Методическое руководство работой дошкольных учреждений
Рубрика: Работа с дошкольникамиАктивные поиски методов и средств физического закаливания детей в дошкольных учреждениях Норильска начаты во второй половине 50-х годов.
В 1957 г. детские сады, ранее находившиеся в ведении санитарного отдела Норильского горно-металлургического комбината им. А. П. Завенягина, были выделены в отдел детских дошкольных учреждений ЖКУ комбината. В 1960 г. в ведение дошкольного отдела перешли и детские ясли. Работу отдела возглавили энтузиасты дошкольного воспитания Норильска Р. А. Леонтьева и К. М. Бадова.
В период с 1955 по 1960 г. стала интенсивно развиваться сеть дошкольных учреждений: к концу 1960 г. в Норильске было 43 детских учреждения, которые посещали 6 тыс. детей.
Дошкольные работники вместе с врачами и проектировщиками занимаются разработкой типовых учреждений, учитывающих специфику Крайнего Севера, проводится большая работа по учебе воспитателей и медсестер. Продумываются и организуются мероприятия по физическому оздоровлению детей в условиях Заполярья — водные закаливающие процедуры, облучение лампами ПРК-7. Планируются и проводятся утренняя гимнастика и занятия физкультурой; правда, к проведению этих занятий особых требований еще не предъявлялось, методика их в зависимости от возраста детей не дифференцировалась.
В 1960 г. в связи с утверждением должности методиста была начата постановка педагогической работы в коллективах, подготовка воспитателей на местах, начали заниматься и оснащением методических кабинетов.
Методический кабинет дошкольного отдела затрачивал огромные усилия, но дело подвигалось медленно, ибо не было опыта методической литературы, разработок, особенно по физическому воспитанию, с учетом специфических условий Крайнего Севера. Тем не менее уже в 1961 —1962 гг. появились первые результаты, первый опыт работы. В детских садах стали проводиться открытые физкультурные занятия, гимнастика, на педсоветах стали заслушиваться сообщения из опыта работы отдельных дошкольных учреждений.
По желанию воспитателей проводили семинары по планированию гимнастики и физкультурных занятий. Готовясь к семинару, каждый воспитатель должен был написать план физкультурного занятия или гимнастики. Их заслушивали, обсуждали, наиболее удачные планы брали за образец. При составлении конспектов учитывались такие методические требования, как индивидуальный подход к детям, соответствие нагрузки возрасту и подготовленности детей, оборудование занятия, последовательность упражнений, методика подстраховки детей, одежда и обувь, температурный режим помещения.
В 1962 г. в город приехало. 10 молодых специалистов, окончивших факультет дошкольной педагогики и психологии Ростовского педагогического института, в 1965 г.— 10 человек, окончивших Горьковский педагогический институт, и др.
Воспитателей со средним специальным образованием стал готовить учебно-консультационный пункт заочного отделения Красноярского дошкольного педучилища, открытый в Норильске в I960 г.
В 1968 г. на базе Норильского медицинского училища было организовано обучение группы в 20 человек для работы с детьми раннего возраста.
Методический кабинет дошкольного отдела к этому времени обобщил опыт работы дошкольных учреждений по вопросам физического воспитания; значительно прибавилось методической литературы, разработок. Работать становилось интереснее, у педагогов появился творческий, осмысленный подход к решению проблемных .вопросов по физическому воспитанию. В осуществлении их непосредственное участие стали принимать врачи, музыкальные руководители, сестры-воспитательницы, работающие с детьми раннего возраста.
В 1966 г. на кустовых методических объединениях изучались две темы: 1) развитие основных движений детей раннего и дошкольного возраста; 2) физическая подготовка детей к школе. В связи с этим были просмотрены открытые физкультурные занятия с использованием различного оборудования и применением различных методов в обучении основным видам движений во многих детских учреждениях, в которых работа по физическому воспитанию была поставлена хорошо. В результате просмотренных занятий было выявлено, что наряду с исполнительными воспитателями, добросовестно выполняющими все методические требования к проведению и организации занятий, есть воспитатели творческие, умеющие создать у детей высокий жизненный тонус, дать им почувствовать радость движения.
В 1966/67 учебном году было проведено первое обследование развития основных видов движений у детей 4—7 лет. Оно послужило своеобразным толчком, заставило всех глубже проанализировать двигательную активность детей на утренней гимнастике, физкультурных замятиях и в повседневной жизни.
Врачи дошкольных учреждений много сделали в плане отработки методики проведения водных закаливающих процедур с детьми раннего и дошкольного возраста, постоянно участвовали в составлении комплекса упражнений для детей раннего и дошкольного возраста, следили за физической нагрузкой на занятиях и состоянием здоровья детей.
В эти же годы в помощь воспитателям, методистам, заведующим детскими садами методический кабинет подготовил инструктивно-методический материал, чертежи и рисунки физкультурного оборудования, примерные планы физкультурных занятий.
С 1967 г. работу ОДДУ Норильского горно-металлургического комбината по изысканию лучших групповых режимов в условиях Заполярья, гигиенических режимов и прогулок в условиях суровой зимы, средств закаливания детского организма, организации повышенного двигательного режима стала направлять лаборатория физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Объектами совместных исследований были избраны: а) режимы дня групп раннего и дошкольного возраста, учитывающие специфику Крайнего Севера; б) организация повышенной двигательной активности детей; в) проведение прогулок в зимний период.
Для повышения теоретической и практической подготовки воспитателей, медицинских сестер, врачей, методистов, заведующих детскими садами в области физического воспитания детей старшими научными сотрудниками НИИ дошкольного воспитания Т. И. Осокиной и В. И. Добрейцер был проведен теоретический семинар. Программа семинара предусматривала ознакомление работников дошкольных учреждений с последними научными разработками в области физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста, разъяснением отдельных разделов действовавшей тогда «Программы воспитания в детском саду», обучение методикам сбора фактического материала в дошкольных учреждениях для выработки научно обоснованных рекомендаций по организации физического воспитания детей в условиях Крайнего Севера.
Вопросы физического воспитания стали обязательными в повестке ежегодных педагогических и родительских конференций и Педагогических чтений 1966—1968 гг. В анализе докладом, и выступлениях оппонентов подчеркивалось то главное, что необходимо было перенести в широкую практику работы на местах. В ходе всех Педагогических чтений и конференций экспонировались выставки, материал которых представлялся большинством детских учреждений города. Здесь были новые образцы физкультурного оборудования с методическими указаниями по их использованию, конспекты занятий, перечень рекомендуемых упражнений с отдельными снарядами, проводимых в условиях помещения и участка, альбомы, фотостенды, рассказывающие об отдыхе детей в тундре, играх и занятиях на летней площадке и т. д.
Говоря о ежегодных конференциях, Педагогических чтениях, открытых занятиях как о главных формах работы, нельзя не сказать и о других, которые помогают детским учреждениям работать в неразрывном контакте с методическим кабинетом, дают возможность целенаправленнее осуществлять общие задачи.
Большую работу проводили методические объединения. Хотя работа эта велась с меньшей по сравнению с конференцией аудиторией, но здесь каждый мог высказать свою точку зрения по поводу прослушанного доклада или сообщения, поделиться своим опытом работы, высказать сомнения, трудности, встречающиеся в процессе работы. Темы сообщений включались в годовой план методической работы дошкольного отдела после предварительного опроса работников детских учреждений о том, какие сообщения, доклады необходимо послушать в следующем учебном году. Методические объединения также организовали выставки конкретного практического материала.
И еще одна активная форма работы — планерки с заведующими детских учреждений и с методистами 1 раз в две недели. Они позволяют своевременно решать все проблемные вопросы, обсуждать уровень работы на данный период в детских учреждениях. Такие планерки проводятся 1 раз в две недели и с воспитателями в детских учреждениях. На них обсуждаются задачи, стоящие перед всем отделом детских дошкольных учреждений в целом, и обязательно анализируется работа коллектива в свете этих задач. На последней -планерке месяца оговаривается оценка работы каждой группы за месяц с учетом отношения к работе воспитателей, обслуживающего персонала. Общая оценка работы изображается графически.
В марте 1968 г. были проведены четвертые Педагогические чтения на тему «Физическое воспитание детей в условиях Заполярья». В них приняли участие работники лаборатории физи> ческого воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Было представлено 10 докладов, которые отражали специфику работы дошкольных учреждений в условиях Крайнего Севера но вопросам режимов дня, организации прогулок в суровых климатических условиях, двигательной активности детей, закаливания организма ребенка раннего и дошкольного возраста. Результаты этих педчтений были опубликованы в сборнике «Физическое воспитание детей на Крайнем Севере», подготовленном к изданию дошкольным методическим кабинетом и изданном Красноярским издательством.
В январе — феврале 1969 г. в целях повышения квалификации педагогических и медицинских работников детских учреждений Норильска вновь был проведен научно-практический семинар «Развитие движений детей дошкольного возраста». Обучение прошло по 30-часовой программе с практическим показом движений, им было охвачено более 200 слушателей Норильска и Таймырского национального (ныне автономного) округа (заведующие, методисты, врачи, педагоги, медицинские сестры).
Некоторые итоги работы были подведены на Всесоюзной научно-практической конференции в 1971 г.
В условиях Севера серьезной проблемой является закрепление кадров от воспитателя до руководителя, необходимость постоянного их пополнения. Так, за последние 2—3 года контингент руководителей и воспитателей дошкольных учреждений основательно обновился. С целью повышения деловой квалификации педагогов в марте 1978 г. был проведен двухнедельный семинар-практикум «Обучение детей дошкольного возраста основным движениям».
В программу семинара были включены три основных раздела. Прежде всего это изучение характеристик каждого основного движения, ходьбы, бега, прыжков, ползания, метания и т. д. у Детей разных возрастов, а также вопросы планирования развития основных движений. Вторая часть семинара была посвящена теоретическому и практическому разбору методики проведения и планирования физкультурных занятий в каждой возрастной группе, а также рассмотрению некоторых вопросов контроля.
Работа дошкольных учреждений Норильска проводится при постоянной тесной связи педагогов и медицинских работников города и непрерывно совершенствуется. В январе 3980 г. для руководителей, методистов, врачей и старших медицинских сестер был проведен семинар по теме «Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста». На педагогических советах в дошкольных учреждениях воспитатели делятся опытом работы по физическому воспитанию, периодически отчитываются о выполнении программы по физвоспитанию; врачи делятся опытом работы по охране здоровья и снижению заболеваемости детей. На итоговых педсоветах ежегодно методисты анализируют уровень усвоения основных видов движений детьми разных возрастных групп, опираясь на данные обследований (регулярно проводимых дважды в год) в апреле и октябре (табл. 11). Нормативные показатели развития основных видов движений для мальчиков и девочек 4—7 лет были разработаны Г. В. Сендек в 1970 г, Анализ данных этих обследований позволяет методическому кабинету вести тщательный учет уровня физического воспитания в каждом детском саду, следить за физическим развитием и двигательной подготовленностью детей.
Таблица 11