старый динамический стереотип стоит большого труда, и лишь в условиях соревнований становится ясно, удалось ли это вообще.
Соответственно этапам моторного обучения следует различать грубые ошибки и мелкие погрешности. При обучении процесса движения в эскизной форме обучающий ставит своей целью исправление грубых ошибок. Так, например, при освоении прыжка ноги врозь сначала корректируется не положение тела в полете над снарядом, а, скажем, толчок и упор. Общепринятыми формами исправления ошибок являются поясняющие указания, команды отдельным учащимся во время выполнения упражнения или после него, повторный показ и объяснение, противопоставление правильно и неправильно выполненного упражнения, а также помощь методического характера. Последняя может заключаться, например, в ритмизации последовательности шагов или процесса движения, маркировке места отталкивания, меловой разметке снаряда, помощи при выполнении движения и т.д.
5. Методы воспитательного воздействия. В процессе спортивных занятий и спортивной тренировки складываются разнообразные условия, благоприятные для формирования понятий и поведения, соответствующих нормам жизни в социалистическом обществе. Взаимная помощь и поддержка, тактичность, смелость, честность при соблюдении правил и т. д.-вот основные требования спортивной тренировки и соревнований. Поэтому обучающий должен использовать возможности, которые заключает в себе учебный процесс, для воспитания моральных качеств и характера спортсменов, систематически проводить в жизнь воспитательные замыслы и создавать ситуации, обещающие эффективное воспитательное воздействие. Самыми существенными методическими средствами воспитания спортсменов являются: указание перспектив, формирование хороших традиций, укрепление мотивации спортивной деятельности, похвала и порицание, указание образцов для подражания, возложение функций помощника и, наконец, соревнование.
Реальные перспективы развития результатов и участие в соревнованиях или спортивных праздниках способствуют формированию у занимающихся активного отношения к учебному процессу с положительной эмоциональной окраской.
Это происходит в первую очередь в том случае, если занимающиеся осознают свои успехи, причем это понимание приходит благодаря указаниям, оценке, контролю за результатами или же в результате выполнения соответствующих спортивных нормативов. В процессе спортивного обучения подвлиянием добрых традиций происходит слияние личных и общественных интересов. Этой цели служат, например, соблюдение установленного порядка на тренировочных занятиях, единая форма одежды, спортивные песни и спортивная музыка, регулярное сравнение результатов отделений, ежегодные путешествия со спортивными целями, а также совместные культурные мероприятия. Еще одним средством воспитательного воздействия может стать обоснование целесообразности спортивного занятия, отдельных упражнений или соревнований путем выявления их взаимосвязи с видами деятельности и событиями в политической, трудовой и спортивной жизни. Так, соревнование нескольких команд юных велосипедистов можно провести под девизом «Малая велогонка мира», причем в этом случае особое внимание следует уделять взаимопомощи, готовности к участию в соревновании и упорству. Существует множество подобных возможностей, которые в конечном итоге помогают спортсменам осознать взаимосвязь между требованиями спортивной тренировки и нормами поведения в общественной жизни. Следовательно, мотивировка ни в коем случае не должна быть далекой от жизни; обучающий должен исходить из реальных ситуаций и, по возможности, таких, которые знакомы спортсменам по собственному опыту. Наряду с похвалой и порицанием, а также соревнованием эффективным средством формирования и закрепления моральных качеств личности на уроках физкультуры и тренировочных занятиях является возложение функций помощника.
Привлекая спортсменов к участию в руководстве и организации спортивных занятий, обучающий тем самым пробуждает их личный интерес, повышает их общественную активность и укрепляет коллектив. Функции помощников выполняют капитаны отделений, помощники инструкторов, капитаны команд, ответственные за размещение и подготовку снарядов, за чистоту инвентаря и помещения. Обусловленные этим взаимное руководство и взаимное подчинение развивают и укрепляют взаимопонимание, согласованность действий и ценные в моральном отношении формы поведения в спортивном коллективе.
Структура спортивного занятия никогда не является самоцелью; она должна соответствовать задачам воспитания и обучения, а также дидакткческгмЛ психологическим и физиологическим функциям, а проявляющимся в ходе занятия. Вместе с тем следует иметь в виду, что, с одной стороны, каждое j отдельное спортивное занятие как элемент педагогического процесса является частью годичного цикла, а с другой стороны, оно представляет собой определенный отрезок времени, которому должно быть отведено соответствующее место в распорядке дня занимающихся (например, нужно подумать о нагрузке на последующих занятиях в школе), i Хотя принято исходить из членения занятия, обусловленного спецификой работы, и с этой точки зрения основной считается трехсоставная структура занятия (введение, основная часть, заключительная часть), здесь возможны разнообразнейшие вариации, например введение в сочетании с разминкой и контролем за результатами или же основная часть с отработкой навыков и совершенствованием двигательных качеств. В настоящее время нередко все занятие бывает ориентировано преимущественно на совершенствование общефизических качеств (общая физическая подготовка). При круговой тренировке, например, постепенное увеличение нагрузки может выполнять функции вводной части занятия, хотя при этом ступенчатое членение не будет заметно. Лишь заключительная часть должна быть выделена как эмоциональная кульминация, для чего следует выбирать «мажорные» формы упражнений (выполнение серии гимнастических упражнений в сочетании с преодолением препятствий, игры и т.д.). Тренировочные соревнования, которые проводятся в основной части занятия, могут вместе с тем выполнять и функцию заключительной части. В конечном итоге суть задачи сводится к тому, чтобы отойти от однообразной композиционной схемы и строить занятия занимательно, но в то же время целесообразно и рационально.
Организационные формы процесса подготовки. Формы распределения участников. Организационное распределение группы особенно важно на уроках физкультуры. Преподаватель спорта делит группу таким образом, чтобы обеспечить оптимальную интенсивность тренировки, чтобы постоянно видеть происходящее и иметь возможность давать необходимые распоряжения, исправлять ошибки или оказывать помощь.
1. Тренировочная группа. Фронтальная организация тренировочной группы (класса) целесообразна прежде всего в начале и в конце спортивного занятия (приветствие, ознакомление с целью урока, краткая оценка). Одновременная работа всей группы очень интенсивна, и поэтому она осуществляется с использованием гимнастических или легкоатлетических элементов для разогревания. Строевые упражнения в большинстве случаев также выполняются всем классом.
2. Отделения (как часть тренировочной группы или класса) формируются на продолжительный период (как правило, на полгода или год) в соответствии с педагогическими установками. Отделения как учебные группы хороши для воспитания правильного поведения в коллективе. Поэтому в состав отделения включаются как сильные, так и более слабые учащиеся, и при этом учитываются их моральные качества. Внутренняя структура отделения не должна быть неизменной; характер учебного материала, требования методического или воспитательного плана могут сделать необходимой определенную перестановку. Решающее значение для успешной работы с отделениями имеют не только хорошо продуманные планы и тщательная подготовка к занятиям, но прежде всего выбор капитанов отделений, помощников инструктора и т.д.
3. Отделения, составленные по уровню результатов, представляют собой периодически создаваемые учебные группы в рамках обязательных спортивных занятий или тренировочного процесса. Их формирование рекомендуется в первую очередь в тех случаях, когда возникает необходимость в дополнительных мерах (подбор материала и методических элементов), чтобы помочь слабым и оказать содействие наиболее способным учащимся. Составление групп по уровню результатов всегда преследует определенную учебно-воспитательную цель. Так, допустимо, чтобы отдельные спортивные занятия состояли главным образом из упражнений снарядовой гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, плавания или зимних видов спорта. Отделения составляются по уровню результатов также и для того, чтобы совершенствовать общефизические качества или же улучшать владение основами спортивной техники. Таким образом, работа с отделениями, составленными по уровню результатов, в дидактическом аспекте ограничивается закреплением и совершенствованием. На уроке возможна, например, такая последовательность форм занятий:
Введение: гимнастические упражнения, выполняемые всем классом.
Основная часть А: одновременная и однородная работа с (постоянными) отделениями.
Основная часть Б: работа «станциями» с (временными) отделениями, составленными по уровню результатов.
Заключительная часть: командные игры.
4. Команды. Урок физкультуры и тренировочное занятие включают в себя и соревновательный элемент, ценный с точки зрения воспитания и обучения. Для проведения всевозможных соревнований- будь то бег с преодолением препятствий, спортивные игры, легкая атлетика или плавание — участники делятся на команды. Здесь существуют разнообразные возможности. Так, функции команды может выполнять постоянное отделение, руководитель может составлять команды на одно или несколько занятий, составы команд могут определяться самими участниками.
5. Индивидуальная работа. До сих пор эта организационная форма использовалась только в тренировке спортсменов. На уроках физкультуры ее применение оправдано лишь в том случае, если перед экзаменами нужно ликвидировать значительные пробелы в знаниях или умениях отдельных учащихся. В это время остальные спортсмены заняты игрой, или же они выбирают себе занятие по желанию: скажем, плавают. При интервальной тренировке (с индивидуализированными нагрузками) индивидуальная работа время от времени выходит на первый план. При этом многочисленные переходные формы стирают границы между работой всей группой, работой по постоянным отделениям, работой по отделениям, составленным по уровню результатов, и индивидуальной работой. Организация учебного процесса. Поиски путей повышения эффективности обучения (интенсивность, нагрузка, воспитательное воздействие) привели к созданию-в особенности в прошлые годы-дифференцированных методов организации учебного процесса. Благодаря распределению группы на постоянные отделения, отделения, составленные по уровню результатов, или команды (формы распределения группы) стал возможен постепенный отход от традиционной работы с низкой интенсивностью (один выполняет упражнение, остальные смотрят) как на уроках физкультуры, так и в спортивной тренировке. Эффективные формы тренировки подвергались целенаправленному анализу. В настоящее время в качестве основных вариантов применяются несколько форм работы, а также их комбинации.
1. Фронтальная работа. Одновременная работа всей группы или класса над общей задачей позволяет развить высокую интенсивность выполнения упражнений. Преподаватель или инструктор пользуется фронтальным методом и, следовательно, оказывает на каждого учащегося прямое воздействие. Этот метод наиболее пригоден для постановки задачи в вводной части спортивного занятия, а также для рациональной организации учебного материала по легкой атлетике, например при отработке бега, стартовых упражнений и метаний.
2. Одновременная и однородная работа с отделениями; одновременная разнородная работа с отделениями. Работа с отделениями является одним из самых старых и наиболее распространенных методов организации выполнения упражнений. Здесь возможны следующие варианты:
а) Несколько отделений одновременно выполняют одно и то же упражнение на одинаковых снарядах или комплексах снарядов (параллельная работа с отделениями); в данном случае смена снарядов не имеет смысла. Посредством сокращения численности отделений (увеличение количества отделений) или же посредством расширения возможностей параллельного выполнения упражнений на каждой «станции» интенсивность работы может быть повышена.
б) Несколько отделений одновременно выполняют одно и то же упражнение на различных снарядах или «станциях» (параллельная работа со сменой снарядов). Необходимо проводить смену снарядов, чтобы все спортсмены получили возможность упражняться на основном снаряде или основной «станции» (например, подъем махом и большой оборот на перекладине или на брусьях с одной жердью).
в) Несколько отделений одновременно выполняют различные упражнения на различных снарядах или «станциях» (одновременная разнородная работа с отделениями). В большинстве случаев основной упор делается при этом на одну «станцию» (введение нового упражнения, серии упражнений или же техники). Другие «станции» служат, как правило, для закрепления и совершенствования.
Между отдельными методами и их вариантами не может быть проведена четкая граница, здесь возможны разнообразные комбинации. Способ выполнения и количество повторений должны быть увязаны между собой таким образом, чтобы ни на одной из «станций» не было пауз в работе. Хорошие результаты дают самостоятельное определение количества повторений спортсменами, получившими такое задание (капитанами отделений, помощниками инструктора), одновременная работа нескольких спортсменов на одной и той же «станции» (например, кувырок назад с переходом в стойку на кистях на трех матах, положенных рядом) и прежде всего «поточное» выполнение упражнений.
3. Работа «станциями». Под этим следует понимать такой метод организации выполнения упражнений, при котором спортсмены, объединенные в отделения или группы, потоком, при нарастающей нагрузке, выполняют упражнения на «станциях», образующих замкнутый круг («кольцо станций»), в целях закрепления нескольких двигательных навыков. Применение этого метода обеспечивает большую плотность и интенсивность упражнений, однако требует ответственности и самостоятельности. Он наиболее всего пригоден для закрепления и стабилизации тех двигательных навыков, хороший уровень развития которых требуется на спортивных соревнованиях в условиях нарастающих нагрузок (спортивные игры и т.д.).
4. Круговая тренировка. Этот метод служит преимущественно для рационального развития силовой и общей выносливости. Спортсмены, объединенные в небольшие группы, один за другим в одну или несколько смен выполняют различные простые физические упражнения на нескольких «станциях» в соответствии с установленными нагрузкой и отдыхом. Нужно иметь такое количество «станций», каждая из которых предоставляла бы достаточно широкие возможности для работы, чтобы все спортсмены могли тренироваться одновременно.
Концепции составления планов. При планировании следует исходить из задач обучения и воспитания; например, в плане нужно отразить, какие двигательные навыки должны быть освоены или к какому уровню физической работоспособности следует стремиться.
При планировании учитываются также уровень развития и уровень результатов спортивной группы. Обращая внимание на возрастные особенности и достигнутые результаты, можно избежать занижения или завышения требований, что в свою очередь повышает интерес и возбуждает положительные эмоции в процессе занятий.
При планировании следует также ориентироваться на местные условия и состояние материально- технической базы. Это означает, что работу нужно строить в соответствии с прогрессивными спортивными традициями, используя все имеющиеся материально-технические возможности. Нередки случаи, когда, располагая ограниченными средствами или прибегая к самопомощи, удается выявить и освоить дополнительные возможности для тренировки.
Виды и структура планирования. Для школьного физического воспитания на всех ступенях действительны обязательные учебные планы; они служат основой для годового и триместрового планирования, а также для подготовки преподавателя к урокам. Соревновательный спорт базируется на многолетних тренировочных планах, разрабатываемых различными спортивными организациями. На основе этих планов составляются групповые или индивидуальные тренировочные планы на каждый период тренировки. Для организации тренировочного процесса во многих видах спорта разрабатываются годовые стандартизованные планы; исходя из них составляются планы, рассчитанные, как правило, на 4-12 недель; в некоторых случаях спортивные федерации рассылают образцы поурочного планирования. Инструкции по планированию занятий и другие печатные материалы служат дополнением к этим пособиям, предназначающимся в первую очередь для инструкторов, работающих на общественных началах.
Основы спортивной тренировки. Значение, задачи и характерные признаки спортивной тренировки. Определение понятия. Спортивная тренировка представляет собой процесс спортивного совершенствования, организуемый на основе педагогических принципов; посредством планомерного и систематического воздействия на работоспособность и готовность к труду она способствует формированию спортсмена как личности, которая обладает всем необходимым для того, чтобы добиваться высших спортивных результатов.
Значение. Спортивная тренировка и спортивные соревнования развивают у спортсмена высокую физическую и психическую работоспособность. В процессе достижения намеченных целей они способствуют формированию важных качеств личности, таких, как целеустремленность, смелость, готовность к риску и упорство. Они воспитывают самостоятельность в сочетании с коллективным мышлением и поведением, дисциплину, способность преодолевать трудности и собственные настроения.
Максимальный кислородный пульс у людей, не занимающихся спортом, и у бывших спортсменов того же возраста (по Вушеху и Платцеку):
Возрастные группы | Максимальный кислородный пульс у людей, не занимающихся спортом | Максимальный кислородный пульс у бывших спортсменов |
40-49 |
12,10 |
19,7 |
50-59 |
11,43 |
16,6 |
60-69 |
9,10 |
15,3 |
Спортивная тренировка и соревнования помогают вырабатывать привычку к здоровому образу жизни, развивают способность и желание добиться такого ритма жизни, который способствовал бы улучшению результата, позволяют контролировать индивидуальную работоспособность с помощью дозированных физических нагрузок.
Регулярная тренировка обеспечивает высокую физическую и психическую работоспособность в сочетании с общей спортивностью до глубокой старости и может увеличить продолжительность жизни. Спортивная тренировка и соревнования имеют исключительную важность для всестороннего развития личности спортсмена. Они воплощают в себе стремление человека социалистической формации к укреплению здоровья, к радостному мировосприятию и к высокой физической и умственной работоспособности. Следовательно, они способствуют решению задач социалистического производства и обороны отечества. Ярким выражением и наглядным масштабом успешности спортивной тренировки являются результаты, показанные на соревнованиях.
Борьба за высокие спортивные результаты требует от спортсмена полной самоотдачи. Она требует от него максимальной мобилизации физических качеств и навыков, интеллектуальных способностей, а также морально-волевых качеств и тем самым стимулирует их дальнейшее развитие. Каждое спортивное соревнование является пробным камнем для спортсмена как личности. Оно требует умения владеть собой, правильной оценки, рационального распределения своих сил, а также способности сделать «невозможное» в решающий момент. Поэтому тренировка, ориентированная на высшие достижения в соревнованиях, на рекорды и лучшие результаты, является особенно эффективной для воспитания человека. Кроме того, она дает ценные знания о возможностях человека в области тренировки, которые могут быть творчески переработаны в других социальных сферах.
Задачи. Готовность к спортивному результату, развиваемая в процессе тренировки и соревнований, охватывает прежде всего сознание и поведение, а также структуру мотивации. Физическая работоспособность характеризуется физическими качествами, техническими и тактическими навыками и умениями, интеллектуальными способностями, а также знаниями и опытом спортсмена. Готовность к спортивному результату и работоспособность определяют результативность, и поэтому их следует оценивать и развивать как единое целое. Воспитательное воздействие руководителя тренировки направлено в первую очередь на формирование социалистических убеждений и соответствующих им моральных норм поведения. При этом он должен следить за развитием таких специфических свойств характера и воли, которые решающим образом влияют на результат в избранной спортивной дисциплине.
Задачи обучения в рамках спортивной подготовки заключаются в физической, технической, тактической и интеллектуальной подготовке спортсмена.
Физическая подготовка включает в себя развитие общефизических качеств (силы, выносливости, быстроты), координационных качеств (в частности, моторной обучаемости и управляемости, равновесия) и подвижности. Эти качества являются важной предпосылкой как для высокой общей работоспособности человека, так и для высокой спортивной результативности.
— Технико-тактическая подготовка. Спортивно-тех- ническая подготовка направлена на освоение наиболее рациональной техники и ее использование в условиях соревнований.
Под спортивной техникой понимают специфический общепринятый и принципиально закономерный способ решения спортивно-двигательной задачи, сложившийся в спортивной практике на основе общих предпосылок и заданных норм. Как алгоритм движения спортивная техника присутствует в индивидуальном двигательном акте, т. е. соответствующая общая спортивная техника составляет основу индивидуальной формы движения, однако не идентична ей. Она служит образцом и моделью для воспроизведения движения и реализуется на основе индивидуального образа движения (внутренняя модель) и двигательного опыта спортсмена, а также соответствующих двигательных программ в специальной системе одновременных и последовательных движений.
Случайные и индивидуальные признаки отдельного движения или индивидуального процесса движения нередко затрудняют выявление общехарактерных признаков, т. е. применяемой спортивной техники и прогресса в ее развитии.
Спортивная техника базируется на знаниях о закономерностях, лежащих в основе двигательного акта, и служит достижению максимально возможных спортивных результатов за счет эффективного использования закономерных взаимосвязей и имеющихся или подлежащих развитию психофизических возможностей спортсмена с учетом внешних механических условий и конкретной тактической ситуации. При этом следует принимать в расчет ряд внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся, например, знания и желание спортсмена или пропорции его тела; внешними факторами принято считать как условия окружающей среды, так и конкретные тактические ситуации, а в общем-основные ограничивающие положения международных правил соревнований.
Поскольку предпосылки и условия для применения спортивной техники с развитием человека и его окружающей среды меняются, то и она находится в постоянном развитии.
Эффективное применение спортивной техники предполагает соответствующую подготовку личности спортсмена и наличие необходимых психофизических возможностей и двигательных навыков. Спортивная техника определяется действующими положениями о соревнованиях; в то же время она непрерывно развивается. Ее можно объективизировать с помощью методов научного анализа.
Спортивная техника, общий вид: а-собирательное понятие для всех технических приемов, применяемых в спорте; б-группировка отдельных видов спорта, дисциплин или групп видов спорта; в-типичное техническое содержание дисциплины вне зависимости от индивидуальных или случайных признаков; г-характерные индивидуальные особенности спортсмена при применении техники; д-отдельные процессы движения с основополагающими, индивидуальными и случайными признаками; е-категории общего; ж-категории основополагающего или закономерного; з-категории специфического (=личности); и-категории частного.
Инертность, с какой человек воспринимает параметры движения (иногда действительно весьма труднодоступные), а также уже описанные принципиальные проблемы «отсечения» индивидуального и случайного делают необходимым применение соответствующих методов анализа; это в большинстве случаев биомеханические методы исследования, которые нередко сопряжены с широким использованием технических приборов. С точки зрения этой научной дисциплины спортивная техника отражается в выводимых кинематических и динамических графических характеристиках, которые дополняются определенными параметрами и в общем и целом образуют целое, характеризующее или объективизирующее конкретную спортивную технику.
Подобным же образом (однако с более широкими биологическими характеристиками) можно, например, объективно выявить характерное взаимодействие основных мышечных групп на основе потенциалов активности с помощью электромиографии или типичную последовательность определенных регулирующих импульсов со стороны центральной нервной системы на основе высших поведенческих программ с помощью электроэнце- фалографии. С помощью этих электрофизиологиче- ских методов уже удалось определить уровень или степень выраженности имеющихся образов движения.
При более детальном рассмотрении идеи развития можно выявить две стороны или две плоскости: 1. Спортивная техника в целом наряду или вне зависимости от ее индивидуальных особенностей, вносимых каждым отдельным спортсменом, претерпевает историческое развитие (межиндивидуаль- ное или надындивидуальное развитие). 2. Спортивная техника развивается в процессе освоения ее каждым отдельным спортсменом (интраиндиви- дуальное развитие). При этом следует различать:
а) развитие у спортсмена так называемой внутренней модели спортивной техники; б) объективные изменения технического уровня двигательного акта, производимого спортсменом; в) развитие индивидуального оптимума спортивной техники на основе изменения уровня, например, двигательных качеств.
I Анализ фото- и кинодокументов спортивной истории проясняет социально-исторический аспект развития, который, в частности, определялся постоянным совершенствованием спортивных снарядов и спортивных сооружений. Так, использование новых возможностей, обусловленных применением новых шестов для прыжков (развитие снаряда шло через применение бамбука, стали, металлических сплавов или искусственных материалов типа фибергласа к новым конструкционным решениям), привело к изменению техники прыжка, а с ним и к повышению результатов. Первые два признака описанного выше интраиндивидуального развития отражают познанные закономерности учебного процесса. Третий признак при этом зачастую не принимается во внимание. Функция спортивной техники, однако, состоит в том, чтобы достичь максимально возможного спортивного результата за счет эффективного использования психофизических возможностей; поэтому на каждой новой ступени развития необходим специфический процесс оптимизации. При этом возникают несоответствия между содержащимися в памяти двигательными программами и двигательными качествами, и поэтому в некоторых видах спорта технические навыки не удается поддерживать в стабильном состоянии на протяжении нескольких лет.
В процессе тактической подготовки спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества и технические умения и навыки. Тактическая подготовка должна стимулировать < планомерный и систематический процесс взаимодействия членов команды на основе оптимальных вариантов атакующих и оборонительных действий.
Особое значение имеет также развитие интеллектуальных способностей. Оно заключается в сообщении полезных сведений, развитии мышления, восприятия и наблюдательности; благодаря ему спортсмен должен научиться самостоятельному планированию, организации и оценке своей тренировки, творческому осуществлению тактических концепций в практике соревнований.
Признаки. Современной тренировке присущи несколько важных характерных признаков. Она должна строиться как планомерный процесс на основе новейших данных спортивной науки; при этом следует постоянно обобщать положительный практический опыт и творчески использовать его в соответствии со спецификой той или иной спортивной дисциплины. Систематическое развитие спортивной работоспособности должно определяться долгосрочными и краткосрочными тренировочными планами, в которых должны быть отражены закономерности развития тренированности. Тренировка всегда имеет целью развитие индивидуальной работоспособности; поэтому неизменным требованием, предъявляемым к ней, являются оптимальные нагрузки. Следовательно, важнейшим следствием спортивной тренировки является привычка к здоровому образу жизни, оказывающему положительное влияние на работоспособность. Другим типичным признаком тренировки является ее ориентация на оптимальный индивидуальный результат или абсолютное высшее достижение в определенном виде спорта или спортивной дисциплине. Такая специализация, однако, не должна отождествляться с односторонностью подготовки. Высокие спортивные результаты в одной дисциплине базируются на разносторонней физической и психической работоспособности, которой можно добиться лишь на основе разнообразной тренировочной программы (принцип разносторонности). С другой стороны, в качестве средств тренировки могут служить лишь такие упражнения, которые способствуют достижению конкретной цели тренировки (принцип полезности). Поэтому каждое отдельное упражнение должно пройти проверку на пригодность и целесообразность.
Важным признаком тренировки является единство воспитания и обучения. Тренер и инструктор должны познать взаимосвязь между работоспособностью и готовностью к спортивному результату и сознательно и последовательно применять эти знания в целях улучшения спортивного результата. Роль тренера и инструктора в тренировочном процессе состоит в том, чтобы обучать спортсменов творческой работе и направлять их деятельность на достижение намеченных целей воспитания и обучения.
Тренировочная нагрузка. Спортсмен развивает свою работоспособность в процессе выполнения предъявляемых к нему требований лишь в том случае, если эти требования достаточно высоки, чтобы временно нарушить динамическое равновесие биологических и психических функций, и если они делают необходимой мобилизацию функциональных резервов. Процесс выполнения спортсменом такого рода требований принято обозначать как тренировочную нагрузку. Тренировочный эффект состоит в том, что при успешной переработке нагрузки нарушенное равновесие восстанавливается на более высоком функциональном уровне за счет процессов адаптации. Чем ближе подходят требования к границе индивидуальной работоспособности на данный момент, тем более бурно протекают процессы адаптации и тем скорее повышается спортивная работоспособность.
Требования, характерные для области спорта, определяются в основном типом физических упражнений, объемом и интенсивностью работы, тренировочными методами и требуемым качеством движения.
Вид и величина нагрузки (степень нагрузки) обусловливаются прежде всего дозированием отдельных компонентов заданной работы в зависимости от индивидуальной работоспособности на данный момент. Метеорологические условия, состояние тренировочного спортсооружения и многие другие условия изменяют степень физической и психической нагрузки. Измерение биологических показателей (в частности, частоты сердечных сокращений, концентрации лактата, суммы пульса в состоянии покоя) дает представление о физических компонентах и об изменении поведения и установки спортсмена во время нагрузки и после нее, а также
о психических компонентах нагрузки. Первоочередной задачей спортивной науки является установление закономерных взаимосвязей между структурой требований и характером нагрузки, а также между направлением и темпами адаптации.
Тренировочная нагрузка оказывает оптимальное воздействие только при правильном соотношении нагрузки и отдыха. В фазе отдыха после тренировочного занятия вступают в действие важные процессы адаптации. При слишком коротких интервалах между тренировочными занятиями накапливается утомление, и действие прогрессирующих нагрузок не может быть реализовано в полной мере. Это нарушает функции вегетативной нервной системы и обусловливает снижение результатов. Слишком большие интервалы замедляют развитие результатов вследствие быстрого исчезновения адаптации к тренировке.
Как правило, начинающий должен тренироваться 3-4 раза в неделю, прогрессирующий-ежедневно, а спортсмен высокой квалификации-несколько раз в день.
При ежедневной тренировке следует стремиться к ускорению процесса отдыха за счет достаточно продолжительного ночного сна, организации досуга, способствующей расслаблению, полноценного питания, массажа, физиотерапевтических средств, разнообразных гигиенических мер и т. д. Очень важное значение имеет активный отдых. Это-движения, требующие небольшого напряжения; при этом либо сохраняется структура движения фазы нагрузки, но значительно уменьшается сила, либо выполняются движения с иной структурой. Формы активного отдыха включаются в продолжительные тренировочные занятия или же выступают в роли самостоятельных тренировочных единиц в недельном тренировочном цикле.
— Увеличение нагрузки. Постоянный прирост результата происходит лишь в том случае, если к повышающейся работоспособности предъявляются соответственно и более высокие требования. Неизменные требования постепенно утрачивают свою эффективность, и их хватает лишь на то, чтобы сохранять работоспособность.
Для развития общефизических качеств нужно прежде всего увеличивать объем или интенсивность требований; для развития координационных качеств и спортивной техники требуются более сложные условия выполнения упражнения, а также более высокое качество и стабильность выполнения или же повышение коэффициента сложности (спортивная гимнастика, фигурное катание).
Увеличивающиеся нагрузки должны вызывать соответствующее повышение результата. При этом не следует забывать, что спортсмену нужно какое-то время, чтобы адаптироваться к возросшим требованиям. Кроме того, следует закрепить новый (более высокий) уровень результатов. Если требования нарастают слишком быстро, то процессы закрепления оказываются неэффективными: спортсмен утрачивает возможность успешно перерабатывать нагрузку; могут произойти застой или спад результатов. По этой причине следует регулярно и не слишком редко контролировать развитие результатов, применяя для этого целесообразные методы тестирования.
Опыт показывает, что при ежедневной тренировке увеличение нагрузки разумно производить с интервалами в 4-6 недель; циклическое изменение нагрузки стимулирует также процессы отдыха.
Спортивный результат поддается оптимальному улучшению при условии, если нагрузки эффективно воздействуют и на психорегулирующие качества (морально-волевые качества). Следовательно, в процессе общефизической подготовки, а также технической и тактической тренировок следует использовать такие методы, которые предъявляют повышенные требования прежде всего к таким качествам спортсмена, как готовность к нагрузкам, самодисциплина, упорство, решительность и умение принимать решение.
— Индивидуальные и объективные факторы нагрузки. Дозировка нагрузки должна быть индивидуальной. Однако при этом следует принимать в расчет и практический опыт. Данные, полученные из практики тренировки сильнейших спортсменов, нельзя рассматривать как норму; они могут служить лишь примерными контрольными цифрами. Само собой разумеется, что высокие спортивные достижения возможны лишь при условии работы с очень большими нагрузками. Однако динамика результатов зависит не только от величины нагрузки, но и от качества системы нагрузок-например, от структуры нагрузки в различных периодах тренировки, от методов и средств тренировки, от соотношения между нагрузкой и отдыхом. Следует учитывать также возраст и продолжительность тренировочной деятельности, тренированность и состояние здоровья, а также общую нагрузку спортсмена.
— Возраст и продолжительность тренировочной деятельности. Как уже было установлено, величина и вид нагрузки зависят, в частности, от подготовленности, возраста и продолжительности тренировочной деятельности, а также от особенностей каждого отдельного вида спорта. Тренировка новичков должна быть более разносторонней, нежели тренировка прогрессирующих спортсменов. Здесь для развития результатов наряду со специальными для данной соревновательной дисциплины упражнениями пользуются упражнениями из других спортивных дисциплин или видов спорта (основная подготовка). Однако по мере увеличения продолжительности тренировочной деятельности (многолетняя тренировка) специальные тренировочные упражнения и соревновательные упражнения занимают доминирующее положение в развитии результата. Нужна многолетняя подготовка, прежде чем спортсмену может быть разрешено работать на пределе индивидуальной способности переносить нагрузки. Поэтому, как правило, к начинающим спортсменам нельзя предъявлять столь же высокие требования, как к спортсменам, обладающим некоторым тренировочным опытом. Это относится прежде всего к общефизической подготовке. В технической тренировке молодые спортсмены, напротив, проявляют нередко более высокую работоспособность, чем более зрелые, если они обладают необходимыми физическими качествами для освоения сложных процессов движения (например, в фигурном катании, спортивной гимнастике).
Оптимальную границу переносимости нагрузок следует определять на основании постоянного наблюдения за спортсменом в процессе тренировки, контроля за его состоянием и поведением после тренировочных занятий, тестирования результатов и медицинских обследований. Для этого необходимо сотрудничество тренера, спортсмена и спортивного врача.
— Общая нагрузка. Спортсмен испытывает действие нагрузок не только в процессе тренировки, но и в профессиональной деятельности, в учебе и в семейной жизни. Требования, которые предъявляет жизнь к отдельным спортсменам, весьма различны. Они оказывают влияние на темпы восстановления после напряженной тренировки, и поэтому их также следует принимать во внимание при планировании тренировки.
— Годичная нагрузка. Если тренировочная нагрузка больше не соответствует уровню работоспособно
сти или вообще отсутствует, то адаптация к тренировке может исчезнуть. Так, например, выносливость в течение нескольких дней отдыха может претерпеть существенные обратные изменения. По сравнению с выносливостью несколько большей стабильностью отличаются сила и быстрота. Хотя основная структура спортивно-технических навыков сохраняется на протяжении нескольких лет, при нерегулярной тренировке довольно быстро утрачивается точность движений. Поэтому тренировку следует строить как непрерывный и последовательный процесс.
Структура годичной тренировки. В целях систематического развития тренированности год делится на 1-2 тренировочных цикла. Каждый цикл состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периодов. В подготовительном периоде повышается уровень отдельных факторов спортивного результата (общефизические и координационные качества, обусловливающие уровень спортивного результата, спортивно-технические навыки), стабилизируется высокий уровень комплекса, именуемого спортивным результатом, и проводится подготовка спортсмена к дальнейшему повышению нагрузок ради улучшения результата на следующих важных соревнованиях. Как правило, в этот период нагрузки бывают разносторонними; общефизическая подготовка не очень интенсивна, но довольно велика по объему.
В соревновательном периоде основная задача состоит в том, чтобы обеспечить определенный уровень соревновательных результатов и по возможности подвести спортсмена к максимальному результату. Повышение интенсивности тренировки достигается за счет условий тренировки, близких к соревновательным, а также за счет самих соревнований. Воспитание спортсмена направлено на развитие его способности справляться с интенсивными нагрузками, на развитие упорства в соревновании, уверенности в себе, готовности к риску и готовности принимать решения в ходе соревнований в сочетании с решением тактических задач. Переходный период представляет собой связку между двумя циклами и служит для отдыха после физического напряжения, обусловленного участием в серии соревнований. Этот период, как правило, длится не более 2-3 недель. В это время тренировка полностью не прекращается, однако упражнения, выполняемые спортсменом, обычно бывают другими, нежели в соревновательном периоде. Тренировочные циклы. При ежедневной или почти ежедневной тренировке возникает необходимость соблюдать определенную ритмическую последовательность нагрузок. Этим обусловлена организация малых циклов в виде серии нескольких тренировочных занятий (микроциклы), которые могут повторяться через несколько недель, и более продолжительных циклов, длящихся несколько недель (мезоциклы). Микроциклы следует строить таким образом, чтобы обеспечить правильную координацию между нагрузкой и отдыхом и чтобы воздействие основных нагрузок на спортсмена приходилось на наиболее благоприятный отрезок времени. Таким образом, в тренировочном цикле тренировочные занятия с высокой нагрузкой, которые ориентированы преимущественно на развитие спортивного результата или отдельных факторов результата, чередуются с тренировочными занятиями с небольшими нагрузками, которые служат для закрепления приобретенных умений, навыков и качеств или для ускорения процессов восстановления.
Кроме того, нередко друг за другом следуют тренировочные занятия с различными задачами, которые требуют различных средств тренировки и различных величин раздражения. Это позволяет отказаться от продолжительных периодов отдыха между тренировочными занятиями и тренироваться ежедневно.
Длительность мезоциклов составляет 4-6 недель. Они складываются в результате специфической динамики нагрузки и в результате чередования продолжительных этапов с высокими нагрузками и коротких этапов (около 1 недели) с пониженными нагрузками. Такое чередование, с одной стороны, должно обеспечить высокую общую нагрузку, а с другой-постоянно создавать условия для полного восстановления, а значит, и для оптимальной переработки нагрузки. Динамика нагрузки в первые две трети мезоцикла характеризуется максимально возможным объемом тренировки, а в последней трети — нарастающей интенсивностью в сочетании с сокращением объема. Это помогает избежать монотонности в дозировке раздражений и стереотипности адаптации, а также обеспечить циклическую последовательность раздражений, обусловленных объемом и интенсивностью нагрузок.
— Дозирование соревнований. Не всякое соревнование должно полностью исчерпывать резервы организма. Многие соревнования служат для развития спортивного результата, т.е. являются средствами тренировки. Их трудность должна нарастать постепенно. Но и для них справедливо положение, относящееся к тренировке: соревнования, не требующие существенного напряжения сил, бесполезны для развития спортсмена. Спортсмен, избегающий сильного соперника, потому что он может потерпеть от него поражение, наносит ущерб самому себе.
— Постановка целей. Современная тренировка захватывает всю личность спортсмена. Готовность к спортивному результату и неустанное стремление к поиску новых и более эффективных путей прогрессируют, если спортсмен сознательно идет к цели (высокому спортивному результату) и осознает результаты своего труда. Цель тренировочного занятия нельзя ни завышать, ни занижать. Слишком доступная цель провоцирует к пренебрежению спортивным образом жизни, рассеянности на тренировке и к зазнайству. Недостижимая цель побуждает наиболее честолюбивых спортсменов к таким усилиям, которые они не в состоянии выдержать более или менее длительное время. Они ведут к перенапряжению, а неудачи-к психической депрессии. Планами тренировки должны предусматриваться цели как для коротких, так и для более длительных этапов; при этом следует принимать в расчет предшествующие результаты спортсмена, условия тренировки и другие факторы, влияющие на эффективность тренировки. Цели должны быть конкретными и по возможности измеримыми.
Тренер и спортсмен, ставящие перед собой задачу «несколько улучшить» прежний результат, не придерживаются плана тренировки.
— Контроль за результатами проводится для того, чтобы проверить, насколько эффективными были тренировочные раздражения и в какой мере они повлияли на спортивный результат и на уровень отдельных факторов результата. На основании результатов контроля можно точно определить нагрузку для планирования следующего этапа тренировки. Результаты в соревновательной дисциплине дают лишь приблизительное представление об уровне развития отдельных умений, навыков и качеств, которые являются качествами, определяющими спортивный результат. Поэтому для каждого вида спорта нужна система контрольных упражнений для проверки мышечной силы, выносливости, быстроты, ловкости и подвижности, техники и тактики, а также морально-волевых качеств.
— Воспитание привычки к выполнению плана. Результаты контрольных испытаний и соревнований, а также наблюдений в процессе тренировки оцениваются на коллективных совещаниях. На них следует делать критический разбор слабых сторон и указывать пути к их устранению. Нужно также выявлять причины наиболее заметных успехов и анализировать новые методы, позволяющие ускорить процесс развития. Коллектив должен принимать активное участие в выполнении плана каждым отдельным спортсменом и всеми силами поддерживать и укреплять стремление к неуклонному улучшению спортивных результатов. Спортсмена нужно воспитывать прежде всего в духе требовательности к себе и максимальной самостоятельности.
— Эмоциональные предпосылки. Радостное настроение повышает эффективность тренировки, и спортсмен в этом случае быстрее преодолевает утомление. Это можно заметить как во время соревнований, так и после них. Счастливый победитель быстрее восстанавливается после напряженных соревнований, чем спортсмен, удрученный поражением. Поэтому тренер должен всячески стимулировать радостную заинтересованность спортсмена в тренировочно-соревновательном процессе. Действенным средством в данном случае могут оказаться ближайшие и перспективные цели, которые определенным образом ориентируют спортсмена.
— Монотонность. Тренировочные раздражения оказывают оптимальное воздействие только при многократном повторении. Чтобы освоить безукоризненный процесс движения, нужно неутомимо отрабатывать отдельные элементы или движение в целом при различных условиях. Общефизическая подготовка также требует многократных повторений, причем в большинстве случаев число наиболее эффективных тренировочных упражнений бывает ограничено. Многим спортсменам такая работа кажется однообразной.
Однообразные формы нагрузки создают впечатление монотонности также и из-за высокой частоты тренировочных занятий. Слабовольные и не слишком целеустремленные спортсмены испытывают в связи с этим существенную психическую нагрузку, от которой они время от времени пытаются избавиться. Отрицательные воздействия монотонности тренировки можно устранить, если удастся заинтересовать спортсмена поставленной целью и убедить его в необходимости всех требований. И все же тренировочные занятия не должны быть более однообразными, чем это необходимо для оптимального эффекта. Здесь можно порекомендовать чередование основных задач, средств и методов тренировки, а также периодическую смену обстановки.
Перенапряжение. Нормальное развитие тренированности может нарушиться, если общая нагрузка значительно и в течение длительного времени превышает индивидуальную работоспособность. Причиной этого могут быть как ошибки в методике тренировки, так и факторы-помехи, находящиеся за пределами тренировки.
Такими факторами могут быть, в частности, необоснованно быстрое увеличение нагрузки, чрезмерный объем технической подготовки при недостаточном отдыхе. К перенапряжению могут привести также неспортивный образ жизни, психические срывы из-за неудач в различных областях жизни (в семье, в школе, в процессе профессиональной подготовки), подавленность после поражений в спорте, вызванная переоценкой своих возможностей, а также другие обстоятельства.
Психическими симптомами перенапряжения, которые в большинстве случаев являются также первыми признаками завышенных нагрузок, являются чувство неудовлетворения, нежелание работать, раздражительность, утрата способности к сосредоточению и нарушение взаимоотношений в социальной среде. При дальнейшем перенапряжении снижаются спортивные результаты; ухудшаются все виды адаптации, выработанные в процессе тренировки. Могут наступить длительная бессонница и потеря аппетита.
Профилактическими мерами являются постоянное наблюдение за спортсменом, достаточный отдых и соблюдение спортивного образа жизни. Если симптомы перенапряжения распознаны своевременно, тренированность спортсмена можно быстро нормализовать путем временного сокращения нагрузки (на 1-2 недели), изменения организации тренировки и путем создания приятных для спортсмена ситуаций.